Феликс Шифрин | Спорт и психология


Channel's geo and language: Russia, Russian
Category: Psychology


Психология в спорте имеет решающее значение. Канал помогает лучше справляться со спортивной жизнью. Необходимые ментальные навыки и стратегии преодоления психологических барьеров.
Вопросы и запись на консультацию – @feliks_shifrin

Related channels  |  Similar channels

Channel's geo and language
Russia, Russian
Category
Psychology
Statistics
Posts filter


Нас, спортивных психологов, обучают даже психологическому такту. Почему нет, ведь способность быть тактичным (не токсичным) – это тот единственный багаж, который не теряется в путешествиях по жизни.

Психологический такт – тонкая черта, отделяющая деликатность от вульгарности. Он состоит из качеств, которые принято считать душевными: доброжелательность, чуткость, отзывчивость, искренность. Словно ингредиенты редкого эликсира, который мы сейчас и выпьем.

Итак, для психолога важно уметь держать эту грань: быть естественным и простым, но не скатываясь в фамильярность. Верить в человека, но не забывать о границах, которые должны соблюдаться.

Его серьёзность не омрачена искусственной строгостью. Ирония и юмор в словах никогда не обидят, потому что лишены злости и не переходят в насмешки.

Требовательность – да, но без мелочной придирчивости и грубости. Доброжелательность исходит из сердца, а не из стремления угодить. Деловой тон – без раздражительности, а воспитательное воздействие – без спешки.

Принципиальность и настойчивость психолога не скатываются в упрямство. Он внимателен и чуток, но не делает из этого показуху. Когда он отдаёт распоряжения, это звучит решительно, без мольбы и уговоров. Обучение, которое он предлагает, лишено высокомерия, а его способность слушать не кажется равнодушной.

И вот тогда это тактичность, что позволяет психологу находить точный баланс в любой ситуации, не теряя ни человечности, ни профессионализма.


Формирование футбольной команды – это искусство, похожее на создание какой-нибудь музыкальной симфонии. Каждый аспект, каждый игрок – как нота, влияющая на общее звучание всего сезона.

Модель "5F", которую мы рассмотрели на очередной лекции с помощью коллеги Степана Медникова, – концепция развития и оценки командной эффективности. Это как пять пальцев одной руки большой командной работы.

Первый "F" – Внешняя среда

Здесь начинается всё. Подобно тому как погода влияет на настроение, так и условия, в которых приходится играть команде, формируют её способность выигрывать. Этот фактор включает в себя все внешние данные, которые могут повлиять на игру: регламенты и правила турниров, качество поля, атмосферу на стадионе и т.д. Важно, чтобы команда могла адаптироваться к любым условиям и сохранять высокую производительность независимо от внешних обстоятельств.

Второй "F" – Цель

В футболе она, как правило, проста до гениальности – забить больше, чем другие. Но это только на первый взгляд. Ведь каждая игра – это маленькая жизнь, полная своих микроцелей и микропобед. Четкое понимание конечной цели необходимо для сфокусированной и целеустремленной работы команды. Эта цель должна быть не навязана внешней средой, а ясно сформулирована и понятна каждому участнику команды.

Третий "F" – Лидер

Роль людей, которые направляют усилия команды, мотивируют игроков, стратегически и тактически управляют игрой. Лидер ведет за собой команду в трудные моменты, является примером и жертвует собой, если надо. Мотиватор, исполнитель, координатор. Он всегда идет впереди, его воля к победе крепче, а амбиции – выше крыши. Он не просто хочет достичь цели, он готов ради этого выложиться по полной. Лидер себя, дела, других.

Четвертый "F" – Состав

Хорошая команда – это не группа звёзд, это звездное небо, где каждая звезда на своем месте. Состав должен быть умело подобран, чтобы каждый мог стать ключом к успеху, зная, что его роль – уникальна и важна. То есть, каждый игрок в команде вносит уникальный вклад. Важно, чтобы состав команды был сбалансирован по навыкам, физической подготовке и опыту. Подбор правильных игроков для каждой позиции и создание сильного запаса – ключевые аспекты управления составом.

Пятый "F" – Взаимодействие

Футбол – это танец, игра взаимодействия. Если кто-то не в ритме, весь танец рушится. Взаимодействие на поле – это искусство, которое требует не только техники, но и чувства, понимания и взаимного уважения. В футбольной команде это касается таких аспектов, как передачи мяча, поддержка, оборонительные и атакующие маневры, а также психологическая согласованность игроков.


На лекции директор одной из московских Академий поделился заботами, которые руководство готово возложить на плечи спортивных психологов.

Начиная с тринадцати, спортсмены сталкиваются с непростой реальностью: игра разворачивается в полноценном формате 11 на 11, и происходит жесткое разделение на первый и второй составы. С этого момента каждый шаг на поле кажется испытанием, каждое решение тренера – приговором.

Мотивация спортсменов часто угасает, многие игроки Академии не могут ответить на вопрос для чего они играют в футбол. Взаимоотношения в команде могут превратиться в настоящее поле битвы, особенно когда речь заходит о новичках и буллинге. Травмы добавляют тягот, заставляя спортсменов погружаться в глубокие психологические ямы, откуда без помощи специалиста и не выбраться.

Какие еще формулируются проблемы, требующие компетенций спортивного психолога?

Те, кто возвращается из сборной, иногда начинают смотреть на мир сквозь призму завышенной самооценки. Возвращение к реальности может быть болезненным.

Реакции на решение судей, которые заканчиваются агрессией и красными карточками, – не просто эмоции, это вскрытые раны несправедливости.

Нарушения правил соперником может разжигать желание отомстить. И это тонкая грань между честной игрой и спортивной яростью.

Оскорбления соперников и судей, месть за нарушения – все это показывает, что уважение часто уходит на второй план. А уважение к сопернику и судьям – важный элемент спортивного духа, который, к сожалению, присутствует на поле не всегда.

Не менее важна работа с тренерами, которые под давлением результатов иногда теряют чуткость и справедливость. Тренеры вообще отдельная история. От них требуется не только умение управлять командой, но и умение управлять собой. Профессиональное выгорание, агрессивное поведение на поле и конфликты с родителями обнаруживают перед психологом задачи наладить их психоэмоциональное состояние и научить искусству общения.

И, конечно, родители – и это отдельная история. Родительские переживания за карьеру детей порой переходят все границы и требуется немало усилий, чтобы направить их энергию в мирное русло. У большинства родителей дети – самые лучшие. По их мнению, ребенок должен играть только в первом составе, желательно, с самого начала. Ну а если вдруг не вызвали на игру или времени на поле дали мало, тут уж начинаются настоящие драмы. Не слезы, но обиды. Нарастающее чувство несправедливости...

Решение всех этих вопросов – в руках психолога, который проводит как индивидуальные, так и групповые занятия. Разборы, беседы, построение мостов между желаниями и возможностями.

«Сколько психологов нужно, чтобы справиться с этим всем?», – данный вопрос так и остался висеть в воздухе, как незабитый пенальти. Ответа и не последовало, хотя в академии, где занимаются 5500 спортсменов и 169 тренеров, нет даже одного штатного специалиста.

Впрочем, всё начинается с момента, когда признается проблема. Это уже полдела. Первый шаг к её решению.


На второй лекции мы как бы продолжили беседу о том, кто такой спортивный психолог и что ему приходится делать. Это похоже на то, как начинаешь знакомство с новым человеком. Ты приходишь в клуб, тебя встречают, начинаете вместе строить планы и выстраивать общие цели.

Сейчас мы подбираемся к тому, когда все уже считают, что психология – это прекрасно. Нужная штука. Полезно. Но что это такое на самом деле – никто не может точно сказать. Что-то вроде тумана: все знают, что он есть, но никто не видит, где он начинается и где кончается.

Психолог должен все это разложить по полочкам, превратить ворох проблем в систему, которую можно было бы понять и применять. Нужно объяснить всем, что именно ты делаешь, и почему это важно для каждого паса и каждого удара в игре. Как устроено психологическое сопровождение, какие формы оно может принимать и как их правильно комбинировать с потребностями клуба.

Коллега Мария Огурцова предложила нам два пути объяснения. Первый кажется понятным: цель психологического сопровождения – помочь спортсмену находиться в оптимальном психологическом состоянии для достижения результата. Но это все равно слишком абстрактно. И вот тут на сцену выходит второй вариант, который больше говорит о конкретике.

В спорте всё делится на физическую, техническую, тактическую и психологическую подготовку. И в каждом из этих аспектов есть место для работы психолога. Чтобы выдержать нагрузки – нужна мотивация и воля. Чтобы улучшать технику – нужно правильное отношение к ошибкам и развитие моторики. В тактической подготовке не обойтись без умения общаться и принимать решения. И, конечно, психологическая подготовка – работа над ментальной устойчивостью. И все это вписывается в большой блок работы спортивного психолога.

Этот второй вариант куда яснее для тренеров. Он делает роль психолога видимой и значимой, показывает его как настоящего специалиста, без которого трудно представить современный профессиональный спорт.


Первая лекция в Академии РФС была как первое свидание. Немного суеты, ожиданий и непроизнесенных слов. И, конечно, тема – имидж и зона ответственности спортивного психолога. Как великие театралы, мы задавались вопросом, что же в нас видят окружающие и чего же мы добиваемся в своем великолепии.

Кажется, что слово "имидж" слишком громко звучит для спортивного психолога. Но и тут своя мера важности. Имидж психолога – это нечто, что видно не сразу.

Имидж строится на личности. Это умение слушать, понимать и быть рядом, когда это требуется, и на расстоянии, когда нужна свобода. Это искусство, которое требует мастерства и тонкости.

Конечно, внешний вид тоже играет роль. Не обязательно быть в пиджаке, но аккуратность и опрятность не помешают. В спорте это как точный пас – не всегда заметен, но всегда на месте.

Общение и поведение психолога – это его инструменты. Словно молоток у столяра. Каждое слово может забить гвоздь на место или попасть по пальцам.

Но что такое имидж без содержания? Мы можем создать идеальную внешнюю оболочку, но если внутри пустота, то и зрители это почувствуют. Нам рассказали, что спортивному психологу важно сочетать "самоимидж" и "воспринимаемый образ". Это две стороны одной медали, которые должны быть в равновесии. О чем речь?

Психолог черпает уверенность не из внешних атрибутов, а из своего опыта и знаний. Самоуважение и самоотношение у такого психолога – не пустые звуки. Ведь если он сам не верит в то, что делает, как могут верить ему другие? В этом самоимидж.

А что такое воспринимаемый образ? Это уже мир взглядов и мнений, где каждый судит по своему. Как видят психолога его коллеги? Как его воспринимают атлеты? Не всегда эти представления совпадают с его собственной картиной мира. Психолог должен быть актером, способным подстроиться под ожидания и потребности, но без потери собственного "Я".

И тут подходим к самому сложному – к "требуемому имиджу". В спорте психолог – это не просто помощник. Это и стратег, и тактик, который должен быть и мотиватором, и утешителем одновременно, уметь поддержать и подтолкнуть. И, конечно, быть в широком диапазоне: спортивный психолог – это фигура многогранная, играющая ключевые роли, простирающиеся далеко за рамки обычного психологического сопровождения.

И все эти имиджи, как аккорды в музыке, должны сливаться в гармонию. Только тогда спортивный психолог сможет действительно помогать, а не просто создавать видимость работы.

В конце концов, правда не в красивом костюме или умении вести блестящие беседы. Правда в том, как ты помогаешь людям находить в себе силы быть лучше. Не за счет имиджа, а за счет чего-то, что глубже – человеческого понимания и профессиональной честности. Такой имидж не создается нарочито, а вырастает из тебя самого.


Итак, чемпионат Европы позади, и я переключился на что-то другое. Российский футбольный союз, в своем неподражаемом стиле, впервые в истории открыл курсы повышения квалификации по психологии в футболе. Как говорится, время пришло.

Сейчас стартовал первый, пробный поток, организованный Академией РФС. Я не мог пройти мимо такой возможности и записался на обучение. Теперь остаток июля проведу в осмыслении 20 лекций, в компании 16 спикеров и более шести десятков слушателей. Завершится это дело итоговой аттестацией: нужно будет соорудить проект по психологическому сопровождению команды и написать творческое эссе. Неплохая нагрузка для мозга на лето, не правда ли?

Если интересно, я буду делиться здесь своими мыслями по поводу лекций. Это, конечно, не будет классическим бэкстейджем – все-таки нужно уважать интеллектуальную собственность спикеров, которые не бесплатно делятся своими знаниями. Но вот мои личные выводы и размышления на темы лекций могут оказаться полезными и для меня, чтобы сделать обучение более качественным.


Ну что же, поздравим футбол. Всегда радует, когда он приближается к совершенству.

Испания играла, словно она сама задумала сценарий этого турнира: нагло, с претензией на стиль, с раскрепощенной дерзостью и взрывным риском. Испанцы действовали смело и агрессивно, наступая с такой настойчивостью, что футбол в их исполнении казался вершиной искусства. Их любимый стиль работал – контроль мяча и моментальный агрессивный прессинг сразу после его потери. Они не терпели, когда мяч находился у соперника, как будто это было личное оскорбление. И при всем этом действия были безукоризненно организованны.

Испания на Евро предстала как образец того, как должна выглядеть футбольная команда в плане психологии – уверенная в себе, решительная, с конструктивной агрессией. Каждый игрок точно выполнял то, что требовалось от него, не утрачивая при этом пространства для импровизации. Одновременно они не забывали о самопожертвовании, отставляя свое эго ради благо команды.

Именно в таких командах подростку, едва достигшему 17 лет, находится место для реализации, а 38-летний ветеран не упустит момент подстраховать, если понадобится. Именно в таких командах, игровой лидер может начать турнир на скамейке запасных, чтобы затем сыграть ключевую роль в плей-офф. Здесь лучший бомбардир готов отказаться от своих голов ради тактических решений команды, регулярно уступая место на поле другим. И именно в таких коллективах победные голы часто забивают футболисты, вышедшие на замену.

В контексте спортивной психологии испанская команда на турнире продемонстрировала пример идеальной групповой динамики и личного мастерства. И проявлялось это, прежде всего, в готовности каждого игрока вносить свой вклад, когда это наиболее важно.


Мы тут на сборе, посвященном повышению вратарского мастерства в хоккее. Тренерский штаб поставил одну из задач – померить лидерские качества. Проведение тестов, как вы понимаете, не является диагностическим инструментом, который отражает стопроцентное положение вещей. Почему? Да по многим причинам. Кто-то может врать в ответах, кто-то слишком самокритичен, а кто-то просто не в духе. К тому же, лидерство – вещь многогранная, не всегда это можно измерить цифрами.

Тем не менее, у нас получилось, что все 24 спортсмена, участвовавшие в сборе, показали достаточно высокий уровень лидерских качеств. Это, как ни странно, объясняется довольно просто. Во-первых, сама вратарская позиция – такая специальная каста, требующая от человека устойчивости, ответственности и умения не теряться в критические моменты. То есть, она уже подразумевает наличие лидерства.

Во-вторых, эти ребята приехали сюда на сбор повышения мастерства. Они могли бы сидеть на местах и тренироваться в своих командах, но выбрали путь самосовершенствования. Это уже говорит о том, что у них есть большие амбиции. А амбиции, как известно, коррелируют с лидерством.

Кстати, одним из утверждений в опроснике было что-то типа: "Я хочу играть в лучшей лиге мира и быть самым сильным вратарем". Так вот, все до единого полностью с ним согласились. А это, знаете, уже не тест на лидерство, а скорее признание в любви к своему делу.


Две моих любимых игры на данный момент – футбол и шахматы. Недавно услышал фразу: "В футбол мало кто умеет играть, но зато все его понимают. А вот в шахматы играть умеют все, но вот понимают их очень немногие". Понятно, что здесь есть некоторое утрирование, но с чем-то можно согласиться.

Футбол и шахматы – занимательное зрелище и для играющих, и для наблюдающих. С одной стороны, футбол. Игра шумная, динамичная. Подавляющее большинство вряд ли освоит все технические тонкости, хотя каждый второй – будь то на стадионе или у экрана телевизора с дивана – с лёгкостью даст совет тренеру кого именно стоит заменить, чтобы изменить ход матча. Вот оно, чудо: играть умеют немногие, а понимают – практически все.

С другой стороны, шахматы. Мир тишины и сосредоточенности. Здесь каждый, кто умеет ходить фигурами, может называться игроком. Но стоит лишь заглянуть глубже, как открывается бескрайний океан стратегий, планов и комбинаций, который по-настоящему постигнут лишь избранные. Играть умеют все, но вот понимают – единицы.

Так между футболом и шахматами пролегает мост через культурное разнообразие, где каждый найдёт что-то для себя: либо простор для сердечных страстей, либо бездну для интеллектуальных глубин. Оба мира живут по своим законам, оба требуют отдачи и понимания, хотя и понимают их по-разному.

Будь то футбол или шахматы, зрители и игроки обречены на вечное противоречие между умением делать и способностью понимать. Это и есть их общее: две стороны одной медали, которую мы называем игрой.

И в игре этой надо думать, просчитывать, действовать и, что важно, уметь принимать поражение. Ведь и там, и там оно неизбежно, как неизбежны ошибки в любой человеческой деятельности.


​​Каждый год московский "Спартак" организует уютный симпозиум, чтобы подтолкнуть развитие спортивной психологии. Собираются специалисты из разных городов. Устраивают круглый стол. Обсуждают наработки, делятся с тренерами, вдохновляют друг друга.

В этот раз и мне выпал шанс к ним присоединиться. Выступил с рассказом про два важных ментальных навыка для реализации потенциала футболистов. Первый – управление ожиданиями. Это ожидания, которые часто оказывают давление на игроков, и их нужно учить переводить в контролируемые цели процесса. Второй навык – это работа с вниманием, которое является ключом к силе игрока. Футболистам важно научиться управлять отвлекающими факторами и быстро переключаться в случае потери фокуса.

Я благодарен клубу за возможность. И не только за приглашение. В начале выступления счел отметить, что "Спартак" давным-давно вдохновил меня на увлечение футболом – благодаря легендарной золотой игре с "Аланией" в ноябре 1996-го. Спасибо за искру интереса к большой игре, которая зажглась во мне почти тридцать лет назад и до сих пор не угасла.


Сейчас время, когда многие команды проводят свои чемпионские матчи. Например, одна бело-голубая команда контролирует шанс стать чемпионом страны спустя 48 лет.

Недавно услышал немного банальный, но реально сложный вопрос: "А что должен говорить тренер команде перед чемпионским матчем?"

В раздевалке перед игрой висит особенная тишина. Взгляды брошены в пол или задумчиво скользят по стенам. Время замедляется, как будто оно тоже сомневается в своем темпе. Так что должен сказать тренер?

Кажется, что понимание этого лежит на пересечении спортивной психологии и литературы. Ведь слово имеет значение только тогда, когда оно находит отклик. А в такие моменты слова должны касаться сердца и разума одновременно.

В разных фильмах нам хорошо показывается этот момент. Тренер стоит перед командой не просто как стратег или тактик, но как человек, который способен вдохновить. Его задача – зажечь ту искру уверенности, которая словно по сценарию превращается в пламя победы. Он говорит не о технике, не о тактике, а о вере. "Мы уже победили, просто не все знают об этом. Покажите им, кто мы такие!"

Это слова должны быть наполнены смыслом. И они должны быть искренними. Если тренер верит в свои слова, они становятся магическими. Если нет – они просто рассеиваются в воздухе. И важно – это не должно быть наиграно.

Сразу вспоминается история, которую рассказал Александр Самедов. Помните, как сборной России нужна была победа, чтобы выйти из группы на Евро-2016? Тренер Слуцкий перед матчем решил вдохновить своих игроков как фильме "Каждое воскресенье". Там герой Аль Пачино тоже мотивирует свою команду мощной речью. Ну, Слуцкий решил не отставать. Серьёзным тоном начал выдавать фразы, якобы свои, но уж слишком они напоминали известную киношную монологию. И вот что вышло в итоге – феерия закончилась поражением, команда проиграла Уэльсу 0:3.

Иногда лучшая речь – это молчание. Пусть последние минуты перед матчем пройдут в полном сосредоточении. Пусть каждый игрок обдумает свою роль, свои задачи, свою миссию. Это же время, когда не нужны слова, а только чувство единства и готовности к борьбе.

Так что, когда тренер встает перед командой, он не всегда должен что-то говорить. Возможно, надо позволить тишине и взглядам говорить за себя. Пусть каждый ощутит важность момента. Осознает, что следующие часы определят не только результат игры, но и то, как они будут помнить этот день.

Итак, задача – создать атмосферу, в которой каждый чувствует поддержку и готовность к предстоящей битве. Можно много говорить, но иногда самое важное – это умение вызвать чувство уверенности в каждом игроке. Слова забудутся, а вот настроение, созданное перед матчем, останется с игроками на поле.


Киберспортсмены, как и все мы, иногда нуждаются в разумных советах. Вот и сейчас, давайте подумаем, как эти ребята могут научиться сохранять спокойствие и эффективность в своих нелёгких битвах за цифровые трофеи.

👉Первое: не требуйте от себя героических подвигов на каждом шагу. Не каждая игра должна стать эпопеей. Используйте то, что у вас уже есть. Ваши навыки, ваш опыт – вот ваши настоящие союзники. Работайте в рамках своих возможностей, и тогда не придётся расстраиваться из-за невыполнимых задач.

👉Второе: не стройте драматических прогнозов. Мир не закончится завтра (ну, или почти точно не закончится). Зачем предвкушать катастрофы? Лучше уж заняться планированием. Разработайте стратегию, просчитайте ходы наперёд. Подумайте, как лучше расставить свои силы на поле битвы, чтобы удар пришёлся точно в цель.

👉И третье: не вините в своих неудачах внешние обстоятельства. Иногда неприятности случаются. Иногда сервер подтормаживает, иногда соперник оказывается сильнее. Но вместо того чтобы искать виновных снаружи, лучше принять ситуацию такой, какая она есть. Проанализируйте свои ошибки, усвойте урок и двигайтесь дальше.


Вратарям на пенальти открыты два пути. Можно прыгать по мячу. А можно – гадать. Многие предпочитают второй вариант: выбирают угол и летят в него, надеясь угадать. В результате частенько сталкиваются с тем, что пенальтист, не знающий куда бить, ловит вратаря на противоходе, потому что во время разбега смотрит на него. Но это если у бьющего есть уверенность.

А вот если исполнитель находится под психологическим давлением и стрессует, то гадать, по моему мнению, не совсем верно – надо стоять до последнего. Ведь для того чтобы гарантированно забить, игроку надо ударить в угол с достаточной силой и точностью. Но те, кто испытывают сильное давление, не всегда контролируют себя, силу и точность удара. Во-первых, они часто не знают до последнего, куда бить (аля Смолов с Хорватией). Во-вторых, даже если угол выбран, им сложно совместить силу с точностью. Или упираются в точность, или в силу – в зависимости от своего "слабого места" акцентируют внимание на чем-то одном, а другое качество выпадает.

В полуфинальном матче Кубка России между Зенитом и ЦСКА случился именно этот сценарий. Антон Заболотный, испытывавший в своей карьере психологические сложности, получил вызов – ответственный удар в серии против бывшего клуба. К тому же, он бил по воротам, за которыми находились освистывавшие его болельщики. Причем не только здесь и сейчас освистывавшие, а в памяти Антона, когда он не слишком удачно выступал за Зенит в 2018 году.

Удар вышел удивительно слабым – и в прямом, и переносном смысле. Мяч едва покатился к воротам и работавший по мячу Денис Адамов без труда его забрал. А гадал бы – мог упасть в противоположный угол и никакого тебе сейва.


Вы знаете, как-то мне пришлось разбираться с подобным случаем. Один молодой парень, футболист, постоянно сетовал на то, что он все время сидит в запасе. Он говорил, что из-за этого у него мало мотивации на тренировках, а когда все же он выходит на поле, его буквально парализует страх.

Я сказал ему: "Слушай, ты же понимаешь, что тренер видит твою нерешительность. Ты сам подписываешь себе приговор, оставаясь вечным запасным. Давай попробуем изменить одно звено в этой цепи причин и следствий".

Надо было усвоить одно простое правило: на тренировке отдавать все сто процентов. И не потому, что тебя видят, а потому что это твой шанс стать лучше. Если ты не будешь прилагать усилий, когда тебя никто не видит, как ты сможешь сделать это на виду у всех?

Так мы начали работать над его новой ментальностью. Я предложил ему воспринимать каждую тренировку как шанс доказать, что он достоин играть в основе. Мы начали с того, что каждый день на тренировке он должен был напомнить себе: "Я работаю на полную мощность, независимо от того, сколько времени мне предстоит провести в игре".

Потом, сидя на скамейке, ты должен оставаться в игре. Не физически – умом. Следи за игрой, анализируй действия, учись у других. Разочарование из-за отсутствия игрового времени – понятное дело. Но не позволяй ему затмить твою цель. Это чувство никак не поможет тебе, когда ты вдруг окажешься в центре событий.

Мысль тут проста: не позволять себе скатиться в разочарование из-за постоянного ожидания. Использовать это время как возможность для роста и обучения. Подготовка ведь всегда подпитывает уверенность, а уверенность, в свою очередь, повышает качество нашего исполнения.

Так что, если ты на скамейке – это не время для отчаяния. Это время для обучения и подготовки. Подготовься так, чтобы когда придет твой момент (а он точно придет), ты был бы не просто готов, а готов блестяще.

892 0 17 1 23

16 лет назад "Зенит" выиграл Кубок УЕФА. В 2008-м я был болельщиком Зенита, у меня был абонемент в 15 сектор Петровского и все домашние игры я видел своими глазами.

Несмотря на всю силу той команды, весь путь "Зенита" к трофею казался мне чередой случайностей, счастливых совпадений. Например, "Эвертон", которому уже ничего не нужно, в последнем туре побеждает "Алкмаар"– и Зенит выходит таки из группы, к тому времени уже будучи лишь наблюдателем. Или вот Ломбертс, ценой серьезной травмы, но таки отправивший мяч в штангу, после чего Погребняк забивает гол, позволяющий устоять с "Вильярреалом". Или Аршавин, решающийся на отчаянный рывок в проигранной вдрызг игре с "Марселем", что дает надежду на искомые 2:0 в ответной встрече.

Все эти моменты, казалось, держались на волоске. Но великие победы всегда приходят через мелкие случайности. Через мгновения, когда кажется, что все уже потеряно. Но именно тогда, на краю пропасти, мы начинаем играть в полную силу. И когда волна удачи накрывает нас, мы вдруг осознаем, что все эти моменты не были случайны.

Наверно, поэтому и последовали дальше – "Байер", "Бавария" и "Рейнджерс". В каждой из этих встреч команда ощутила в себе нечто большее, чем просто умение играть в футбол. Она ощутила силу, которая приходит, когда веришь в каждый свой шаг, даже если он кажется сумасшедшим.

Каждый следующий соперник становился как новый босс в видеоигре, который, казалось, должен был быть сильнее и страшнее. Но под напором того "Зенита" они оставались незамеченными, рассыпаясь от ударов, как карточные домики.

Великая сила, как оказалось, живет в этих моментах, когда почти потерял надежду, но продолжаешь биться. И когда, наконец, приходит победа, она кажется не просто заслуженной, а неизбежной. И эта неизбежность – не что иное, как результат веры в себя и свою команду, неважно, насколько все кажется безнадежным.


Итак, к министрам спорта у нас особые требования. Должны уметь маневрировать не только словами. Последнее назначение как нельзя кстати подтверждает эту теорию. Новый министр, Михаил Дегтярев, – мастер спорта по фехтованию. Видно, что умение парировать удары пригодится и в политике, и в спорте.

Смена караула в министерстве также символична. Олег Матыцин, предшественник Дегтярева, был мастером спорта по настольному теннису. Пинг-понг – это тоже игра на возвращение ударов. Возможно, именно в этом заключается некий скрытый смысл выбора кандидатов на этот пост. Удар пришел – удар отражен.

Назначение Дегтярева – своего рода психологический эксперимент. Он из тех людей, которые привыкли менять профессии как перчатки. Сегодня – радиоведущий, завтра – инженер, послезавтра – политик. И каждый раз он как будто начинает с нуля.

Михаил – человек не просто яркий, он словно светлячок в темном лесу. Его идеи часто выходят за рамки обыденного восприятия – где-то между гениальностью и сумасшествием. При этом его преданность спортивному духу сопоставима с политическим азартом. Дегтярев легко перескакивает из области в область, из партии в партию. Психологически это выделяет его умение быть гибким, адаптироваться к новым реалиям и, возможно, неустанно искать новые вызовы.

Такой тип личности обладает не только высокой адаптивностью, но и потребностью в признании, что ясно видно в его публичных выступлениях и книгах. Он стремится не просто занимать должность, но и оставлять след в истории, быть замеченным и обсуждаемым.

В его случае назначение на такую должность может быть как раз тем самым вызовом, который позволит ему проявить свои лидерские качества на новом уровне. В спорте, как и в политике, важна стратегия, умение видеть перспективы и управлять большими проектами. Дегтярев уже показывал, что может действовать в условиях непростых политических и социальных реалий.

Спорт в России – это сложная система, переплетённая с политикой, дипломатией и огромными деньгами. Тут и допинговые скандалы, и международные ограничения, и проблемы внутреннего развития. Для управления таким ведомством нужен человек, умеющий маневрировать.

Сейчас перед ним стоит задача – взбодрить российский спорт, заставить его пульсировать новыми идеями и решениями. Может быть, его гибкость поможет найти выход из текущих затруднений.


В ходе моей работы со спортсменами в различных видах я неизменно привожу в пример покеристов. Мне кажется, профессиональные игроки в покер – это вершина ментальной устойчивости среди всех спортсменов. Они могут бесконечно долго, десятками часов подряд, сидеть за карточным столом или в онлайне, при этом результаты их усилий могут не проявляться месяцами.

А все дело в том, что сила покерной игры абсолютно не влияет на результат в конкретный момент. Выигрыш может случиться, а может и ускользнуть мимо. В покере любой новичок может обыграть самого сильного игрока мира в одной конкретной раздаче. При этом любой профи глубоко осознает, что если он будет последовательно принимать правильные решения, то на дистанции всегда будет в плюсе.

Этот долгосрочный взгляд на вещи крайне важен. Такой подход бесценен для спортсменов, которые склонны излишне беспокоится немедленным достижением результатов. В жизни и спорте не всегда можно получить желаемое здесь и сейчас. Однако если продолжать делать то, что ты умеешь делать лучше всего, если не утрачивать направление и не сбиваться с пути, то рано или поздно успех непременно придет.

И когда на арене или в игре приходят поражения – будь то проигранное единоборство, раунд или сет – важно помнить, что это лишь часть большой игры. Каждое такое событие – не конец, а лишь вызов, который требует от спортсмена оставаться в игре, продолжать бороться и делать всё возможное с максимальной отдачей.


В блоге на Спортсе материал о том, как помочь ребенку, если он отказывается идти на тренировку. Как его поддержать? Какие вопросы задать? Как с ним разговаривать?

Основные моменты, что внутри:

✅Узнаем причину, почему ребенок перестал стремиться к тренировкам и что изменилось с момента, когда ему это доставляло удовольствие
✅Выясняем, не вызывает ли отторжение какой-то конкретный аспект занятий или же ребенку просто нужен отдых
✅Разговор проводим без нажима, чтобы он не чувствовал себя загнанным в угол
✅Кейс о том, как изменение подхода к спорту может возродить интерес юного спортсмена и уменьшить его тревожность


Одна из моих компетенций – оценка спортивного потенциала. Например, я помогаю организациям в области футбольного скаутинга. Расскажу о том, на какие моменты обращаю внимание при оценке игроков.

1. Качество принятия решений. Что сюда входит:

Фокус. Игрок должен уметь оставаться в полной концентрации во время игры, игнорируя все, что может его отвлечь – будь то судьи, болельщики или какие-то посторонние звуки. Я смотрю, насколько устойчив футболист перед лицом внешних раздражителей.

Игровое мышление. Важно, чтобы футболист умел тщательно оценить ситуацию и рассмотреть все возможные варианты перед тем, как принять решение. Я смотрю на то, как он интерпретирует игровую ситуацию: выбирает ли очевидные пути развития атаки или способен увидеть нестандартные решения.

Антиципация. Способность предвидеть действия противника, чтобы на их основе оперативно принимать решения. Я смотрю, как футболист читает игру, предугадывая, куда может пойти атака или куда отскочит мяч.

Скорость реакции. Необходимо быстро и корректно реагировать на меняющиеся обстоятельства игры. Меня интересует, с какой скоростью футболист принимает решения в различных игровых моментах, например, дает в касание в тайминг или мгновенно разыгрывает стандарт, если видит открытого игрока.

Способность к отмене решений. Качество, связанное с доверием к себе и спонтанностью, когда игрок может изменить своё решение в зависимости от ситуации на поле. Важно увидеть, сколько ложных движений делает игрок, и как он меняет свои действия в критические моменты, например, делает передачу вместо удара.

2. Ментальные навыки. Что здесь:

Стабильная уверенность в себе. Большие игроки сохраняет уверенность независимо от обстоятельств. Психологически подготовленный игрок – футболист со стабильной уверенностью, когда она не меняется в зависимости от действий игрока или результата команды. Здесь надо смотреть на свободу игрока в принятии решений, решимость футболиста при выполнении определенных действий, несмотря на неудачные действия в аналогичных ситуациях.

Самообладание или выдержка. В спорте неизбежны стрессовые моменты, но важно, чтобы игрок умел удерживать спокойствие и не терять голову. Здесь я смотрю на ситуации, как игрок реагирует на ошибки и неудачи, способен ли к хладнокровным действиям в случае если что-то идет не так.

Коммуникабельность и спортивная этика. Игроки, которые могут ясно и четко общаться с партнерами по команде, не пихать другим, эффективно координировать свои действия с другими. При оценке спортсмена, я смотрю на общение футболиста с партнерами, склонность к трештоку с соперниками, способность воспринимать тренерские инструкции. На "язык тела", который обычно проявляется подсознательно.

3. Сильные стороны. В нашем футболе очень много средних и одинаковых игроков, но мало игроков с изюминкой. А между тем, у каждого способного футболиста можно найти 1-2 суперкачества, которые при определенной уверенности в себе будут его кормить. Например, у Андрея Аршавина это умение обыгрывать после постановки корпуса и видение поля, а у Халка – могучий удар с левой ноги и физические данные. Скауту всегда нужно пытаться отыскать хотя бы задатки этих суперкачеств.

4. Слабые стороны. Тренер Слуцкий как-то сказал, что футболист силен настолько, насколько сильны его самые слабые качества. По сути, это означает, что слабые стороны игрока часто определяют его эффективность в самых напряжённых и критических ситуациях на поле.

5. Понимание тактической роли. Одно из важных качеств успешного игрока – правильная интерпретация своей игровой роли относительно тактической позиции. Здесь надо смотреть на то, как игрок располагается на поле в ситуациях обороны и атаки, исходя из тактической схемы, по которой действует команда.

958 0 18 6 14

Так выходит, что киберспорт – одно из основных направлений моей работы в качестве ментал-коуча. Молодые люди, погружённые в напряжённую тренировочную и соревновательную жизнь, порой не находят сил справиться с самими собой. Киберспортсмены тренируются реально много (6-8 часов в день – необходимость такого объема отдельный вопрос для дискуссии), и если в обычных видах спорта тело помогает растворить стресс (работа мышц, пот, дыхание), в киберспорте все иначе. Сидишь почти неподвижно, в движении только пальцы, кисти, предплечья. Мозг работает на пределе, а энергия никуда не девается. И вот уже руки начинают дрожать от напряжения, и трепет этот явно мешает точности и тонкости игровых манипуляций.

Другие психологические трудности проистекают из явной незрелости всей этой индустрии. В классическом спорте атлеты, постепенно и не без мучений, научились справляться с давлением и привыкали к мысли о профессиональной карьере. В киберспорте же ещё недавно мало кто думал делать это идеей всей жизни. Ребята просто играли. Потому и спортивной самодисциплины как не бывало. А ещё отсутствие чувства перспективы в труде, который всё равно оказывается под давлением со стороны друзей и родственников, без устали твердящих о "нормальной" работе или учёбе.

Один из сложных вопросов для тренеров и менеджеров киберспорта – подход к дисциплине. С одной стороны, киберспорт требует профессионализации, и в ведущих командах мира дисциплина – на первом месте. Речь идет о соблюдении спортивного режима и командном тимбилдинге: вставать в одно и то же время, обязательные командные прогулки и даже отсутствие секса в дни соревнований. Такой строгий подход работает на Западе (киберспорт там пораньше стал спортом), но в русскоязычном киберспортивном комьюнити, если ты не "Тир 1", заходит с трудом. Недавние геймеры-бунтари, всю жизнь сражавшиеся с попытками родителей ввести дисциплину (те, кто дошел до про уровня либо преодолевали ограничения через слезы, либо изначально воспитаны в условиях большой свободы), просто не могут моментально перестроиться на новый формат работы. Это становится для них большим отвлечением и ухудшает игру.

Какой выход? Время, как известно, все расставит по своим местам. А сейчас нужно проявлять гибкость. Например, если вы следуете игровой дисциплине, то вне работы поступайте как хотите, а если нет – то уж извольте действовать в рамках установленных ограничений. Подобный майндсет имели Гус Хиддинк и Дэвид Блатт, когда лет 15 назад тренировали российские национальные команды по футболу и баскетболу. Они ставили на первое место выполнение игровых задач. Управление же внеспортивными нарушениями превратили в инструмент мотивации. Вспомним, как тот же Хиддинк не стал наказывать Павлюченко за опоздание на командный сбор, после чего тот положил два мяча англичанам.

20 last posts shown.