Так выходит, что киберспорт – одно из основных направлений моей работы в качестве ментал-коуча. Молодые люди, погружённые в напряжённую тренировочную и соревновательную жизнь, порой не находят сил справиться с самими собой. Киберспортсмены тренируются реально много (6-8 часов в день – необходимость такого объема отдельный вопрос для дискуссии), и если в обычных видах спорта тело помогает растворить стресс (работа мышц, пот, дыхание), в киберспорте все иначе. Сидишь почти неподвижно, в движении только пальцы, кисти, предплечья. Мозг работает на пределе, а энергия никуда не девается. И вот уже руки начинают дрожать от напряжения, и трепет этот явно мешает точности и тонкости игровых манипуляций.
Другие психологические трудности проистекают из явной незрелости всей этой индустрии. В классическом спорте атлеты, постепенно и не без мучений, научились справляться с давлением и привыкали к мысли о профессиональной карьере. В киберспорте же ещё недавно мало кто думал делать это идеей всей жизни. Ребята просто играли. Потому и спортивной самодисциплины как не бывало. А ещё отсутствие чувства перспективы в труде, который всё равно оказывается под давлением со стороны друзей и родственников, без устали твердящих о "нормальной" работе или учёбе.
Один из сложных вопросов для тренеров и менеджеров киберспорта – подход к дисциплине. С одной стороны, киберспорт требует профессионализации, и в ведущих командах мира дисциплина – на первом месте. Речь идет о соблюдении спортивного режима и командном тимбилдинге: вставать в одно и то же время, обязательные командные прогулки и даже отсутствие секса в дни соревнований. Такой строгий подход работает на Западе (киберспорт там пораньше стал спортом), но в русскоязычном киберспортивном комьюнити, если ты не "Тир 1", заходит с трудом. Недавние геймеры-бунтари, всю жизнь сражавшиеся с попытками родителей ввести дисциплину (те, кто дошел до про уровня либо преодолевали ограничения через слезы, либо изначально воспитаны в условиях большой свободы), просто не могут моментально перестроиться на новый формат работы. Это становится для них большим отвлечением и ухудшает игру.
Какой выход? Время, как известно, все расставит по своим местам. А сейчас нужно проявлять гибкость. Например, если вы следуете игровой дисциплине, то вне работы поступайте как хотите, а если нет – то уж извольте действовать в рамках установленных ограничений. Подобный майндсет имели Гус Хиддинк и Дэвид Блатт, когда лет 15 назад тренировали российские национальные команды по футболу и баскетболу. Они ставили на первое место выполнение игровых задач. Управление же внеспортивными нарушениями превратили в инструмент мотивации. Вспомним, как тот же Хиддинк не стал наказывать Павлюченко за опоздание на командный сбор, после чего тот положил два мяча англичанам.
Другие психологические трудности проистекают из явной незрелости всей этой индустрии. В классическом спорте атлеты, постепенно и не без мучений, научились справляться с давлением и привыкали к мысли о профессиональной карьере. В киберспорте же ещё недавно мало кто думал делать это идеей всей жизни. Ребята просто играли. Потому и спортивной самодисциплины как не бывало. А ещё отсутствие чувства перспективы в труде, который всё равно оказывается под давлением со стороны друзей и родственников, без устали твердящих о "нормальной" работе или учёбе.
Один из сложных вопросов для тренеров и менеджеров киберспорта – подход к дисциплине. С одной стороны, киберспорт требует профессионализации, и в ведущих командах мира дисциплина – на первом месте. Речь идет о соблюдении спортивного режима и командном тимбилдинге: вставать в одно и то же время, обязательные командные прогулки и даже отсутствие секса в дни соревнований. Такой строгий подход работает на Западе (киберспорт там пораньше стал спортом), но в русскоязычном киберспортивном комьюнити, если ты не "Тир 1", заходит с трудом. Недавние геймеры-бунтари, всю жизнь сражавшиеся с попытками родителей ввести дисциплину (те, кто дошел до про уровня либо преодолевали ограничения через слезы, либо изначально воспитаны в условиях большой свободы), просто не могут моментально перестроиться на новый формат работы. Это становится для них большим отвлечением и ухудшает игру.
Какой выход? Время, как известно, все расставит по своим местам. А сейчас нужно проявлять гибкость. Например, если вы следуете игровой дисциплине, то вне работы поступайте как хотите, а если нет – то уж извольте действовать в рамках установленных ограничений. Подобный майндсет имели Гус Хиддинк и Дэвид Блатт, когда лет 15 назад тренировали российские национальные команды по футболу и баскетболу. Они ставили на первое место выполнение игровых задач. Управление же внеспортивными нарушениями превратили в инструмент мотивации. Вспомним, как тот же Хиддинк не стал наказывать Павлюченко за опоздание на командный сбор, после чего тот положил два мяча англичанам.