Воспоминание о «Революции гвоздик», свергнувшей фашистский режим в Португалии в 1974 году, наложившись на наши внутренние сюжеты с центром имени Ильина и с бывшим замминистра обороны Ивановым, вывело меня вот на какую мысль. После 1991 года у нас в стране стали появляться статьи с положительными оценками режима Салазара – Каэтану: мол, не такой уж он был жестокий, способствовал сплочению португальцев, создавал условия для спокойного экономического развития… И вообще, якобы, фашизм – это не так уж и плохо, даже хорошо: не нацизм всё-таки. Я работал в бывшей португальской колонии Мозамбике, путь к независимости которой ускорила та самая «Революция гвоздик», общался с многими португальцами, не только коммунистами, взаимодействовал и дружил с мозамбикцами и знаю, что это не так. Фашистский режим в Португалии был таким же человеконенавистническим, как любой фашистский режим. Но он был ещё и режимом подавления национального самосознания народов, находившихся под его колониальным гнётом, коверкая тем самым душу самих португальцев. В чьи интересах он это делал, понятно: крупного капитала, развращённой вседозволенностью элиты.
Понимают это или не понимают симпатизанты фашиствовавшего публициста-идеолога Ильина, но его фигура и его идеи понадобились в современной России для того, чтобы возобновить тот профашистский заход 1990-х, создать условия для движения нашей страны к политическому режиму именно фашистского толка. Только такой режим может обеспечить своеволие и одновременно безнаказанность элит, превратить их внутренние столкновения в зону, неподвластную влиянию со стороны народного большинства, предельно ограничить его участие в определении судьбы нашей страны, управлении ею.
Во второй половине 1970-х годов португальская революция, во главе которой стояли коммунисты, захлебнулась. Произошло это в том числе и в силу неготовности руководства позднего СССР активно помогать ей. При всей условной сравнимости процессов, происходивших тогда в Португалии и происходящих сегодня в России, мы должны помнить тот опыт. Процесс чистки элит, без которого нам не выстоять в противостоянии Западу, должен находиться под самым пристальным наблюдением и активным влиянием народного большинства. Судя по содержанию дискуссии вокруг создания центра Ильина в РГГУ, большинство российских правых идеи Ильина вполне устраивают, а поддержавшим эту инициативу чиновникам достаточно того, что какие-то мысли Ильина цитировал Путин. Другими словами, надежды в антифашистской борьбе на них мало. Значит, вести её вновь предстоит левым силам во главе с коммунистами.
Понимают это или не понимают симпатизанты фашиствовавшего публициста-идеолога Ильина, но его фигура и его идеи понадобились в современной России для того, чтобы возобновить тот профашистский заход 1990-х, создать условия для движения нашей страны к политическому режиму именно фашистского толка. Только такой режим может обеспечить своеволие и одновременно безнаказанность элит, превратить их внутренние столкновения в зону, неподвластную влиянию со стороны народного большинства, предельно ограничить его участие в определении судьбы нашей страны, управлении ею.
Во второй половине 1970-х годов португальская революция, во главе которой стояли коммунисты, захлебнулась. Произошло это в том числе и в силу неготовности руководства позднего СССР активно помогать ей. При всей условной сравнимости процессов, происходивших тогда в Португалии и происходящих сегодня в России, мы должны помнить тот опыт. Процесс чистки элит, без которого нам не выстоять в противостоянии Западу, должен находиться под самым пристальным наблюдением и активным влиянием народного большинства. Судя по содержанию дискуссии вокруг создания центра Ильина в РГГУ, большинство российских правых идеи Ильина вполне устраивают, а поддержавшим эту инициативу чиновникам достаточно того, что какие-то мысли Ильина цитировал Путин. Другими словами, надежды в антифашистской борьбе на них мало. Значит, вести её вновь предстоит левым силам во главе с коммунистами.