ну и так, между делом, поскольку времена сложные со всех сторон и независимо от того, где именно ты оказался – то сформулировал по просьбе близкого человека несколько простых правил, вполне, как мне кажется, широко применимых –
- применительно к «работникам умственного труда». итак –
============================
1. постарайся из всех сил (и это – именно в буквальном смысле слов, насколько хватит сил) никогда не говорить того, что ты не думаешь – поскольку именно то, что ты думаешь и как ты думаешь – определяет не только твою ценность и значение в том мире, той интеллектуальной сфере, где ты действуешь, но – так уж устроена эта сфера – еще и то, что есть ты сам и как живешь с самим с собой.
2. если нет никакой возможности не сказать чуждого твоей мысли/духу – принуждение слишком сильно, соблазн велик, страхи одолевают – есть спасительный «казенный язык». – можно потребовать чуждого, но нельзя потребовать оригинальности, «души» и творческого огня. – если нет возможности хотя бы промолчать, скажи казенной речью, чужим словом, внутренне отстранись, не пытайся присвоить, одомашнить язык – здесь внешний порядок сам приходит тебе на помощь, так не противодействуй ему.
3. не пытайся и не соблазняйся желанием «угадать момент», «включиться», пойти вместе со временем и прочими глупостями – это и в нормальные времена грех, а уж в наши – тем более. если недостаточно здравого смысла – перечитай, напр., советскую интеллектуальную историю 1920 – 1-й пол. 1930-х, посмотри судьбы «везунчиков» и первертов 1920-х.
4. помни, что большое начальство редко что-то прямо велит в твоей сфере – это слишком далекий мир. поэтому если у тебя есть хоть какая-то власть в своей сфере – исполняй лишь прямые указания, не пытайся опередить мгновение, не делай того, к чему не нудят – карьере это, скорее всего, не только не поможет, а помешает – но душу сохранишь, ну а дальше про соль и проч. – а она и правда того стоит, без нее плохо. т.е. даже не плохо, а бессмысленно.
5. ты мелкий человек и делаешь повеленое – бывает, но чаще всего «повеленое неявно». – ну и в силах каждого пытаться привнести долю осмысленности в то, чем занят. – в конце концов важно не только кантовское, не забывать, что перед тобой человек, он не только средство, но и цель – но прежде всего не забывать, что и сам ты – человек. и стоит быть в дружбе с самим собой – а это, как учил Аристотель, есть возможность, открытая только добродетельному.
6. помни, что любые большие идеи и проч. – м.б. и хорошо, но человек хорош или плох в первую очередь в отношениях с другими конкретными людьми. есть много больших и сложных идей и важных споров, но есть конкретное. как ответил молодой Струве на вопрос еще более молодого и потому любившего «загоняться» теоретическими сложностями Франка – «правильно ли кормить голодающих крестьян», ведь развитие рынков, капиталистическое развитие, диалектика труда и т.д. и т.п. – «Чтобы кормить голодающих, нет надобности умозаключать». – есть большой смысл помнить, что сложность зачастую – это способ увильнуть от правильного для тебя, но не нравящегося, неуютного тебе ответа. ну а разум потом всегда подставит удобные ответы для успокоения совести.
7. ну и последнее – оно же и первое – храни интеллектуальную честь смолоду. – пороть глупости, ошибаться – и даже самым нелепым и постыдным образом – это нормально. а вот сознательно начинать играть идеями, пытаться/стараться что-то подстроить, вывернуть исходя из сиюминутного – грех непростительный. – интеллектуалу остается своя честь, если уж нужно что-то обосновать, подтвердить – так найти действительно того, кто так рассуждал, найти аргументы, которые работают на эту позицию, а вот делать вид, что не знаешь/не понимаешь, «причесывать» под ситуацию стариков – дело постыдное. – если уж привелось, оказался в такой ситуации – то опять же, советские великие старики в помощь, ставь знак, оберни материал так, чтобы знающему было понятно – да, ты все понимаешь, видишь другую сторону, это лишь одна линия, проведенная добросовестно, но в невозможности сказать другую – собственно, см. п. 1.