Анна Берсенева, писатель


Гео и язык канала: Россия, Русский
Категория: Книги


Анна Берсенева (Татьяна Сотникова), писатель, сценарист, литературный критик

Связанные каналы  |  Похожие каналы

Гео и язык канала
Россия, Русский
Категория
Книги
Статистика
Фильтр публикаций














Композитор Сергей Слонимский (1932-2020).
Из лекции о Глинке.
2004 год, вскоре после Беслана и Норд-Оста:

«Пора отбросить постылую схему 1948-го года, якобы симфоническая музыка пригодна лишь для обличения злого начала, врагов народа или (что еще хуже!) «враждебных нам народов». Таких народов нет и быть не может!
Своими «Половецкими плясками» Бородин вслед за Глинкой внес благороднейший новаторский вклад в истинно русскую традицию высокогуманного, восхищенно бережного воплощения русскими художниками образов Востока.
Жаль, что в советское время многие (к счастью, не все!) литераторы, музыканты и художники-иллюстраторы «Слова о полку Игореве» вернулись к шовинистическому изображению половцев как «поганых» нелюдей, нехристей, басурманов-иноверцев.
Бородин, а ранее Глинка и Балакирев — праведники гуманного чувства религиозного, политического, национального равноправия. Как не хватило этого светлого братского чувства авторам многих советских фильмов, опер, симфоний и программных симфонических опусов о Великой Отечественной войне (в которой так страшно пострадал русский народ и многие другие народы), даже об Отечественной войне с Наполеоном!
Горько вспоминать имена великих режиссеров и музыкантов, поддавшихся националистическому шаблону изображения врагов-фашистов пародийными немецкими маршами (как будто советские марши были намного лучше немецких). Как хорошо, что Прокофьев в «Войне и мире» очень добродушно сочинил две славных французских песенки («Милая сказала» и «Пойдем со мной, краса моя»)...
Во Второй мировой войне народы СССР и Германии понесли неисчислимые жертвы. Это не повод для фарсовых пародий, это трагедия. Агрессор Гитлер ушел в небытие, а немецкий народ десятилетиями искупает свою вину. Он отрезвился и полностью воспринял горький урок...
Как странно, что в 70-е, 80-е, 90-е годы ХХ века в России не появилось ни одного значительного музыкального произведения, поэтизирующего афганский или чеченский, осетинский или ингушский фольклор. Это значит, что глинкинские традиции в русской музыке замерли. Ведь сколько прекрасных романтических произведений о Кавказе –литературных и музыкальных – явилось на свет в период Кавказских войн XIX века.
Неужели мы стали трусливее, конформнее, бесчувственнее к красоте и горю малых народов? Неужели политика подавила в нас художников, просто сердечных людей...
Сейчас вновь идет страшная человекоубийственная война. Ее жертвы – дети и взрослые – вызывают наши горькие слезы. Искусство всегда должно отличать народ от бандитов и дурных политиков. Художники и артисты воспевают народ и его культуру. А закон пусть охраняет мирных граждан, пусть карает террористов и тех, кто пропускает толпу вооруженных убийц, – то ли из привычной корысти, то ли из привычной небрежности ко всем, кроме своего начальства. Нелюди не достойны настоящей музыки, они вне ее».


Чтение длилось довольно долго - Гнедич уместила на листке не менее тысячи строк, то есть около 120 октав. "Могу ли я чем-нибудь вам помочь?" спросил следователь. "Вы можете - только вы!" - ответила Гнедич. Ей нужны: книга Байрона (она назвала издание, которое казалось ей наиболее надежным и содержало комментарии), англо-русский словарь, бумага, карандаш; ну и, конечно, одиночная камера.

В лагере, куда ее отправили по этапу, она провела - от звонка до звонка - оставшиеся восемь лет. С рукописью "Дон Жуана" она не расставалась; нередко драгоценные страницы подвергались опасности: "Опять ты шуршишь, спать не даешь? - орали соседки по нарам. - Убери свои сраные бумажки..." Она сберегла их до возвращения - до того дня, как села у нас на Кировском за машинку и стала перепечатывать свой перевод..."
Эткинд Ефим Григорьевич, Победа духа

Борис Смелов с Татьяной Гнедич, 1970-.


Елена Швачич:

«"Когда аплодисменты стихли, женский голос крикнул: "Автора!" В другом конце зала раздался смех. Нетрудно было догадаться, почему засмеялись: шел "Дон Жуан" Байрона. Публика, однако, поняла смысл возгласа, и другие поддержали: "Автора!" Николай Павлович Акимов, вышедший на сцену со своими актерами, еще раз пожал руку Воропаеву, который играл заглавного героя, и шагнул вперед, к рампе; ему навстречу поднялась женщина в длинном черном платье, похожем на монашеское одеяние. Она сидела в первом ряду и теперь, повинуясь жесту Акимова, присоединилась к нему на подмостках. Сутулая, безнадежно усталая, она смущенно глядела куда-то в сторону. Аплодисменты усилились, несколько зрителей встали, вслед за ними поднялся весь партер хлопали стоя; вдруг мгновенно воцарилась тишина: зал увидел, как женщина в черном, покачнувшись, стала опускаться, - если бы Акимов не подхватил ее, она бы упала. Ее унесли - это был сердечный приступ. Догадывалась ли публика, приглашенная на генеральную репетицию акимовского спектакля "Дон Жуан", о происхождении пьесы?

После войны мы с женой вернулись в ту же квартиру в доме 73/75. Прежнего населения не осталось: почти все умерли в блокаду. Лишь изредка встречались чудом уцелевшие старорежимные дамы в шляпках с вуалью. Однажды дело было, кажется, в 1948 году - за мной пришли из квартиры 24: просил зайти Лозинский. Такое случалось редко - я побежал. Михаил Леонидович усадил меня рядом, на диванчик, и, старательно понижая свой низкий голос, прохрипел: "Мне прислали из Большого дома рукопись Татьяны Григорьевны Гнедич. Помните ли вы ее?" - "Из Большого дома, с Литейного, из ГБ? (Лозинский по старой памяти говорил то ЧК, то ГПУ.) Что же это? Чего они хотят от вас?" - "Это, - продолжал Лозинский, - перевод поэмы Байрона "Дон Жуан". Полный перевод. Понимаете? Полный. Октавами, прекрасными классическими октавами. Все семнадцать тысяч строк. Огромный том первоклассных стихов. И знаете, зачем они прислали? На отзыв. Им понадобился мой отзыв на перевод "Дон Жуана" Байрона. Как это понять?" Я был не менее ошеломлен, чем Лозинский, - возможно, даже более: ведь мы не знали, что Гнедич арестована. За что? В те годы "за что" не спрашивали; если уж произносили такие слова, то предваряли их иронической оговоркой: "Вопрос идиота - за что?" И откуда взялся "Дон Жуан"? Перевод Гнедич и в самом деле был феноменален.

После суда она сидела во внутренней тюрьме ГБ на Шпалерной, в общей камере, и ожидала отправки в лагерь. Однажды ее вызвал к себе последний из ее следователей и спросил: "Почему вы не пользуетесь библиотекой? У нас много книг, вы имеете право..." Гнедич ответила: "Я занята, мне некогда". "Некогда? - переспросил он, не слишком, впрочем, удивляясь (он уже понимал, что его подопечная отличается, мягко говоря, странностями). - Чем же вы так заняты?" - "Перевожу, - и уточнила: - Поэму Байрона". Следователь оказался грамотным: он знал, что такое "Дон Жуан". "У вас есть книга?" - спросил он. Гнедич ответила: "Я перевожу наизусть". Он удивился еще больше. "Как же вы запоминаете окончательный вариант?" - спросил он, проявив неожиданное понимание сути дела. "Вы правы, - сказала Гнедич, - это и есть самое трудное. Если бы я могла записать то, что уже сделано... К тому же я подхожу к концу. Больше не помню".
Следователь собирался домой. Он дал Гнедич листок бумаги и сказал: "Напишите, что вы перевели, - завтра погляжу". Она не решилась попросить побольше бумаги и села писать. Когда он утром вернулся в свой кабинет, Гнедич еще писала; рядом с ней сидел разъяренный конвоир. Следователь посмотрел: листок с шапкой "Показания обвиняемого" был заполнен с обеих сторон мельчайшими квадратиками строф, которые и в лупу нельзя было прочесть. "Читайте вслух!" - распорядился он. Это была девятая песнь путешествие Дон Жуана в Россию. Следователь долго слушал, по временам смеялся, не верил ушам; в какой-то момент он прервал чтение: "Да вам за это надо дать Сталинскую премию!" - других критериев у него не было. Гнедич горестно пошутила в ответ: "Ее вы мне уже дали". Она редко позволяла себе такие шутки.


Заявление того уровня, про который говорят: комментировать - только портить.

https://youtube.com/shorts/kuHKf3MtZiQ?si=8T03M1J9s5ZLpfDE
















Аналогии даже искать не надо: они очевидны. И один из первых указов, подписанных самопереназначенным диктатором - как раз про «подлинный историзм», который и так уже вбивают в каждую детскую голову, а теперь будут это делать еще интенсивнее. Вот разве что книги в России пока не сжигают торжественно на площадях, а просто запрещают и заводят уголовные дела на авторов. Но если завтра начнут сжигать - разве российское население выйдет на эти площади с возмущением? Разве напомнит о фашистских кострах? Нет, конечно. Либо порадуется, что больно умных писак прижали к ногтю, либо равнодушно пройдет мимо.

https://t.me/bellochkin/3684





Показано 20 последних публикаций.