Романтики были последним поколением, всерьёз воспевшим героический дух (имеется в виду герой в классическом его понимании, герой древних мифов и трагедий, личность, способная благодаря своим великим деяниям и не менее великим порокам встать на уровень собственной судьбы). Воспели они его, впрочем, скорее как нехватку. И в «Корсаре» Байрона и в лермонтовском «Мцыри» — та сила и свобода, которой обладали их герои, ощущается как утраченная: в их европейском мире больше нет такой свободы, а силы не хватает и самим поэтам. Оба произведения должны были стать мольбой, призывом и напоминанием, но стали лишь прекрасными эпитафиями сверхчеловеку. Ницше позднее попытается возродить эту идею в форме пророчества, но выйдет у него только Реквием.
Не случайно, что оба героя — не европейцы. Греческий пират и мальчик-горец, султанат и Кавказ: великие исполины духа обитают где-то там, куда ещё не вполне смогла дотянуться мещанская рука Европы. В своё собственное отечество ни Байрон, ни Лермонтов уже не верят. У них на родине живут Гарольд и Печорин. Отсюда ироническое и горькое «герой нашего времени», ведь известно, что герои живут вне времён.
Что важно, оба поэта чувствуют, что героическое закончилось буквально при них. Байрон воспевает испанцев, которые, жертвуя собственной кровью, сопротивляются наполеоновской оккупации, но это уже новый тип — коллективный герой-народ, который распределён во времени и пространстве, здесь уже нет места личному подвигу и возможности встать лицом к лицу с богами, этот тип героизма осуществляется уже в совсем другой плоскости (Где Бог? Иль он не видит вас, герои?)
У Лермонтова есть Максим Максимыч — герой войны 1812-го года. Он обладает сильным и добродетельным характером, но между ним и Печориным существует неустранимый разрыв. Максим Максимыч считает Печорина «странным малым». Этот разрыв больше всего беспокоит Лермонтова.
Не случайно, что оба героя — не европейцы. Греческий пират и мальчик-горец, султанат и Кавказ: великие исполины духа обитают где-то там, куда ещё не вполне смогла дотянуться мещанская рука Европы. В своё собственное отечество ни Байрон, ни Лермонтов уже не верят. У них на родине живут Гарольд и Печорин. Отсюда ироническое и горькое «герой нашего времени», ведь известно, что герои живут вне времён.
Что важно, оба поэта чувствуют, что героическое закончилось буквально при них. Байрон воспевает испанцев, которые, жертвуя собственной кровью, сопротивляются наполеоновской оккупации, но это уже новый тип — коллективный герой-народ, который распределён во времени и пространстве, здесь уже нет места личному подвигу и возможности встать лицом к лицу с богами, этот тип героизма осуществляется уже в совсем другой плоскости (Где Бог? Иль он не видит вас, герои?)
У Лермонтова есть Максим Максимыч — герой войны 1812-го года. Он обладает сильным и добродетельным характером, но между ним и Печориным существует неустранимый разрыв. Максим Максимыч считает Печорина «странным малым». Этот разрыв больше всего беспокоит Лермонтова.