«Действия экипажа были хаотичными с некоторой паникой»: эксперты прокомментировали расшифровку переговоров пилотов рухнувшего Embraer 190 AZAL.
Опубликованная расшифровка записи внутрикабинных переговоров из «черного ящика» рухнувшего в Актау Embraer 190 «Азербайджанских авиалиний» указывает на явные пробелы в подготовке пилотов по CRM (Система управления ресурсами экипажа) и на их неготовность к заходу на посадку по приводам (NDB). Такое мнение высказали российские авиационные эксперты.
Так, заслуженный пилот СССР и председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета при Ространснадзоре Олег Смирнов сказал, что работа экипажа AZAL была хаотичной и неорганизованной.
Пилоты не справились со стрессом, стиль их разговора друг с другом вызывают недоумение: в кабине нецензурная брань, что абсолютно неприемлемо по регламенту. Командир воздушного судна обвиняет второго пилота в некомпетентности, подтверждая тем самым явно недостаточный уровень подготовки пилотов. Также экипаж не справился с корректной оценкой обстановки, не подал в воздушном пространстве России сигнал бедствия MayDay,
— полагает Смирнов.
Председатель экспертного совета в области гражданской авиации Александр Яковлев с сожалением констатировал низкую подготовку пилотов по CRM и неготовность к заходу по альтернативной системе NDB, при неустойчивой работе GPS (система глобального позиционирования) и отказе GNSS (Глобальная навигационная спутниковая система).
По словам Яковлева, экипаж принял правильное решение об уходе на второй круг, так как, увидев полосу, понял, что ВПП значительно левее и они находились выше глиссады, однако дальнейшие действия после ухода на второй круг являются «хаотичными и непоследовательными с некоторой паникой».
Второй заход был полностью не стабилизирован и хаотичным, что также не позволило выполнить посадку, хотя погодные условия соответствовали минимуму для посадки по NDB. Исходя из анализа переговоров, экипаж был полностью психологически и профессионально не готов к заходу по системам, отличным от захода по GNSS. Данная ситуация не позволила ему произвести посадку на аэродроме назначения,
— пояснил кандидат технических наук и пилот.
Как заметил исполнительный директор отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев, расшифровка переговоров проясняет, почему единственной рекомендацией, озвученной в предварительном отчете по результатам расследования авиапроисшествия Embraer 190, было «Провести оценку рисков по выполнению полетов в регионы, где регистрируются потери сигнала GPS». По словам эксперта, при отсутствии GPS экипаж испытывал затруднения с выполнением захода на посадку с использованием сигнала ненаправленного радиомаяка, установленного на аэродроме в Грозном.
Даже в условиях, когда диспетчеры оказывали поддержку экипажу и осуществляли векторение, выполнить заход на посадку не удавалось. Трудности возникали не только с определением координат, где именно находится воздушное судно, но и высоты его полета. Второй пилот признался, что ранее не выполнял заходы на посадку, опираясь исключительно на сигналы NDB и подсказки диспетчера,
— сказал Пантелеев.
По его мнению, авиапроисшествие вскрыло очевидную проблему утраты в значительной мере навыков ручного пилотирования летным составов, работающим на современных воздушных судах, даже простые штурманские расчеты «в уме» даются многим пилотам с большим трудом, зависимость от работы автоматики достигает критического уровня.
В свою очередь главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов указал, что в текущих условиях ограничения применения спутниковых систем навигации на значительных пространствах роль «традиционных» наземных средств навигации, как основных, значительно возрастает, что требует от экипажей соответствующей подготовки.