Самоопределение как важный фактор становления профессионала будущегоФормирование субъектной позиции студента принципиально важно для его гармоничного личностного и профессионального развития. При огромном количестве возможностей, которое дает университетская среда и экосистема вокруг молодежных сообществ, выбор становится не таким очевидным. Каждый участник процесса наделяется персональной ответственностью за свое профессиональное будущее, которое может развиться в нескольких десятках разных траекторий (даже в пределах одной сферы, профессии).
И эта дилемма поистине многогранна. С одной стороны, нужно ориентироваться в специализациях внутри выбранной профессии или получаемой специальности. С другой стороны, важно разобраться в своих внутренних переживаниях, ощущениях, возможностях – "а какого будущего для себя я реально хочу?". С третьей стороны, хорошо бы изучить опыт старших коллег, проанализировать, как развивались их карьеры. И, в конце концов, необходимо найти адекватные возможности саморазвития по выбранному пути, грамотно выстроить свою траекторию развития.
О предоставлении таких возможностей, а также об активизации самоопределения и поддержке студентов на этом пути сейчас задумываются, наверное, все учреждения образования. И, конечно, университеты в том числе, т.к. именно они непосредственно выпускают бывшего обучающегося во взрослую профессиональную жизнь.
Так, тьюторская служба ТГУ, например, проводит для студентов
«Клуб самоопределения» – мероприятие, где спикерами выступают специалисты, реализовавшиеся в любимом деле. Важно, что представлены не истории успеха в чистом виде, а, скорее, рефлексия сложного, многомерного профессионального пути – с развилками и выборами, трудностями и преодолениями, поиском себя и своего предназначения.
21 мая спикерами на «Клубе самоопределения» для студентов Института образования выступили директор Института образования ТГУ, зам. проректора по образовательной деятельности ТГУ
Елена Суханова и основатель школы «Свой путь», заместитель председателя Правления по стратегическому планированию МТА, заместитель директора Института образования ТГУ
Сергей Степанов.
Совместно со студентами спикеры сформулировали вопросы для обсуждения, «вокруг» которых проходила дальнейшая рефлексия. К ним, например, были отнесены следующие аспекты:
❔существует ли предназначение
❔как сделать выбор после множества проб
❔как не потерять мотивацию и не выгореть
❔как сохранить баланс между «хочу» и «надо»
И студенты, и спикеры отметили, что такое общение подсвечивает значимые моменты, позволяет ретроспективно проанализировать свой путь.
Подробнее о «Клубе самоопределения» читайте в новости на
сайте