Чему учиться у войны?
"Когда-то Я думал, что бизнес - война. Потом понял, что садоводство и защита плодов.
Когда-то Я думал, что в бизнесе хищники. Потом понял, что там просто нет чувств, одни инстинкты и логика.
Когда-то Я думал, что бизнес - это искусство. Потом понял, что технология.
Когда-то Я думал, что бизнес знания - это вечный поиск. Потом понял, что все академические основы дали в школе ...
Но те, кто давали сами не понимали нафига они. Потому что они и сами ими не пользовались (Зорин Дмитрий 10 января 2014 г)"
(вместо эпиграфа)
Я штудировал труды Сунь Цзы и Кляузевица о войне. Мне казалось, что бизнес - это война. Но война - это всегда разрушение, необоснованное применение насилия (не силы). Война всегда происходит в момент, когда стороны не способны договариваться.
А это не про бизнес, не про торговлю. Война там, где бизнес невозможен.
Я понял, что трактаты о войне не помогут мне быть успешным в бизнесе. Сильным откровением стала фраза Кляузевица: "Я выиграл много битв, но я не знаю как победить в войне. Войну начинают военные, но заканчивают дипломаты."
Я понял, что все самое интересное в этих трактатах касалось применения силы. Моё внимание фокусировалось на ярком, а самое главное осталось в тени, в мертвой зоне восприятия. Победить можно только переговорами. Умение договариваться важнее силы.
Когда-то я был очень слаб и абсолютно без влияния, я тогда был окружен большим количеством бандитов разного уровня ... Один человек, умеющий договариваться приехал один и разговаривал один с несколькими "не вполне адекватными" людьми за мою судьбу. Несколько раз его готовы были убить. Раз 5 я бы поднялся и ушел. Все продолжалось дольше 2-х часов. Он ушел договорившись. Со мной. Это был интересный мастер-класс. У них была сила, у него навык.
Дипломат оказался сильнее вояк.
На тот момент я считал себя достаточно сильным в переговорах, но в один момент я понял, что ничего не умею. Я просто был дилетантом с большим опытом разговоров на деловые темы.
Прочитав про "дипломата" у Кляузевица, я понял, что я читал правильные книги глядя не туда.
Есть у меня поговорка, что главная проблема любого бизнеса в том, что не те делают не то не тогда. Так и я. Читал то, что мне интересно, а не то, что важно.
Я стал перечитывать. Вообще перечитывать знакомые книги в поисках важного, того, что не увидел, похоже на поиск золотой песчинки в тонне породы.
И нашел очень важное у Сунь Цзы.
Нашел "отряд на перевале сильнее армии в долине" и понял важность качественного приложения сил и важность позиции.
Но самое важное получилось во фразе "В войне побеждает не тот у кого больше армия и ресурсы, а тот у кого сильнее союзники".
Бывает такое, что вроде бы не значительная фраза вдруг резонирует так, что разрывает "стеклянный потолок" и вдруг понимаешь очень много. Будто горизонт отодвигается и видишь то, что было скрыто все время за горизонтом.
С того момента, когда входил консультантом в чужой бизнес, я всегда пытался выяснить "кто союзники у этого бизнеса"?
Союзники есть трех уровней:
1. Те, кто не будут воевать против тебя, но ничем тебе не помогут (не готов нести жертву)
2. Те, кто помогут, но не будут воевать с тобой против твоего врага (готов жертвовать только тем, что не несет опасности ему)
3. Те, кто встанут с тобой против твоего врага (готов идти на жертву не оценивая ее размер)
При этом, каждый союзник имеет три уровня длительности своего участия:
1. Пока ему выгодно
2. Пока ему не опасно
3. Пока ты воюешь
Получаю этакую таблицу.
Складывать как индексы нельзя, можно считать.
Если у мои союзники 3-3 сильнее, то остальное могу не считать. Главное мне не подвести их и не остановиться.
Бизнес не война, но принципы по союзникам очень важны.
Перед тем как начинать новую тему я привык считать своих союзников. И начинать только в тех областях, где у меня есть хотя бы не ниже 2-2.
Но если у меня в какой-то области-теме нет выше 2-2, то я не начинаю вообще. Я готов делать что-то, толкать эту тему, но не начинаю. Потому что шансы на успех маленькие.
Даже если есть решимость и ресурс.
"Когда-то Я думал, что бизнес - война. Потом понял, что садоводство и защита плодов.
Когда-то Я думал, что в бизнесе хищники. Потом понял, что там просто нет чувств, одни инстинкты и логика.
Когда-то Я думал, что бизнес - это искусство. Потом понял, что технология.
Когда-то Я думал, что бизнес знания - это вечный поиск. Потом понял, что все академические основы дали в школе ...
Но те, кто давали сами не понимали нафига они. Потому что они и сами ими не пользовались (Зорин Дмитрий 10 января 2014 г)"
(вместо эпиграфа)
Я штудировал труды Сунь Цзы и Кляузевица о войне. Мне казалось, что бизнес - это война. Но война - это всегда разрушение, необоснованное применение насилия (не силы). Война всегда происходит в момент, когда стороны не способны договариваться.
А это не про бизнес, не про торговлю. Война там, где бизнес невозможен.
Я понял, что трактаты о войне не помогут мне быть успешным в бизнесе. Сильным откровением стала фраза Кляузевица: "Я выиграл много битв, но я не знаю как победить в войне. Войну начинают военные, но заканчивают дипломаты."
Я понял, что все самое интересное в этих трактатах касалось применения силы. Моё внимание фокусировалось на ярком, а самое главное осталось в тени, в мертвой зоне восприятия. Победить можно только переговорами. Умение договариваться важнее силы.
Когда-то я был очень слаб и абсолютно без влияния, я тогда был окружен большим количеством бандитов разного уровня ... Один человек, умеющий договариваться приехал один и разговаривал один с несколькими "не вполне адекватными" людьми за мою судьбу. Несколько раз его готовы были убить. Раз 5 я бы поднялся и ушел. Все продолжалось дольше 2-х часов. Он ушел договорившись. Со мной. Это был интересный мастер-класс. У них была сила, у него навык.
Дипломат оказался сильнее вояк.
На тот момент я считал себя достаточно сильным в переговорах, но в один момент я понял, что ничего не умею. Я просто был дилетантом с большим опытом разговоров на деловые темы.
Прочитав про "дипломата" у Кляузевица, я понял, что я читал правильные книги глядя не туда.
Есть у меня поговорка, что главная проблема любого бизнеса в том, что не те делают не то не тогда. Так и я. Читал то, что мне интересно, а не то, что важно.
Я стал перечитывать. Вообще перечитывать знакомые книги в поисках важного, того, что не увидел, похоже на поиск золотой песчинки в тонне породы.
И нашел очень важное у Сунь Цзы.
Нашел "отряд на перевале сильнее армии в долине" и понял важность качественного приложения сил и важность позиции.
Но самое важное получилось во фразе "В войне побеждает не тот у кого больше армия и ресурсы, а тот у кого сильнее союзники".
Бывает такое, что вроде бы не значительная фраза вдруг резонирует так, что разрывает "стеклянный потолок" и вдруг понимаешь очень много. Будто горизонт отодвигается и видишь то, что было скрыто все время за горизонтом.
С того момента, когда входил консультантом в чужой бизнес, я всегда пытался выяснить "кто союзники у этого бизнеса"?
Союзники есть трех уровней:
1. Те, кто не будут воевать против тебя, но ничем тебе не помогут (не готов нести жертву)
2. Те, кто помогут, но не будут воевать с тобой против твоего врага (готов жертвовать только тем, что не несет опасности ему)
3. Те, кто встанут с тобой против твоего врага (готов идти на жертву не оценивая ее размер)
При этом, каждый союзник имеет три уровня длительности своего участия:
1. Пока ему выгодно
2. Пока ему не опасно
3. Пока ты воюешь
Получаю этакую таблицу.
Складывать как индексы нельзя, можно считать.
Если у мои союзники 3-3 сильнее, то остальное могу не считать. Главное мне не подвести их и не остановиться.
Бизнес не война, но принципы по союзникам очень важны.
Перед тем как начинать новую тему я привык считать своих союзников. И начинать только в тех областях, где у меня есть хотя бы не ниже 2-2.
Но если у меня в какой-то области-теме нет выше 2-2, то я не начинаю вообще. Я готов делать что-то, толкать эту тему, но не начинаю. Потому что шансы на успех маленькие.
Даже если есть решимость и ресурс.