Лев Симкин. Иногда прошлое не отпускает.


Гео и язык канала: Россия, Русский
Категория: Блоги


«Иногда прошлое не отпускает, - сказано в рассказе Стивена Кинга «Ученик дьявола». - Разве не поэтому люди учат историю?»

Связанные каналы  |  Похожие каналы

Гео и язык канала
Россия, Русский
Категория
Блоги
Статистика
Фильтр публикаций


Там, где был я вчера…

«В самый разгар войны с немцами Сталин дал приказ прочесать все уголки России и найти литовцев, чтоб создать национальную литовскую дивизию. Как ни старались военкоматы, кроме литовских евреев, бежавших от Гитлера, ничего не смогли набрать. Пришлось довольствоваться этим материалом».

Автор «Мони Цацкеса - знаменосца», как всегда, немного приврал – евреев в литовской дивизии было меньше трети. Ну да не в этом дело, а в том, что Эфраим Севела был непревзойдённым рассказчиком, а, переложив свои байки на бумагу, стал большим писателем. Театр «Шалом» перевел его сюжеты на театральный язык и в каком-то смысле вернул к первоисточнику. Во всяком случае, к нему всего ближе жанр, в каком Олег Липовецкий поставил спектакль – четыре актера, каждый в нескольких ролях, зажигательно разыгрывают истории, смешные (или грустные), случившиеся (или не случившиеся) с Моней Цацкесом, еврейским Швейком-Чонкиным. Зал им благодарно внимает, билеты на «Моню» не достать, некоторые ходят по второму и третьему разу.

Эфраим Севела был помладше своего героя, но повоевать успел, в 15-летнем возрасте добравшись до фронта и став «сыном полка». Дальше – больше. В 1971 году он, к тому моменту успешный сценарист, неожиданно для всех, и для него самого (по его словам, с похмелья), оказался участником группы из 24 человек, захватившей приемную Президиума Верховного Совета СССР с требованием разрешить советским евреям репатриироваться в Израиль. Высланный туда из страны Советов, участвовал в войне Судного дня, потом уехал в Америку и, наконец, вернулся в СССР, перед самым его закатом, вернулся и в кино, поставив пять фильмов по собственным сценариям. При этом, похоже, любимым его занятием было рассказывать невероятные истории из своей жизни, перенесенные (или не перенесенные) в литературу – мне пару раз посчастливилось быть их слушателем. Думаю, вчерашний спектакль им, так сказать, конгениален.

Шалом (театр) разгадал секрет великого рассказчика, с чем я его (театр) и поздравляю.


Сегодня, оказывается, Международный день блогера.
Представителей второй древнейшей профессии – журналистов вытеснили на обочину представители третьей новейшей – блогеры. Пишут, блогером нынче хочет стать чуть ли не каждый второй школьник. А на рубеже 90-х говорили, будто каждая вторая школьница мечтала стать валютной проституткой. Если правда оно ну хотя бы на треть, то причиной столь странных устремлений (и тех и других) некоторой части подрастающего поколения могло быть желание заработать много денег посредством сравнительно малых трудовых затрат. И в том и другом случаях. Ведь легче, чем бумагу марать, ничего и быть не может. Ну, может, еще руководить - руками водить.


Путешествие из Петербурга в Москву

Вчера в кафе на Московском вокзале встретил коллегу, которую не видел сто лет. Перекинулись двумя словами, и она пошла к своему поезду, отправлявшемуся в 17.00. Спустя минут десять мы отправились к следующему, который в 17.10.

Уже сидя в кресле Сапсана, получаю сообщение: «Лева, я оставила там на вешалке куртку зеленую с капюшоном». И еще одно: «Вдруг вы еще там». Я поднялся было бежать за курткой, но был остановлен твердой рукой жены – на часах было ровно пять, до отправления оставалось 10 минут. Тут приходит новое сообщение: «Обрадовалась вам, про все забыла». Поняв, что это я виноват в случившемся, бросился вон из вагона, добежал до здания вокзала, нашел искомую куртку и вернулся обратно за полминуты до отправления.

В ответ на сообщение об успехе казавшейся безнадежной затеи, получаю следующее: «Мне ужасно стыдно, но я ее так люблю, но вас больше».

Опускаю трогательную сцену передачи куртки владелице на Ленинградском вокзале. Скажу лишь о том, как важно уметь правильно попросить. Людьми, которые чувствуют свою вину, управлять легче.


Такой увидела мою любимую станцию моя любимая художница Наталья Нестерова. https://www.ozon.ru/product/kak-zhivye-obrazy-ploshchadi-revolyutsii-znakomye-i-zabytye-simkin-lev-semenovich-276691423/


Это смутно мне напоминает…
Возвращаясь с Ладоги в Москву, остановился на ночь в Санкт-Петербурге и, натурально, не мог не пойти в театр. В МДТ, на «Короля Лира». Это уже второй «Лир», которого я вижу у Додина, первый, виденный лет 15 назад, был вдвое длиннее. Этот - идет чуть больше двух часов, включая не короткий антракт. Еще помню, в первом спектакле актеры в сцене бури по сцене голые расхаживали, а в этом – только по пояс.
А напомнило мне это все знаете что – краткое изложение сюжета великой пьесы Толстым в его знаменитой статье «О Шекспире и о драме». «Как ни нелепа она представляется в моем пересказе, который я старался сделать как можно беспристрастнее, смело скажу, что в подлиннике она еще много нелепее. …Мало того, что все лица говорят так, как никогда не говорили и не могли говорить живые люди, они все страдают общим невоздержанием языка».
Не потому ли Додин решил возвратиться к «Лиру» в сильно сокращенном варианте? А, может, в том был иной смысл – показать, как быстро раскручивается трагедия, возникшая буквально на пустом месте. «Надень свои очки, и, как презренный политик, делай вид, что видишь то, чего нет»…
Но со всем примиряет прекрасная игра актеров и благодарнейшая петербургская публика, не отпускавшая их со сцены в течение 8 (восьми) минут, ровно столько они выходили под аплодисменты. 


На Валааме

На этом самом причале, куда из Ленинградского порта белые пароходы с весёлыми туристами, «торчали пеньками «самовары» и сновали безногие на своих тележках или перебрасывая торс, подбитый кожей, с помощью деревянных «утюжков».

За "Новым миром" с нагибинским рассказом "Терпение" читатели в библиотеках записывались в очередь.

"Была в этой малой земле посреди огромной бледной воды печальная тайна, которую она привыкла укрывать от чужих глаз. Когда-то тут были скиты отшельников, пробиравшихся сюда с великими тяготами из необжитой России в поисках последнего могильного одиночества... Минули века, опустел монастырь... и тут его призвали для новой службы: стать убежищем отшельников середины нынешнего века, отдавших последней опустошительной войне больше, чем жизнь".


На озере Вуокса

Полвека назад прогремел очерк Ольги Чайковской «Драма на озере Вуокса», опубликованный в Литературке. В нем она подвергала сомнению приговор суда по делу, очень похожему на описанное Драйзером в «Американской трагедии» (подсудимый обвинялся в убийстве беременной жены). Пресса в то время если и не была властью, то ее придатком уж точно. Приговор, впрочем, кажется, не отменили, но наказание точно снизили, и вскоре его выпустили. Похоже, с доказательствами там было не очень. Спустя несколько лет после освобождения он с новой женой отправился в конный турпоход на Урал, пригласив с собою Чайковскую. Она мне рассказывала, как перепугалась, когда после конной переправы недосчитались жены героя ее очерка. К счастью, позже та нашлась, ее снесло течением вниз по реке.


О «русской Железной Маске» - человеке, которого привезли сюда во времена царствования Екатерины II, повелевшей держать заключенного на хлебе и воде. Упоминать его имя строго запрещалось — в документах он был записан под прозвищем Безымянный. Сменивший Екатерину на троне Павел I повелел оставить этого арестанта «в нынешнем положении». Александр его выпустил на волю и пенсию генеральскую дал — а из Кексгольма выезжать не велел. Это случилось после того, как он, посетив крепость, пожелал увидеть этого загадочного человека. Александр после встречи вышел весь в слезах. Но кем же он был на самом деле? На этот счет выдвигаются самые разные версии. Согласно самой распространенной, Безымянный — император Иоанн Антонович, вовсе не убитый, как гласят официальные источники, в 1764 году. Но это вряд ли. Не так давно исследователи установили, что это был некий Иван Пакарин, выдававший себя то ли за сына Екатерины II и графа Никиты Панина, то ли за жениха ее никогда не существовавшей дочери.


Там, где был я вчера…

Крепость Карела (шведы дали ей новое название — Кексгольм - связана с именами Пушкина (воеводы, предка поэта), Суворов и я Кутузова (оба тут бывали, правда, в разное время). Построили крепость новгородцы в 1310 году, во время Ливонской войны она отошла к шведам, а в 1710 году вернулась к России и использовалась уже не как оборонительное сооружение, а как тюрьма для государственных преступников.


Выходит, у Пугачева было две жены... (в крепости Карела)

«Жён самозванца содержать в Кексгольме, не выпуская их из крепости, и давая им только в оной свободу для получения себе содержания и пропитания, а сверх того производя из казны на каждого по 15 копеек в день» (Постановление Правительствующего Сената от 9 января 1775 года).

В Кексгольмской крепости для них с детьми был выделен отдельный каземат в Круглой башне, которая со временем получила своё второе имя Пугачёвской.

Пугачёв, выдававший себя за императора Петра III, называл свою жену Софью с детьми семьёй помогавшего ему в скитаниях казака. На 16-летней казачке Устинье Кузнецовой он женился позже, уже во время восстания. Устинья, правда, укоряла супруга за то, что он женился на ней при живой «первой супруге» (императрице Екатерине II)




Там, где был я вчера…

Всем известно - хотите успеха, выпустите на сцену собаку или ребенка. А где, как не в этом спектакле, собаке самое место? На «Собачье сердце» Антона Федорова в МТЮЗе билетов не достать.

Правда, булгаковского Шарика большая холеная домашняя собака, вся в белом, в смысле в белой шерсти, нисколько не напоминает. Зато ее жальче, чем бездомного пса. А профессора Преображенского (Гордин) поначалу совсем не жалко, не говоря уже о Борментале, тот просто фашист какой-то.

Ребенок тоже имеется, большой ребенок - Шариков в трогательном исполнении Андрея Максимова, упрекающего «взрослых» - его ведь никто не спрашивал, превращать ли в человека.

На память почему-то пришел друг детства, он поступил в театральное, прочитав на вступительных «Волк и ягненок», где волк - тихий старик, а к нему пристает юный хулиган-ягненок.

Во-первых, мы не господа! Во-первых, вы мужчина или женщина?

Надо еще упомянуть прекрасное оформление спектакля, автора (автор
ку) которого зовут Ваня Боуден и да, это женщина.

Антон Федоров - ученик Юрия Погрбничко, с классическими текстами не церемонится. Но если учитель любит включать в них песни и цитаты из других классиков, то ученик заполняет паузы отсебятиной, мемами и шутками ниже пояса. Поначалу не поймешь, то ли капустник то ли богомоловщина какая-то. Правда, местами смешно, Гордин в любом жанре великолепен.

Но при всем при том, врать не буду, спектакль чем-то меня зацепил. Чем именно? Не знаю, может, тем, что наполнен аллюзиями, как в доброе старое время? Посмотрите, сами поймете, какими. То ли из-за его, так сказать, амбивалентности, это слово тоже из моей молодости. Тем более, к концу спектакля - а он только начинается как капустник, а заканчивается как драма - мне стало более-менее ясно, что, собственно, нам хотели сказать. Ну да, создали профессор с ассистентом монстра (там даже есть намек на то, что Шариков чуть ли не лишает Зину невинности), но и сами остаются у разбитого корыта, и их тоже становится жалко. Виновных нет: все люди правы, но больше всех — простивший прав…

Умным людям нравится. А я даже не знаю, что сказать.


Как Рембрандты, живут по описи 35 волков Горьковской области

Эти строки написаны Вознесенским полвека назад, но с тех пор, похоже, волков там не прибавилось. Впрочем, волки мигрируют, так что их не очень-то сосчитаешь. А на гербе Нижегородской области изображен олень, такой же, как на капоте 21-й «Волги». Северных оленей в области, как пишут, то ли 50, то ли 100, в основном в Керженском заповеднике. 18 из них переехали туда из хозяйства «Серая лошадь», хозяева которого их подкармливают и лечат, а потом отпускают. Туда оленят – покалеченных и сирот привозят егеря.

«Львы, орлы и куропатки, рогатые олени…» Львов, правда, не видел, орлов тоже, зато своими глазами видел лошадей орловской и терских пород, разведением которых здесь занимаются. И еще голубей. Можете сами полюбоваться.


Там, где был я...

В этом доме в селе Воскресенском на реке Ветлуге жил лесопромышленник Беляев. Говорят, его дом схож с беляной. На белянах сплавляли лес. Это такие гигантские плоты, которые по размерам могли поспорить с океанскими кораблями, сто метров в длину. Начиналось сооружение белян зимой. Бригады рубщиков уходили в тайгу на три месяца, где жили в избушках и заготавливали лес. Всё, что нарубили, волокли, связав плоты, к Ветлуге, где собирали беляны (название - из-за белого цвета). Сначала бревна укладывали в виде барки, потом внутрь укладывали штабелями оставшийся лес. После прибытия к месту назначения беляну разбирали до брёвнышка и продавали. Жизни белянам отпускался один сезон навигации.

Беляев после революции куда-то сгинул, говорили, что сбежал за границу, но это вряд ли, в 30-е годы вернулся, но, понятно, не в свой дом. Теперь в нем музей. На одном из фото сундук для хранения приданого, покрытый ковриком "хохлушей" - такие сундуки делали в селе Раскатово - обратите внимание на раскраску.


"Пушкин сидит у себя и думает: "Я гений, и ладно. Гоголь то-
же гений. Но ведь и Толстой гений, и Достоевский, царствие ему небесное, гений. Когда же это кончится?" Тут все и кончилось".

В семидесятые годы, когда по рукам ходили эти перепечатки, мы думали, что это Хармс, а оказалось, не Хармс. Все равно смешно.

...Веселое имя Пушкин.


Вот вы еще ни разу не спросили, какая у меня профессия, чем занимаюсь. А между тем я женщина, оживляющая подбитых птиц. (Василий Аксенов. В поисках жанра)
...А перед вами женщина, которая оживляет полуживых лосят. Этому - всего один месяц, в этом возрасте они довольно беспомощны. Его оставила мама, отойдя ненадолго в поисках пищи, а он решил погулять и заблудился, да еще поранился. Лосенка выходили, при это поили его исключительно козьим молоком, от коровьего он отказывается. Но выходить - этого недостаточно, надо еще сделать так, чтобы после он сумел адаптироваться к дикой природе, а это не так просто. Первого выпущенного на волю олененка задрали волки, после этого попавших сюда животных после лечения начали приспосабливать к будущей самостоятельной жизни - удалось. Где это? Далеко от Москвы, на реке Ветлуге в Нижегородской области. Племзавод "Серая лошадь".






Там, где был я вчера… В Заветлужье

Там в полях, за синей гущей лога,
‎В зелени озёр,
Пролегла песчаная дорога
‎До сибирских гор.
Затерялась Русь в Мордве и Чуди…

В Воскресенском районе Нижегородской области. Местные обычаи.

Искосина - кусок белого полотна в день похорон вывешивается на 9 бревно от угла дома и висит на протяжении 40 дней. Ее могут украсть - существует поверье, что если разорвать ее на нити и связать ножки у стула в зале суда, это поможет в судебном споре.

А эту красную нить во время похорон марийцы привязывают к мизинцу покойного и выводят к кресту. Приходя на могилу, можно дернуть за нить и таким образом поприветствовать умершего.

На Ветлуге говорят, что «на воду суда нет»… Жизнь там дёшева…
— Твой Ванька утонул! — кричит с парохода бурлак
женщине на берегу.
— Где? — спокойно по внешности и как бы мимоходом спрашивает жена или мать, сестра утонувшего.
— На Большом «кривуле»…
И больше ничего — ни расспросов, ни ахов, словно всё в порядке вещей… И только одинокие кресты
на ветлужских берегах говорят об этих безвременно
и не по своей вине погибших бурлаках… (Короленко)


На озере (продолжение)

В народе с позапрошлого века живет вера в то, что если трижды обойти на коленях, а еще лучше проползти вокруг озера Светлояр, что стоит над градом Китежем, то можно исцелиться от любой болезни. При Хрущеве, обещавшем показать по телевизору последнего попа, на берегу озера ставили пожарную машину, чтобы из пожарного шланга поливать ползущих паломниц, а дети из соседнего пионерлагеря иной раз при попустительстве вожатых прыгали им на плечи, сбивая с ног. См. фото с решением местной власти о запрете «оползания», принятым в 1959 году. В дни наплыва паломников устраивали народные гулянья с песнями и плясками.

Теперь все иначе, гид из местного музея рассказывает о реальных случаях исцеления, о том, что она лично звоны из озера не слыхала, но однажды почувствовала, как оттуда пахнуло ладаном.

Еще, забыл сказать, идет тихая борьба с купающимися в святом озере, особенно если в то же самое время верующие идут вокруг него крестным ходом.

Продолжение следует

Показано 20 последних публикаций.