Граждане! Храните деньги в сберегательной кассе. Если, конечно, после налогов они у вас есть.
В конце сентября 2026 года ФНС начала массовую рассылку налоговых уведомлений за 2025 год. Ведомство планирует направить 69,9 млн документов, причем более 90% из них придут через личный кабинет налогоплательщика и Госуслуги. В одном уведомлении могут одновременно находиться налог на квартиру, землю, автомобиль и НДФЛ. Общая сумма начисленных налогов на имущество граждан достигла 452,8 млрд руб., что на 10% больше предыдущего года.
Судя по реакции в соцсетях, для многих размер счета оказался куда интереснее, чем ожидалось. Среди практических кейсов встречается налоговое уведомление на 285,9 тыс. руб., в другом случае сумма достигает 234,8 тыс. руб., из которых 230,3 тыс. руб. приходится на НДФЛ. Такие примеры хорошо отражают волну сообщений в духе «а откуда столько». А с учетом налоговой реформы 2025 года с новой прогрессивной шкалой НДФЛ негодование растет.
Отдельный сюрприз нынешней рассылки связан с банковскими вкладами. Сверх лимита в 210 тыс. руб. дальнейшие начисления подлежат налогообложению. Так, если за год вклад принес 250 тыс. руб. процентов, начисленный налог составит 5,2 тыс. руб. при ставке 13%, а при более крупных совокупных (с з/п и прочей деятельностью) доходах часть налоговой базы свыше 2,4 млн руб. облагается уже по ставке 15%.
Масштаб этого налога быстро растет вместе с процентными доходами вкладчиков. В 2026 году государство рассчитывает получить по этой статье 631,9 млрд руб., тогда как в 2025 году поступления составили 320,2 млрд руб., а в 2024 году и вовсе 110,7 млрд руб. За два года сборы выросли почти в 6 раз, причем на 2027 год уже предусмотрено более 1 трлн руб. поступлений от НДФЛ с процентов по банковским вкладам.
Еще больше вопросов вызывает налог с так называемой материальной выгоды, когда доходом признается экономия на процентах по дешевому кредиту или займу. В предусмотренных случаях, например при льготном займе от работодателя или взаимозависимого лица, разница между фактической ставкой и расчетным уровнем в 2/3 ключевой ставки может облагаться НДФЛ по ставке 35%. В результате человеку присваиваются доходы, которых у него фактически не было. Именно такие начисления сейчас вызывают особенно много вопросов среди физических лиц.
Любопытно, что идея налогообложения расчетной выгоды существует и за пределами России, хотя устроена иначе. Как пример, в Нидерландах доходы от сбережений, инвестиций и второй недвижимости облагаются в рамках отдельной категории налогообложения имущества и капитала. В 2026 году для инвестиций и другой собственности применяется расчетная доходность 6%, полученный расчетный доход облагается по ставке 36%, а необлагаемый капитал составляет €59,4 тыс. на человека. Система давно вызывает споры, Верховный суд уже признавал отдельные элементы прежнего порядка незаконными. При этом такой механизм приносит государству порядка €10 млрд в год, хоть и вызывает негодование среди населения.
Данные тренды по ужесточению фискальной политики коррелируют с изменениями в экономической активности граждан. Налоговая система, на фоне растущих "предпринимательских" доходах населения, все заметнее выходит непосредственно на имущество и общие поступления физических лиц. Для граждан налоги становятся все менее незаметным удержанием с заработных плат и все чаще превращаются в конкретную сумму, которую так или иначе нужно самостоятельно увидеть в уведомлении и перечислить государству.
@naebrosh
В конце сентября 2026 года ФНС начала массовую рассылку налоговых уведомлений за 2025 год. Ведомство планирует направить 69,9 млн документов, причем более 90% из них придут через личный кабинет налогоплательщика и Госуслуги. В одном уведомлении могут одновременно находиться налог на квартиру, землю, автомобиль и НДФЛ. Общая сумма начисленных налогов на имущество граждан достигла 452,8 млрд руб., что на 10% больше предыдущего года.
Судя по реакции в соцсетях, для многих размер счета оказался куда интереснее, чем ожидалось. Среди практических кейсов встречается налоговое уведомление на 285,9 тыс. руб., в другом случае сумма достигает 234,8 тыс. руб., из которых 230,3 тыс. руб. приходится на НДФЛ. Такие примеры хорошо отражают волну сообщений в духе «а откуда столько». А с учетом налоговой реформы 2025 года с новой прогрессивной шкалой НДФЛ негодование растет.
Отдельный сюрприз нынешней рассылки связан с банковскими вкладами. Сверх лимита в 210 тыс. руб. дальнейшие начисления подлежат налогообложению. Так, если за год вклад принес 250 тыс. руб. процентов, начисленный налог составит 5,2 тыс. руб. при ставке 13%, а при более крупных совокупных (с з/п и прочей деятельностью) доходах часть налоговой базы свыше 2,4 млн руб. облагается уже по ставке 15%.
Масштаб этого налога быстро растет вместе с процентными доходами вкладчиков. В 2026 году государство рассчитывает получить по этой статье 631,9 млрд руб., тогда как в 2025 году поступления составили 320,2 млрд руб., а в 2024 году и вовсе 110,7 млрд руб. За два года сборы выросли почти в 6 раз, причем на 2027 год уже предусмотрено более 1 трлн руб. поступлений от НДФЛ с процентов по банковским вкладам.
Еще больше вопросов вызывает налог с так называемой материальной выгоды, когда доходом признается экономия на процентах по дешевому кредиту или займу. В предусмотренных случаях, например при льготном займе от работодателя или взаимозависимого лица, разница между фактической ставкой и расчетным уровнем в 2/3 ключевой ставки может облагаться НДФЛ по ставке 35%. В результате человеку присваиваются доходы, которых у него фактически не было. Именно такие начисления сейчас вызывают особенно много вопросов среди физических лиц.
Любопытно, что идея налогообложения расчетной выгоды существует и за пределами России, хотя устроена иначе. Как пример, в Нидерландах доходы от сбережений, инвестиций и второй недвижимости облагаются в рамках отдельной категории налогообложения имущества и капитала. В 2026 году для инвестиций и другой собственности применяется расчетная доходность 6%, полученный расчетный доход облагается по ставке 36%, а необлагаемый капитал составляет €59,4 тыс. на человека. Система давно вызывает споры, Верховный суд уже признавал отдельные элементы прежнего порядка незаконными. При этом такой механизм приносит государству порядка €10 млрд в год, хоть и вызывает негодование среди населения.
Данные тренды по ужесточению фискальной политики коррелируют с изменениями в экономической активности граждан. Налоговая система, на фоне растущих "предпринимательских" доходах населения, все заметнее выходит непосредственно на имущество и общие поступления физических лиц. Для граждан налоги становятся все менее незаметным удержанием с заработных плат и все чаще превращаются в конкретную сумму, которую так или иначе нужно самостоятельно увидеть в уведомлении и перечислить государству.
@naebrosh