Джентрификация: какую модель выбрать?
Социальные ученые под джентрификацией обычно понимают возвращение среднего класса в бывшие промышленные/центральные городские районы с сопутствующей ревитализацией общественных пространств и зданий. На Западе следствием этого процесса является вытеснение местных жителей. Автор термина Рут Гласс считала ключевым именно этот аспект, фиксируя в нач. 1960-х гг. исключение рабочих семей из центра Лондона.
В итоге сложилось две точки зрения на джентрификацию: одна называет ее порождением неравенства и инструментом капиталистов – банкиров и девелоперов, стремящихся захватить землю в центре городов; вторая – интерпретирует ее скорее как проявление социальной интеграции.
Понятное дело, что реальность российских городов – иная. Джентрификация по-российски в большинстве случаев сводится к повторному использованию недвижимости без вытеснения местных сообществ, которых просто нет в развалинах промзон. Однако даже у нас она может приводить к определенной социальной напряженности. Так, ревитализируемые лофт-пространства нередко становятся только территорией джентри – хипстеров и богачей, когда площади занимают кофейни с капучино, мастерские для художников, торговля или бизнес. Часто это вызывает отторжение у соседей и обычных граждан.
Несколько иначе исследователи оценивают студентов как проводников джентрификации. Превращение бывших фабрик и заводов в образовательные пространства, например для вузов, обладает наиболее инклюзивным потенциалом. В этом отношении проект джентрификации Большой Ивановской мануфактуры через образовательную модель не имеет аналогов в России. До его реализации еще долго, поэтому пока наслаждаемся тем, что центр Иваново украшает эстетика руин.
Сейчас можно посмотреть и на другие модели джентрификации, которые реализуются в рамках Золотого кольца России: торговая (Рольма – Ростовская льняная мануфактура) и хипстерская (Фабрика музыкальных инструментов во Владимире). Это, конечно, лучше, чем ничего, но кажется весьма шаблоным, которому не хватает разнообразия.
Социальные ученые под джентрификацией обычно понимают возвращение среднего класса в бывшие промышленные/центральные городские районы с сопутствующей ревитализацией общественных пространств и зданий. На Западе следствием этого процесса является вытеснение местных жителей. Автор термина Рут Гласс считала ключевым именно этот аспект, фиксируя в нач. 1960-х гг. исключение рабочих семей из центра Лондона.
В итоге сложилось две точки зрения на джентрификацию: одна называет ее порождением неравенства и инструментом капиталистов – банкиров и девелоперов, стремящихся захватить землю в центре городов; вторая – интерпретирует ее скорее как проявление социальной интеграции.
Понятное дело, что реальность российских городов – иная. Джентрификация по-российски в большинстве случаев сводится к повторному использованию недвижимости без вытеснения местных сообществ, которых просто нет в развалинах промзон. Однако даже у нас она может приводить к определенной социальной напряженности. Так, ревитализируемые лофт-пространства нередко становятся только территорией джентри – хипстеров и богачей, когда площади занимают кофейни с капучино, мастерские для художников, торговля или бизнес. Часто это вызывает отторжение у соседей и обычных граждан.
Несколько иначе исследователи оценивают студентов как проводников джентрификации. Превращение бывших фабрик и заводов в образовательные пространства, например для вузов, обладает наиболее инклюзивным потенциалом. В этом отношении проект джентрификации Большой Ивановской мануфактуры через образовательную модель не имеет аналогов в России. До его реализации еще долго, поэтому пока наслаждаемся тем, что центр Иваново украшает эстетика руин.
Сейчас можно посмотреть и на другие модели джентрификации, которые реализуются в рамках Золотого кольца России: торговая (Рольма – Ростовская льняная мануфактура) и хипстерская (Фабрика музыкальных инструментов во Владимире). Это, конечно, лучше, чем ничего, но кажется весьма шаблоным, которому не хватает разнообразия.