Городские историки


Гео и язык канала: Россия, Русский
Категория: Книги


Это канал городских историков из Сибири об исторической урбанистике/Urban History. Здесь вы найдете обзоры статей, книг и журналов, анонсы и обсуждения конференций, мемы и картинки.
По всем предложениям можно писать на почту: urbanhistorians@mail.ru

Связанные каналы

Гео и язык канала
Россия, Русский
Категория
Книги
Статистика
Фильтр публикаций




Джентрификация: какую модель выбрать?

Социальные ученые под джентрификацией обычно понимают возвращение среднего класса в бывшие промышленные/центральные городские районы с сопутствующей ревитализацией общественных пространств и зданий. На Западе следствием этого процесса является вытеснение местных жителей. Автор термина Рут Гласс считала ключевым именно этот аспект, фиксируя в нач. 1960-х гг. исключение рабочих семей из центра Лондона.

В итоге сложилось две точки зрения на джентрификацию: одна называет ее порождением неравенства и инструментом капиталистов – банкиров и девелоперов, стремящихся захватить землю в центре городов; вторая – интерпретирует ее скорее как проявление социальной интеграции.

Понятное дело, что реальность российских городов – иная. Джентрификация по-российски в большинстве случаев сводится к повторному использованию недвижимости без вытеснения местных сообществ, которых просто нет в развалинах промзон. Однако даже у нас она может приводить к определенной социальной напряженности. Так, ревитализируемые лофт-пространства нередко становятся только территорией джентри – хипстеров и богачей, когда площади занимают кофейни с капучино, мастерские для художников, торговля или бизнес. Часто это вызывает отторжение у соседей и обычных граждан.

Несколько иначе исследователи оценивают студентов как проводников джентрификации. Превращение бывших фабрик и заводов в образовательные пространства, например для вузов, обладает наиболее инклюзивным потенциалом. В этом отношении проект джентрификации Большой Ивановской мануфактуры через образовательную модель не имеет аналогов в России. До его реализации еще долго, поэтому пока наслаждаемся тем, что центр Иваново украшает эстетика руин.

Сейчас можно посмотреть и на другие модели джентрификации, которые реализуются в рамках Золотого кольца России: торговая (Рольма – Ростовская льняная мануфактура) и хипстерская (Фабрика музыкальных инструментов во Владимире). Это, конечно, лучше, чем ничего, но кажется весьма шаблоным, которому не хватает разнообразия.


Репост из: Уральский индустриозавр
Большое дело - уважаемые коллеги из Уральского государственного архитектурного университета взялись за архиважную тему. Ведь мало кто знает - Свердловск (точнее, его город-спутник Березовский) - родина отечественного панельного домостроения. Презентация завтра, но даже если не попадете на нее - настоятельно советую обратить на книгу внимание


Городские историки из Екб приходите сегодня на презентацию книги о становлении советского крупнопанельного домостроения. Важно, что речь пойдет не о хрущевках, как мы привыкли, а о панельных малоэтажках👇
И заодно и подписывайтесь на канал Уральский индустриозавр, который рассказывает о российской гражданской и промышленной архитектуре 🏢🏭


Непонятая история джентрификации

Городские историки побывали в Иваново. Как кажется, весь город должен жить обещанием джентрификации, связанной с проектами редевелопмента Большой Ивановской мануфактуры. В то время как о российских вариантах этого процесса мы с вами вообще мало что знаем, на Западе эта тема – одна из ведущих в Urban Studies.

Для историков особенно заметной стала недавняя книга профессора Денниса Гейла с провокационным названием Непонятая история джентрификации: люди, планирование, сохранение среды и городская реновация (1915–2020 гг.). В монографии ученый указывает на необходимость удревнить феномен повторного использования недвижимости, в рамках которого вытесняются местные сообщества.

Урбанисты, как правило, датируют начало джентрификации 1970-ми годами. С точки зрения Гейла, современный период следует называть «развитой джентрификацией», а по-настоящему само явление родилось еще в годы Первой Мировой войны. Эту раннюю форму он определяет как «зачаточная джентрификация». На примере районов Джорджтаун в Вашингтоне, Гринвич-Виллидж в Нью-Йорке и Бикон-Хилл в Бостоне Гейл показывает, что обновление городских исторических центров осуществлялось силами отдельных домовладельцев, сохранявших многие ветхие дома, тогда как городские власти хотели их просто снести.

По его мнению, даже субурбанизация 1920–1950-х гг. обладала определенной формой джентрификации, когда средний класс, переезжавший в пригороды, выбирал для нового жилья более старые, плотные и менее автомобилизированные районы. При этом зачаточная джентрификация имела расовую подоплеку – белые пытались отобрать у афроамериканцев старую городскую недвижимость.

В этой борьбе городские управленцы встали на сторону белых. Тем самым, «не было бы счастья, да несчастье помогло», и муниципалитеты осознали значимость возвращения исторических центров в городскую жизнь. В итоге в 1970-е гг., при поддержке местных властей, джентрификация стала процессом, в большей степени обусловленным интересами крупных девелоперов, чем индивидуальных домовладельцев.




Радикальное планирование

После того, как «Метрополисы» объявили о своей новой конференции, посвященной конфликту городского планирования и реального разнообразия жизни, городские историки решили рассказать о, вероятно, самом интересном исследовании последних лет в области этого противостояния.

Речь идет о работе Против общего достояния: радикальная история городского планирования, автор которой – профессор городской теории и истории из Мадридского политехнического университета Альваро Севилья-Буитраго. Главный тезис книги: левая идея о том, что городское планирование на самом деле было ключевым фактором деколлективизации общества и разрушения мест общего пользования.

Современное планирование декларирует развитие общественных пространств и сообществ, однако, по мнению Севильи-Буитраго, в этом и есть печальная ирония, так как планы приводят к совершенно обратному эффекту. Смысл в том, что реальный механизм территориального отчуждения – это план.

В этом контексте планирование является прямым следствием капиталистической урбанизации: через план капитализм захватывает новые для себя земли. Как пишет Севилья-Буитраго, «каждый план предвосхищает желаемый социальный порядок».

Эту борьбу капиталистов и обычных сообществ за общее достояние землей автор показывает на примере четырех кейсов истории планирования и лишения собственности – появление планов в сельской местности в Англии в XVIII в.; планирование парков в Нью-Йорке и Чикаго в конце XIX в.; обновление городского центра Берлина в эпоху Веймарской республики; неолиберальное планирование через креативную сферу в Милане 1960–1970-х годов.

В конце Севилья-Буитраго достаточно абстрактно рассуждает о необходимости создания проекта «коммонизма» в планировании, где общее достояние является неотчуждаемой формой вне капитала. Это означает переход к радикальному планированию, что влечет полную реорганизацию пространства и государственного устройства. Так, радикальные планировщики могли бы ратовать за организацию небольших городских коммун, защищающих общее достояние.




Подъездная материальность

В 2022 г. одной из самых обсуждаемых переведенных работ стала книга Алексея Голубева Вещная жизнь. Материальность позднего социализма. И, правда, монография заняла важное место в материальном повороте в изучении советского прошлого, предложив оригинальный концепт «стихийного материализма», когда обыденный опыт взаимодействия с вещами и материей влиял на повседневное производство смыслов. Вообще эта книга должна быть настольной для каждого городского историка.

Все дело в 4 главе, посвященной антропологии советского подъезда и микрорайонной жизни. По мнению Голубева, исследователи чаще всего концентрируются на изучении квартир в капитальных домах, главных улиц и площадей, а также местах, привлекавших интеллигенцию. Эта оптика не видит важнейшие городские пространства СССР – общежития, бараки, многоквартирные деревяшки, а также подвалы и подъезды. Историк связывает такое игнорирование с культурной маргинальностью их обитателей. Понимать субалтернов ученые не хотят, и видимо еще плохо умеют.

Голубев описывает подъезд как главное пространство добрачных и внебрачных сексуальных связей советских граждан, в первую очередь подростков. Одновременно с этим темные закоулки капитальных домов порождали феномен советских хулиганов. Так, советские люди утвердились в мысли о неразрывной связи неподконтрольных пространств общего пользования и девиантного поведения. Поэтому чиновники находили решение этой проблемы также материалистически: переместить подростков в другие места, например, в военно-спортивные лагеря.

Однако подъезды оставались пространствами, где молодежь убедительнее всего реализовывала свою субъектность. Похоже, подростковые подъездные субалтерны могли говорить только через граффити на стенах, окурки, заплеванные полы и обгоревшие спички на потолках. Но вандализм становился и чем-то большим – эмоциональной связью людей с советским городским пространством. С одной стороны, это было «весело», а с другой – это было оспариванием господствующей риторики о советском обществе.

Источник фото.

540 0 17 6 22

Репост из: CURS Live
Метрополисы II: городское планирование и разнообразие образов жизни

Центр урбанистики ТюмГУ и магистратура «Концептуальная урбанистика» приглашают принять участие в Молодежной научной конференции «Метрополисы II: городское планирование и разнообразие образов жизни».

«Метрополисы» — это ежегодный научно-практический форум, который объединяет академических исследователей города и прикладных урбанистов. В этом году основная тема конференции — городское планирование и его соотношение с разнообразием городской жизни.

В наше время эта классическая дискуссия о соотношении городского планирования и реальности вновь становится актуальной в свете особого интереса к мастер-планам. Нам снова приходится задумываться над вопросами, возникающими при столкновении далеко идущих планов и повседневности, стратегий территориального развития и форм гражданского соучастия, современного девелопмента и исторического ландшафта, социального программирования и широкого разнообразия жизни.

Давайте вместе обсудим феномен городского плана, обращая особое внимание на то, как планирующие cубъекты воспринимают, исследуют и программируют городскую сложность.

Мы особенно ждем заявки, связанные с прикладными проектами в области городского планирования, авторы которых пытаются учитывать социальное и культурное разнообразие городской жизни.

Целевая аудитория — молодые практики и ученые — от студентов до опытных специалистов до 40 лет.

Среди экспертов и дискуссантов — Михаил Алексеевский (Центр городской антропологии), Александр Антонов (Союз архитекторов России), Евгения Арефьева (Институт «Урбаника»), Алима Бисенова (Назарбаев университет), Анатолий Бреславский (СО РАН), Руслан Дохов (НИУ ВШЭ), Сергей Духанов (НГУАДИ), Михаил Лурье (ЕУСПб), Александр Стрепетов (Группа прикладных антропологов «Артель»).

Для участия в конференции необходимо прислать тезисы объемом до 8000 знаков (с пробелами) и CV на адрес igor.stas@mail.ru.

Заявки принимаются до 8 сентября включительно. Формат конференции — очный.

Инфор. письмо прикреплено в комментариях.


Анонс конференции о городском планировании

Центр урбанистики ТюмГУ объявил о приеме заявок на ежегодную Молодежную научную конференцию «Метрополисы». В прошлом году главной темой для обсуждения был рефлексивный поворот в урбанистике – какими языками описания пользуются различные городские исследователи и практики. Кажется, что мероприятие удалось на славу, так Антрополог на районе прямо назвал конференцию крутой.

В этом году основная тема для дискуссии не менее актуальна – «Городское планирование и разнообразие образов жизни». Организаторы конференции достаточно подробно описали в информационке тезис о базовом конфликте между городскими планами и реальностью жизни. Как отмечают почти все великие урбанисты от Луиса Вирта до Анри Лефевра, разнообразие является основным свойством города. С другой стороны, город – это то, что государственные агенты и управленцы непременно пытаются упорядочить и спланировать. В итоге бесконечное повторение фундаментального конфликта плана и действительности.

Городские историки, конечно, советуют обязательно принять участие в «Метрополисах». В информационке заявлено как минимум три тематических направления, которые напрямую связаны с исторической урбанистикой:

•  Городские планы как практика модерного управления;
•  Советские генпланы: между перформансом и политикой;
•  Городское планирование в условиях постсоциализма.

В целом, видно, что организаторы, как и в прошлый раз, хотят смешать вместе социальных исследователей и гуманитариев, реальных практиков и проектировщиков. Городские историки в этой тусовке точно не будут лишними.

Для участия в конференции необходимо прислать тезисы объемом до 8000 знаков (с пробелами) и CV на адрес igor.stas@mail.ru
Заявки принимаются до 8 сентября включительно.

Обратите внимание, что конференция проходит только в очном формате. Онлайн не предусмотрен. Но мы думаем, что это именно тот случай, когда участвовать стоит лично.

Информационку конференции можно скачать по этой ссылке.


БАМ: города дороги

Один из главных юбилеев этого года – 50-летие с начала строительства Байкало-Амурской магистрали. Несмотря на то что первые работы на БАМе последовали в 1930-е гг., точкой отсчета принято считать апрель 1974 г., когда XVII съезд ВЛКСМ объявил железную дорогу Всесоюзной ударной комсомольской стройкой.

По нашему мнению, сегодня главным историком БАМа является Николай Байкалов, который собирает материал не только в архивах и библиотеках, но и с 2005 г. активно проводит полевые работы в десятках городов и поселков Восточной Сибири. В 2022 г. вышла его монография Последняя стройка социализма, посвященная как этапам железнодорожного строительства, так и проектированию и формированию масштабной социальной инфраструктуры БАМа. По факту города БАМа были ведомственными поселениями: социальная сфера теснейшим образом связывалась со строительными и железнодорожными организациями, содержавшими детские сады, больницы, поликлиники, школы, клубы, библиотеки и тд.

Особенно интересна статья Байкалова в журнале Новейшая история России. Историк показывает, что основная черта городского пространства БАМа – это временность. В районе стройки возникло около 300 поселений, которые можно поделить на три основных типа: 1) «времянки» – поселки временного размещения строителей; 2) «постоянки» – поселки железнодорожников и обслуживающего их населения; 3) «нахаловки» – территории самовольного строительства. В одном городе эти поселения могли смешиваться друг с другом, но визуально такие микрорайоны нередко воспринимались как отдельные населенные пункты.

Так, городская жизнь выстраивалась в особой темпоральности: сначала размещение в палатке или вагончике, затем получение места в общежитии или комнаты во времянке, и только в конце – переезд в отдельную квартиру во временном или капитальном доме. Жилищные практики бамовцев обретали какое-то невероятное разнообразие – балки, «засыпухи», бараки, приспособленные под жилье нежилые помещения. И по сей день самострой и скваттерство – неотъемлемая часть бамовской повседневности.


ULY DALA: журнал городских и социальных исследований

За последние месяцы одной из самых интересных новостей в сфере академической урбанистики стал выход нового журнала ULY DALA: журнал городских и социальных исследований. Учредителем журнала выступил НИИ «Алматыгенплан», а главным редактором – известная социальная антропологиня Алима Бисенова.

Вообще перед нами очень интересный пример связки градостроительной науки и социальных исследований города: градостроители доверили проект не планировщику или архитектору, а антропологу. Выбор, конечно, не случайный: сегодня многочисленные проекты Алимы Бисеновой хоть и посвящены в основном постколониальным исследованиям, однако свою диссертацию PhD она защищала по теме девелоперского бума в Астане.

В приветственном слове Бисенова прямо указывает, что журнал будет иметь междисциплинарный характер, а его задача – объединение академического сообщества и практиков в сфере урбанистики. Этот вектор отражен в названии ULY DALA (Улы Дала – в переводе с казахского языка значит «Великая степь»), отсылающего к межкультурной интеграции степи и города, номадизма и урбанизма. Соответственно, основатели журнала приглашают к публикации как исследователей-теоретиков, так и тех, кто погружен в реальные прикладные городские проекты.

Из интересного в первом номере – интервью со Святом Муруновым об анкете горожанина; статья Дархана Медеуова о восприятии периферийности района Армана в Астане, несмотря на его центральность через транспортную доступность; а также статья Бисеновой о формировании нового среднего класса в жилых комплексах казахстанской столицы. По мнению исследовательницы, в основе этого процесса лежит мобильность горожан из других городов Казахстана в Астану. В столице они трансформируются в постсоветский средний класс, который, тем не менее, воспроизводится под воздействием дискурса интеллигенции, унаследованного от Советского Союза, с его нормами культурности, приличия и труда. Так, в новых жилых комплексах появляются «профессиональные горожане», способные к самоорганизации.


Репост из: USSResearch
Невежин В.А. Советская праздничная культура. Первомайские и Октябрьские тожества (1930-е — середина 1940-х гг.) / В. А. Невежин. — М.: Квадрига, 2024. — 424 с. – Исторические исследования).

В монографии рассматривается проблема организации и проведения в Москве важных мероприятий, связанных с советскими государственными праздниками – 1 Мая и 7 Ноября, в предвоенный период. Автор также рассматривал основные события, относящиеся к празднованию годовщины Великой Октябрьской социалистической революции в Куйбышеве в 1941 г. и в столице СССР в 1943 г. Основная цель предлагаемого исследования – выявление роли и места представителей высшего и среднего звена советской партийногосударственной номенклатуры в организации Первомайских и Октябрьских торжеств. Для ее достижения привлекались многочисленные опубликованные источники и архивные документы. Использовались материалы РГАСПИ, РГАЛИ, АВП РФ. В книге рассматривается проект проведения Первомайских и Октябрьских торжеств, который осуществлялся усилиями высшего и среднего номенклатурного звена, прежде всего – Сталиным и его ближайшим окружением. Проанализированы основные составные части этого проекта – выдвижение и распространение текстов праздничных лозунгов (призывов) ЦК ВКП(б), торжественные заседания Моссовета, военные парады и демонстрации трудящихся на Красной площади, праздничные застолья (большие кремлевские приемы в честь участников парадов; обеды и ужины Сталина в узком кругу; дипломатические приемы).

Где купить сам не знаю, но надеюсь появится в книжных магазинах


Репост из: Структура наносит ответный удар
Основной вопрос социологии

Уилльям Сьюэлл мл. – чуть ли не единственный не-социолог, который получил главный приз Американской социологической ассоциации за лучшую книгу по теории. Произошло это уже 18 лет назад, но «Логики истории» до сих пор читаются невероятно актуально. Автор, десятилетиями занимавшийся Великой Французской революцией и последующими индустриализацией и урбанизацией страны, решил собрать в кучу все свои мысли по предмету и дополнить их размышлениями Броделя, Саллинза и Бурдье. Социологам повезло, что он выбрал для этого когнитивную рамку именно их дисциплины.

Я подумал, что, пожалуй, для меня это чуть ли не самая важная теоретическая книга, которую я прочел за эти годы. Да-да, в каком-то смысле важнее и самого Бурдье, и Берта, и Эбботта и всех остальных. Почему? Для начала, Сьюэлл очень лаконично и убедительно описал, чем социология отличается от истории. На его взгляд, это происходит за счет кардинально разных взглядов на темпоральность, рутинизированных в дисциплинарной доксе. Социологи думают воспроизводством, структурами, а историки – изменением, событиями. Эти на грани с чистой философией рассуждения в свое время очень помогли мне осмыслить смену специализации, а теперь отчасти помогают отмотать время назад.

Второй важнейший поинт книги (их там миллион, я просто перечисляю экзистенциально важные для меня) – это постоянное противоборство ресурсно- и схемо-центричных взглядов на социальную структуру. В каком-то смысле Сьюэлл просто переформулирует классическую проблему бытия и сознания Энгельса, но: а) на современном языке социологии; б) отказывается решать ее сразу и однозначно. Согласно историку, есть мощные структуры, в которых ресурсы важнее: партии, госаппарат. Однако есть и глубокие структуры. Самый главный пример: христианство. Невероятная устойчивость капитализма состоит в том, что это и глубокая, и мощная структура одновременно.

Как концептуализировать социальную структуру, чтобы не проваливаться ни в вульгарно-материалистическую, ни в наивно-идеалистическую ловушки? Это вопрос вопросов. Никакого курса по теории не хватит, чтобы на него ответить, но я невероятно рад, что нам со слушателями удалось его сформулировать. Продолжаем работать дальше.


Советский горожанин и его репрезентация

В конце 2023 г. в издательстве Уральского гос. экономического ун-та вышла монография историков Марины Клиновой и Андрея Трофимова Визуальные стандарты образа жизни советского городского населения после мировых войн. Книга выложена в открытом доступе, так что смело кликайте на гиперссылку.

В центре внимания работы изобразительная репрезентация городской повседневности в Советском Союзе 1920-х – нач. 1960-х гг. Исследование выполнено в рамках визуальной антропологии, в которой, как верно подметили авторы, городской образ жизни в СССР чаще показывается лишь фоном для описания других тем: телесности, эмоций, труда, потребления и тд. Клинова и Трофимов попытались преодолеть этот эффект, рассказывая об образах труда, отдыха, потребления, услуг и вещей советского горожанина как о целостной системе повседневности.

Вообще монография отличается своей фундированностью – историки подробно размышляют над методами работы с визуальным материалом, который они вытащили из десяток советских центральных журналов, областных и городских газет, и даже заводской прессы. По их мнению, к 1950-м гг. репрезентация советского горожанина определялась нормами сложной интеллигентско-этатистской модерности. С одной стороны, пресса в СССР создавала рациональный общественный порядок, но с другой – ей не было чуждо изображение реальности.

Авторы подчеркивают, что визуальный мир советского горожанина в основном отражал действительную материальность машин, механизмов, технологий, зданий, вещей или тех же практик, зачастую имевших натуралистический характер. Они показывали будущее, но им не были присущи симулякры или имитация. В то же время советское общество шло к поляризации на городское и сельское население, которая фиксировалась в рекламном дискурсе – для одних доступность деликатесов, а для других нередко отсутствие базовых продуктов. Так что и при социализме горожанин жил среди рекламы.

Отдельное богатство книги – это ее иллюстративный ряд, с головой погружающий в визуальный мир советского города.


Джентрификация деревянной застройки

Резонансной новостью прошлой недели стала государственная историко-культурная экспертиза квартала «Красный просвещенец» в Нижнем Новгороде, которая отказала в исторической ценности этой советской застройке. Подробнее в Городских экспедициях и Городе для людей.

«Красный просвещенец» – это прекрасный образец деревянной архитектуры 1920-х гг. Его градозащитники сделали великолепный сайт, в котором описали историю домов и проживающих в них семей, а также рассказы о традициях, практиках и легендах, рожденных этой застройкой.

«Красный просвещенец» выступает выразительным примером деревянного конструктивизма, воплощенным по проекту архитектора Леонида Агафонова, который сам вместе с семьей поселился в одном из домов квартала. Городским историкам этот квартал сильно напоминает главный шедевр деревянного конструктивизма – г. Игарка, к созданию которого приложил руку известный архитектор-авангардист Иван Леонидов. Однако деревянное наследие Игарки 1930-х гг. сегодня полностью утрачено.

Несмотря на то что городские власти, как правило, не признают ценности в деревянной советской архитектуре, в реальности же подобные двухэтажные деревянные кварталы невероятно ярко отражают локальную культуру и делают наши города уникальными. Более того, именно эта деревянная застройка, хоть и является советской, создает историческую городскую ткань, разнообразие и цельность городской среды, обладающей историей места.

Помним, как в 2017 г. мы вместе с архитекторами Мэттью Джулл и Линой Чо из Университета Вирджинии гуляли по одному из деревянных кварталов 1960-х гг. – поселку нефтяников в г. Сургуте. Они были в восторге от покосившихся брусчатых домов, погружавших в атмосферу нефтегазового освоения Сибири. Тогда они указывали на необходимость сохранения этого деревянного квартала путем джентрификации, превращения его в хипстерское пространство, в ином случае город потеряет часть своей истории.

Но чуда не произошло – в Сургуте он почти снесен. Власти не желают видеть в такой застройке историю. А вы?

809 0 14 6 31

Репост из: Лена Пудова. Ваша ЛП
#ясходилазавас

На презентацию книги от автора -
Наталии Лебиной.

Книга - Хрущевка
Советское и несоветское в пространстве повседневности


Шикарная презентация, автор с живым умом и юмором.
Естественно, книга была куплена мною в тот же день. И прочитана на половину.

Книга шикарна. Хрущевку, как мем, рассматривает не архитектор, а историк. При том историк быта. Там нет душноты СНиПов и норм, если только чуть-чуть.
Зато шикарно передан дух в первых и очередных хрущевках. Реально погружаешься в атмосферу того времени. Куча отсылок на произведения 60-х от кино до анекдотов. Карикатуры из крокодила щелкают по носу тех, кто считает, что в СССР не было критики власти.

Максимально комфортное чтение и абсолютно гениальный автор. И пусть дорогая Наталья не даёт интерьвю, общаться с ней - великая ценность.

🟧 Ваша ЛП


Репост из: Дальневосточная урбанистика
Фрагментарность исторической урбанистики в ДФО

На днях завершил работу по историографическому анализу литературы об истории чуть более 100 (с учетом утративших этот статус) городов и нескольких сотен пгт Забайкалья и Дальнего Востока.

В моем распоряжении были статьи, брошюры, очерки, научные монографии, публицистические краеведческие издания со всех 11 регионов ДФО - все, что собрал по региональным библиотекам в рамках прошлогодней 80-дневной экспедиции.

Многое обращает на себя внимание.

Отмечу обобщено пока лишь 2 позиции:

1. Если по дореволюционному периоду в истории забайкальских и дальневосточных городов (с сер. XVII в.) есть пара обобщающих изданий в ограниченных хронологических рамках, то советский и постсоветский период в истории урбанизационного процесса в сравнительно-историческом плане в масштабе всего региона все еще фактически не осмыслен. По сути нет обобщающих академических работ в этом поле, в тч и в разрезе проблематики городского расселения, которая меня интересует. Даже по отдельным периодам истории XX-начала XXI вв. Можно смело браться, если не страшно 😉

2. Охват научными исследованиями историй конкретных городов в регионах ДФО остается более чем скромным. Заметно впереди в этом поле в моменте оказались - Бурятия, Якутия и в какой то мере успел мобилизовать свои силы Забайкальский край с их развитыми академическими традициями исторических исследований, в то время как в большей части регионов ДФО истории даже региональных центров остаются на уровне краеведческих работ и публицистических очерков местных писателей, журналистов и т.д. Им, кстати, отдельный респект, что недождавшись внимания академических историков, решают эту задачу с опорой на архивы и пр. Другое дело, что после недавней смерти отдельных таких краеведов, историями городов там сейчас попросту некому заниматься. Это удручает.

Важно осознавать, что научные институты исторического профиля в структуре Российской академии наук есть только в Бурятии, Якутии и Приморском крае. В других регионах городской историей остается заниматься только преподвателям ВУЗОВ, ну и краеведам. Историей начинают заниматься местные географы и экономисты.В этом смысле интервенции историков из других регионов в регионы ДФО кажутся более чем оправданными. Это я, видимо, о себе)

Показано 19 последних публикаций.