Духовный дневник с журналом «Фома»


Kanal geosi va tili: Rossiya, Ruscha
Toifa: Din


Высказывания православных пастырей по актуальным проблемам современности, а также ответы священников на вопросы читателей журнала «Фома» foma.ru
Задать вопрос: foma.ru/zadayte-vopros-svyashhenniku
Основной канал журнала «Фома»: @foma_ru_glavnoe

Связанные каналы  |  Похожие каналы

Kanal geosi va tili
Rossiya, Ruscha
Toifa
Din
Statistika
Postlar filtri


Video oldindan ko‘rish uchun mavjud emas
Telegram'da ko‘rish
«Я была по уши в любви»
Матушка Ольга Юревич о встрече с
архимандритом Иоанном (Крестьянкиным)


«Истина в мире одна. Истина – это наш Христос Спаситель. Истина в его святой Церкви, уже два
тысячелетия служащая миру и сохраняющая его для жизни. Не бойтесь ничего. Промысел Божий управит все. Мы сотворцы Творцу и без нас самих никто нас спасти и помочь не сможет. Бог зрит сердце. Не Бог будет наказывать нас, нет, Бог – любовь. Нас наказывает наша собственная измена тем обетам, что мы уже принесли». Это выдержки из письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Сегодня не только читаем наставления, но и слушаем удивительную историю матушки Ольги о ее встрече с батюшкой Иоанном.

Сегодня на канале «Духовный дневник» с нами матушка Ольга Юревич. Каждые вторник и четверг м
атушка читает письма и наставления.

Подписывайтесь на «Духовный дневник» @foma_ru_voprosy, чтобы не пропустить новое видео!

▶️ Также все выпуски доступны на YouTube-канале «Духовный дневник».@orthodoxletters' rel='nofollow'bs://t.me/olgajurevich' rel='nofol/b/alow'>


Домашние против икон в доме. Что делать? Храм не посещают, хотя считают себя крещёнными. Я стараюсь не пропускать воскресные службы. Что делать, куда податься?

Сергей


Отвечает протоиерей Андрей Ефанов @chudo_iva:

Дорого
й Сергей, в Вашем письме слишком мало информации, так что ответить смогу только в общих чертах.

Если в целом, могу сказать, что Вам нужно молиться о себе и близких, о мире в семье, жить так, чтобы Ваша вера не провоцировала дома конфликтов (условно говоря, если Вы верующий человек, не стоит насильно вести в храм своих домашних, проповедовать дома и так далее). Просто живите по любви, участвуйте в домашней жизни, на 100% хорошо выполняйте свои рабочие обязанности, будьте хорошим мужем, отцом, сыном и другом — и, думаю, из уважения к Вам люди не будут плохо высказываться о вере.

Что касается самих икон, поговорите с домашними и выясните, чем именно они их раздражают. Например, дело может быть в том, что Вы нашли для икон неудачное место, или в том, что по каким-то причинам образа неприятны — и вот это повод для серьезного, очень деликатного разговора о том, что не так. Чтобы избежать острых конфликтов, можно договориться, что иконы будут стоять, например, только в Вашей комнате, или, если комната общая, что Вы будете доставать иконы на время молитвы и потом убирать.

Крепко молитесь Богу о том, чтобы поступить мудро! Господь да поможет Вам!


Человек, знающий Бога, – добр; а когда он не добр, то значит не знает (Бога) и никогда не будет познан (от Него): ибо единственный способ к познанию Бога есть доброта.

🪶 Преподобный Антоний Великий
📖 Наставления


Video oldindan ko‘rish uchun mavjud emas
Telegram'da ko‘rish
«Сколько надо отдавать на благотворительность?»
Священномученик Илия Четверухин


«Положи себе за правило из каждого рубля, честным трудом тобою нажитого, удел
ять на добрые дела по несколько копеек» – сегодня читаем письмо священномученика Илии Четверухина о важности благотворительности и о том, как распоряжаться своими финансами.

😴 Время перед сном — самое подходящее для того, чтобы спокойно подумать о самом главном. Закончив все свои дела, мы перестаем бегать и суетиться и можем хотя бы несколько минут посвятить размышлениям о Боге и вечности.

«Спокойной ночи, православные!» — ежедневная авторская программа протоиерея Игоря Фомина, в которой он читает письма святых и вспоминает истории из жизни. Слушаем и успокаиваемся перед сном.

Подписывайтесь на «Духовный дневник» @foma_ru_voprosy, чтобы не пропустить новое видео!

▶️ Также все выпуски доступны на @orthodoxletters' rel='nofollow'>YouTube-канале «Духовный дневник».

❤️ Понравилось видео? ПОДДЕРЖИТЕ создание новых выпусков.


Здравствуйте! Родственница настояла, чтобы мой дедушка сходил на причастие, можно сказать, насильно потащила. Ни поста, ни чтения молитв, ни вообще какой-либо подготовки он не соблюдал. Я говорила ему, что нужно, но он только отмахнулся... Подскажите, допустимо ли такое? И чем это грозит?

Екатерина


Отвечает протоиерей Андрей Ефанов @chudo_iva:

Дорога
я Екатерина, если Ваш дедушка — человек невоцерковленный, но верующий, то такое причастие Святых Христовых Таин может (хотя без каких-либо гарантий) привести его к тому, что он изменит свою жизнь и впоследствии начнет регулярно причащаться с правильной подготовкой.

А вот если Ваш дедушка верит в то, «там что-то есть», а к Причастию относится как «скушаю для здоровья», то такое причащение может, действительно, серьезно ему повредить. Надеюсь, что Вашего дедушку внимательно выслушали на исповеди и священник принял решение о том, чтобы допустить его к Причастию на основании серьезных доводов.

И, конечно же, посмотрим на результаты такого поступка дедушки. Если его жизнь изменится после всего произошедшего, он начнет регулярно причащаться (и посещать храм, если раньше этого не делал), тогда не о чем переживать.

Если же ничего не изменится, то хорошо бы тактично и с любовью объяснить, чем ему грозит небрежное отношение к величайшей христианской святыне. А еще нужно в любом случае сейчас крепко молиться о дедушке и попробовать ему показать красоту веры. То есть про то, что может быть, стоит сказать в порядке информации, а вот акцент нужно сделать на том, в чем положительное содержание веры, зачем человеку нужны отношения с Богом, что это дает, чем обогащает жизнь. Не обязательно говорить обо всем сразу, но если постепенно вводить дедушку в курс дела, может быть, с Божией помощью и по молитвам он начнет делать наги к Богу, чего я очень желаю Вам и ему!

Да поможет Вам и ему Господь!

2.7k 1 14 12 164

Чем проще, добрее, общительнее человек, тем он блаженнее внутренне; чем лукавее, злее, самолюбивее, тем несчастнее; чем сильнее в нем вера и любовь, тем блаженнее; чем слабее, тем хуже, так что маловеры, безверы, человеконенавистники - самые несчастные люди.

🪶 Праведный Иоанн Кронштадтский
📖 Моя жизнь во Христе


Video oldindan ko‘rish uchun mavjud emas
Telegram'da ko‘rish
📖 Можно ли православным работать в воскресенье? Воскресный разговор с отцом Игорем Фоминым

Господь дал нам заповедь: шесть дней работай, день седьмой посвящай Господу Богу твоему. Мы знаем, что евреи Ветхого Завета относились к этой заповеди довольно конкретно и категорично. Предполагалось, что в этот день можно сделать лишь несколько шагов до храма и обратно. Как же должны поступать православные христиане? Можно ли совершать бытовые дела, ходить на работу и сажать картошку? Разбираемся в новом «Воскресном разговоре».

✉️ Если вы хотите, чтобы отец Игорь разобрал ваш вопрос, пишите в комментариях.


Журнал «Фома» dan repost
Во времена жизни Иисуса Христа положение женщины в обществе отличалось от современного. Женщина практически не имела права голоса. Подобно ребенку, она была вещью, принадлежавшей мужчине: сначала отцу, потом мужу. И тем не менее в Евангелии мы встречаем большое количество упоминаний о женщинах. Они окружали Спасителя на протяжении всей Его жизни. Праведницы и грешницы, женщины иудейского происхождения и иноплеменницы, богатые и бедные, юные, замужние и вдовые — все они были очень разные, и каждая служила Спасителю, как говорит апостол Лука, имением своим (Лк 8:3), то есть каждая — чем могла. И все же если мы приглядимся к тексту Евангелия, которое сегодня читается за богослужением, то можем увидеть нечто общее в том, как они служили Христу.

Начинается евангельский отрывок с упоминания об Иосифе из Аримафеи. Он был знатным членом синедриона. То есть входил в состав еврейского правительства. Однако при этом он был тайным учеником Спасителя. Вероятно, отчасти именно благодаря ему мы знаем, как решалась участь Господа на закрытых совещаниях религиозной элиты иудеев. Он мог там присутствовать. В связи с этим интересен один момент. Нет никаких упоминаний о том, что Иосиф хоть как-то заступался за Спасителя. И это очень естественно. Ведь он прекрасно видел настроения своих коллег. Он прекрасно понимал, что, если он скажет сейчас хоть слово в защиту Христа, ему самому придет конец. На него будет направлена вся злоба членов синедриона. Поэтому он молчит. Если не в оцепенении, то преисполненный ощущением полного бессилия. Поход к Пилату требовал от Иосифа огромных усилий. Евангелие говорит, что он «осмелился» войти к прокуратору. Греческое слово, которое здесь используется, можно перевести как «опомнился», «взялся за ум», «пришел в себя» и «совершил нечеловеческое усилие». Испрашивая у Пилата тело Христа, Иосиф совершает поистине героический поступок. Словоупотребление намекает, что он не хотел этого делать. Однако в отличие от учеников и Петра, собрав свою волю в кулак, Иосиф переступил через животный страх и по сути открыто объявил себя учеником Христа.

Что так повлияло на него? Безусловно, это страдания и смерть Спасителя. Именно благодаря той трагедии, которая развернулась у него на глазах, душа Иосифа испытала глубочайшее потрясение. Если до Голгофы слова и образ Спасителя были для него притягательны, то смерть Учителя внесла ясность в его чувства. Она все расставила по своим местам. Наполнила душу Иосифа безусловной любовью. И эта любовь побудила его к действиям. Он открывается в самый неблагоприятный момент. Когда, казалось бы, благоразумней было убежать, спрятаться и пережать.

Далеко не случайно в день памяти жен-мироносиц Евангелие упоминает и об Иосифе. Его поступок ярко свидетельствует, на что была способна каждая из них ради Спасителя. Апостолы разбежались, женщины остались. Стояли у креста. А потом, преодолевая страх и без всякой поддержки со стороны, шли к гробнице. Смерть Господа лишь многократно усилила их любовь к Нему. И еще на одну важную черту женского служения намекает образ Иосифа. Если ему потребовалось огромное напряжение, чтобы решиться и пойти к Пилату, то для женщин следование за Христом в любых условиях было делом естественным. Они не прикидывали, что они могут потерять. Евангелие дает нам понять, что у них, в отличие от мужчин, не было иллюзий и ложных представлений, связанных с тем путем, которым идет Господь. Они изначально готовили Его к погребению. Их любовь изначально была безусловной и самоотверженной, хотя и давала им предчувствие того, как оружие пройдет душу (Лк 2:35). Однако именно такая разбавленная болью и терзанием любовь явилась для них преддверием грядущей пасхальной радости.

💬 Священник Дмитрий БАРИЦКИЙ @baricky_dmitry

2.1k 0 30 2 175

Video oldindan ko‘rish uchun mavjud emas
Telegram'da ko‘rish
Может, потому что хочется, чтобы было все по моей воле, а Бог бы мне помогал?

«Господи, сделай так, чтобы я выздоровела/замуж вышла. Господи, сделай то или сделай это», — приходим мы в церковь и давай просить. И разве мы прибавляем к своим просьбам: «Если не получится, ладно, пусть будет воля Твоя»? Даже так не всегда. Нет, мы же безапелляционно просим: «Господи…»

А потом не дал Господь нам что-нибудь, и мы говорим: «Не, Господи, мы же с Тобой договаривались: я Тебе — свечку, Ты мне — счастье в жизни, я тебе — две свечки, а Ты меня — замуж. Нормальный же обмен, нормально же договорились…»

Так не работает!

Это так не работает. Мы приходим к Богу не для того, чтобы получить, а для того, чтобы с Богом, собственно, пообщаться. Если получить от Бога, то только самого Бога прежде всего. Всё остальное приложится, если мы за этим пришли. Или не приложится, если мы пришли не за этим.

🪶 Протоиерей Михаил Самохин
🎞 Самая тяжелая фраза

Бог наградил человека свободой волей, предоставив самостоятельно выбирать путь своей жизни. Но в то же время всегда находится рядом, готовый в любую минуту протянуть руку и повести за Собой. Господь готов стать сотворцом нашей жизни и устроить все наилучшим образом. Нам нужно только сказать: «Да будет воля твоя!» Но именно эта фраза дается нам тяжелее всего. Как впустить Бога в свою жизнь – разбираем в новом выпуске «Тет-а-тет».

3k 1 45 6 130

Video oldindan ko‘rish uchun mavjud emas
Telegram'da ko‘rish
«Все христиане будут гонимы»
Священник Анатолий Жураковский


«На душе чувство страшного одиночества, немощи детской и
невыразимой». Тяжелое для осознания письмо священника Анатолия Жураковского. Тяжелейшие условия, физические пытки, всевозможные лишения – мы, наверное, даже представить не сможем, что переживали святые подвижники в ссылках и заточениях. Мы только можем выносить бесценные уроки – ведь если люди ради Христа способны вынести такие испытания, то и мы справимся со всем, уповая на Бога.

😴 Время перед сном — самое подходящее для того, чтобы спокойно подумать о самом главном. Закончив все свои дела, мы перестаем бегать и суетиться и можем хотя бы несколько минут посвятить размышлениям о Боге и вечности.

«Спокойной ночи, православные!» — ежедневная авторская программа протоиерея Игоря Фомина, в которой он читает письма святых и вспоминает истории из жизни. Слушаем и успокаиваемся перед сном.

Подписывайтесь на «Духовный дневник» @foma_ru_voprosy, чтобы не пропустить новое видео!

▶️ Также все выпуски доступны на @orthodoxletters' rel='nofollow'>YouTube-канале «Духовный дневник».

❤️ Понравилось видео? ПОДДЕРЖИТЕ создание новых выпусков.


👆 Дорогая Татьяна, молиться Богу Вы можете о чем угодно — и своими словами тоже, это совершенно нормальная практика. Что касается отношений — если есть хороший человек, если ко греху он не склоняет, я бы посоветовал Вам, может быть, немного подождать (продолжая молиться), начать исповедоваться и причащаться регулярно (исповедь желательно у одного и того же священника) и дальше спокойно и внимательно посмотреть на Ваши отношения.

Конечно же, духовная общность важна и нужна — и Вы дайте человеку время. Сама молитесь, ходите в храм, читайте книги и так далее — и будет видно, складывается ли дальше перспектива отношений с этим человеком или нет.

«У него какая-то болезненная любовь, зацикленность на мне. В жизни он одинок, ни родителей, ни родственников», — вот это очень серьезный момент. Одно дело — если человек правда любит и поэтому ставит Вас на первое место, это очень хорошо и важно. Другое — если у него в жизни такая пустота, что Вы призваны заменить для него весь мир. С такой задачей не под силу справиться никому — и отношения на этой базе могут выстроиться очень сложные, болезненные, мучительные для вас обоих. Так что на это стоит обратить внимание.

И, конечно, поскольку речь идет о браке, важно, насколько человек готов быть главой семьи, мужем, отцом. Если Вы видите, что он относится к перспективе обязанностей серьезно — подумайте, стоит ли идти на разрыв. Если же понимаете, что он не готов, ответственности избегает, внутренне скорее ребенок, чем взрослый мужчина — это повод постепенно сводить общение на нет или переводить его в русло не романтическое, а дружеское.

Дай Бог Вам разобраться!

3.6k 1 14 3 186

Здравствуйте, батюшка. Понимаю, что такое лучше спрашивать лично, простите. У меня нет духовника, а в храме не определилась, кому из батюшек задать вопрос. Буду благодарна любому ответу. Я отходила от Бога. Теперь снова воцерковляюсь. Познакомилась и общаюсь с молодым человеком. Он не против моего воцерковления, не склоняет в блуд, уважает мои взгляды.

Но когда стала воцерковляться, возникло ощущение, что он мне чужой: не о чем поговорить, стало с ним неинтересно, все-таки для меня важна общность в духовных вопросах. Мне захотелось от него отгородиться и уделять время полезному чтению, молитве. Возникли мысли о расставании. Может быть, я его не люблю. Как мне молиться, просить Бога, Богородицу, чтобы получить ответ, расставаться с ним или нет? Я могу своими словами молиться после утренних или вечерних молитв? Если решу расстаться, могу ли молиться своими словами, чтобы Бог помог пережить человеку расставание? Он это болезненно воспримет. Я пробовала говорить, что мы, возможно, не подходим друг другу. Он на это бурно отреагировал, кричал, что я ему нужна. У него какая-то болезненная любовь, зацикленность на мне. В жизни он одинок, ни родителей, ни родственников. «Бог в душе» у него, некрещеный, в сторону православия пока не хочет делать шаги. Видит много недостатков в Церкви как в организации. И не считает, что Православие — истина. Мне 26 лет, в Церкви с детства, некоторое время не ходила. Благодарю Вас за ответ!

Татьяна


Отвечает протоиерей Андрей Ефанов @chudo_iva: 👇


Если чувствуешь, что гнев объял тебя, сохраняй молчание и до тех пор не говори ничего, пока непрестанной молитвой и самоукорением не утишится твое сердце.

🪶 Преподобный Иларион Оптинский
📖 Житие

3.3k 2 72 5 270

Video oldindan ko‘rish uchun mavjud emas
Telegram'da ko‘rish
«Христианам проще быть счастливыми»
Священномученик Иоанн Стеблин-Каменский


Сегодня читаем письмо о радости – радости, что Господь с нами до скончани
я века. Понимание этого дает чувство тихого счастья, ведь мы можем можем получить утешение от самого Источника любви. Быть счастливым – это искусство, которому нужно учиться. Но научившись, мы сможем все неурядицы жизни воспринимать с благодарностью. «Вера Христова приводит нас от смерти к жизни. Печаль ваша в радость будет» – пишет священномученик Иоанн.

Сегодня на канале «Духовный дневник» с нами м
атушка Ольга Юревич. Каждые вторник и четверг матушка читает письма и наставления.

Подписывайтесь на «Духовный дневник» @foma_ru_voprosy, чтобы не пропустить новое видео!

▶️ Также все выпуски доступны на YouTube-канале «Духовный дневник».@orthodoxletters' rel='nofollow'bhttps://t.me/olgajurevich' rel='n/b/aofollow'>


Добрый день. Дочери 22 года, живёт отдельно, не учится, работает упаковщиком. Занялась танцами в стиле гоу-гоу и стриптизом. Хочет зарабатывать этим, танцевать в клубах. Мы очень волнуемся, т.к. считаю, что это опасно. Наше мнение она не принимает, сказала, что сама знает как ей жить. Что делать? Как донести, что это не заработок и вообще опасно?

Ольга


Отвечает священник Евгений Чебыкин:

Здравствуйте, Ольга.

Соглашусь с Вами, что подобные увлечения Вашей дочери действительно не являются безопасными, да и просто полезными, для неё и её духовного развития.

Тем не менее, мне кажется, что после того как ей [Вашей дочери] исполнилось 18 лет и она стала совершеннолетней, у Вас в арсенале остались всего два эффективных способа объяснить ей неправильность её действий. Первый из них - это собственный пример тихой, мирной, безмятежной благочестивой жизни. Второй - спокойная доверительная беседа. Иных возможностей отговорить её от совершения подобных поступков я, к сожалению, не вижу.

В Пасхальные дни можно попробовать уговорить её сходить в церковь вместе, а потом - тихо посидеть в домашней обстановке за кружкой чая. Уверен, более благодатного времени для задушевной беседы Вам вряд ли удастся найти.

Пусть Господь Вам поможет!

3k 0 6 16 229

Часто плач о грехах — не про Бога, но про нас. Потому что наша гордость ущемлена нашим несовершенством. В противном случае она бы нам рукоплескала, если бы мы были идеальны. И то, и другое — вредно. У Клайва Стейплза Льюиса в «Письмах Баламута» опытный бес, уча младшего секретам искушения, говорит, что хорошо, конечно, смущать «подопечного» плотскими грехами, но значительно лучше, когда человек согрешает не подобно животному, но подобно им, бесам, — не телесно, а духовно. Поэтому каяться можно и из гордости, но хорошее покаяние — это тоска по Богу, которую невозможно иметь, не зная Его лично. Одно дело, когда приходим в храм и сокрушаемся от осознания прошлой жизни — это абсолютно нормально. Но следующее покаяние должно рождаться из опыта богообщения. Мы видим Бога, Его свет, восхищаемся Им. И настолько впечатляемся, что стремимся к Богу изо всех сил и как бы стряхиваем по пути этот грех с себя, как пыль. Стряхиваем, а не закапываемся в него.

🪶 Иерей Александр Сатомский
📖 Христос обещал нам успокоение. А в Церкви во мне подогревают только беспокойство. Где правда?


Video oldindan ko‘rish uchun mavjud emas
Telegram'da ko‘rish
«Мечтать не вредно?»
Святитель Игнатий (Брянчанинов)


Сегодня читаем святителя Игнатия (Брянчанинова) о
смирении. Мы постоянно встречаем этот термин, но что же все-таки это значит? Смиряться – говорит святитель – это жить в доверии Богу. Не получается бороться со своими грехами – переложите это в руки Божьи. С молитвой встречайте все обстоятельства жизни, помня о том, что именно это может стать лекарством от греха, именно это обстоятельство может стать ответом на молитвы, даже если на первый взгляд кажется, что это не так или ровно наоборот.

😴 Время перед сном — самое подходящее для того, чтобы спокойно подумать о самом главном. Закончив все свои дела, мы перестаем бегать и суетиться и можем хотя бы несколько минут посвятить размышлениям о Боге и вечности.

«Спокойной ночи, православные!» — ежедневная авторская программа протоиерея Игоря Фомина, в которой он читает письма святых и вспоминает истории из жизни. Слушаем и успокаиваемся перед сном.

Подписывайтесь на «Духовный дневник» @foma_ru_voprosy, чтобы не пропустить новое видео!

▶️ Также все выпуски доступны на @orthodoxletters' rel='nofollow'>YouTube-канале «Духовный дневник».

❤️ Понравилось видео? ПОДДЕРЖИТЕ создание новых выпусков.

3.1k 1 36 1 124

Здравствуйте! После своего Воскресения Иисус Христос обрел новое тело. Как же Он предлагал апостолу Фоме вложить персты в раны, оставшиеся после казни? И куда делось Его прежнее, физическое тело? И откуда взялась на нем одежда?

Татьяна


Отвечает протоиерей Михаил Самохин @msamohintg:

Здравствуйте, Татьяна! Христос Воскресе!

Священное Писание не дает однозначного ответа на Ваши вопросы по одной простой причине: ответы на них никак не влияют на спасение души человека.

Предположительно появление Спасителя в белых одеждах, как символе чистоты и непричастности греху, после Воскресения является частью этого величайшего чуда.

Преподобный Феодор Студит пишет о качествах плоти Воскресшего в своем «Втором опровержении иконоборцев»: «Веруй, что и после воскресения Он имел плоть и кости в истинном смысле».

Николай Кавасила говорит, что раны по воскресении останутся у святых как трофеи, подобно тому, как они остались у воскресшего Христа. Раны не будут причинять боль, но будут памятью о подвигах и будут сиять в Божественной славе.

В целом святые отцы согласны в том, что тела после всеобщего воскресения будут воссозданы такими же по биологическому составу с нервами, органами, частями тела, но с изменившейся физиологией: отсутствие болезней, разрушения, страстей, нужды в еде, питье, туалете и т.д.

То есть физическое тело Христа преобразилось после Воскресения. О сохранении же язв существует лишь богословское мнение, которое заключается в том, что раны Господа не могли быть уврачеваны смертью, поскольку тело Христа было ей неподвластно. И по воле Божией Воскресший Господь сохранил раны и язвы как напоминание о Своей спасительной жертве.

Принимая во внимание всемогущество Божие, такое развитие событий нельзя считать невозможным. Однако в целом теологумен (богословское мнение, не являющееся общеобязательным для всех христиан) довольно спекулятивен, по уже указанной в начале ответа причине: от решения этого вопроса никак не зависит спасение души.

3k 0 14 1 139

Какое счастье для нас, какая милость Божия к нам в том, что Он помогает нам сохранять веру в Него, утешает нас надеждою будущих благ. Ведь мы не «яко не имущии упования» (1 Сол. 4:13). Для этих последних скорби всякого рода действительно безотрадное положение, в терпении их нет никакого смысла. А для верующих скорби и невзгоды — совсем другое дело.

Конечно, скорби остаются скорбями, невзгоды невзгодами. И верующий остается человеком. Естества уставы не всегда побеждаются для него, ибо не всегда это может быть полезно. Но для него надежда на Господа, упование жизни будущего века делает скорби и невзгоды наполовину легче.

Всякое горе как будто меньше становится, когда им поделишься с близким человеком. Правда, Вы, кажется, можете сказать: «ближние мои отдалече мене сташа». Да, ближнии могут отдалече стать, но не забывайте, что Господь всегда близ нас. Помните завет преп[одобного] Серафима: «Когда меня не станет, ко мне на могилку приходите и мне как живому все расскажите, и я услышу вас». Если Божии друзья, разлучившись от нас телом, слышат нас и готовы наши скорби с нами поделить, тем паче Сам Господь, везде Сый.

А Спаситель наш для того и стал совершенным человеком, чтобы Сам, искушен быв и невзгодами житейскими (не имел где главы приклонить), и скорбями душевными (скорбь об окаменении Его народа), мог и искушаемым помогать. И Вы в Вашем одиночестве имеете Помощником Того, Кто некогда Сам взывал: «Отче, вскую оставил Мя еси». Вот к Нему и идите, Ему и рассказывайте как Живому и близ Вас сущему все, что печалит, что тяготит Вас.

🪶 Святитель Афанасий (Сахаров)
📖 Письмо Александре Брайкиной от 29 сентября 1930 г.


Video oldindan ko‘rish uchun mavjud emas
Telegram'da ko‘rish
«От неизвестности напрягаются нервы»
Священномученик Василий Соколов


Сегодня читаем письмо священномученика Василия Соколова из тюремно
го заключения. Протоиерей Василий описывает свои тюремные будни: «ты заперт, как в сундуке, время можно определить только по черточкам на стене, нервное напряжение, хочется лезть на стену». Первые письма протоиерея Василия наполнены тоской и смятением, и только благодаря молитве появляется жизненная сила, которая помогает перенести это тяжелое испытание. Ни книги, ни рукоделие не спасают, только молитва. Как научиться непрестанной молитве – читаем сегодня на канале «Духовный дневник».

Сегодня на канале «Духовный дневник» с нами матушка Ольга Юревич.
Каждые вторник и четверг матушка читает письма и наставления.

Подписывайтесь на «Духовный дневник» @foma_ru_voprosy, чтобы не пропустить новое видео!

▶️ Также все выпуски доступны на YouTube-канале «Духовный дневник».@orthodoxletters' rel='nofollow'bt.me/olgajurevich' rel='nofollow'/b/a>

20 ta oxirgi post ko‘rsatilgan.