ДВ (Badovskiy) dan repost
В Москве открылся уже Второй международный форум «Развитие парламентаризма», который проводит Государственная Дума.
Интерес к форуму растёт и дело не только в том, что по сравнению с прошлым годом увеличилось представительство национальных делегаций (в сегодняшнем Форуме участвуют делегаты из 132 стран) и уровень этого представительства (более 40 стран представлены на уровне спикеров национальных парламентов). Скорее, сами эти цифры отражают понимание того, что роль межпарламентских отношений и парламентской дипломатии в сегодняшнем мире становятся существенно более значимыми.
О том, почему это происходит, говорил, открывая Форум председатель Государственной Думы Вячеслав Володин.
С одной стороны, сегодня в мировой политике очевиден не просто кризис международного права и соответствующих институтов, но происходит их, по сути, целенаправленный подрыв и демонтаж. В пользу навязывания всем правил игры одностороннего доминирования, которые предполагают постоянное расширение политики санкций по всем вопросам и направлениям и основаны на экстерриториальном применении национального права, прежде всего американского.
В условиях, когда межгосударственные отношения часто осложнены этой ситуацией, как раз и возрастает запрос на развитие межпарламентских связей, поскольку они обеспечивают более широкое пространство демократического диалога. Парламентарии выступают не только как представители государств, но и напрямую как представители народов. А кроме того, политически структурированные парламенты обеспечивают включение в диалог представителей как правящих, так и оппозиционных партий.
Развитие парламентаризма оказывается широкой платформой для диалога по поддержанию международного права, тем более, что речь идет о взаимодействии законодателей, которые имеют достаточно существенный инструментарий для борьбы с эрозией международно-правовой системы.
Другая причина роста актуальности межпарламентских связей - также связана с вопросами международного права, но речь идёт о его отсутствии в новых сферах технологического развития. Из-за этого в новой информационно-технологической реальности цифровой экономики, кибервойн, развития искусственного интеллекта возникают новые вызовы и угрозы как для суверенитета государств, так и для соблюдения прав человека.
Именно парламентам во-многом предстоит в ближайшие годы и десятилетие обеспечить формирование правовой базы будущего в этих сферах технологического развития, в том числе максимально гармонизировать национальное законодательство и создать устойчивые международно-правовые подходы по всем этим направлениям.
В целом рост роли межпарламентских отношений и парламентской дипломатии в сегодняшнем мире отражает то, о чем писал ещё классик политической теории вообще и парламентаризма в частности Эдмунд Берк:
«Людей не привяжешь друг к другу бумагами и печатями. Их влечет друг к другу сходства, согласие, симпатии. И все это так же справедливо для народов, как и для отдельных граждан. Ничто так сильно не укрепляет взаимную приязнь между разными нациями, как сходство в законах, привычках, обычаях, склонностях и жизненных правилах».
Именно поэтому, по словам Володина, межпарламентские структуры должны не впадать в политизацию деятельности или же парламентский туризм, а как раз заниматься выработкой конкретных решений, гармонизацией законодательства, то есть тем самым «сходством в законах и обычаях», которое более всего сближает страны и народы.
Интерес к форуму растёт и дело не только в том, что по сравнению с прошлым годом увеличилось представительство национальных делегаций (в сегодняшнем Форуме участвуют делегаты из 132 стран) и уровень этого представительства (более 40 стран представлены на уровне спикеров национальных парламентов). Скорее, сами эти цифры отражают понимание того, что роль межпарламентских отношений и парламентской дипломатии в сегодняшнем мире становятся существенно более значимыми.
О том, почему это происходит, говорил, открывая Форум председатель Государственной Думы Вячеслав Володин.
С одной стороны, сегодня в мировой политике очевиден не просто кризис международного права и соответствующих институтов, но происходит их, по сути, целенаправленный подрыв и демонтаж. В пользу навязывания всем правил игры одностороннего доминирования, которые предполагают постоянное расширение политики санкций по всем вопросам и направлениям и основаны на экстерриториальном применении национального права, прежде всего американского.
В условиях, когда межгосударственные отношения часто осложнены этой ситуацией, как раз и возрастает запрос на развитие межпарламентских связей, поскольку они обеспечивают более широкое пространство демократического диалога. Парламентарии выступают не только как представители государств, но и напрямую как представители народов. А кроме того, политически структурированные парламенты обеспечивают включение в диалог представителей как правящих, так и оппозиционных партий.
Развитие парламентаризма оказывается широкой платформой для диалога по поддержанию международного права, тем более, что речь идет о взаимодействии законодателей, которые имеют достаточно существенный инструментарий для борьбы с эрозией международно-правовой системы.
Другая причина роста актуальности межпарламентских связей - также связана с вопросами международного права, но речь идёт о его отсутствии в новых сферах технологического развития. Из-за этого в новой информационно-технологической реальности цифровой экономики, кибервойн, развития искусственного интеллекта возникают новые вызовы и угрозы как для суверенитета государств, так и для соблюдения прав человека.
Именно парламентам во-многом предстоит в ближайшие годы и десятилетие обеспечить формирование правовой базы будущего в этих сферах технологического развития, в том числе максимально гармонизировать национальное законодательство и создать устойчивые международно-правовые подходы по всем этим направлениям.
В целом рост роли межпарламентских отношений и парламентской дипломатии в сегодняшнем мире отражает то, о чем писал ещё классик политической теории вообще и парламентаризма в частности Эдмунд Берк:
«Людей не привяжешь друг к другу бумагами и печатями. Их влечет друг к другу сходства, согласие, симпатии. И все это так же справедливо для народов, как и для отдельных граждан. Ничто так сильно не укрепляет взаимную приязнь между разными нациями, как сходство в законах, привычках, обычаях, склонностях и жизненных правилах».
Именно поэтому, по словам Володина, межпарламентские структуры должны не впадать в политизацию деятельности или же парламентский туризм, а как раз заниматься выработкой конкретных решений, гармонизацией законодательства, то есть тем самым «сходством в законах и обычаях», которое более всего сближает страны и народы.