Французский антрополог Мишель де Серто в своей книге "Изобретение повседневности" говорит об обыденной жизни как об активной деятельности и совокупности тактик, перерабатывающих массовую культуру. Когда мы работаем работу, идём по улице, покупаем продукты в магазине, готовим, едим, смотрим телевизор и читаем книгу, мы, конечно, подчиняемся неким правилам и действуем в соответствии с навязанными схемами, являясь потребителями. Но, говорит Серто, всякий раз мы творчески перерабатываем навязанную реальность, присваивая ее себе, индивидуализируя.
Когда мы читаем книгу, мы наполняем текст своей жизнью, соотносим его со своим читательским и жизненным опытом. Когда мы идём по городу, мы выбираем свои маршруты, где-то притормаживая, чтобы рассмотреть витрину, где-то ускоряясь, в этот переулок завернув (потому что там приятный сквер), а в тот – нет.
Живя повседневной жизнью и подчиняясь правилам, мы на самом деле являемся "непризнанными производителями, поэтами своих повседневных дел, пролагателями троп в джунглях функционалистской рациональности".
Любопытный пример Серто приводит с офисной работой. Во французском языке есть целое отдельное слово для обозначения «работы, которую человек делает для самого себя, находясь на работе» - «la perruque». Серто писал книгу в 70-е годы и приводит пример секретарши, которая пишет любовное письмо на рабочем месте.
Так вот, друзья мои, тут мы и дошли до самого интересного. Когда вы утром, придя на работу, завариваете себе чай и начинаете тупить в телеграме, фейсбуке и инстаграме, вы занимаетесь ни чем иным как борьбой. Вы сопротивляетесь господствующему порядку, пытаясь освоиться в назвязанном пространстве, превратить его в свое. Офисная тупка в соцсетях – это творческий акт, молчаливое производство, победа слабого над сильным. ¡No pasarán!
Когда мы читаем книгу, мы наполняем текст своей жизнью, соотносим его со своим читательским и жизненным опытом. Когда мы идём по городу, мы выбираем свои маршруты, где-то притормаживая, чтобы рассмотреть витрину, где-то ускоряясь, в этот переулок завернув (потому что там приятный сквер), а в тот – нет.
Живя повседневной жизнью и подчиняясь правилам, мы на самом деле являемся "непризнанными производителями, поэтами своих повседневных дел, пролагателями троп в джунглях функционалистской рациональности".
Любопытный пример Серто приводит с офисной работой. Во французском языке есть целое отдельное слово для обозначения «работы, которую человек делает для самого себя, находясь на работе» - «la perruque». Серто писал книгу в 70-е годы и приводит пример секретарши, которая пишет любовное письмо на рабочем месте.
Так вот, друзья мои, тут мы и дошли до самого интересного. Когда вы утром, придя на работу, завариваете себе чай и начинаете тупить в телеграме, фейсбуке и инстаграме, вы занимаетесь ни чем иным как борьбой. Вы сопротивляетесь господствующему порядку, пытаясь освоиться в назвязанном пространстве, превратить его в свое. Офисная тупка в соцсетях – это творческий акт, молчаливое производство, победа слабого над сильным. ¡No pasarán!