Вчера на заседании президентского Совета по науке и образованию неожиданно много внимания было уделено информации от академика Г.В.Трубникова о том, что, согласно опросам, большинство старшеклассников хотят стать блогерами. Этот эффект объясним: если сто лет назад «важнейшим из искусств» было кино, а пятьдесят лет назад – телевидение (вспомним фильм «Москва слезам не верит»), то сейчас молодежь получает все более значительную долю информации из интернета.
Так совпало, что сегодня отмечается Международный день блогера, и, в связи с этим, агентство ТАСС обнародовало результаты опроса среди российских блогеров:
https://tass.ru/obschestvo/21090633Те, для кого ведение блога служит источником заработка, считают основным мерилом успешности своей деятельности расширение аудитории – они хотят получать больше просмотров и больше подписчиков, поскольку с этим напрямую связаны доходы от рекламы. Причем на недостаток рекламодателей мало кто жалуется – похоже, что в настоящий момент это действительно очень быстро растущий рынок.
Однако над этим «праздником жизни» уже сейчас нависла серьезная опасность – искусственный интеллект. Для меня удивительно, что большинство блогеров «уверены, что человеческий креатив заменить нельзя, поэтому не видят в нейросетях конкурентов». Именно «креатив» заменить еще как можно! Воспроизведу здесь фрагмент из моего поста от 3 июня:
Возникает интересный парадокс – искусственный интеллект хорошо справляется с теми задачами, где важна не сухая точность, а выдумка, полет воображения (т.е. то, что некоторые люди подразумевают под «креативностью»). А вот для решения «внешне скучных» научных и технических задач эти методы могут иметь лишь ограниченную применимость, и только как вспомогательные инструменты.Блогерство как профессия предполагает зарабатывание денег. Чтобы больше зарабатывать, надо расширять аудиторию. Для этого надо публиковать посты, которые привлекут максимальное число просмотров. Инструменты искусственного интеллекта очень хорошо подходят для решения таких задач – достаточно задать примерную тему, попросить «прошерстить» имеющуюся в интернете информацию и написать так, чтобы «всем понравилось». А самому пойти выпить чашечку кофе. Мне иногда кажется, что некоторые используют такую методику уже сейчас.
В перспективе ИИ научится писать «посты для накручивания просмотров» лучше людей, и это неизбежно приведет к исчезновению блогерства как «профессии для заработка». Вот почему я считаю, что стремление нынешних старшеклассников стать блогерами – не очень хорошая идея.