Про восприятие религиозности в социуме
"Когда вы молитесь, то не будьте как лицемеры, которые любят молиться, стоя в синагогах и на углах улиц таким образом, чтобы все их видели. Говорю вам истину: они уже получили свою награду." Мф 6:5
Недавно интересный комментарий слышала к отрывкам из 6 главы Евангелия от Матфея (про молящихся, постящихся и благодетельствующих напоказ фарисеев). Если принять во внимание исторический контекст, фарисеи таким поведением демонстрировали не только набожность ("спасибо, что я не как тот мытарь"), но и свою приближенность к политической власти. Повода для гордости сразу два: "я - набожный" и "я - на правильной стороне истории / стороне власти / социально одобряемой стороне".
В разные времена в разных обществах приверженность христианству попадала то в разряд таких же "социально одобряемых" вещей, то становилась причиной гонений.
Последние десятилетия в России, конечно, истое православие считается атрибутом доброго патриота. Вспоминается "Нелюбовь" Звягинцева и откровенно фарисейское желание одного из главных героев не запятнать свой православный имидж.
Напротив, среди оппозиционных россиян приверженность христианству воспринимается как политическое, а не религиозное заявление. Мне прилетали сообщения "постеснялась бы публично поддерживать патриарха" с подтекстом "поддерживать то-что-нельзя-называть", хотя причем тут это. К моральному облику Господа нашего Иисуса Христа претензий не имею; дата, подпись.
В Древнем Риме император Нерон христиан казнил. В Средневековой Испании казнили уже христиане за сомнение в католических догмах. Во времена Французской революции клирики оказались на эшафоте вместе с монархом. В Англии 19 века посещение церкви было непременной частью светской жизни. В СССР для политической карьеры надо было быть атеистом. В США сейчас - наоборот, политикам надо имитировать религиозность, чтобы понравиться консервативному электорату.
Мирское отношение к нашей вере продолжит меняться, как морские приливы и отливы. Но не должно от этого меняться наше поведение. Как не надо молиться и поститься напоказ, когда это престижно, так не надо и стесняться своей веры, когда это станет непопулярно.
Помоги нам не оступиться, Господи.
"Когда вы молитесь, то не будьте как лицемеры, которые любят молиться, стоя в синагогах и на углах улиц таким образом, чтобы все их видели. Говорю вам истину: они уже получили свою награду." Мф 6:5
Недавно интересный комментарий слышала к отрывкам из 6 главы Евангелия от Матфея (про молящихся, постящихся и благодетельствующих напоказ фарисеев). Если принять во внимание исторический контекст, фарисеи таким поведением демонстрировали не только набожность ("спасибо, что я не как тот мытарь"), но и свою приближенность к политической власти. Повода для гордости сразу два: "я - набожный" и "я - на правильной стороне истории / стороне власти / социально одобряемой стороне".
В разные времена в разных обществах приверженность христианству попадала то в разряд таких же "социально одобряемых" вещей, то становилась причиной гонений.
Последние десятилетия в России, конечно, истое православие считается атрибутом доброго патриота. Вспоминается "Нелюбовь" Звягинцева и откровенно фарисейское желание одного из главных героев не запятнать свой православный имидж.
Напротив, среди оппозиционных россиян приверженность христианству воспринимается как политическое, а не религиозное заявление. Мне прилетали сообщения "постеснялась бы публично поддерживать патриарха" с подтекстом "поддерживать то-что-нельзя-называть", хотя причем тут это. К моральному облику Господа нашего Иисуса Христа претензий не имею; дата, подпись.
В Древнем Риме император Нерон христиан казнил. В Средневековой Испании казнили уже христиане за сомнение в католических догмах. Во времена Французской революции клирики оказались на эшафоте вместе с монархом. В Англии 19 века посещение церкви было непременной частью светской жизни. В СССР для политической карьеры надо было быть атеистом. В США сейчас - наоборот, политикам надо имитировать религиозность, чтобы понравиться консервативному электорату.
Мирское отношение к нашей вере продолжит меняться, как морские приливы и отливы. Но не должно от этого меняться наше поведение. Как не надо молиться и поститься напоказ, когда это престижно, так не надо и стесняться своей веры, когда это станет непопулярно.
Помоги нам не оступиться, Господи.