Сегодня западная церковь вспоминала апостола Фому. Интересно, что на нашем языке в просторечии Фома закрепился как «неверующий», что, вообще-то, суровое обвинение. В английском Фома только «сомневающийся» (Doubting Thomas), что снисходительнее описывает его отказ поверить, что Христос воскрес, пока Фома сам не увидит следов от гвоздей на Его руках, не коснется их пальцем и не потрогает рану в Его боку (Ин.20:25). И, ради справедливости, Евангелие не описывает, что Фома вправду стал это все трогать, когда Господь Иисус предстал перед ним. Мы знаем только, что Фома воскликнул: «Господь мой и Бог мой!». (Ин.20:28)
После апостол Фома отправился в Азию и положил начало распространению христианства там. В Индии, штате Керала, до сих пор существуют большие христианские общины, ведущие свое начало от его трудов. Фома много сделал для распространения веры и пострадал за нее.
Его пример показателен, потому что Церковь часто «подчищает» рассказы о своих святых. Можно подумать, что, раз уверовавшие, святые больше никогда не сомневаются и не переживают минут слабости в своей вере. Это не так. Я помню, меня очень порадовало признание митрополита Уэра(Каллиста), что он периодически сомневается, и это нормально. Если уж православный мастодонт сомневается, то чего уж мне стесняться таких моментов.
Слепая вера обычно требуется в тоталитарных режимах и сектах. Просто высказанное вслух сомнение приравнивается к предательству.
Наш же Господь не хочет слепого подчинения. Он хочет нашего свободного выбора. И это значит, что нам раз за разом придется этот выбор осмысливать, раз за разом заново приходить к выводу, что мы верим. Человеческая психика развивается по спирали, и на каждом новом этапе мы можем заново задаваться все теми же вопросами, каждый раз понимая суть чуть глубже или под другим углом. И не надо бояться этих вопросов. Господь спокойно относится к нашим сомнениям. Если Он есть истина и свет, Он может спокойно выдержать наши сомнения, пока мы эту истину для себя открываем. Сказать: вот, трогай, смотри.
После апостол Фома отправился в Азию и положил начало распространению христианства там. В Индии, штате Керала, до сих пор существуют большие христианские общины, ведущие свое начало от его трудов. Фома много сделал для распространения веры и пострадал за нее.
Его пример показателен, потому что Церковь часто «подчищает» рассказы о своих святых. Можно подумать, что, раз уверовавшие, святые больше никогда не сомневаются и не переживают минут слабости в своей вере. Это не так. Я помню, меня очень порадовало признание митрополита Уэра(Каллиста), что он периодически сомневается, и это нормально. Если уж православный мастодонт сомневается, то чего уж мне стесняться таких моментов.
Слепая вера обычно требуется в тоталитарных режимах и сектах. Просто высказанное вслух сомнение приравнивается к предательству.
Наш же Господь не хочет слепого подчинения. Он хочет нашего свободного выбора. И это значит, что нам раз за разом придется этот выбор осмысливать, раз за разом заново приходить к выводу, что мы верим. Человеческая психика развивается по спирали, и на каждом новом этапе мы можем заново задаваться все теми же вопросами, каждый раз понимая суть чуть глубже или под другим углом. И не надо бояться этих вопросов. Господь спокойно относится к нашим сомнениям. Если Он есть истина и свет, Он может спокойно выдержать наши сомнения, пока мы эту истину для себя открываем. Сказать: вот, трогай, смотри.