Redroom Text


Kanal geosi va tili: Rossiya, Ruscha


О мёртвом и мёртвых – об истории.

Связанные каналы  |  Похожие каналы

Kanal geosi va tili
Rossiya, Ruscha
Statistika
Postlar filtri


Российский университет дружбы народов и Skillfactory запустили онлайн-магистратуру “Разработка и управление информационными системами”.

Вы получите диплом РУДН по европейскому стандарту на двух языках, который откроет перед вами двери международного рынка труда.
Все обучение — это практика. Работа с тренажерами и участие в хакатонах позволят приобрести реальный профессиональный опыт.
Программа очная, но онлайн, что позволяет учиться из любой точки мира, сохраняя все студенческие льготы, включая отсрочку от службы в армии.
Обучение с нуля, а благодаря господдержке стоимость обучения всего от 170 рублей в месяц.

Программа от практиков: учитесь у экспертов, которые каждый день решают задачи в сфере управления информационными системами и знают, что нужно для успешного старта карьеры.
Выбирайте формат выпускной работы: защитите диссертацию на основе исследования или реальной бизнес-задачи.

Не упустите шанс на успешную карьеру! Заявите о себе прямо сейчас и получите доступ к бесплатным подготовительным курсам от РУДН!

Оставляйте заявку: https://go.skillfactory.ru/rZyZUw

Реклама. ООО "Скилфэктори" ИНН 9702009530 erid: 2VtzqxJkSmD


Историки во власти
дополнение к ролику про Наполеона 3-го

Во времена Июльской монархии во Франции премьерами были историки Франсуа Гизо и Адольф Тьер (Тьер потом станет первым президентом Третьей Республики). А ведь, казалось бы, много ли вы знаете известных историков-политиков (гусары, молчать)?

Но чем была историческая наука для XIX века? Это же, с одной стороны, эпоха национального романтизма. Когда всем стало интересно знать, как жили их предки. С другой стороны, это эпоха научного оптимизма и научного прогресса. Когда на учёных все смотрели, как на тех, кто знает, как устроен мир. В плане исторической науки тогда ни о каких дискурсах, постмодернизме и разных образах прошлого и речи не шло. Историк XIX века буквально был человеком, который открывал ИСТИНУ про то-как-оно-было-на-самом-деле.

Как сказал граф Фёдор Иванович Толстой по поводу выхода первого тома “Истории государства Российского” Карамзина – “до прочтения этой книги я не знал, что у меня есть Отечество”.

Кроме того, для университетского профессора тогда было нормой публиковаться не только в специализированных изданиях, но и в обычных “толстых” журналах (про то, чем были журналы 19-го века – отдельная история) И, в это сложно поверить, но научные труды 19-го века было интересно читать. Современного сухого научного стиля ещё не придумали, и всё писалось на нормальном литературном языке.

И не забывайте, что лекции в той же Сорбонне, где преподавал Гизо, были открытыми. Преподаватели работали не только на студентов, но и на просвещение вообще. А вы понимаете, что при парламентском режиме это очень хороший скилл – уметь вещать на любую аудиторию.

В общем, именно поэтому я сравнил их с современными научпоп-блогерами.
И если что. Сфера научных интересов Гизо была… История парламентаризма. Он начал с истории представительных учреждений Франции, потом писал про историю Английской революции и про Вашингтона. То есть он писал буквально о том, как люди добывают себе свободу.

А у Тьера главным трудом была вообще История Французской революции. Написанная в 1823 с достаточно консервативных позиций, но с главным выводом, что Бурбоны проиграли потому, что вовремя не провели нужные реформы. Это прекрасно ложилось на реалии Реставрации.

Отдельный кек, это, конечно, то, как на всё это реагировали в Российской империи. Николай I глобально не любил Орлеанскую монархию (кроме одного эпизода в 1834 году). И российская пресса всячески напирала на то, что Гизо и Тьер, конечно, хорошие учёные, но вот зря они полезли в политику, где ничего не понимают. Ну потому что каждый должен быть на своём месте, вы ж понимаете…

Это очень смешно, учитывая, что в начале ХХ века уже в самой России будет аналогичная ситуация, когда второй партией страны будет партия кадетов, где будут ВОТ ВООБЩЕ ВСЕ известные российские историки того времени: от Милюкова и Корнилова до Тарле и Платонова. В те же годы в Богемии взойдёт звезда Масарика.

Вот такие они, эти ваши историки.


КОНТЕКСТ dan repost
В соцсетях распространилось видео, на котором израильские солдаты обстреливают территорию Ливана из требушета

По данным Yedioth Ahronoth, на видео снято, как резервисты ЦАХАЛ с помощью горящих снарядов поджигают на приграничной территории густую растительность, которая может скрывать позиции «Хезболлы».

💬Хотя эта примитивная осадная тактика помогает им в выполнении миссии, она вызвала критику со стороны некоторых старших офицеров», — пишет издание


у меня столько вопросов


Историческая реконструкция в правильных руках порой творит чудеса.
продолжая тему археологии

Смотря на доспех микенского воина, каждый раз думается - а как они в этой хероборе вообще могли сражаться? Оно же выглядит, будто человек надел на себя бочку. Много бочек. Тем более, что даже откопанные доспехи весят 18 кг. А до захоронения, судя по всему, весили ещё больше, просто окисление их частично разъело.

Как оказалось, не у меня одного возникали такие вопросы. Есть даже вполне себе легитимная гипотеза, что доспехи были церемониальными. Ну или что воины в них сражались сугубо с колесниц, ибо сами ходить не умели.
И вот в мае этого года вышла статья греческого археолога Андреаса Флуриса. Который решил поиздеваться над людьми проверить, можно ли было сражаться в таких доспехах.

Флурис взял 13 греческих морпехов. Каждому выдал точную реплику вооружения знатного микенского воина: латунный доспех весом 23 кг, шлем из кабаньих клыков, меч, копьё. И отправил в смысле имитировать сражение. Гонял Флурис солдат 11 часов (примерно столько, судя по Гомеру, длилось сражение времён Троянской войны).

И оказалось, что доспехи не сильно тяжёлые и не особо стесняют движения. Подготовленный воин вполне мог вот в этом бегать, прыгать, и драться весь день. Только одна из симуляций (слава Зевсу, уже компьютерная, на основе медицинских замеров) показала, что на сильной жаре и без ветра человек бы вырубился через 7.5 часов. А при более мягкой погоде нормально можно было бегать все 11.

В общем, гипотеза церемониальных доспехов пока не отвергнута. Но как минимум экспериментально доказано, что махаться в такой броне было вполне себе реально.

P.S.
Сигмайер из Катарины смеется над нашими сомнениями на тему этих доспехов.


Регулярно натыкаюсь в интернете на секту свидетелей того, что монголо-татарского ига не было. И один из их главных аргументов: “а почему за 300 лет ига не найдено ни одного монгольского захоронения”.

Опустим факт, что Русь была вассалом Золотой Орды. И тот, что этнически-монгольской в этой Орде была разве что верхушка, а большую часть населения составляли тюрки – потомки половцев и предки нынешних татар и казахов.

Просто потому что монгольские захоронения на территории Орды вообще-то найдены в количестве, в том числе и западнее Волги. Правда, речь не об антропологических показателях, а о религиозных.

Ещё в 2006 году археолог Владимир Костюков выделил критерии, по которому буддийское монгольское захоронение отличается от прочего кочевого: наличие сожжений или следов огня в могилах с трупоположениями; меридиональная ориентировка погребённых; правая рука положена кистью у головы; наличие покрывала, оборачивающего голову и вложенного в рот; наличие монеты или ценного украшения во рту, в руке или рядом с головой; следы мумифицирования.
Примерно лежали монгольские покойники в Каракоруме, в центре империи.

И таких могил за последние 15 лет найдено достаточно. В 2009, например, раскопан могильник Маячный Бугор в Астраханской области. Где кроме всего перечисленного нашли ещё и кучу китайских вещей в могиле, и гроб с драконами. В Наровчате (Пензенская область) в так называемом Мавзолее №1, есть погребение по монгольскому обряду вообще XV века. То есть даже под самый конец Орды сколько-то буддистов, соблюдавших каноны предков, там оставалось. В Казахстане в 2011 году был раскопан могильник Караусыр в горах Улытау. XIII-XIV века, то есть самое начало Улуса Джучи, и тоже захоронения по буддийскому обряду.

Так что если кто-то опять будет говорить “где монгольские захоронения” – бейте его этим постом.


Еще на тему расовых немцев и расовых славян, обратный вот этому пример.
Дональд Туск, нынешний премьер Польши. Его семья из Гданьска/Данцига, города, где на 1923 год 95% населения считали себя немцами, и только 3% - поляками. Родным языком бабушки Туска был немецкий. А его дедушка, Йозеф Туск, успел даже несколько месяцев в 1944 году отслужить в Вермахте, и только под самый конец войны дезертировал (по версии самого Дональда, дедушку завербовали туда насильно, по версии его политических противников - пошёл добровольцем. Этот вопрос в Польше настолько сильно связан с текущей политической повесткой, что отделить зёрна от плевел тут реально сложно).

В 1945 Гданьск оказался в составе Польши. Поэтому родившийся в 1957 году Дональд вырос в рамках польского государства и польской культуры. Хотя, по его же собственным воспоминаниям, Гданьск 60х и 70х, это было “пограничье, где смешивались разные языки и народы, и где невозможен был никакой национализм”.

Сам Туск находит в таком своём происхождении даже плюсы, называя себя “по национальности европейцем”. Но поневоле задумаешься, что, пройди линия границы чуть иначе, он вполне мог бы стать бундесканцлером.


В посте выше сначали хотел поделиться ссылкой на РГ, а потом забил. Лучше посмотрите, какую мощнейшую километровую (!) стену, построенную охотниками на оленей (!!) десять тысяч лет назад (!!!) в 21-м году нашли в Мекленбургской бухте.
https://nplus1.ru/news/2024/02/13/stone-age-wall


Древнеавстралийские аборигены могли в цивилизацию?

Наткнулся на относительно недавнюю статью Российской газеты, которая начиналась словами: “Катастрофические пожары в Австралии неожиданно обнажили неизвестную ранее систему древних каналов и каменных домов… …Речь идет о цивилизации, созданной жителями региона Гундитжмара еще 6600 лет назад”. И дальше ещё про “постройки древнее пирамид”. Все это могло бы перевернуть наше представление об Австралии с ног на голову (для самих австралийцев бы ничего не поменялось, фьють ха!), если бы не было полной чушью.

В реальности существует такой археологический памятник, “культурный ландшафт Budj Bim” . Открыт ещё в начале десятых годов и включён в список наследия ЮНЕСКО. Пожары просто оголили новые сектора. Но находка-то все равно интересная!

Budj Bim это место с вулканическим рельефом. Там местные аборигены 6000 лет назад построили хитрую и разветвлённую систему ловушек для рыбы, да, та самая “система древних каналов”. Рыба заплывала в эти ловушки, выбраться не могла, и шла на стол. Это позволяло местным рыбакам жить фактически оседло.

Вещь достаточно крутая, но не выбивающаяся за пределы нашего представления о возможностях людей каменного века. В той же Европе найдено несколько подобных комплексов времён мезолита или даже верхнего палеолита. Так что то, что аборигенам это было по плечу, в общем, неудивительно.

Так откуда же разговоры про цивилизацию? Ну, в 2014 году в Австралии вышла книга местного писателя Брюса Паско Dark Emu: Black Seeds: Agriculture or Accident. Паско, сам метис и активист движения за права аборигенов, рассуждает о том, что у коренных жителей Австралии была высокоразвитая цивилизация, и они знали земледелие. И что “мы можем поучиться у них экологическому образу жизни”.

Проблема в том, что Паско не историк и не археолог, а писатель и исследователь-самоучка. И его выводы раскритиковали австралийские археологи в работе “Farmers or Hunter-Gatherers? The Dark Emu Debate” за, мягко скажем, спорный анализ данных. А ещё, кстати, за тейк, что земледелие прогрессивнее охоты и собирательства. Потому что современные историки предпочитают такой иерархии не строить.

В общем, пока что никакого переворота в истории не случилось.


В продолжение ролика про мигрантов в США. Ловите вот такую карту американцев “по происхождению”. Составлена на основании переписи 2000 года.
В ней интересны две вещи.
Во-первых, о своём “американском происхождении” больше заявляют жители Юга. А северяне называют себя ирландцами, немцами, итальянцами, кем угодно.
А во-вторых, кто-то в комментариях жаловался, что мигранты в США скоро поглотят васпов. Ну, у меня плохие новости, чюваки. 🥲


Киты плывут на вписку с ЛСД dan repost
Шестнадцатого февраля две тысячи двадцать четвертого года было объявлено о гибели Алексея Навального. После похорон российское гражданское общество поразил приступ уныния. Многие принялись ставить под сомнение самое важное решение в его жизни. Стоило ли возвращаться?

https://youtu.be/60ThaU9UXlU

Побыть сообществом:

Для роскарт: https://boosty.to/whalesplaining
Для нероскарт: https://www.patreon.com/whalesplaining

Для роскарт: https://boosty.to/whalesplaining
Для нероскарт: https://www.patreon.com/whalesplaining
Яндекс: 41001823089854
BTC: bc1qs5p8eq23cq5hzech9xmdmnup4df43n948dh0hr
ETH: 0x22F028bb41D8eb96F8EE4942FbE3De1d3199c425
DASH: XhHve96sWxWzV89U1RXmqghstEKcmn7XNf
USDT(Trс20): TWfKRTGAc6ESthKUQfEYrrm18vitAJYaAx
Monero: 44Az6EQvsaQ8KtsZFPSdxb8SRDKLksYzbE19y4QrrRht6EeobtPz4fbBtneweqLuYdBgkLcxEp3bwWjU7uZCG9ohQcaqxS9

#видео


Держите в тему дня последний ролик Пожарского, который очень для меня срезонировал


трамплин в тромплёй dan repost
компьютерные игры — это искусство (?)

пожалуй, исключительно дурацкая постановка вопроса. многоуважаемых ретроградов сразу хочется спросить: а любая картин(к)а — искусство? а любой звукоряд?

некоторые компьютерные игры безусловно являются искусством. и постепенно это нехитрое обстоятельство текущей реальности становится очевидным. в 2012 году нью-йоркская MoMA ака самый знаменитый музей современного искусства в мире официально включила в свою экспозицию кучу тайтлов, среди которых 100% известные вам (даже если вы не потные гэймеры) pong, pacman и minecraft. и тогда это прогрессивной общественности сильно не понравилось. the guardian написали разгромную статью сорри МоМА (нот сорри)

«тот же музей, что имеет в своей коллекции ма джоли пикассо и звездную ночь ван гога, на полном серьезе выставят simcity, portal и dwarf fortress??»

да уж, ужас!

«искусство может быть сделано кистью, или на худой конец оказаться реди-мейдом, но оно совершенно точно должно быть актом воображения».

а где тут противоречие? смотрите-ка, зато реди-мейдам наконец-то разрешили стоять в музеях, спасибовое!

но за 10 лет ситуация и отношение к игровой индустрии всё-таки изменились. и теперь в коллекции MoMA есть 36 игр, и среди них даже имеется papers, please. а если смогут договориться с nintendo (кто знает, тот знает), то коллекцию пополнят ещё zelda и mario (ладно, будем честны, это невозможно).

радость этой новости заключается в том, что человечество долго соображало, что надо бы как-то наверное беречь и сохранять всё это по возможности? ну что ж, мы потеряли около 70% немого кино и ничему не научились: на данный момент утеряно около 90% исходного кода игр, вышедших до 2000 года. пруфы тут.

поэтому как минимум круто, что MoMA берёт на себя ответственность за сохранение культовых игр и техобслуживание того, на чём можно в них сыграть. потому что — знаете? — любую средневековую живопись хранить проще, чем sims.

но есть ещё один вопрос для кураторов (со звёздочкой): а как экспонировать компьютерные игры, чтобы это не превращалось в ностальгическую выставку консолей и лэптопов? ключа к этой задачке пока, судя по всему, нет, потому что выставка всё той же MoMА в 2022 году «never alone: video games and other interactive design» (длившаяся год) выглядела как зал, сбежавший из музея компьютерных игр в берлине. (кстати, ставьте 👾, если хотите отдельный пост про этот музей)

потому что а что показывать? трейлеры? а всякий ли геймплей может быть экспонирован вообще? там, конечно, можно поиграть в какие-то весёлые образцы по фану 5 минут (стоя))), но кто вообще кроме стримеров любит, когда смотрят, как он/а играет? а с некоторыми играми это подразумевается как опыт обязательно индивидуальный и желательно приватный. а ещё занимающий довольно много времени.

но так или иначе, кураторам MoMA низкий поклон. а нам всем желаю избавиться от ханжества по поводу компьютерных игр, если таковое всё ещё имеется.

46k 0 166 711

по поводу сохранения видеоигр (с которыми уже проблемы) и немого кино (которого почти не осталось тоже) вообще смешно очень (и печально). особенно, когда люди, которые не считают, что нужно это все стараться сохранять, потом задаются вопросом "а как так вышло, что из огромного числа античных текстов нам осталось фиг да маленько? ну, варвары всякие, наверное, дикари. носители, опять же, сейчас-то люди продвинутей стали, в этот раз мы точно все сохраним для потомков" 🤡


Буквы • Кадры • Звуки dan repost
Апдейт по Стендалю! Комментатор mr F (подписчик любезно меня репостнувшего Егора Зырянова) разъяснил ситуацию:

В 1828 году у писателя Кератри вышел роман «Фредерик Стендаль, или Роковой год». Фамилия персонажа писалась иначе — Styndall, а не Stendhal — что не помешало возникнуть путанице. Стендаля начали величать Фредериком литературоведы и журналисты — в том числе, Оноре де Бальзак (у которого, кстати, тоже не вполне настоящее имя).

Кератри дал своему персонажу имя в честь Стендаля, а Стендаль, в свою очередь, пару раз подписывался «Фредерик» (Frédérick, на иностранный манер), ассоциируя себя с ним. Так он подписался, в частности, в одном из писем Бальзаку, то есть Бальзак «Фредерика» не выдумал. Правда, книги он всё равно выпускал под псевдонимом «Стендаль» и ни буквой больше.

Так что я погорячился, приписывая это заблуждение нашим соотечественникам — но не отказываюсь от мысли, что советской-постсоветской культуре как-то комфортнее, когда у классика есть полноценное имя, а не мононим.


Всякое тайное становится явным, спасибо подписчикам.
А на канал Святослава, кстати, подпишитесь, там не только про Стендаля, но еще про всякую другую литературу, про гражданскую оборону, про музыку, кино и не как обычно про это пишут, а прям вот хорошо.


Буквы • Кадры • Звуки dan repost
Уже несколько лет как я обратил на это внимание, но никак не могу найти, откуда вырос этот кейс «эффекта Манделы»: якобы писателя Стендаля звали Фредерик.

«По паспорту» он звался Мари-Анри Бейль, а на большинстве прижизненных изданий автор указан как «господин де Стендаль» (со временем «де» отпало). Однако во множестве русскоязычных текстов о его книгах он почему-то указан именно как Фредерик Стендаль — вплоть до некоторых изданий в дешёвых книжных сериях. Можно нагуглить и набранное латиницей Frederic Stendhal, но преимущественно это какие-то закрома и сусеки интернета, часто имеющие косвенное отношение к русскоязычной сфере — скажем, эстонская пресса 1970-х (!). Ни в каких убедительных англо- и франкоязычных источниках никакого указания на «Фредерика» нет.

Конкретный источник этого заблуждения явно находится в СССР или где-то рядом — но найду его не я. Зато легко предположу психологию его распространения.

«Поэт в России — больше, чем поэт», а именно — кто-то вроде чиновника, а то и целой государственной институции. Они у нас всегда по имени-отчеству; с детства замечаю, как слегка неестественно звучит, скажем, «Николай_Гоголь» без «Васильевича». Этому дискурсу был довольно некомфортно словосочетание «Максим Горький» — и к фамилии из псевдонима нет-нет да и присовокупляли паспортное ИО. «Алексей Максимович Горький» — вот так ок!

У зарубежных писателей, конечно, никаких отчеств нет — с этим непорядком ещё можно как-то смириться, но уж не с мононимами! Чтобы полное имя состояло из одного слова, нужно быть древним греком. А вот французам XVIII–XIX веков уже непозволительно: так что не Мольер, а Жан-Батист Мольер, не Вольтер, а Франсуа-Мари Вольтер, не Стендаль, а… Чёрт с ним, пусть будет Фредерик.


это очень смешно


https://youtu.be/FXwk1YbyJ18

Многочисленные сражения европейцев с другими народами обычно представляются нами серией блестящих побед высокотехнологичных спейсмаринов над отсталыми туземцами, где европейские чады с пушками и пулеметами в разные стороны раскидывают останки дикарей вместе с их копьями и набедренными повязками. Однако, далеко не всегда все проходило так гладко, нередко колонизаторские попытки завоевания новых земель и народов оборачивались полным фейлом, несмотря на тотальное (чаще всего) техническое и экономическое превосходство. Сегодня вспоминаем пять подобных историй: о женщинах-конкистадорах и хитрых индейцах мапуче; о самом нелепом проигрыше британцев в Индии; деконструируем миф об эпическом сражении с индейцами при Литтл-Бигхорне; вспоминаем, как англичан в Африке победила их собственная армейская организация, ну и конечно мы не могли обойтись без очередной истории про то, почему вы не хотите пытаться обижать Въетнам.


Никто не спрашивал, но ответить надо.
Существующий у тех же бриттов юнит “метатели голов” это выдумка. Реальные бритты отрезали головы убитым врагам. Но метать их во врага - до такого даже они не додумались.

З.Ы.
да, в первый Рим я (да и все в нашей команде) играли больше. потому что мы ДЕДЫ

20 ta oxirgi post ko‘rsatilgan.