Кенотаф


Kanal geosi va tili: Rossiya, Ruscha
Toifa: San’at


Издание
Донаты: https://boosty.to/thecenotaph
Обратная связь:
@thecenotaphbot
thecenotaph23@gmail.com

Связанные каналы  |  Похожие каналы

Kanal geosi va tili
Rossiya, Ruscha
Statistika
Postlar filtri


О большом феномене «Аванты+» для моего поколения я уже писал. Сейчас — к деталям.

Том «Аванты Плюс» «Всемирная литература. XIX–XX века» — книга, которой я обязан почти всем. Там в статье про Андре Жида была эта иллюстрация, я так понимаю, к роману «Фальшивомонетчики». Атрибуция у неё в статье была очень простая: «Иллюстрация к произведениям Андре Жида, Изд. 1934 год». У моей родственницы был двухтомник «Жан-Кристофа» Ромена Роллана из советской 200-томной «Библиотеки всемирной литературы». Простую повариху в школе-интернате наградили при советской власти в честь какого-то юбилея. В нём были классические иллюстрации бельгийца Мазереля — великого левого графика эпохи интербеллума. Ну, в общем, я подумал, что эта иллюстрация — его рук дело. Схожесть техник была очевидна.

В юности я любил открывать «Аванту» на этой странице, класть перед собой и писать прозу — до лет двадцати я себя полагал никем иным как писателем. Меня почему-то эта картинка вдохновляла. Кучевое облако на горизонте, высокий кипарис, юноша, погружённый в письмо. В моей юности всё было так же — разве что кипарис заменяла берёза.

Через какое-то время я получу доступ в интернет и начну искать оригинал этой иллюстрации. Но нигде в сети нет ни единого указания, что это иллюстрация Мазереля к Жиду. Появившийся через некоторое время поиск по изображениям тоже выводил только на «Аванту».

А может быть, вы подскажете? Пишите к нам в бот, если знаете автора: @thecenotaphbot.

Но, в сущно
сти, какая разница, кто автор рисунка, что он обозначает? Он, прежде всего, про меня. Тем и дорог.

#коврик_у_кенотафа #простаков

Поддержите «Кенотаф» подпиской: телеграм-канал | Boosty


Издание «Кенотаф» старается избегать любых форм хайпа, но время от времени мы всё равно попадаем, так сказать, в мейнстрим. Сергей Простаков и Егор Сенников в день премьеры Limonov: The Ballad в Каннах решили обсудить творческое наследие и художественную эволюцию Кирилла Семёновича Серебренникова.

Но в итоге разговор превратился в масштабный разбор больших российских режиссёров. Серебренников, Звягинцев, Хлебников, Гай-Германика, (Юрий) Быков, Велединский, Герман (мл.) — обо всех в нашей большой беседе.

Премьера на нашем Boosty в пятницу 24 мая.

Самое время подписаться: https://boosty.to/thecenotaph

#простаков #сенников


Это две концовки поэмы Евгения Евтушенко «Казанский университет», написанной им в честь столетия Ленина. Концовку поэт переписал уже в 1997 году.

Евтушенко умел гармонично совмещать в себе следование конъюнктурам, искренний порыв и живой поиск, как, возможно, никто в русской истории. Вот и тут перед нами в первом случае всё ещё искренне верящий в Октябрь шестидесятник, а во втором — разочарованный и всё равно оптимистичный человек, влюблённый в Россию.

Некоторые участники «Кенотафа» считают, что концовка 1970 года круче — это очень короткий рассказ о революционном движении в России, в который Евтушенко смог запихнуть ещё и откровенную фронду: будущие Ульяновы… Версия 1997 года попроще, да и откровенно наивнее. Но многие ли из нынешних властителей дум в изгнании и оставшиеся со своим народом способны честно про себя сказать: «Сам переломан после стольких ломок»? Откровение, на которое способен только великий поэт, коим Евтушенко был и есть.

#цитаты_на_кенотафе

Поддержите «Кенотаф» подпиской: телеграм-канал | Boosty


Счастье сложно описать, трудно уловить, невозможно однозначно определить. Оно может быть совсем неприглядным, неожиданным и странным для окружающих, а иногда над самыми счастливыми минутами мрачно нависают тени грядущих трагедий.

Последнее публичное выступление Иосифа Сталина, XIX съезд КПСС, октябрь 1952 года.

#в_поисках_счастья

Поддержите «Кенотаф» подпиской: телеграм-канал | Boosty


У всех есть возможность сказать свое последнее слово — хотя не всегда тот, кто его произносит или пишет, знает, что именно оно окажется последним. В рубрике «Последние слова» мы очищаем последние слова от налета времени и даем вам возможность посмотреть на них отвлеченно.

Сегодня — последние слова из «Конармии» Исаака Бабеля.

#последние_слова

Поддержите «Кенотаф» подпиской: телеграм-канал | Boosty


Сегодня на нашем Boosty выходит большой разговор Сергея Простакова, Антона Секисова и Константина Сперанского о великом американского романе и великом американском романисте Джонатане Франзене.

Парни обсудили такие важные сюжеты, как причины успеха Франзена в России, правила создания романа, претендующего на статус великого американского, и причины, из-за которых писатели начинают внимательно следить за бабочками и птицами.

Самое время подписаться: https://boosty.to/thecenotaph

Если у вас есть вопросы о нашей работе, то их можно задать в боте @thecenotaphbot.

И спасибо за ваши донаты!

#простаков #секисов #сперанский


Люди и годы: пора взрослеть

В последнем тексте из цикла «Люди и годы», в котором Егор Сенников писал о многих фигурах, изменивших его жизнь, подводится итог путешествию в прошлое и дарится небольшая надежда

У этого человека нет имени. Он — нигде и везде. Он — это вы. Или ваш знакомый. Он — это она. Она — это он.

Это кто-то старший. Тот, кто успел сделать что-то до тебя, сделав твое существование бессмысленным.

Ты видишь его как человека, совершившего какие-то великие деяния: он основал журнал, построил успешный бизнес, получил три высших образования и защитил докторские диссертации на разных континентах. Он читал все, что ты читал — а кое-что из этого и написал. Он везде был и уже устал от путешествий, лениво делясь впечатлениями о долгом ожидании в аэропорту Нью-Йорка или о краже кошелька в Вальпараисо. Всех видел, всех знал, многих поставил на ноги — и все это позволяет ему смотреть на тебя с превосходством.

Ты лишь обдумываешь житье и карьеру, смотришь на мысли этого человека, ставшие тебе доступными благодаря существованию социальных сетей, — и у тебя опускаются руки. Ведь он сделал все правильные и неправильные моральные выборы, продался власти или наоборот, стал ее главным противником, основал союз, украл миллион, возглавил регион. Твои метания для него — чепуха, пройденный этап, ты для него вечный мальчик у Христа на ёлке, вещь, не заслуживающая внимания.

Даже не так — ты понятия не имеешь, что там он о тебе думает. Он и не думает, скорее всего. Ты просто пытаешься посмотреть на мир его глазами, через призму его свершений: человека, который старше тебя, но кажется для тебя в чем-то образцом.

Ты читаешь его тексты, изучаешь его проекты, копаешься в научных статьях или, не знаю, покупаешь сделанные его руками предметы. И все силишься разобраться в том, где скрывается мастерство и в чем секрет успеха. Ты мечтаешь, что когда-то и ты будешь таким же — заслуженным, опытным, талантливым, умным, богатым, интересным человеком. Эти фантазии живут с тобой, а жизнь идет своим чередом.

Ты не заводишь себе кумиров, это не велит делать не только Библия, но и здравый смысл. Ты не завидуешь, ты давишь в себе юношеские восторги. Стараешься быть серьезным. Собранным. Хочешь все разгадать, но остаться собой. Избежать слепого копирования пути людей, которые тебя восхищают и завораживают. Начинаешь дела — и тут же их бросаешь.

Старшие, сумевшие, дошедшие — все они пугают и завораживают. Пропасть между ними и тобой — вроде бы несокращаемая, — со временем начинает истончаться, таять. И тогда ты понимаешь, что вся эта тревожная одержимость, нервная попытка найти себя при помощи чужой оптики — все это пустое.

Опыт людей старше себя невоспроизводим. Неповторим. И он даже не становится настоящим уроком для тебя, а лишь шрамом на душе, еще одной засечкой, которая напоминает иногда тебе о том, куда ты шел.

У этого человека нет имени. Он — нигде и везде. Он — это вы. Или ваш знакомый. Он — это она. Она — это он.

Он — это ты.

#сенников

Поддержите «Кенотаф» подпиской: телеграм-канал | Boosty


​​Писатель Алексей Колесников, автор книг «Ирокез» и «Экспроприация», специально для издания «Кенотаф» написал эссе о «Мусульманине», знаковом фильме середины 1990-х годов. В нём главную роль сыграл Евгений Миронов. Его герой Колька/Абдалла вернулся в родную рязанскую деревню из афганского плена правоверным мусульманином. Для Колесникова этот фильм — притча об интеллигенте-богоискателе в мире, где уже никто ни на что не надеется и ничего не ждёт.

https://teletype.in/@thecenotaph/musulmanin

Это текст написан автором круга «Кенотафа». Если вы пишете и хотите быть услышанными, а в нашей интонации услышали и свой голос, давайте обсудим возможное сотрудничество. Пишите в бот @thecenotaphbot или на почту thecenotaph23@gmail.com. Ответим всем — может быть, не сразу, но обязательно.

#круг_кенотафа #колесников

Поддержите «Кенотаф» подпиской: телеграм-канал | Boosty


В начале апреля участники издания «Кенотаф» неожиданно выяснили, что многим из них понравился роман «Перекрёстки» американского писателя Джонатана Франзена. Это совпадение вдохновило нас на запись беседы о «Перекрёстках», Франзене, великом американском романе и беспощадном маркетинге.

В беседе приняли участие Сергей Простаков, Антон Секисов и Костя Сперанский.

Уже в эту пятницу 17 мая полная запись разговора будет выложена в нашем Boosty.

Подписывайтесь: https://boosty.to/thecenotaph

#простаков #cекисов #сперанский


В силу литературных интересов части участников «Кенотафа» у нас однажды состоялся целый #день_солженицына. И если Бог даст, это станет нашей ежегодной традицией. А пока Сергей Простаков публикует эссе об автофикшн-эпопее «Бодался телёнок с дубом». В этом эссе автор впервые приближается к реализации давно намеченного им замысла — описать и сформулировать жизненные и писательские уроки Солженицына. В сегодняшнем тексте речь пойдёт о том, как относиться к происходящим с каждым из нас простым и малым событиям.

https://teletype.in/@thecenotaph/bodalsya-telyonok-solzhenitsyn

#лонгриды_кенотафа #простаков

Поддержите «Кенотаф» подпиской: телеграм-канал | Boosty


У всех есть возможность сказать свое последнее слово — хотя не всегда тот, кто его произносит или пишет, знает, что именно оно окажется последним. В рубрике «Последние слова» мы очищаем последние слова от налета времени и даем вам возможность посмотреть на них отвлеченно.

Сегодня — последние слова сериала «Друзья».

#последние_слова

Поддержите «Кенотаф» подпиской: телеграм-канал | Boosty


Слушайте, а ведь герцог Артур Уэлсли Веллингтон буквально не выиграл ни одного сражения, кроме Ватерлоо. А ещё, как известно, его современнику князю Михаилу Кутузову цыганка в молодости нагадала, что он не выиграет ни одного сражения вообще, но в историю войдёт как великий полководец. Ничего, вовсе ничего в мире не бывает случайно.

#цитаты_на_кенотафе

Поддержите «Кенотаф» подпиской: телеграм-канал | Boosty


Счастье сложно описать, трудно уловить, невозможно однозначно определить. Оно может быть совсем неприглядным, неожиданным и странным для окружающих, а иногда над самыми счастливыми минутами мрачно нависают тени грядущих трагедий.

Эрцгерцог Франц Фердинанд в Сараево, 28 июня 1914 года.

#в_поисках_счастья

Поддержите «Кенотаф» подпиской: телеграм-канал | Boosty


У всех есть возможность сказать свое последнее слово — хотя не всегда тот, кто его произносит или пишет, знает, что именно оно окажется последним. В рубрике «Последние слова» мы очищаем последние слова от налета времени и даем вам возможность посмотреть на них отвлеченно.

Сегодня — последние слова из последней песни, записанной Джимом Моррисоном с группой The Doors.

#последние_слова

Поддержите «Кенотаф» подпиской: телеграм-канал | Boosty


Друзья, вам иногда может казаться, что «Кенотаф» держится в стороне от новостей и событий — и вы наверняка во многом правы, но порой у нас находится контент на самый неожиданный случай; и вот из неопубликованного — герой последних сводок Сергей Паук Троицкий вступает в снова актуальный спор о девяностых.

#цитаты_на_кенотафе

Поддержите «Кенотаф» подпиской: телеграм-канал | Boosty


«Художник должен отринуть надежду на будущее и пережить текущую неопределенность и ужас перед реальностью», — сказал однажды Мераб Мамардашвили. На что ему его подруга Ольга Седакова ответила, что, во-первых, не нужно путать надежду с иллюзиями, а, во-вторых, именно с утраты надежд у Данте начинается адская область. Ну а участники «Кенотафа» к дискуссии двух великих просто добавят фразу из повести китайского фантаста.

О последнем мы говорили для нашего Boosty с социологом Варварой Зотовой.

#цитаты_на_кенотафе

Поддержите «Кенотаф» подпиской: телеграм-канал | Boosty


У всех есть возможность сказать свое последнее слово — хотя не всегда тот, кто его произносит или пишет, знает, что именно оно окажется последним. В рубрике «Последние слова» мы очищаем последние слова от налета времени и даем вам возможность посмотреть на них отвлеченно.

Сегодня — последние слова романа Александра Проханова «Господин Гексоген».

#последние_слова

Поддержите «Кенотаф» подпиской: телеграм-канал | Boosty


​​На той стороне

Южная весна в тени пальм, в окружении деревьев, ароматных цветов — и холодная московская, с еще не растаявшим снегом и холодным воздухом. На дворе 1930 год, Егор Сенников идет по следам людей на расходящихся тропах. Сегодня — два героя, отколовшиеся от гигантского айсберга и устремившиеся вдаль.

Кто не любит хороших шуток?

«Арестъ Л. Троцкаго въ Парижѣ!» — удивительный заголовок в эмигрантской парижской газете «Иллюстрированная Россия». Статья сопровождается фотографиями; дескать, мятежный революционер пытался нелегально проникнуть во Францию, куда ему не дают визу, но был задержан на Лионском вокзале — и теперь его будут экстрадировать в Константинополь.

Выдумка? Конечно. Фотографии — монтаж, а вся статья — первоапрельская шутка эмигрантской газеты (в том же номере — статья-розыгрыш: «Объединение русской эмиграции»). В апреле 1930 года, впрочем, в Париже встречаются коммунисты-сторонники Троцкого и основывают Международную левую оппозицию, будущий Четвертый интернационал.

Тишина. Густой и теплый воздух. Изысканность и простота небольших отелей и санаториев. Улицы почти пусты. Шум волн. На остров Принкипо раньше ссылали знатных особ, принцев — отсюда и название; лишь потом место стало превращаться в курорт. Летом 1929 года путем принцев прошел революционер Лев Троцкий.

Остров Принкипо (сейчас Бююкада) — крупнейший из Принцевых островов, находящихся в Мраморном море недалеко от Стамбула. Троцкий, высланный из СССР, обретает здесь, как он пишет, «в турецкой глуши», возможность и время для активной творческой работы. Вилла, на которой жил Троцкий, сейчас разрушена и заброшена; тишину вокруг нее нарушают лишь лай собак и разговоры русскоязычных туристов. Здание расположено близко к берегу — и легко себе представить, как Троцкий, стоя на балконе, вглядывается в тревожные волны и думает, думает, думает…

Эмигрант поневоле, он использует любую возможность для работы и политической борьбы. На Принкипо он стремительно дописывает свои мемуары, начатые в Алма-Ате; они сразу становятся мировым бестселлером. Он садится писать «Историю русской революции», руководит выпуском парижского троцкистского издания, встречается с соратниками. В тиши и спокойствии ссылки на Принкипо, он надеется выковать новое коммунистическое движение и победить своего архиврага — Сталина. Это его атмосфера — он привычен и к ссылкам, и к эмиграции (в отличие от парижских русских, предающихся бесплодным мечтаниям о возвращении в прошлое). Он, осколок революции, прокладывает новый курс.

«Около 11 утра позвонили: в 10.17 застрелился Маяковский. Пришел в ужас. Потом на секунду; сегодня по старому стилю — 1 апреля, не шутка ли? — Нет, не шутка. Ужас. Позвонил Демьяну [Бедному] — проверить.
— Да, было три поэта — теперь я один остался
».

Это пишет приятель и конфидент Демьяна Бедного Михаил Презент. А за семь лет до того о Маяковском писал Троцкий:

«Маяковский атлетствует на арене слова и иногда делает поистине чудеса, но сплошь и рядом с героическим напряжением подымает заведомо пустые гири».

В середине апреля 1930 года революционный поэт выкинул свой последний трюк — прострелил себе сердце в комнате в Лубянском проезде. Он тоже откололся от тела: поэт-попутчик, набивавшийся советской власти в друзья, никому не нужен — его топчет официальная пресса, критики громят его наглую персональную выставку, его покровители уходят из власти или из жизни. Хотя в предсмертных письмах поэт просить не судачить о его кончине, Москва полнится слухами: обсуждают, как Маяковский приходил к Катаеву, встречался с любовницей Полонской, с Яншиным…

Утром 14 апреля из его комнаты раздался выстрел. Еще один осколок революции утонул в море жизни.

На следующий день «Правда» пишет о поэте на предпоследней странице, публикует некролог, заметку Бедного «Чудовищно. Непонятно» и предает печати предсмертные стихи.

Холодной московской весной траурная процессия тянется к крематорию в Донском монастыре. За гробом несут один венок — железный. «Железному поэту — железный венок».

Шутки в сторону.

#сенников

Поддержите «Кенотаф» подпиской: телеграм-канал | Boosty


Напоминаем, что мы проводим масштабное исследование вас — наших читателей. И на этой неделе спрашиваем о том, как вы потребляете контент в интернете.

Вопросы анонимны, контактные данные не собираются. А нам будет очень полезно, если вы потратите на эту анкету десять минут. Спасибо!

19 ta oxirgi post ko‘rsatilgan.