ЭКСПЕРТЫ. Телеграм-каналы «Кипящий МИФИ» @boilingmephi и Мария Моисеенко
@mariamastermind о бренде ректора российского ВУЗа.
Ректоры России сегодня в России известны в меньшей степени, чем губернаторы, мэры, политики, отдельно взятые бизнесмены. Мир университетов герметичен и варится сам в себе, но степень влияния университета и ректора ограничена их собственными решениями и убеждениями.
При этом, от университетов сегодня многого ждут – их заставляют развиваться принудительно, решать проблему технологического суверенитета страны, создавать жизнь на территориях, где они расположены, справляться со всеми внешними вызовами и требованиями от регуляторов. А ещё уходить от имитации, менять образование, учиться привлекать ресурсы и быть интересными корпорациями и бизнесу.
Другими словами - университеты должны влиять или даже формировать общественно-политическую (а не просто научную или образовательную) и отраслевую повестку. Такое влияние невозможно без сильного лидера.
Сегодня вошло в привычку говорить об «университетском сообществе» или «университетском руководстве», то есть о неком коллективном административном организме, но в действительности все реальные рычаги управления находятся в руках ректоров. Именно они выступают держателями необходимых ресурсов и полномочий, но даже при наличии такого намерения в их голове часто отсутствуют четкий целевой образ университета и программа преобразований. Та самая идентичность университета и своя собственная как ректора.
При этом университету необходимо держать открытый ответ перед студентами, преподавателями, партнерами и обществом в широком смысле. Это, в свою очередь, требует публичности целей и результатов их достижения. А, значит, бренд ректора – это недооцененный нематериальный актив университета. Бренд – это не наличие личного телеграм-канала, а устойчивая ассоциация в сознании - неформальное и личное знание о фигуре ректора, которое есть в головах не только вузовского сообщества, но и в целом широкого национального пространства.
Кто такой ректор сегодня? Корпоративный офицер, менеджер, политик, ученый? Каких ректоров сегодня знают в стране? Ответ на этот вопрос нам дали более 400 человек – экспертов в сфере науки и высшего образования.
Топ ректоров (в алфавитном порядке), которых считают глыбами – теми, кто влияет на повестку, политику, устройство мира в России в целом:
-
Глыбочко Петр Витальевич — ректор Первого Московского государственного медицинского университета им. И. М. Сеченова.
-
Ливанов Дмитрий Викторович — ректор Московского физико-технического института.
-
Литвиненко Владимир Стефанович — ректор Санкт-петербургского горного университета
-
Садовничий Виктор Антонович — ректор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова
-
Шевченко Владимир Игоревич – ректор НИЯУ МИФИ.
По-настоящему влиятельных фигур среди ректоров в масштабе России не так много, но на отдельных территориях – Дальний Восток, Сибирь, Юг есть известные в локальном масштабе ректоры, которые узнаваемы и ассоциируемы с областью экспертизы или ключевой повесткой университета.
Любому университету, который хочет развиваться необходимо дать свой вариант ответа о том – кто такой ректор, а не давать ответ – равнозначно отказу от борьбы за лидерство.