Критическое мышление


Гео и язык канала: Россия, Русский
Категория: Психология


Как вы думаете, как вы думаете?
По вопросам рекламы: https://t.me/ThinkCritical_bot
Другие проекты:
@PsyEducation
@obrazpublic
@EduPhilosophy

Связанные каналы  |  Похожие каналы

Гео и язык канала
Россия, Русский
Категория
Психология
Статистика
Фильтр публикаций


ЭФФЕКТ ФОРЕРА
или как разоблачить шарлатана

Я знаю вас лично и могу охарактеризовал так: «Вы довольно самокритичны, но нуждаетесь, чтобы другие вас любили. У вас есть много скрытых возможностей, которые вы так и не использовали. Хотя у вас есть некоторые личные слабости, но в целом вы способны их нивелировать. Дисциплинированны и уверенны с виду, на самом деле вы склонны волноваться и чувствовать неуверенность. Временами вас охватывают сомнения: правильное ли решение вы приняли, правильный ли поступок совершили. Вы предпочитаете некоторое разнообразие, рамки и ограничения вызывают у вас недовольство». По шкале от 0 [не соответствует] до 5 [идеально подходит], насколько хорошо я вас оценил?

Психолог Бертрам Форер дал своим студентам прочитать одинаковый текст. Сам он составил его из фраз, заимствованных из гороскопов. Каждому студенту Форер сказал, что сделал это описание специально для него. Студенты оценивали свои характеристики в среднем на 4,3, то есть где то 86 % подтвердили точность текста.

Мы склонны рассматривать описания личности, которые подходят многим другим, относительно самого себя как максимально точные. Это когнитивное искажение объясняет, почему такие лженауки, как астрология, астротерапия, графология, биоритмика, хиромантия, гадание по картам таро или спиритизм продолжают процветать.

Рольф Добелли, из книги «Территория заблуждений»


ФОРМИРОВАНИЕ ВЫБОРКИ

Следует отличать случайную выборку от удобной — когда вы просто опрашиваете своих знакомых или людей на улице, которые кажутся вам подходящими. Без случайности выборки ваш опрос может оказаться предвзятым.

Именно из-за формирования выборок сбор данных может превратиться в бесконечную битву за отсутствие предвзятости. И исследователи побеждают не всегда. Всякий раз, читая в газете, что 71% британцев отдают чему-то предпочтение, мы должны спрашивать себя: «Да, но 71% каких именно британцев?»

Дэниел Левитин, из книги «Путеводитель по лжи»


ПРОКЛЯТИЕ ЗНАНИЯ
или почему мы не понимаем намеки

Более информированным людям чрезвычайно сложно [если вообще возможно] рассматривать какую-либо проблему с точки зрения менее информированных людей.

Примеры:
• намёки сложно понять не потому что собеседник туп или глуп, а просто автор намека не понимает, как его можно не понять;
• тяжело объяснить клиенту, почему «ремонт простой неисправности такой долгий и дорогой»;
• когда мы выступаем перед публикой, нам кажется катастрофой даже малейшее упрощение. Мы просто не можем игнорировать полную информацию, которой обладаем.

Из списка когнитивных искажений


ЭССЕНЦИАЛИЗМ
или почему нет единственного объяснения

Это вера в то, что у человека или события есть неизменчивая сущность, а значит, есть одно истинное объяснение. «Он поступает плохо, потому что сущность у него плохая!»

Пример биологического эссенциализма: мужчины более агрессивны, чем женщины, и это неизбежно по причине гормональных различий. В этом примере не учитывается внешняя среда, которая так или иначе влияет на проявление агрессии.

Пример социального эссенциализма: мужчины более ориентированы на визуальное восприятие, чем женщины, во всех культурах и во все времена. Социологи и антропологи могут возразить: то, как мы используем свои органы чувств и какие из них ставим в приоритет, явно отличается в разных культурах и на протяжении разных периодов истории.

Из списка когнитивных искажений


ЭВРИСТИКА НАГЛЯДНОСТИ

Это тенденция принимать решения основываясь на случайных фактах — тех, что первыми приходят в голову.

Пример: многие студенты колледжей предполагают, что в Америке профессоров больше, чем фермеров — просто на основании того, что лично они знают больше профессоров, чем фермеров.

Дайана Халперн, из книги «Психология критического мышления»


Репост из: Obraz
ЦЕННОСТИ

Ценности — это ориентиры, которые определяют наши действия, решения и смысл жизни, словно GPS. Они влияют на то, как мы смотрим на мир и взаимодействуем с ним.

Для кого-то ценности могут быть важнее собственной жизни — преданность, любовь или справедливость. Для других чужие жизни могут не иметь никакой ценности.

Осознание этих приоритетов помогает лучше понимать себя и окружающих. Когда вы знаете, что действительно важно для человека, вы сможете точнее предсказывать его будущие поступки.

Важно помнить, что окружение может быть сильнее ценностей, и иногда человеку приходится поступаться ими ради других приоритетов, то есть ради других ценностей, которые в данный момент времени важнее. Информационная и физическая среда формируют наши ценности, а потом уже они формируют наше окружение.

Дети, выросшие в семьях, где ценятся взаимоуважение и помощь, могут сохранить эти ценности и распространять их дальше. Такая модель поведения сохранится в их «внутренней системе ценностей» как что-то «хорошее — к чему я стремлюсь».

В то же время, дети, выросшие в семьях, где преобладают взаимоунижение и насилие, не зная, что можно жить иначе, могут впитать именно эти ценности. Эта модель поведения может стать для них нормой: «так было, так есть и будет всегда».

Однако, если дети из второго случая узнают, что есть другой путь, и если информация об этом будет достаточно убедительной, у них есть шанс изменить своё окружение и свою жизнь. Тогда та вредная модель поведения может стать для них чем-то «плохим — чего я не хочу».

Но у многих (если не всех) ценностей есть и обратная сторона медали.

Об этом поговорим в следующих постах.


ПОЧТИ ВСЕ ТЕРРОРИСТЫ МУСУЛЬМАНЕ?

Многие путают утверждение «почти все террористы — мусульмане» с утверждением «почти все мусульмане — террористы». Предположим, первое — правда, и 99 процентов террористов — мусульмане. Это означает, что только 0,001 процента мусульман — террористы, поскольку мусульман в мире больше миллиарда, а террористов, допустим, десять тысяч, один на сто тысяч человек.

Эта логическая ошибка заставляет вас [без вашего ведома] преувеличивать вероятность того, что случайно взятый мусульманин [скажем, в возрасте от пятнадцати до пятидесяти лет] окажется террористом, примерно в пятьдесят тысяч раз!

Нассим Талеб, из книги «Черный лебедь»


ОПРАВДАНИЕ СИСТЕМЫ
или почему мы оправдываем несостоятельные устройства

Это тенденция защищать и поддерживать существующие социальное, политическое и экономическое устройство, и отрицать перемены даже ценой жертвования индивидуальными и коллективными интересами.

Мы склонны искать защиты, когда напуганы — в том числе и со стороны внешней системы, какой бы она не была. Во времена кризиса мы хотим верить, что система работает правильно

Пример 1: перед терактом 11 сентября рейтинг Джорджа Буша был низким, но после того, как самолеты разрушили здания торгового центра, — резко вырос.

Пример 2: во время урагана Катрина правительство не смогло помочь гражданам, попавшим в беду. Но значительная часть населения, считала, что погибшие сами виноваты в том, что не смогли выжить.

Из списка когнитивных искажений


Репост из: Дневник психотерапевта
Как эффективно общаться с партнером, чтобы избежать недопонимания

В моей практике парной терапии большинство проблем возникает из-за неспособности экологично общаться или полного отсутствия коммуникации. Вот как это часто происходит:

Мы замечаем, что партнер [друг, родитель...] ведет себя отстраненно → начинаем придумывать причины → ищем вину в себе → накручиваем себя → пытаемся восстановить контакт → сталкиваемся с нежеланием партнера общаться → продолжаем додумывать… → ссоримся.

Когда партнер ведет себя отстраненно и не объясняет причину своего поведения, перед нами возникает неизвестность и неопределенность — один из самых глубоких и мощных источников тревоги. Ничто так не успокаивает, как определенность, предсказуемость, узнаваемость мира. И чтобы наш партнер не додумывал [заполняя неопределенность накручиванием], можно использовать следующие шаги для общения:

1. Перед встречей с партнером определите свое состояние: «Я чувствую раздражение». Как это сделать, я писал выше.

2. В начале разговора честно сообщите о своем состоянии и кратко объясните причину: «Привет! Я сейчас раздражен из-за проблем на работе, это не связано с тобой».

3. Расскажите:
• о своей потребности;
• укажите, сколько времени уйдет на ее удовлетворение;
• какое действие даст знать, что снова можно контактировать.

«Мне нужно 40 минут побыть наедине с собой, чтобы успокоиться. Когда почувствую себя лучше, я тебя обниму или скажу, что мне полегчало».

Регулярная практика такого общения поможет расширить определенность, уменьшить количество ссор и создать более гармоничные и устойчивые отношения.


Каждая ужасающая катастрофа всегда готовится долго и тщательно — очень умелым, изощрённым и хорошо тренированным неумением задавать критические вопросы, видеть уже тысячи лет общеизвестные ошибки и понимать, и учитывать прирождённый любому человеку уровень идиотизма.

Евгений Волков, проект «Корни»


ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ МИР

Вымышленный мир, изобретаемый идеологами, создаётся так, чтобы он походил на настоящий, включал в себя элементы реальности, не мешал людям исполнять их житейские функции. Более того, он создаётся так, чтобы в какой-то мере облегчал людям жизнь, избавляя от необходимости размышлений, колебаний, трудных решений, излишних тревог. Для большинства людей это — благо.

Александр Зиновьев, из книги «Логическая социология»


ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОШИБКА

Это результат выводов об отдельном элементе, основываясь на совокупных данных [таких как средняя величина группы].

Пример: представьте два маленьких городка, в каждом из которых живет по 100 человек. Девяносто девять жителей города А зарабатывают по 80 тыс долларов, а одна женщина зарабатывает 5 млн долларов. В городе Б живут 50 человек, которые зарабатывают по 100 тыс долларов, а также 50 человек, которые получают по 140 тыс долларов.
Средний арифметический доход в городе А составляет 129 тысяч долларов, а в городе Б — 120 тысяч долларов. Средняя величина доходов города А больше, в 99 случаях из 100 доход любого жителя города Б, будет выше дохода любого случайно выбранного жителя города А.

Экологическую ошибку совершают те, кто считает, что если выбрать наугад человека из группы с более высоким средним доходом, то следует ожидать, что и у него доход будет выше. Важно еще то, что в городе А выше среднее арифметическое, а мода выше в городе B [так бывает не всегда].

Дэниел Левитин, из книги «Путеводитель по лжи»


ТОЧНОСТЬ ФОРМУЛИРОВОК

Наш умозаключающий механизм, которым мы пользуемся в повседневной жизни, не приспособлен к сложной среде, где высказывание радикально меняется при малозаметном изменении формулировки. Ведь, если подумать, в первобытной среде нет важной разницы между высказываниями «большинство убийц — дикие звери» и «большинство диких зверей — убийцы».

Неточность тут есть, но она не слишком важна. Наша статистическая интуиция эволюционировала не в том окружении, в котором подобные тонкости могут иметь большое значение.

Нассим Талеб, из книги «Черный лебедь»


ЭФФЕКТ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ГРУППЫ
или как скрывать недостатки внешности

Когда мы видим группу людей, наш мозг усредняет их черты лица, не давая заметить мелкие недостатки внешности. Поэтому каждый человек кажется из-за этого более привлекательным. Однако, группы также могут быть более или менее привлекательными. Группа из 3-х блондинок и 3-х брюнеток будет восприниматься привлекательнее, чем группа только из 6-ти блондинок.

Пример: участники экспериментов должны были оценить привлекательность женщин на индивидуальных и групповых фотографиях. Более высокие оценки получали девушки, которые были на снимке не одни. И расположение их лиц на кадре не имело никакого значения.

Из списка когнитивных искажений


На сегодня самый актуальный и показательный для большинства населения в любой стране не тот IQ, который intelligence quotient [коэффициент интеллекта], а IgQ/IrQ — ignorance quotient [коэффициент невежества] / irrationality quotient [коэффициент иррациональности]. Вот что надо измерять и учитывать в первую очередь.

Евгений Волков, проект «Корни»


РАССУЖДЕНИЯ ПОД ВЛИЯНИЕМ ЭМОЦИЙ

Наши рассуждения могут становиться алогичными под влиянием эмоций. Это верно для представителей всех слоев общества, даже для судей Верховного суда США. Когда судья Уильям Дуглас начинал работать в Верховном суде, председатель Верховного суда Чарльз Эванс дал ему следующий совет: «Вы должны помнить одну вещь. На конституционном уровне, на котором мы работаем, девяносто процентов всех решений выносятся под влиянием эмоций. Рациональная часть нашего ума подыскивает доводы, обосновывающие наши предпочтения».

Юридические «рассуждения» иногда служат основой для убеждения других в достоверности заключения. Если вы понимаете, как формулировать валидные суждения, то вы сможете заметить, когда люди используют такие суждения с целью извлечения личной выгоды, и противостоять этому.

Дайана Халперн, из книги «Психология критического мышления»


ФРЕЙМИНГ В РЕКЛАМЕ

Все вы наверняка слышали фразы типа «Четверо стоматологов из пяти рекомендуют зубную пасту Colgate». И это правда. Рекламное агентство, стоящее за этим существующим на протяжении многих лет слоганом, хочет донести до вас мысль, что стоматологи предпочитают Colgate всем другим брендам. Но это не так.

Комитет рекламных стандартов Великобритании изучил утверждение слогана и счел его нечестным. Выяснилось, что в ходе опроса стоматологи могли рекомендовать более одной зубной пасты. И, как оказалось, самого крупного конкурента Colgate рекомендовали почти так же часто, как и Colgate [деталь, которую никогда не расскажут в рекламе этой пасты].

Дэниел Левитин, из книги «Путеводитель по лжи»


ПРОКЛЯТИЕ ЗНАНИЯ
или почему мы не понимаем намеки

Более информированным людям чрезвычайно сложно [если вообще возможно] рассматривать какую-либо проблему с точки зрения менее информированных людей.

Примеры:
• намёки сложно понять не потому что собеседник туп или глуп, а просто автор намека не понимает, как его можно не понять;
• тяжело объяснить клиенту, почему «ремонт простой неисправности такой долгий и дорогой»;
• когда мы выступаем перед публикой, нам кажется катастрофой даже малейшее упрощение. Мы просто не можем игнорировать полную информацию, которой обладаем.

Из списка когнитивных искажений


Репост из: Дневник психотерапевта
Как контролировать свои эмоции

Эмоции легче контролировать, когда они находятся в своем зародыше. Когда эмоции дошли до своего пика, справиться с ними становится крайне сложно, практически невозможно. Нужно дождаться, пока они пройдут сами [вспомните, как трудно успокоить ребенка в состоянии истерики].

Есть три этапа, которые помогут лучше контролировать свои эмоции: определение уровня эмоций, идентификация эмоций на этапе их проявления и дистанцирование от объектов, усиливающих эмоции.

1. Оцениваем уровень своих эмоций по шкале от 0 до 10.

Пример «раздражение-агрессия»:
• 0 — спокойствие,
• 1 — легкое раздражение,
• 5 — раздражение, переходящее в пассивную агрессию,
• 10 — активная агрессия с желанием причинить вред.

Пример «влюбленность»:
• 0 — спокойствие,
• 1 — легкая влюбленность,
• 5 — средняя влюбленность,
• 10 — любовная зависимость.

2. Учимся распознавать эмоции на раннем этапе. Идеально, если получается уловить эмоцию на уровне 1-2.

3. Определяем, что усиливает эмоцию и отдаляемся от объекта усиления эмоций на раннем этапе.

Возьмем аналогию с костром. Костер — наши эмоции, дрова — то, что усиливает эмоция. Начальная эмоция схожа с легким огнем. Если не подкидывать дрова, огонь погаснет. Но если подкидывать дрова, огонь будет разгораться.

Как это выглядит на практике:

Пример «раздражение-агрессия»: вы встретили человека с полярными политическими взглядами на войну и услышали мнение, которое вызвало у вас раздражение. Продолжение разговора неизбежно перерастет в ссору [огонь будет разгораться]. Если же дистанцироваться: «Все с тобой понятно», раздражение побудет какое-то время и пройдет.

Пример «влюбленность»: вы в долгих отношениях с любимым партнером, но встретили нового человека, к которому испытываете симпатию и легкий интерес. Если продолжать общение, узнавать друг друга лучше, проводить время вместе — симпатия может перерасти во влюбленность и создать проблемы. Если дистанцироваться на раннем этапе, не контактировать, легкая симпатия скоро «потухнет».


Репост из: Психология
КАУЗАЛЬНАЯ АТРИБУЦИЯ

В случае успеха других мы приписываем этот успех везению, связям, удаче. А вот в случае собственного успеха — уму и труду. Аналогично, наши симпатии обычно на стороне «своих», с кем мы больше прожили и провели приятного времени.

Если же других постигает неудача, то вердикт однозначен — сам виноват. А вот собственные неудачи, как правило, приписываются проискам окружающих или судьбе. И вот тут начинается самое важное: когда мы обвиняем других за то, что с нами происходит, то мы отказываемся от ответственности за свою жизнь и передаем другим власть над нашей жизнью или какой-то ее стороной.

Прим. Каузальная — причинная, вследствие той или иной причины. Атрибуция — приписывание [характеристик себе или другому человеку].

Из списка когнитивных искажений

Показано 20 последних публикаций.