Критическое мышление


Гео и язык канала: Россия, Русский
Категория: Психология


Как вы думаете, как вы думаете?
По вопросам рекламы: https://t.me/ThinkCritical_bot
Другие проекты:
@PsyEducation
@obrazpublic
@EduPhilosophy

Связанные каналы  |  Похожие каналы

Гео и язык канала
Россия, Русский
Категория
Психология
Статистика
Фильтр публикаций


ПРОКЛЯТИЕ ЗНАНИЯ
или почему мы не понимаем намеки

Более информированным людям чрезвычайно сложно [если вообще возможно] рассматривать какую-либо проблему с точки зрения менее информированных людей.

Примеры:
• намёки сложно понять не потому что собеседник туп или глуп, а просто автор намека не понимает, как его можно не понять;
• тяжело объяснить клиенту, почему «ремонт простой неисправности такой долгий и дорогой»;
• когда мы выступаем перед публикой, нам кажется катастрофой даже малейшее упрощение. Мы просто не можем игнорировать полную информацию, которой обладаем.

Из списка когнитивных искажений


Репост из: Дневник психотерапевта
Как контролировать свои эмоции

Эмоции легче контролировать, когда они находятся в своем зародыше. Когда эмоции дошли до своего пика, справиться с ними становится крайне сложно, практически невозможно. Нужно дождаться, пока они пройдут сами [вспомните, как трудно успокоить ребенка в состоянии истерики].

Есть три этапа, которые помогут лучше контролировать свои эмоции: определение уровня эмоций, идентификация эмоций на этапе их проявления и дистанцирование от объектов, усиливающих эмоции.

1. Оцениваем уровень своих эмоций по шкале от 0 до 10.

Пример «раздражение-агрессия»:
• 0 — спокойствие,
• 1 — легкое раздражение,
• 5 — раздражение, переходящее в пассивную агрессию,
• 10 — активная агрессия с желанием причинить вред.

Пример «влюбленность»:
• 0 — спокойствие,
• 1 — легкая влюбленность,
• 5 — средняя влюбленность,
• 10 — любовная зависимость.

2. Учимся распознавать эмоции на раннем этапе. Идеально, если получается уловить эмоцию на уровне 1-2.

3. Определяем, что усиливает эмоцию и отдаляемся от объекта усиления эмоций на раннем этапе.

Возьмем аналогию с костром. Костер — наши эмоции, дрова — то, что усиливает эмоция. Начальная эмоция схожа с легким огнем. Если не подкидывать дрова, огонь погаснет. Но если подкидывать дрова, огонь будет разгораться.

Как это выглядит на практике:

Пример «раздражение-агрессия»: вы встретили человека с полярными политическими взглядами на войну и услышали мнение, которое вызвало у вас раздражение. Продолжение разговора неизбежно перерастет в ссору [огонь будет разгораться]. Если же дистанцироваться: «Все с тобой понятно», раздражение побудет какое-то время и пройдет.

Пример «влюбленность»: вы в долгих отношениях с любимым партнером, но встретили нового человека, к которому испытываете симпатию и легкий интерес. Если продолжать общение, узнавать друг друга лучше, проводить время вместе — симпатия может перерасти во влюбленность и создать проблемы. Если дистанцироваться на раннем этапе, не контактировать, легкая симпатия скоро «потухнет».


Репост из: Психология
КАУЗАЛЬНАЯ АТРИБУЦИЯ

В случае успеха других мы приписываем этот успех везению, связям, удаче. А вот в случае собственного успеха — уму и труду. Аналогично, наши симпатии обычно на стороне «своих», с кем мы больше прожили и провели приятного времени.

Если же других постигает неудача, то вердикт однозначен — сам виноват. А вот собственные неудачи, как правило, приписываются проискам окружающих или судьбе. И вот тут начинается самое важное: когда мы обвиняем других за то, что с нами происходит, то мы отказываемся от ответственности за свою жизнь и передаем другим власть над нашей жизнью или какой-то ее стороной.

Прим. Каузальная — причинная, вследствие той или иной причины. Атрибуция — приписывание [характеристик себе или другому человеку].

Из списка когнитивных искажений


Для большинства СМИ интересная информация предпочтительнее важной.

Джим Дэвис, из книги «Теория притягательности»


КЛАССЫ УТВЕРЖДЕНИЙ

Там, где аристотелевская логика признает лишь два класса утверждений «истинное» и «ложное», — пост-копенгагенистская наука склонна признавать четыре: «истинное», «ложное», «неопределенное» [пока еще непроверяемое] и «бессмысленное» [в принципе непроверяемое].

Роберт Уилсон, из книги «Квантовая психология»


ДАЙТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
или насколько мы подвержены когнитивным искажениям

Вы подбрасываете монету 50 раз и каждый раз записываете результат, а ваш приятель просто пишет последовательность орлов и решек длиной в 50 букв. Выберите, какую последовательность получил вы:

a) РРРООРООРРРРРОООРРОООРРРРРОООООООРОООРОООРРОООООРР

b) РОРОРОРОРРРООРОРОРРОРООРООРРОРОРООРООРРРОРОРОРОРОР

Узнать правильный ответ:
telegra.ph/Naskolko-my-podverzheny-kognitivnym-iskazheniyam-03-21


КРИТИКА В КРИТИЧЕСКОМ МЫШЛЕНИИ

Концепт «критическое мышление» можно сравнить с концептом «колесный транспорт». Колеса в последнем являются фундаментально определяющим и конструирующим элементом.

Критика в критическом мышлении выполняет ровно такую же роль: что бы к колесам ни прикручивали сверху, без них эти надстройки транспортом не будут. Так же и с критикой в критическом мышлении: без критики как постоянно работающего специфического процесса критическое мышление будет каким угодно, но не критическим.

Евгений Волков, проект «Корни»


Репост из: Дневник психотерапевта
Нигилизм — это не отсутствие веры вообще, а отказ верить в то, что есть.




ЭФФЕКТ ПРИМАНКИ

Если перед потребителем стоит выбор — купить более дешевый и менее вместительный плеер А или более дорогой и более вместительный плеер Б, то кто-то предпочтет устройство с большей емкостью, а кто-то — низкую цену. Но если в игру вступает плеер С, который стоит дороже, чем А и Б, и имеет больше памяти, чем А, но меньше, чем Б, то самим фактом своего существования он повышает шансы на покупку плеера Б и делает его фаворитом среди этой тройки.

Это происходит из-за того, что покупатель видит, что модель с большим объемом хранения может стоить меньше, и это подсознательно влияет на его выбор. Единственная цель таких приманок — склонить человека в пользу одного из двух вариантов. И эта схема действует не только в маркетинге.

Из списка когнитивных искажений


СТРЕМЛЕНИЕ К СМЫСЛУ

Неясность часто побуждает к поиску смысла. Мы прочитываем все непонятное, как гадалка — узоры на кофейной гуще, находим закономерности и смысл в самых смутных или случайных событиях. Так формируются идеи и убеждения, что в мире есть смысл и определенная структура, только иногда мы слишком спешим, чтобы ее понять, или создаем то, чего нет. Для нас любое решение лучше, чем продление неясности.

Джозеф О’Коннор, из книги «Искусство системного мышления»


СУБЪЕКТИВНОСТЬ ИСТОРИИ
или как одно и то же событие можно описать по-разному

Все исторические документы [как и все тексты вообще] пишутся людьми, занимающими определенную позицию. Эмоционально окрашенные слова и бросающиеся в глаза визуальные объекты одновременно и отражают образ мышления людей, и формируют его.

Пример 1: недавно из японских учебников истории было изъято слово «агрессия» применительно к завоевательным кампаниям Второй мировой войны. Наверное, современные японские историки полагают, что описания тех же самых событий выглядят более предпочтительно тогда, когда в них отсутствует это слово.

Пример 2: русские историки, описывая действия Сталина в тот период, когда он стоял во главе CCCР, употребляют сейчас более резкие выражения. Они теперь знают и могут свободно говорить, что Сталин уничтожил миллионы ни в чем не повинных людей, единственным «преступлением» которых было несогласие с его политикой. Таким людям официально присваивали ярлык «враги народа» — слова, которые должны были вселять страх в тех, кого так называли, и показывать остальным, что несогласие с политикой Сталина будет считаться «изменой Родине».

Дайана Халперн, из книги «Психология критического мышления»


Репост из: Психология
ЭФФЕКТ ПОВАЛЬНОГО УВЛЕЧЕНИЯ

Мы обожаем двигаться вместе с толпой, хотя можем этого и не осознавать. Когда люди вокруг нас выбирают фаворита, то часть нашего мозга, которая отвечает за индивидуальное, отключается. Мы впадаем в состояние своеобразного «группового мышления».

Пример: вещь, которую большинство ваших коллег посчитает «крутой», имеет больше всего шансов стать предметом вожделения и для вас. Или в спорте – если большинство из вашего окружения болеет за какую-нибудь команду, очень сложно не поддаться всеобщему увлечению.

George Dvorsky’s, «The 12 cognitive biases that prevent you from being rational»


ЭКО, БИО, БЕЗ ГМО
или как нас обманывает реклама

Число поклонников органической продукции в мире растет, и рекламщики подхватили эту тенденцию. Они использовали стремление людей покупать экологически-чистые продукты, размещая приставки «эко», «био» и «без ГМО» на всех продуктах подряд.

В странах Европейского Союза действуют законы о единых стандартах для производства продуктов с маркировкой «био». В Украине , России и Белоруссии таких стандартов нет. Соответственно штампы «не содержит ГМО» можно встретить даже на соли. Но есть ли у соли, соды и воды гены?


Сотни мыслителей внесли свой вклад в развитие критического мышления. О развитии идеи критического мышления, начиная с древнегреческих философов, читайте в этой статье:

hashtap.com/p/2WwOB7na9bMm


СЛЕПАЯ УВЕРЕННОСТЬ

Твердая уверенность возникает из двух родственных ощущений: когнитивной легкости и когерентности [связанности/согласованности]. Мы обретаем уверенность, когда найденное нами объяснение легко всплывает в памяти и не содержит внутренних противоречий. Однако легкость и связность вовсе не означают истинности суждения, в которое мы верим.

Ассоциативный механизм настроен таким образом, чтобы подавлять сомнения и вытаскивать на свет идеи и факты, совместимые с главенствующей в данный момент историей. Следуя правилу «что ты видишь, то и есть», наше сознание достигает высокой убежденности в чем-либо, часто игнорируя неизвестное. Поэтому неудивительно, что многие из нас склонны верить голословным заявлениям интуиции.

Даниел Канеман, из книги «Думай медленно... решай быстро»


ИСКАЖЕНИЕ В ПОЛЬЗУ СВОЕЙ ГРУППЫ

Мы склонны соглашаться с мнением людей, которых мы считаем членами своей группы, и отвергать мнения людей из других групп. Этот эффект похож на предвзятость подтверждения.

Наши предки стремились быть заодно с членами своего племени. На уровне нейробиологии такое поведение связано с нейромедиатором окситоцином. Это гормон гипоталамуса, оказывающий мощное воздействие на психоэмоциональную сферу человека. Сразу после родов окситоцин участвует в формировании отношений между матерью и ребенком, а в более широком плане помогает нам формировать крепкие связи с людьми из нашего круга.

В то же самое время окситоцин вызывает в нас подозрительность, страх и даже пренебрежение по отношению к посторонним. Поэтому благодаря эволюции выживали лишь те группы людей, которые успешно взаимодействовали друг с другом внутри племени и эффективно отражали нападения врагов.

Пример: мы неоправданно высоко оцениваем возможности и достоинства близких людей и отрицаем наличие таковых у незнакомых.

Из списка когнитивных искажений


Репост из: Дневник психотерапевта
Типы социальных отношений
или как понять, из каких отношений стоит убегать

Мы можем посмотреть на любое взаимодействие людей, как на систему. Бывают сложные социальные системы [государства, институты и т.д.] и простые — отношения человек-человек [я и партнер, я и друг, я и родитель]. Сегодня познакомлю с тремя типами систем:

1. Взаимоусиливающия — система win-win, она приносит пользу всем участникам отношений, что приводит к их усилению, росту и развитию. Примеры:

• Друзья, партнеры, дети. У вас есть друг и вы дарите ему подарок, потому что любите. И ваш друг, дарит вам подарок, потому что любит.

• Домашние питомцы, взаимопомощь в семьях. Мы любим своих питомцев, хотим сделать их жизнь лучше, они любят нас.

• Магазины, сферы услуг [психотерапевт, парикмахер]. Мы покупаем товары в магазине. Магазин генерирует прибыль и гарантирует нам качество товара и время доставки этого товара.

2. Паразитарная — система, в которой один участник усиливается за счет ослабления другого. Примеры:

• Асимметрические дружеские, семейные отношения. Друг, который при встрече с нами говорит только о своих проблемах, а о наших слушать не очень-то и хочет. В результате один человек постоянно пользуется помощью и ресурсами другого, не предоставляя ничего взамен.

• Токсичный партнер, партнер-манипулятор, эксплуататор.

• Империи-колонии, рабовладельцы-рабы.

3. Взаимоослабляющая — система lose-lose, в ней нет победителей.
Примеры:

• Токсичная рабочая среда.
• Взаимозависимые отношения.
• Война.

Вывод: попробуйте оценить взаимоотношения со своим окружением и задайте себе вопрос: «Становлюсь ли я сильнее в результате этих отношений?». Если нет — повод задуматься, стоит ли продолжать находиться в этих отношениях.


МАНИПУЛЯЦИЯ ФРЕЙМАМИ

Манипуляция фреймами предоставляет бесконечное количество способов заставить кого-нибудь верить в то, чего на самом деле нет.

Пример: компания телевизионной сети уверяет, что их сеть «доступна» в 100 миллионах домов. Но это не означает, что 100 миллионов людей пользуются их услугами. Это даже не означает, что их смотрит хотя бы один человек.

Дэниел Левитин, из книги «Путеводитель по лжи»


ЭФФЕКТ ЛОЖНОГО СОГЛАСИЯ
или почему мы полагаем, что другие думают так же, как мы

Какая музыка нравится вам больше: музыка 80-х или 90-х? Как, по вашему мнению, ответила бы на этот вопрос большая часть населения? Мы склонны все мерить по себе. Если нам нравится музыка 80-х, то скорее всего мы будем думать, что у наших современников аналогичные предпочтения. Мы склонны переоценивать степень соответствия другим людям. Мы уверены, что другие думают и чувствуют так же, как мы, а на людей, которые не согласны с нашим мнением, мы наклеиваем ярлык «ненормальные».

Пример 1: эксперимент, проведенный Ли Россом, показал: студенты, готовые носить на себе рекламный щит, охарактеризовали тех, кто отказался сделать это, как «зажатых» и «не имеющих чувства юмора». «Отказники», в свою очередь, назвали «щитоносцев» идиотами и «людьми, которые всегда стремятся оказаться в центре внимания».

Пример 2: в большинстве случаев деятели искусства рассчитывают на гораздо больший успех, чем тот, что приходит к ним.

Наш мозг был задуман не для того, чтобы познать истину, но для того, чтобы оставить после себя как можно больше детей и внуков. Тот, кто благодаря эффекту ложного согласия вел себя смело и уверенно, производил впечатление, что располагает большими ресурсами, что и повышало вероятность передать свои гены потомству.

Рольф Добелли, из книги «Территория заблуждений»

Показано 20 последних публикаций.