Критическое мышление

@ThinkCritical Нравится 3 9 000 + ВП

Как вы думаете, как вы думаете?
Автор: @Vbobo
Обо мне: oleksiikarachynskyi.com
Другие проекты:
@dianalysis
@PsyEducation
@obrazpublic
@EduPhilosophy
Гео и язык канала
Россия, Русский
Категория
Психология


Гео канала
Россия
Язык канала
Русский
Категория
Психология
Добавлен в индекс
09.05.2017 23:31
реклама
Telegram Analytics
Подписывайся, чтобы быть в курсе новостей TGStat.
SearcheeBot
Ваш гид в мире Telegram-каналов
TGStat Bot
Бот для получения статистики каналов не выходя из Telegram
57 812
подписчиков
~14.4k
охват 1 публикации
~9.6k
дневной охват
~5
постов / нед.
25%
ERR %
57.62
индекс цитирования
Данные о подписчиках
Пол подписчиков  
М 55.8%
Ж 44.2%
? - 0%
Был в сети
был в сети недавно
84.8%
от 2 до 7 дней назад
4.7%
от 7 до 30 дней назад
5.6%
более 30 дней назад
4.9%
удаленный аккаунт
0%
На основе отчета @crosser_bot от 1 Aug 2019, 12:16
Репосты и упоминания канала
207 упоминаний канала
85 упоминаний публикаций
170 репостов
Flibusta Бизнес Книги
Аудиокниги
Архив Аудиокниги
ФэйкНьюс
FSCP
Excel Everyday
КАТАЛОГ 🦊 lisTelegram
lisTelegram Каталог.
В Плохом Вкусе
lisTelegram Каталог.
Психология
Психология
Психология
Business/Бизнес_блог
Дворцовая Площадь
Быть Или
FSCP
БИЗНЕС С КИТАЕМ
FSCP
Психология
FSCP
Психология
Психология
FSCP
ПсихоДрамаQueen
Психология
Аудиокниги
Flibusta Книги и Аудиокниги
Flibusta Бизнес Книги
Налоги, законы, бизнес
psychology_of_the_soul
Налоги, законы, бизнес
КАТАЛОГ 🦊 lisTelegram
Magnum
FSCP
ФинПол
FSCP
FSCP
100500miles.ru
Философия
Каналы, которые цитирует @ThinkCritical
Аудиокниги
Excel Everyday
Психология
Психология
Страдай с толком
Быть Или
Психология
Психология
Obraz
Психология
Obraz
Психология
Flibusta Книги и Аудиокниги
Аудиокниги
Психология
Психология
Психология
Налоги, законы, бизнес
Психология
Alive | Руль от жизни
Obraz
Психология View
Obraz
Философия
Психология
Дизайн 🌿
@da_wei
Психология
Психология
Товарищ майор
Философия
Obraz
Апергасия
Apergasia
Учитель русского
CriticalThinking
Альфа-Банк
Психология
Что посмотреть, Чувак?
Design Porn
Психология
Личности
Оди. О дизайне
Рациональные числа
Последние публикации
Удалённые
С упоминаниями
Репосты
Интересуетесь психологией? Хотите научиться помогать людям и лучше разбираться в отношениях с близкими, но не хотите тратить время на дорогу?

Освоить одну из самых востребованных профессий в онлайн-формате и получите системные знания можно на Факультете психологии «Среды обучения».

Обучение на профессиональных образовательных программах Среда дает возможность:

• проходить обучение онлайн в комфортном режиме;
• получать регулярную обратную связь от психологов-практиков;
• освоить теорию и практику в области психологии, педагогики, дефектологии или психологического консультирования;
• по итогам обучения получить диплом государственного образца.

Только сейчас — «Среда обучения» дарит сертификат от 10000р. на авторские курсы в записи всем поступившим до 26 февраля!

Задать вопросы и получить консультацию специалистов Приемной комиссии: is.gd/qEc7vd

Приобретите интересную профессию онлайн, используйте свои возможности и живите на полную!
Читать полностью
ГЛАВНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА – БЫТЬ ПРАВЫМ

Имеется в виду, конечно же, не желание докопаться до истины, а стремление отстоять представление о себе как об уже владеющем истиной, а далее — по алфавиту: духовностью, избранностью, превосходством, верностью традициям и предкам, принадлежностью к «правильной» нации/религии/расе/идеологии/мировоззрению и т.д. Соцсети всего лишь дали для этой борьбы за образ «во всём без исключения наилучшего и правильного себя» глобальную открытую площадку.

Критическое мышление — это отказ от такой борьбы и умение искать истину, как бы последняя не противоречила случайно сложившемуся и комфортно окаменевшему индивидуальному комплексу уверованных иллюзий, недознаний и недо-умений.

Евгений Волков, проект «Корни»
Читать полностью
Сегодня в рекомендациях два партнерских канала на тему книг и чтения:

@flibustat — величайшие произведения литературы в формате аудиокниг, абсолютно бесплатно.

@amazingbooks — произведения лучших авторов, информативные краткие содержания и цитаты великих людей
ЭФФЕКТ ФРЕЙМИНГА

Разные способы подачи одной и той же информации часто вызывают разные эмоции.

Пример: Аналогично продукты с описанием «на 90% без жира» более привлекательны, чем те, на которых написано: «содержание жира 10%». Эквивалентность формулировок очевидна, но человек обычно видит лишь одну из них.

Даниел Канеман, из книги «Думай медленно... решай быстро»
ПОСТАНОВКА ВОПРОСОВ

На суждения и мнения людей можно легко влиять, меняя форму постановки вопросов. Если я скажу вам, что новый способ лечения помог половине больных, вы одобрите его скорее, чем в случае, если я сообщу, что он не принес желанных результатов в половине случаев.

Различие между двумя сообщениями лишь в том, что в первом из них информация подается в позитивной форме, а во втором — в негативной.

Халперн Дайана, из книги «Психология критического мышления»
Читать полностью
ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ ФАКТОРОМ ВРЕМЕНИ

Мы часто интерпретируем события как подтверждение наших теорий, без учета времени, разделяющего возможную причину и предполагаемое следствие. Иными словами, мы совершаем действие А и ждем, что случится событие В. И когда спустя часы, дни, недели, месяцы или даже годы происходит событие В, мы воспринимаем это как следствие действия А и, соответственно, как доказательство связи. Но оно не привязано ко времени.

Пример: многие менеджеры верят, что деньгами можно побудить человека подходить к делу творчески. И это легко доказать: позаботимся о материальных стимулах сотрудников и будем ждать проявлений творческого подхода. И когда бы это ни случилось — сегодня, завтра или через месяц, — у нас в руках доказательство собственной правоты.

Если ожидание было длительным, скажем примерно следующее: «Нужно время, чтобы люди осознали собственную выгоду».

Закон регрессии почти гарантирует, что время от времени человек проявляет творческий подход, так что на это можно рассчитывать и безо всякого вознаграждения. На самом деле есть немало свидетельств того, что деньги становятся стимулом крайне редко. Двадцать пять лет исследований не доказали, что люди работают продуктивнее, когда их ждет повышенное вознаграждение, чем если им платят как обычно. Исключение составляют ситуации, когда работа очень проста и малоинтересна, т.е. сама по себе не может вызывать желания ее выполнять.

Намного безопаснее привязывать доказательства ко времени, иными словами, ждать подтверждений в течение определенного периода. Тогда результаты будут памятны и значимы в любом случае — подтвердят они вашу гипотезу или нет.

Джозеф О’Коннор, из книги «Искусство системного мышления»
Читать полностью
Обучение критическому мышлению

Вы, конечно, уже в курсе что критическое мышление входит в ТОП-3 навыков 21 века.

Но как этот навык развивать? И вот тут нам на помощь приходит философия, которая уже не первое тысячелетие занимается критическим мышлением.

Сегодня во всем мире философские практики становятся основой для интересных и полезных программ развития навыка критического мышления. Хорошие примеры можно найти тут:

philosophy-foundation.org

А вот в странах СНГ пока таких программ мало! Именно поэтому наши коллеги из Школы развития навыков 21 века «Пункт Б» с 8 по 14 марта 2020 года организуют обучение и стажировку в Институте философских практик [Париж] у мирового эксперта в теме развития критического мышления Изабель Мийон. И приглашают к участию к стажировке читателей моего канала.

Подробности о том, как можно развивать критическое мышление и создавать свои программы с помощью философских практик, читайте здесь: punkt-b.pro/paris

Инстаграм: instagram.com/punkt_b
Учимся думать в Париже
5-ти дневное обучение в Институте философских практик, (Париж) у мирового эксперта по критическому мышлению - Изабель Мийон. Чему научимся? Овладеем искусством Сократического диалога, искусством задавать вопросы. Обретём острый ум, а вместе с ним и способность концентрироваться, анализировать себя и других, давать оригинальные аргументы, прояснять свое мышление и мышление другого. Даты стажировки: 9-13 марта в Институте философских практик (Париж) ⠀ Кому подходит программа обучения? -педагогам -психологам -людям, работающим в образовании -родителям -HR-специалистам -бизнес-тренерам -всем, кому интересна тема самого важного навыка 21-го века "Умение думать и мыслить критически".
Читать полностью
ПСЕВДОСОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ОПРОСЫ

Опросы во время эфира, когда зрители по телефону голосуют за тот или иной ответ, часто являются лишь способом формирования общественного мнения, а не его реальным отражением, то есть разновидностью пропагандистской манипуляции. Такие вопросы формулируются так, чтобы создать у аудитории «правильный» взгляд на проблему.

Пример: «Каким вы хотите видеть развитие вашей страны?»

А) Донорство сырьевых ресурсов для высокоразвитых государств.
Б) Экспорт дешевой рабочей силы для транснациональных корпораций.
В) Сильный военный потенциал для весомого влияния в мировой политике.

Какой вариант ответа выберет большинство людей, позвонивших в студию?
Читать полностью
ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ И КОНТЕКСТ

Противопоставление и контекст придают осмысленность таким когнитивным действиям, как суждение или оценка.

Исследователи попросили респондентов определить, насколько дурным поступком является «стащить чаевые, оставленные предыдущим посетителем официантке». Половину опрошенных попросили оценить этот поступок, поставленный в ряд со следующими незначительными провинностями: кражей с прилавка буханки хлеба человеком, которого мучает голод; игрой в покер в воскресенье; жульничеством при раскладывании пасьянса.

Другую половину опрошенных попросили высказать свое отношение к тому же поступку, поставленному в ряд с такими проступками, как распространение слухов о том, что некий человек страдает сексуальными извращениями, продажей в цирк своего ребенка-инвалида, убийством собственной матери.

Кража чаевых была расценена как более серьезное правонарушение тогда, когда она была поставлена в ряд с менее значительными проступками, чем тогда, когда сопоставлялась с более тяжкими преступлениями. Проступок [присвоение чаевых] оставался тем же, и описан он был в тех же самых словах. Однако изменения в контексте, в котором он был представлен, повлияли на оценку. Контекст — важный фактор, определяющий наше отношение к тому или иному событию.

Халперн Дайана, из книги «Психология критического мышления»
Читать полностью
ЭМОЦИИ И ВЕРОЯТНОСТЬ

Эмоция не только несообразна вероятности — она нечувствительна к точному уровню этой вероятности.

Предположим, два города предупредили о присутствии террористов-смертников. Жителям одного сообщили, что двое самоубийц готовятся нанести удар. Жителям второго сказали, что смертник всего один. Риск уменьшился вдвое, но стало ли людям от этого спокойнее?

Даниел Канеман, из книги «Думай медленно... решай быстро»
Читать полностью
Наши друзья с канала @excel_everyday провели крутой вебинар. Бесплатно. Без регистрации и смс)

Было много интересного:
• рассмотрели стандартные возможности разделения цветом положительных и отрицательных значений;
• рассказали приём, позволяющий выделять; форматированием точки, подходящие под заданные условия
• научили создавать визуальные цветные «зоны» на диаграммах;
• поделились макросом на VBA для динамического форматирования графиков.

На YouTube-канале вот по этой ссылке:
youtu.be/x6lE5WTZ-NA
Читать полностью
ЭГОЦЕНТРИЧЕСКОЕ ИСКАЖЕНИЕ

Мы преувеличиваем собственные достижения в прошлом, особенно по сравнению с достижениями других людей.

Это результат психологической потребности удовлетворять своё эго и быть полезным для консолидации памяти. Исследования показали, что впечатления, идеи и убеждения легче вспомнить, когда они соответствуют своим собственным, вызывая эгоцентрическую перспективу.

Пример 1: мы оправдываем свою завышенную заработную плату, но порицаем завышение у других людей.

Пример 2: мы рассматриваем свой собственный вклад в решение общих задач задач выше, чем чужой.

Также это искажение связано с эффектом ложного согласия.

Из списка когнитивных искажений
Читать полностью
ИДЕИ КАК СПОСОБ ОВЛАДЕНИЯ МАССАМИ

Идеи, овладевая массами, становятся материальной силой, гласит одно из положений марксизма-ленинизма. Но что это означает на самом деле? Означает ли это, что достаточно людей ознакомить с некоторыми идеями, и они, поняв их справедливость, начинают поступать так, как это предписывается познанными ими идеями?

Идеи овладевают массами лишь при том условии, если какая-то категория людей сумеет овладеть массами, используя для этой цели идеи, удобные для овладения массами, а отнюдь не для удовлетворения практических потребностей масс.

Проблема состоит не в том, чтобы породить умные идеи и дать их массам. Проблема состоит в том, чтобы овладеть массами, используя идеи лишь как лозунг, знамя, приманку, организующую форму.

Александр Зиновьев, из книги «Логическая социология»
Читать полностью
РАСПОЛОЖЕНИЕ К СЕБЕ С ПОМОЩЬЮ КОНФЛИКТА

Этот вид манипуляции используется, когда нужно расположить к себе малознакомого или незнакомого человека.

Мы с большим доверием относимся к людям, если между нами изначально был конфликт, а затем наладились отношения.

Пример: можно спровоцировать спор из нескольких участников. Сначала занимать позицию противоположную той, которую отстаивает объект манипуляции. Затем якобы под воздействием его аргументов занять его позицию и спорить вместе с ним против остальных. Так можно воздействовать, как на отдельного человека, так и на группу людей.
Читать полностью
ЭВРИСТИКА АФФЕКТА

Это процесс принятия решения и оценивания, руководствуясь лишь эмоциями: «Мне это нравится? Не нравится? Насколько сильны мои чувства?»

Во многих сферах жизни мы формируем мнения и делаем выборы, напрямую отражающие наши чувства и стремление приближаться или избегать, зачастую даже без осознания этого факта.

Эвристика аффекта — пример подстановки, в котором ответ на легкий вопрос [что я в связи с этим чувствую?] служит ответом на существенно более сложный вопрос [что я об этом думаю?].

Даниел Канеман, из книги «Думай медленно... решай быстро»
Читать полностью
ЭФФЕКТ ДАННИНГА-КРЮГЕРА

Люди, имеющие низкий уровень квалификации, делают ошибочные выводы и принимают неудачные решения, но не способны осознавать свои ошибки в силу своего же низкого уровня квалификации.

Это приводит к возникновению у них завышенных представлений о собственных способностях, в то время как действительно высококвалифицированные люди, наоборот, склонны занижать свои способности и страдать недостаточной уверенностью в своих силах, считая других более компетентными. Невежество чаще рождает уверенность, нежели знание.

Из списка когнитивных искажений
Читать полностью
УБЕЖДЕНИЕ И ПРОПАГАНДА

Когда мы сталкиваемся с аргументацией, важно иметь в виду, что материал, который мы читаем или слышим, написан, чтобы убедить нас что-либо сделать или во что-либо поверить. Многие из сообщений, с которыми мы сталкиваемся, нацелены на то, чтобы заставить нас действовать или мыслить определенным образом.

Ученые дают следующее определение пропаганды: это «массовое внушение или влияние, оказываемое путем манипуляции символами и психологией индивида». Это широкое определение применимо к самым разнообразным ситуациям.

Так же как у каждого человека существует свое собственное представление о красоте, каждый по-своему воспринимает пропаганду. Совершенно не обязательно, чтобы информация была ложной или вводила в заблуждение, но пропаганда как минимум предполагает меньшую заботу об истинности или строгости аргументации, чем публикации в научных журналах или выступления независимых экспертов. Часто предлагаемая информация содержит в себе обращение скорее к эмоциям, чем к разуму.

Кто пропустил, ранее я писал о правилах пропаганды Геббельса.

Халперн Дайана, из книги «Психология критического мышления»
Читать полностью
КОНСТРУИРОВАНИЕ
или почему нам важны объяснения

Конструирование — это зеркальное отображение вычеркивания: мы видим то, чего нет. Видеть — значит верить. Поэтому мы компенсируем разрывы, чтобы мир наполнился смыслом и был бы в наших глазах таким, каким нам хочется его видеть.

Неясность почти неизменно побуждает к конструированию. Мы прочитываем все непонятное, как гадалка — узоры на кофейной гуще, находим закономерности и смысл в самых смутных или случайных событиях. На самом деле одна из самых мощных ментальных моделей, причем очень полезная, — это убеждение, что в мире есть смысл и определенная структура, только иногда мы слишком спешим, чтобы ее понять, или создаем то, чего нет. Любое решение лучше, чем продление неясности.

Джозеф О’Коннор, из книги «Искусство системного мышления»
Читать полностью
Мы часто ведем себя нелогичным способом: игнорируем хорошие возможности, подставляемся под заведомо лишние проблемы. Поэтому кажемся существами нерациональными.

Однако, если внимательно присмотреться к внешним и внутренним условиям, в которых мы принимаем решения, контекст ситуации, наш предыдущий опыт, и дополнить это знаниями об ограничениях нашей психики — картина изменится. Окажется, что за большинством внешне глупых, невротичных, нелепых и саморазрушительных действий стоят вполне понятные, логичные и обоснованные причины.

На своём канале «Страдай с толком» психолог-консультант, преподаватель ИПМП им. Карвасарского, Константин Кунах рассказывает о том, какие незаметные механизмы побуждают нас вести себя целенаправленно неэффективно, почему любой выбор — это выбор меньшего страдания и что можно сделать, чтобы страдать самым комфортным способом.

Рекомендую подписаться: @usepain!
Читать полностью
ЭФФЕКТ ПРИЧУДЛИВОСТИ

Необычный материал запоминается лучше, нежели обычный.

Странности не улучшают память. Просто странная информация становится отличающейся. Мозг пропускает уже знакомые паттерны и будет настраиваться на схватывание новой информации, чтобы ускорить адаптацию.

Сделайте свой продукт или услугу чуточку странными, и вы обязательно запомнитесь.

Из списка когнитивных искажений