Критическое мышление

ThinkCritical Нравится 3 9 000 + ВП

Как вы думаете, как вы думаете?
Автор: @Vbobo
Обо мне: oleksiikarachynskyi.com
Другие проекты:
@dianalysis
@PsyEducation
@obrazpublic
@EduPhilosophy
Гео и язык канала
Россия, Русский
Категория
Психология


Гео канала
Россия
Язык канала
Русский
Категория
Психология
Добавлен в индекс
09.05.2017 23:31
Последнее обновление
16.12.2018 00:21
Telegram Analytics
Самые свежие новости сервиса TGStat. Подписаться →
@ChatKeeperBot
Самый популярный бот-модератор в русском Телеграм.
@TGStat_Bot
Бот для получения статистики каналов не выходя из Telegram
43 671
подписчиков
~14.9k
охват 1 публикации
~9.6k
дневной охват
~5
постов / нед.
34.2%
ERR %
39.26
индекс цитирования
Репосты и упоминания канала
154 упоминаний канала
38 упоминаний публикаций
122 репостов
FSCP
FSCP
Психология
Etsy
Психология
Telegram Guide
FSCP
Yuliniasianna
FSCP
FSCP
Психология
Bounty&ICO News
Office Killer
FSCP
Excel Everyday
Нивелир
Психология
Antinazi Channel
FSCP
МедиаБокс
FSCP
Экономика
Психология
FSCP
Нивелир
Чешир
PORNSTAT
25-й час
FSCP
FSCP
Илон Маск | Elon Musk
Мастриды
Маствотч
Экономика
Психология
Психология
Women don't cry
Каналы, которые цитирует @ThinkCritical
В смысле рожаем?!
Сейф
Психология
Формула Стартапа
Кристина Потупчик
Obraz
Invest Heroes
Финансовый Монстр
Эй, толстый!
Психология
Философия
Excel Everyday
Психология
Психология
Психология
Психология
ULTRA
Obraz
Инь-Ян под Кальян
Design Porn
Obraz
25-й час
Илон Маск | Elon Musk
Аяз Шабутдинов
Психология View
Мастриды
Slang Bang! / Слэнг Бэнг!
Маствотч
Экономика
Психология
Психология
Obraz
Аудиокниги и Книги
Бизнес Книги
Obraz
Obraz
Психология
Вам Телеграм
Осознай
Последние публикации
Удалённые
С упоминаниями
Репосты
ПРИНЦИП «НА ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ»
или как защита от дефицита создает дефицит

Слухи привлекают внимание. Если многие будут говорить, что какие-то акции пойдут вверх [хотя оснований на это нет], вероятно, что курс акций поднимется. Чем он выше, тем больше покупателей. Возникает петля усиливающей обратной связи. Наконец рыночные аналитики запускают уравновешивающую петлю: они объявляют, что курс завышен, — люди начинают продавать акции, и курс падает.

Точно так же работают прогнозы грядущего дефицита. Что делают люди, когда узнают, что некий товар вскоре исчезнет из продажи? Они идут и покупают его «на всякий случай» больше, чем обычно, чтобы защититься от ожидаемого дефицита, и тем самым создают этот дефицит.

Пример: когда несколько лет назад забастовали пекари, небольшое количество хлеба, выпекаемое заведениями, не связанными с профсоюзом, было мгновенно разобрано: люди за три часа до открытия магазинов занимали очередь. А во время перебоев с бензином дело доходило до смешного: многие часами торчали в очередях, чтобы взять десяток литров и «на всякий случай» заполнить бак под завязку — а вдруг топлива больше не будет? Такое поведение серьезно обостряет всякий дефицит. Бесперебойное снабжение бензином предполагает, что не у всех в любой данный момент бак полон. Если сегодня в полдень каждый заправится под завязку, бензиновый кризис гарантирован. Заправки опустеют, и дефицит продлится до тех пор, пока система не приспособится к новому уровню спроса.

Деньги — еще один хороший пример. Если каждый снимет все наличные со своего банковского счета, финансовая система рухнет. Стоит распространить слух, что у банков нет денег, вкладчики ринутся их штурмовать, чтобы забрать свои кровные. А их никак не может хватить на всех, и слухи сбудутся — паника сделает свое дело. Что здесь причина, а что — следствие? Если разделять первое и второе, ответить на этот вопрос невозможно.

Джозеф О’Коннор, из книги «Искусство системного мышления»
Кофе — самый продаваемый товар в мире, после нефти. Эту информацию нашел в одном издании [без ссылок на исследования, потому 100% верить этому не нужно]. Если это так, то не удивительно, почему последнее время появляется столько кофейных машин. Но как работает этот бизнес?

Парень из Краснодара по имени Саша Nuahule решил зайти в мир кофейного бизнеса, не имея до этого к нему отношения. За год, с бюджетом в 10 тысяч долларов будет выстраивать федеральную сеть кофеен. Как он это делает, можно понаблюдать тут: @nvrazrabotke
СТАТИСТИКА И ФРЕЙМИНГ
или как манипуляции с фреймами могут оказывать влияние на общественный порядок

Изучение результатов переработки мусора на самых разных улицах Лос-Анджелеса показывает, что одна конкретная улица перерабатывает в 2,2 раза больше, чем любая другая. Но прежде чем городской совет даст жителям этой улицы награду за их старания в области сохранения города зеленым, давайте зададимся вопросом: что может так сильно влиять на это количество?

Как вариант, на этой улице проживает в два раза больше человек, чем на других, — возможно, потому что она длиннее, возможно, потому что на ней больше многоквартирных домов. Измерение объемов переработки мусора на уровне улицы нельзя считать релевантным показателем, если только все улицы не идентичны.

Наиболее точные статистические данные можно получить либо по квартирам [замерить объемы переработки для каждой семьи], либо по каждому жителю — что даже лучше, потому что большие семьи потребляют больше, чем те, где народу меньше. Поэтому, проводя эксперимент, нужно учитывать не только объем собранного материала для переработки, но и количество людей, живущих на улице. И именно это и будет настоящим фреймом для статистика.

Дэниел Левитин, из книги «Путеводитель по лжи»
ОШИБКА БАЗОВОГО ПРОЦЕНТА

Это ошибка в мышлении, когда сталкиваясь с общей информацией о частоте некоторого события [базовый процент] и специфической информацией об этом событии, человек имеет склонность игнорировать первое и фокусироваться на втором.

Пример: Николай носит готическую одежду, имеет длинные черные волосы, и слушает дэт-метал. Какова вероятность, что он христианин, и какова вероятность, что он сатанист?

Если задать этот вопрос прохожим, большенство недооценит вероятность того, что он христианин, и переоценят вероятность того, что он сатанист. Это произойдёт потому, что прохожие проигнорируют, что базовый процент христианства [в мире исповедуют около 2 млрд. людей] значительно больше базового процента сатанизма [оценивается в несколько тысяч].

Из списка когнитивных искажений
Чтобы не проходить мимо, присоединяйтесь к жителям Москвы и участвуйте в благотворительной акции «Корзина доброты» для нуждающихся малоимущих пенсионеров. Для этого достаточно купить товары с длительным сроком годности и передать их волонтерам в любом из столичных магазинах «Перекресток» или «Карусель» в эту субботу, 8 декабря, с 10:00 до 18:00. К собранным продуктам, X5 Retail Group добавит еще 30%. После чего все эти товары расфасуют и передадут 3 тысячам малоимущих пенсионеров, проживающим в Московской, Тульской, Тверской, Владимирской, Калужской, Брянской, и Орловской областях.
ЭФФЕКТ ПОСТОРОННЕГО
или почему никто не приходит на помощь

Чем больше людей наблюдают за чрезвычайной ситуацией, тем меньше вероятность, что они решат помочь пострадавшим. Пример: в 1968 году в Нью-Йорке проводился эксперимент, в котором студент колледжа симулировал эпилептический припадок. В ситуации, когда во время припадка рядом оказывался один прохожий, студент получал помощь в 85% случаев. И лишь в 35% случаев, если рядом оказывались несколько человек.

Роберт Чалдини, из книги «Психология влияния»
Канал @zapiskiakushera просто незаменим для молодых семей, которые планируют детей и не знают, с кем посоветоваться по тому или иному вопросу. Акушер-гинеколог рассказывает истории из своей практики, объясняет «на пальцах» и отвечает на вопросы читателей. Подписывайтесь!
На сегодня самый актуальный и показательный для большинства населения в любой стране не тот IQ, который intelligence quotient [коэффициент интеллекта], а IgQ/IrQ — ignorance quotient [коэффициент невежества] / irrationality quotient [коэффициент иррациональности]. Вот что надо измерять и учитывать в первую очередь.

Евгений Волков, проект «Корни»
МЫСЛИТЬ НЕЗАВИСИМО

Критическое мышление — это автономное мышление, мышление в себе. Многие из наших верований приобретаются нами в раннем возрасте, когда мы особенно склонны к иррациональному их формированию [мы хотим верить, потому что мы получаем за веру вознаграждение].

Мыслящие критически используют критические навыки и понимание для обнаружения и искоренения верований, с которыми они [мыслящие рационально], не могут согласиться. Формулируя новые верования, мыслящие критически не принимают бездумно верования других; они, скорее, самостоятельно анализируют проблему, отклоняют необоснованные авторитеты и признают рационально оправданные. Они вдумчиво формируют принципы мысли и действия; они не принимают бездумно то, что им предлагают. Они не принимают за истину и не отбрасывают как ложные те верования, которые они не понимают. Ими сложно манипулировать.

Мыслящие независимо стремятся объединить все известное им релевантное знание в собственном мышлении и поведении. Они стараются определить для себя, когда информация релевантна, когда она должна быть частью концепции, когда используется для выработки навыка.

Paul, Richard W. «Critical Thinking: What Every Person Needs to Survive in a Rapidly Changing World»
ИСКАЖЕНИЕ В ВОСПРИЯТИИ СДЕЛАННОГО ВЫБОРА

Мы активно защищаем свой выбор, даже если он был неверным. Из-за того, что мы принимаем много решений не задумываясь, наш выбор основан на прошлом опыте подобных выборов.

Пример: участникам исследования было предложено выбрать один из двух подержанных автомобилей. Им предоставили информацию о машинах, их особенностях и опциях. После личной оценки, испытуемые сделали свой выбор.

Спустя неделю участникам напомнили, какой вариант они выбрали и снова дали список особенностей обеих машин. Но на этот раз некоторые положительные и отрицательные качества были изменены, и они значительно отличались от тех, которые были представлены им неделю назад. Участникам вновь предложили сделать выбор, основываясь на новых фактах. Практически все испытуемые поддержали свой первоначальный выбор.

Эффект тесно связан с феноменом постпокупочного сожаления: если у нас маленький выбор при покупке, то менее вероятно, что мы будем сожалеть о своем решении после. Поэтому на страницах интернет-магазина не следует располагать огромный выбор товара, это может просто отпугнуть покупателя. Чем меньше вариантов выбора, тем проще его сделать.

Из списка когнитивных искажений
Нет смысла читать отчеты по экономике, если на этом не зарабатывать. Вся экономстатистика и отчеты нужны, чтобы иметь преимущества на рынке. Ребята из @safe_money рассказывают про трейдинг и показывают на практике, как использовать статистику и отчеты для заработка на бирже.

В канале объясняют, почему инсайдерские сделки — это круто, и почему на бинарных опционах можно остаться без штанов. Пишут статьи на тему торговых стратегий и умению читать рынок. Подписывайтесь, если хотите детальнее разобраться в этом деле!
НЕДООЦЕНКА БЕЗДЕЙСТВИЯ

Это склонность людей недооценивать последствия бездействия в сравнении с действием с аналогичным результатом. Примером такого феномена является антивакцинаторство, когда родители предпочитают риск получить осложнения от болезни риску получить осложнения прививки, хотя риск заболеть гораздо выше риска осложнения от прививки.

Из списка когнитивных искажений
Репост из: Психология
ОПРАВДАНИЕ ЧРЕЗМЕРНЫХ УСИЛИЙ
или почему мы любим то, что приносит нам страдание

У Марка есть старый ржавый мотоцикл, отремонтированный собственными руками. Все выходные и отпуска он проводил в ремонте, в то время как его семейная жизнь почти совсем разладилась. Но теперь его мотоцикл наконец готов и исправен. Два года спустя Марку срочно понадобились деньги. Он попытался продать свой мотоцикл, однако цену запросил весьма далекую от реальности. Предложи ему цену вдвое больше, чем на рынке, Марк не согласится. Марк стал заложником оправдания чрезмерных усилий: кто направляет всю свою энергию на один предмет, рискует сильно переоценить результат.

Мягкая форма оправдания чрезмерных усилий — это так называемый эффект ИКЕА. Мебель, которую нам самим приходится собирать, мы рассматриваем как нечто ценное, как дорогостоящее дизайнерское решение.

Рольф Добелли, из книги «Территория заблуждений»
ВЛИЯНИЕ СМИ «ОБЫДЕННЫЙ РАССКАЗ»

Это метод используемый для адаптации человека к информации явно негативного содержания. Если нужно приучить людей к насилию, крови, убийствам, то телеведущий со спокойным лицом и ровным голосом сообщает ежедневно о самых тяжких злодеяниях. Через несколько недель такой обработки население перестает реагировать на преступления и массовые убийства. Наступает психологический эффект привыкания.

Пример: применялся во время государственного переворота в Чили 1973 года, когда было необходимо вызвать равнодушие населения к действиям пиночетовских спецслужб.

Материал взят с офицы фейсбука «Проект Венера»
Как запустить бизнес, если в кармане 1000 рублей? Автор канала @vstartup занимается стартапами уже 9 лет и делиться бизнес идеями, которые могут принести хороший доход: начиная от установки автоматов для зарядки гаджетов, заканчивая готовыми бизнес-планами «Кофе с собой».

Рассказывает о правилах успешной рекламы и дает много другой полезной бизнес-информации. Не упускайте свою возможность воспользоваться идеями на канале!
ПРАВДА И ВЛАСТЬ

Человечество всегда жило в век постправды. Придуманные истории — самые мощные орудия в арсенале цивилизации. Не научные истины, а религиозные вероучения и другие большие нарративы сделали возможным сотрудничество огромных масс людей – коллективов гораздо больших, чем те, в которые способны объединиться другие приматы.

Религиозная или национальная история очаровывает нас рассказами о героях и мучениках, до слез трогает повествованиями о трагедиях и разжигает ненависть, напоминая о прошлой несправедливости. Сила фикции в том, что огромное количество людей черпают в ней идентичность. Мы погружаемся в перипетии выбранной нами истории так глубоко, что начинаем смотреть на мир только через ее призму, не задаваясь вопросом о том, в чем ее исключительность.

Когда идентичности и целые общественные системы опираются на некую рассказанную историю, сомнения в ней становятся невозможными — не потому что нет фактов ее опровергающих, а потому что разрушение нарратива приведет к социальной катастрофе.

Юваль Харари, из книги «21 урок для XXI века»
ИНТЕЛЛЕКТ

Это способность усваивать и оценивать не просто новую идею, а новый класс идей, новые концептуальные системы.

Интеллект включает в себя: а) метакомпоненты – используются для планирования, оценки и наблюдения за тем, как мы думаем; б) компоненты усвоения знания – способность обработать информацию, хранящуюся в нашей памяти или приходящую к нам извне; в) исполняющие компоненты –навыки мышления, которыми мы пользуемся, читая этот пост.

Дайана Халперн, из книги «Психология критического мышления»
Проверенная временем рекомендация — книжный канал Кристины Потупчик.

Там все, что нужно: обзоры на актуальную литературу, подборки, розыгрыши книг и просто красивые фото.

Между всем соблюден идеальный баланс: нон-фикшн сменяется качественной художественной прозой. Плюс, иногда бывают просветительские тексты, советы по сериалам и просто неожиданности: @krispotupchik.
​​ИЛЛЮЗИЯ МЮЛЛЕРА-ЛАЙЕРА

Чтобы оценить, насколько автономно быстрое мышление, а также осознать различие между впечатлениями и убеждениями, внимательно посмотрите на рисунок.

В нем нет ничего особенного: две горизонтальные линии разной длины, к которым пририсованы стрелки, направленные в разные стороны. Линия снизу явно длиннее, чем та, что сверху. Именно это мы видим и, естественно, верим тому, что видим. На самом деле линии совершенно одинаковы, в чем легко убедиться с помощью линейки.

Единственное, что можно сделать, чтобы противостоять иллюзии, — это научиться не доверять своим впечатлениям о длине линий, к которым пририсованы стрелки. Чтобы воспользоваться этим правилом, необходимо научиться распознавать иллюзию и вспомнить, что вам о ней известно. Если это вам удастся, иллюзия Мюллера-Лайера вас никогда больше не обманет.

Даниел Канеман, из книги «Думай медленно... решай быстро»
АРГУМЕНТ ОТ ОШИБКИ

Это когнитивная логическая ошибка и искажение, при которой мы делаем вывод о ложности идеи из-за того, что в аргументе в её пользу есть какая-то ошибка. Хотя идея может оказаться правильной — хотя бы по чистой случайности.

Пример: «В мире существуют только рыжие и брюнеты. Илон Маск — не рыжий, соответственно он брюнет». Тут допущена логическая ошибка ложная дихотомия, но вывод из неё всё равно сделан правильный.

Эта ошибка ошеломляюще распространена в интернет-спорах, где владычествует псевдоинтеллектуализм. Найдя в вашем аргументе логическую ошибку, его немедля отбросят в сторону, при этом ничего не заявляя о самом утверждении. Лучше всего проиллюстрировать эту ошибку не антинаучным примером, а наоборот — антирелигиозным.

Пример: Несмотря на то что существование бога чаще всего выводится с помощью «техасского стрелка», из одной этой ошибки нельзя сделать вывод, что бога не существует, хотя многие атеисты поступают именно так.

Из списка когнитивных искажений