Критическое мышление

ThinkCritical Нравится 2
Это ваш канал? Подтвердите владение для дополнительных возможностей

Как вы думаете, как вы думаете?
Автор: @Vbobo
Обо мне: goo.gl/BGtXjg
oleksiikarachynskyi.com
Другие проекты:
@dianalysis
@PsyEducation
@obrazpublic
@EduPhilosophy
Язык канала
Русский

Категория
Образование

Язык канала
Русский
Категория
Образование
Добавлен в индекс
09.05.2017 23:31
Последнее обновление
21.10.2017 00:06
17 542
подписчиков
~9.8k
охват 1 публикации
~8.1k
просмотров в день
~5
постов / нед.
27
репостов
56
упоминаний
Репосты и упоминания канала
репостнул запись
16 Oct, 20:21
репостнул запись
11 Oct, 17:11
репостнул запись
6 Oct, 19:25
репостнул запись
4 Oct, 19:10
репостнул запись
4 Oct, 19:08
репостнул запись
3 Oct, 02:10
репостнул запись
21 Sep, 09:59
репостнул запись
18 Sep, 16:22
репостнул запись
15 Sep, 18:11
репостнул запись
11 Sep, 17:53
репостнул запись
30 Aug, 22:20
репостнул запись
22 Aug, 03:48
репостнул запись
9 Aug, 16:05
репостнул запись
5 Aug, 20:32
репостнул запись
2 Aug, 18:35
репостнул запись
29 Jul, 11:40
репостнул запись
25 Jul, 04:43
репостнул запись
24 Jul, 15:15
репостнул запись
24 Jul, 15:15
репостнул запись
27 Jun, 11:52
репостнул запись
27 Jun, 11:39
репостнул запись
27 Jun, 11:38
репостнул запись
27 Jun, 11:38
репостнул запись
13 Jun, 11:12
репостнул запись
2 Jun, 18:16
репостнул запись
23 Dec, 17:35
репостнул запись
26 Nov, 19:33
Последние публикации
ThinkCritical
20 Oct, 20:11
ТОЧНОСТЬ РЕЧИ

Запутанный язык означает затуманенное сознание. В наше время политические речи и тексты представляют собой защиту того, что нельзя защищать. Политики манипулируют нашим сознанием, употребляя эвфемизмы типа "умиротворение" (бомбардировка), "оптимизация доходов" (налоги) или "наведение конституционного порядка" (обстрелы).

Такие эвфемизмы достойны презрения не потому, что являются формой контроля за умами, но потому, что являются формой лжи. Так, "оптимизация доходов" имеет куда более широкое значение, чем "налоги", а слушатели, естественно, полагают, что если бы политический деятель имел в виду налоги, то он так и сказал бы: "налоги". Стоит только привлечь внимание к эвфемизму, и окажется, что у людей не настолько заморочены мозги, чтобы они не поняли обмана.

Джордж Оруэлл, из эссе "Политика и английский язык"
ThinkCritical
18 Oct, 18:14
Приятно читать каналы с качественным контентом. Свой канал я создал с целью популяризации и развития культуры мышления. Публикуемую информацию я подбираю так, чтобы она была максимально применима и полезна в жизни.

Если у вас посещали такие идеи, советую канал @raskruti, где автор двух популярных кналов @biblio и @kartiny каналов пишет о своем опыте развития.
ThinkCritical
18 Oct, 18:14
ЗАКОН МЁРФИ

Этим законом объясняют, почему та или иная деятельность заканчивается неудачей. Сам закон звучит так: «Если какая-нибудь неприятность может произойти — она обязательно произойдёт».

Пример: если возможно, что техник в компьютере что-то перепутает, то когда-то это случится. Это порождает ошибки планирования (излишняя перестраховка) и ошибки с стиле «защита от марсиан», когда особое внимание уделяется потенциальным событиям, вероятность возникновения которых крайне мала.

Из списка когнитивных искажений
ThinkCritical
16 Oct, 20:11
КОГДА НЕ ХВАТАЕТ СМЫСЛА

Дома мы чувствем себя комфортнее, нежели в неизвестных местах. Так и с миром. Если нам что-то непонятно, мы ищем этому объяснения, чтобы чувствовать контроль над ситуацией, миром. Иногда мы придумываем несуществующие детали только из-за предположений и предубеждённости, а также достраиваем смыслы и истории, которых не было в реальности.

Примеры: гром гремит — это Зевс гневается. Сегодня у меня плохой день, потому что вчера обидел прохожего – это карма. Меня сбила машина — значит жизнь что-то хочет мне этим сказать. Поднялись цены на продукты — всему виной евреи.
ThinkCritical
13 Oct, 18:24
ПРОВЕРКА НА НАУЧНОСТЬ

Критерий Поппера (фальсифицируемость) — философский принцип, согласно которому любую теорию можно проверить на ее научность. Он звучит так: Научная теория должна быть потенциально опровергаемой (фальсифицируемой). Иными словами, если нельзя придумать опыт, в результате которого гипотеза может оказаться не верна, — это не научно, как бы красиво она ни звучала. А ненаучная теория не имеет никакой практической ценности, так как основывается на взятых непонятно откуда предположениях.

Следует чётко различать понятия «научно» и «истинно». Любое утверждение, отвечающее критерию Поппера, — научно. А вот истинно оно или ложно — наука установит, проведя соответствующие исследования. Например, утверждение «Луна сделана из сыра». При всей своей абсурдности это утверждение научно, ведь можно слетать на Луну и оттяпать кусочек — если его вкус отличается от вкуса сыра, значит утверждение ложно. А вот утверждение «Отказ от мясной пищи улучшает карму» — нефальсифицируемо, потому что «карму» невозможно измерить ни одним прибором.

Источик: lurkmore
ThinkCritical
11 Oct, 17:05
Часто под видом новых лекарств по большим ценам продают старые добрые копеечные препараты. В канале @whattobuy_medicines автор использует критическое мышление и разоблачает подобные тренды маркетинга. Канал познавательный и полезный для кошелька.
ThinkCritical
11 Oct, 17:05
СИЛА ПОТЕРИ

Если вы девять лет не получали ничего, а потом вдруг заработали миллион долларов за год, ваше удовольствие не будет равным удовольствию от той же суммы, но равномерно распределенной на десять лет по сто тысяч долларов в год.

Нассим Талеб, из книги «Черный лебедь»
ThinkCritical
9 Oct, 12:02
ЗАПОМИНАТЬ И ВСПОМИНАТЬ

Мы можем себе позволить помнить только самое важное. А то, что помним, стараемся архивировать, чтобы все вместить.

Пример: обобщения выгоднее конкретных примеров, потому что занимают меньше места в мозгу. Когда есть много частностей, которые невозможно обобщить, мы выбираем отдельные выдающиеся ключевые признаки и забываем всё остальное. Так, память усиливает ошибки.

Бастер Бенсон, из статьи «Cogntive bias cheet sheet»
ThinkCritical
6 Oct, 11:40
ЭФФЕКТ IKEA

Для нас более ценный тот продукт, в создании которого мы брали непосредственное участие. Одна из концепций компании IKEA – предоставлять большое количество мебели с возможностью последующей сборки. Именно в IKEA удалось ярче всего реализовать концепцию "что смастерил, то и полюбил".

Пример: Представители Йельского университета и Гарвардской школы бизнеса в рамках исследования участникам предлагали собирать мебель или делать оригами. Результат всегда был один – своя работа всегда оценивалась субъективно лучше, чем творения других участников.

Из списка когнитивных искажений
ThinkCritical
4 Oct, 11:30
Идеологические интерпретации не дают возможность объективно отслеживать логику мировых событий. В таких случаях, информацию стоит искать в независимых источниках. Сегодня в рекомендациях канал международного эксперта, известного в узких кругах под ником Gonzaga, который рассказывает о мировой политике с неизвестными подробностями, серьёзной аналитикой и политическим юмором на канале @politicalgaffe.
ThinkCritical
4 Oct, 11:30
ЗАДАЧИ ИДЕОЛОГИИ

Отличие идеологического мышления от научного — пристрастность. Задача идеологической сферы — самосохранение общества, защита его социальной организации и сложившегося образа жизни населения, а также защита от врагов.

В содержание идеологии входит создание образов врагов как носителей зол, выработка у людей определенной системы оценки к происходящему, и определенной системы ценностей, которая призвана придать смысл жизни людей и влиять на поведение.

Александр Зиновьев, из книги "Логическая социология"
ThinkCritical
2 Oct, 18:25
УБЕЖДЕНИЯ НЕВОЗМОЖНЫ

С точки зрения эпистемологии, «убеждения» невозможны. Существуют только верования: подкреплённые чем-то существенным и неподкреплённые, осмысленные и неосмысленные, критически отрефлексированные и догматически внушённые.

В попперовской эпистемологии существуют только теории, т.е. произвольные предположения о реальности. Теории же нельзя доказать, а можно только подкрепить (пусть и с достоверностью в 99,9999%). С субъективной психологической точки зрения, люди способны верить или не верить в те или иные теории. Степени уверованности могут различаться, тогда убеждениями можно назвать наиболее крепкие верования, но это всё равно будут верования, а не что-нибудь иное.

Евгений Волков
ThinkCritical
29 Sep, 17:50
ПОДТЕКСТ В РЕКЛАМЕ

Рекламщики тщательно подбирая так, чтобы мы пришли к выводу, что нечто является истинным, в то время как это не так.

Авиакомпании и другие фирмы часто хвастаются: «Дешевле не найдете!». Они рассчитывают, что мы сделаем вывод, что цены в этих компаниях самые низкие. Но они не говорят, что их цены самые низкие. Все расценки примерно одинаковы. Они могли бы заявить: «У нас цены такие же, как и у наших конкурентов». Но поступи они так, мы сделали бы правильный вывод, что безразлично, рейсом какой авиалинии мы полетим, если решающим фактором в данном вопросе являются цены на билеты.

Всегда учитывайте разницу между лингвистической формой сообщения и тем скрытым смыслом, который в нем можно найти.

Дайана Халперн, из книги "Психология критического мышления"
ThinkCritical
27 Sep, 12:07
ЧТО ТАКОЕ ИСКАЖЕНИЕ

Критическое мышление начинается с точного определения терминов, про важность которых я писал выше. В канале я публикую много информации о когнитивных искажениях и сегодня поделюсь точным пониманием самого слова "Искажение".

Разбираясь в этимологии я выяснил, что слово "Искажение" образовано из двух частей: "из-" и старословянского "казать" (говорить). Приставка "Из" в безударной позиции при добавлении к глаголам образует глаголы со значением уничтожения, сведения на нет в результате использования: писать→ исписать, курить → искурить.

Исказить – передать полученную информацию в уничтоженном виде. Свести ее на нет, в результате использования.
ThinkCritical
25 Sep, 10:05
Реанимация — это увлекательные истории врачей о своей работе, жизни и пациентах. Иногда веселые, иногда грустные, но всегда очень разные. Автор канала @reanimatehistory так же публикует истории, которые ему присылают подписчики, таким образом появляется возможно узнать о работе медика изнутри.
ThinkCritical
25 Sep, 10:05
ВАЖНОСТЬ ПРОБЛЕМ = ЛЕГКОСТЬ ВСПОМИНАНИЯ

Даниел Канеман писал: "Относительная важность проблем часто оценивается по легкости их вспоминания, а это в значительной степени определяется тем, насколько подробно вопрос освещается в СМИ".

Пример: когда СМИ озучивает проблему вымирания синих китов, тогда для нас она акуализируется, хотя существовала намного раньше.
ThinkCritical
22 Sep, 16:02
ОШИБКА ГОРЯЧЕЙ РУКИ

Это нахождение закономерности там, где ее нет. Мы считаем, что есть какая-то закономерность в продолжительных результативных действиях.

Пример: о «горячей руке» говорят, когда во время игры спортсмен осуществляет несколько результативных действий подряд (попадает в кольцо, отбивает мяч битой и пр.). Обычно комментаторы в этот момент говорят: «у него в этой игре «горячая рука»: он выбьет и следующую подачу!» Однако как показывают статистические исследования, горячая рука — это спортивный миф. Сколько бы раз подряд спортсмен не совершил в игре результативное действие, это никак не повышает вероятность того, что его следующее действие тоже будет результативным.

Из списка когнитивных искажений
ThinkCritical
20 Sep, 20:06
Сегодня в рекомендациях канал «Красный Сион» @redzion, который ведёт бывшая команда «Русской Планеты» времён ее славы. В канале журналистика, которая не зацикливается на текущей повестке и проблемах «медиа-тусовочки», а пишет о социологии, истории и культуре. Лево-демократический взгляд на прошлое, настоящее и будущее России и мира.
ThinkCritical
20 Sep, 20:06
Определения понятий должны характеризоваться всеобщностью и необходимостью, т.е. должны быть заданы так, чтобы их не мог опровергнуть никакой будущий опыт.

Эдвард Ильенков, из книги "Диалектическая логика"
ThinkCritical
18 Sep, 16:06
РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПОСЛЕ ПОКУПКИ

Это тенденция убеждать себя рациональными аргументами, что покупка стоила своих денег. Бывает, мы покупаем дорогой товар или услугу, игнорируем дефекты и недостатки приобретения, чтобы оправдать покупку.

Примеры: мы сомневаемся в выборе смартфона и выбираем похожую модель, которая есть у друзей. Потом узнаем, что там нет нужных функций, но не желая признавать ошибку, убеждаем себя, что выбор был правильным. Или, мы долго ищем нужную вещь в магазине, но не находим ничего подходящего. После покупаем другую вещь, чтобы оправдать потраченное на поиски время.

Из списка когнитивных искажений