Критическое мышление

ThinkCritical Нравится 3 9 000 + ВП

Как вы думаете, как вы думаете?
Автор: @Vbobo
Обо мне: oleksiikarachynskyi.com
Другие проекты:
@dianalysis
@PsyEducation
@obrazpublic
@EduPhilosophy
Гео и язык канала
Россия, Русский
Категория
Психология


Гео канала
Россия
Язык канала
Русский
Категория
Психология
Добавлен в индекс
09.05.2017 23:31
Последнее обновление
17.07.2018 04:39
@TGStat_Bot
Бот для получения статистики каналов не выходя из Telegram
Telegram Analytics
Самые свежие новости сервиса TGStat. Подписаться →
Telegram Info
Последние новости о Telegram. Читать →
37 331
подписчиков
~15.9k
охват 1 публикации
~11.2k
дневной охват
~6
постов / нед.
42.5%
ERR %
32.51
индекс цитирования
Репосты и упоминания канала
132 упоминаний канала
30 упоминаний публикаций
100 репостов
Маствотч
Экономика
Психология
Психология
Women don't cry
Women don't cry
Women don't cry
Women don't cry
FSCP
Sotoch
АудиоКниги
Психология
Сила чтения
FSCP
FSCP
FSCP
Психология
FSCP
FSCP
Вам Телеграм
FSCP
Наука от Funscience
Философия
Obraz
🔮Гороскоп
Newsstorm
Жить осознанно
Психология
Blockchain Jobs
Музыка и Кино.KU.
FSCP
FSCP
FSCP
Тайны Космоса🔭
Queer appears &
Мужская школа
Ψ Психология Ψ
Фактопедия
АудиоКниги
А ты знал?
Книжная Полка
#Do it, Alex!
Последние публикации
Хотите понять английский за 2 часа? Уже в этот вторник, 17 июля, в 20:00 пройдёт бесплатный вебинар «Как понять английский за 2 часа» от основателя школы, который приехал из США. Регистрируйтесь по ссылке: bit.ly/2JmuLKb
СТРЕМЛЕНИЕ К СМЫСЛУ

Неясность часто побуждает к поиску смысла. Мы прочитываем все непонятное, как гадалка — узоры на кофейной гуще, находим закономерности и смысл в самых смутных или случайных событиях. Так формируются идеи и убеждения, что в мире есть смысл и определенная структура, только иногда мы слишком спешим, чтобы ее понять, или создаем то, чего нет. Для нас любое решение лучше, чем продление неясности.

Джозеф О’Коннор, из книги «Искусство системного мышления»
СУБЪЕКТИВНОСТЬ ИСТОРИИ
или как одно и то же событие можно описать по-разному

Все исторические документы [как и все тексты вообще] пишутся людьми, занимающими определенную позицию. Эмоционально окрашенные слова и бросающиеся в глаза визуальные объекты одновременно и отражают образ мышления людей, и формируют его.

Пример 1: недавно из японских учебников истории было изъято слово «агрессия» применительно к завоевательным кампаниям Второй мировой войны. Наверное, современные японские историки полагают, что описания тех же самых событий выглядят более предпочтительно тогда, когда в них отсутствует это слово.

Пример 2: русские историки, описывая действия Сталина в тот период, когда он стоял во главе CCCР, употребляют сейчас более резкие выражения. Они теперь знают и могут свободно говорить, что Сталин уничтожил миллионы ни в чем не повинных людей, единственным «преступлением» которых было несогласие с его политикой. Таким людям официально присваивали ярлык «враги народа» — слова, которые должны были вселять страх в тех, кого так называли, и показывать остальным, что несогласие с политикой Сталина будет считаться «изменой Родине».

Дайана Халперн, из книги «Психология критического мышления»
Мастридер — один из самых популярных блогеров в Телеграме популяризующий рациональность. Советуем его канал «Мастриды» (@mustreads), на котором каждый день публикуется ссылка на один топовый англоязычный или русскоязычный лонгрид на такие темы, как рациональное мышление, трансгуманизм, нонконформизм, тренды развития науки, технологий, общества. Вот несколько отличных текстов:

t.me/mustreads/986 — мастрид от Элиезера Юдковски «12 добродетелей рационалиста», текст стоит прочитать всем желающим прокачать критическое мышление

t.me/mustreads/1471 — почему скорое появление искусственного сверхинтеллекта, не дружественного человеку — одна из самых важных проблем человечества [в том числе по мнению Илона Маска и Стивена Хокинга]

Еще у Мастридера есть другие каналы, на которые тоже рекомендуем подписаться:

@mustwatch — канал со ссылками на топовые познавательные видео на английском и русском. TED-выступления, лекции лучших университетов мира, научпоп-короткометражки и многое другое.

@slangbang — канал об английском сленге: он поможет освоить настоящий разговорный английский, которому не научишься по учебникам.
ЭКО, БИО, БЕЗ ГМО
или как нас обманывает реклама

Число поклонников органической продукции в мире растет, и рекламщики подхватили эту тенденцию. Они использовали стремление людей покупать экологически-чистые продукты, размещая приставки «эко», «био» и «без ГМО» на всех продуктах подряд.

В странах Европейского Союза действуют законы о единых стандартах для производства продуктов с маркировкой «био». В России, Украине и Белоруссии таких стандартов нет. Соответственно штампы «не содержит ГМО» можно встретить даже на соли. Но есть ли у соли, соды и воды гены?
Сотни мыслителей внесли свой вклад в развитие критического мышления. О развитии идеи критического мышления, начиная с древнегреческих философов, читайте в этой статье:

teletype.in/@thinkcritical/HJRQNjgQ7
Кому интересна финансовые и экономические новости, сегодня в рекомендациях партнерский канал @economika. Пвторитетный источник информации об экономике и политике. Информация подается кратно и доступно.
СЛЕПАЯ УВЕРЕННОСТЬ

Твердая уверенность возникает из двух родственных ощущений: когнитивной легкости и когерентности [связанности/согласованности]. Мы обретаем уверенность, когда найденное нами объяснение легко всплывает в памяти и не содержит внутренних противоречий. Однако легкость и связность вовсе не означают истинности суждения, в которое мы верим.

Ассоциативный механизм настроен таким образом, чтобы подавлять сомнения и вытаскивать на свет идеи и факты, совместимые с главенствующей в данный момент историей. Следуя правилу «что ты видишь, то и есть», наше сознание достигает высокой убежденности в чем-либо, часто игнорируя неизвестное. Поэтому неудивительно, что многие из нас склонны верить голословным заявлениям интуиции.

Даниел Канеман, из книги «Думай медленно... решай быстро»
ИСКАЖЕНИЕ В ПОЛЬЗУ СВОЕЙ ГРУППЫ

Мы склонны соглашаться с мнением людей, которых мы считаем членами своей группы, и отвергать мнения людей из других групп. Этот эффект похож на предвзятость подтверждения.

Наши предки стремились быть заодно с членами своего племени. На уровне нейробиологии такое поведение связано с нейромедиатором окситоцином. Это гормон гипоталамуса, оказывающий мощное воздействие на психоэмоциональную сферу человека. Сразу после родов окситоцин участвует в формировании отношений между матерью и ребенком, а в более широком плане помогает нам формировать крепкие связи с людьми из нашего круга.

В то же самое время окситоцин вызывает в нас подозрительность, страх и даже пренебрежение по отношению к посторонним. Поэтому благодаря эволюции выживали лишь те группы людей, которые успешно взаимодействовали друг с другом внутри племени и эффективно отражали нападения вргов.

Пример: мы неоправданно высоко оцениваем возможности и достоинства близких людей и отрицаем наличие таковых у незнакомых.

Из списка когнитивных искажений
Искусству построения отношений нас не учили ни дома ни в школе. Отношениям мы учились и учимся на своих травмах и ошибках.

Сегодня в рекомендациях канал @legkie_znakomstva, авторы которого рассказывают все об отношениях: как создать и сохранить счастливый и долгий союз. Дают полезные и практические советы ежедневно.
МАНИПУЛЯЦИЯ ФРЕЙМАМИ

Манипуляция фреймами предоставляет бесконечное количество способов заставить кого-нибудь верить в то, чего на самом деле нет.

Пример: компания телевизионной сети уверяет, что их сеть «доступна» в 100 миллионах домов. Но это не означает, что 100 миллионов людей пользуются их услугами. Это даже не означает, что их смотрит хотя бы один человек.

Дэниел Левитин, из книги «Путеводитель по лжи»
Репост из: Психология
ЭФФЕКТ ЛОЖНОГО СОГЛАСИЯ
или почему мы полагаем, что другие думают так же, как мы

Какая музыка нравится вам больше: музыка 80-х или 90-х? Как, по вашему мнению, ответила бы на этот вопрос большая часть населения? Мы склонны все мерить по себе. Если нам нравится музыка 80-х, то скорее всего мы будем думать, что у наших современников аналогичные предпочтения. Мы склонны переоценивать степень соответствия другим людям. Мы уверены, что другие думают и чувствуют так же, как мы, а на людей, которые не согласны с нашим мнением, мы наклеиваем ярлык «ненормальные».

Пример 1: эксперимент, проведенный Ли Россом, показал: студенты, готовые носить на себе рекламный щит, охарактеризовали тех, кто отказался сделать это, как «зажатых» и «не имеющих чувства юмора». «Отказники», в свою очередь, назвали «щитоносцев» идиотами и «людьми, которые всегда стремятся оказаться в центре внимания».

Пример 2: в большинстве случаев деятели искусства рассчитывают на гораздо больший успех, чем тот, что приходит к ним.

Наш мозг был задуман не для того, чтобы познать истину, но для того, чтобы оставить после себя как можно больше детей и внуков. Тот, кто благодаря эффекту ложного согласия вел себя смело и уверенно, производил впечатление, что располагает большими ресурсами, что и повышало вероятность передать свои гены потомству.

Рольф Добелли, из книги «Территория заблуждений»
АНАЛОГИЯ — ЭТО НЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО

Использование аналогий способно направить процесс нашего мышления в определенную сторону и может привести к логической ошибке «Ложная аналогия».

Пример: на совещании округа получающие социально пособие попросили включить их представителя в совет округа. Оппонент сказал, что включить такие людей -- то же самое, что ввести пациентов психбольницы в комиссию, которая ведает делами подобных учреждений.

Что общего между получающими пособие и пациентами психбольницы? Примеры ложных аналогий хорошо изобразил Дельфин Агностик:
Для тех, кто давно хотел свободно заговорить на английском. В этот вторник, 26 июня, в 20:00 пройдёт бесплатный вебинар «Как понять английский за 2 часа» от основателя школы, который приехал из США.

Регистрация по ссылке
УКРЕПЛЕНИЕ УБЕЖДЕНИЙ

При объективной фиксации событий может происходить необоснованное подкрепление наших убеждений, когда находятся «особые объяснения» результатам, которые их не подтверждают.

Пример: наш менеджер так сильно верит в эффективность своей рекламной кампании, что может объяснить последующий значительный спад продаж, внешними обстоятельствами [экономическим спадом или тем, что эта реклама была не очень удачной].

Джозеф О’Коннор, из книги «Искусство системного мышления»
Сегодня в рекомендациях два партнерских канала на тему книг и чтения:

@bizliter — лучшие книги по бизнесу, психологии и саморазвитию с кратким и полным содержанием в текстовом и аудиоформате.

@amazingbooks — огромная библиотека аудиокниг в полной версии для IOS и Android.
ПОЗНАНИЕ МИРА

Мы создаем не собственный мир, а всего лишь модель мира. Более того, мысль о соприкосновении с реальностью — своего рода романтическая легенда.

Мы познаем мир только посредством создания репрезентаций, поскольку познание чего-либо заключается в его верной репрезентации.

Томас Метцингер, из книги «Наука о мозге и миф о своем Я. Тоннель Эго»