В России есть ряд налоговых послаблений и вычетов, о которых налоговая служба (ФНС) не всегда рассказывает активно.
≈≈≈≈≈≈≈
1. Вычет за спорт и фитнес
Об этой льготе мало кто знает, хотя она действует с 2022 г.
• Можно вернуть 13% от расходов на абонементы в фитнес-клубы, бассейны и секции.
До 150 000 руб. в год (лимиты меняются)
Как получить?
Через работодателя (до конца года) или через декларацию 3-НДФЛ в следующем году. Нужны копия договора с клубом и чеки.
2. Многие знают, что можно вернуть деньги за лечение, но забывают про купленные лекарства.
• Возможен возврат 13% за покупку любых лекарств, назначенных врачом.
Как получить?
Через подачу декларации 3-НДФЛ на сайте ФНС.
❗Главный нюанс - рецепт можно не сохранять, если у вас есть чек из аптеки, где указано наименование лекарства, а врач в выписке указал, что вам это лекарство показано. Либо нужен рецепт со штампом «Для налоговых органов».
3. Инвестиционный вычет на ИИС (тип А и Б)
Очень частая потеря денег. Если у вас открыт Индивидуальный инвестиционный счет (ИИС), вы имеете право на вычет.
• Тип А (возврат за взнос): Если вы пополняли ИИС, можно вернуть 13% от внесённой суммы (но не более 400 000 руб. в год, т.е. максимум 52 000 руб. возврата). Главное условие — иметь официальный доход.
• Тип Б (освобождение прибыли): Если не пользовались вычетом на взнос, можно при закрытии счета не платить налог со всей прибыли от торговли.
Как получить?
Только через налоговую (декларация 3-НДФЛ) или через брокера при наличии справки из ФНС, что вы не пользовались вычетом ранее.
4. Вычет за обучение супруга/супруги.
Многие знают про вычет за детей и за себя, но забывают, что можно вернуть деньги за учебу мужа или жены.
Подходит не только вуз/колледж, но и любое учебное заведение с лицензией Министерства образования, например, Учебные центры на ДипИФР.
Как получить?
Договор и чеки + свидетельство о браке. Оформляется через 3-НДФЛ.
❗Условие: Форма обучения — очная (если обучение платное в вузе/колледже). Если учитесь сами — форма не важна (заочка тоже подходит).
5. Вычет за оценку квалификации (независимую).
• Если вы проходили платную независимую оценку квалификации (экзамен по профстандарту), расходы можно вернуть.
Как получить?
Через 3-НДФЛ (договор и чек).
❗Условие: Вы работаете официально и платили за экзамен сами.
6. Налог на вклады (необлагаемый минимум).
Это не вычет в классическом виде, но знание правил экономит деньги.
• Суть: Налогом (13%) облагается не вся сумма процентов по вкладам, а только та, что превышает необлагаемый лимит.
Лимит: 1 млн руб., умноженный на максимальную ключевую ставку ЦБ за год. Например, если ставка 16%, то не облагается налогом доход до 160 000 руб.
Важно: Многие путаются и думают, что налог берут со всех процентов. Нет, только с разницы.
Как получить?
Банки подают информацию о начисленных %, а ФНС рассчитывает налог. Платить налог нужно на основании уведомления из ФНС (до 1 декабря текущего года за предыдущий год).
≈≈≈≈≈≈≈
Подать налоговую декларацию 3-НДФЛ исключительно для получения налогового вычета можно в любой день в течение всего года, жестких ограничений по датам нет (ограничение до 30 апреля касается только случаев, когда вы обязаны отчитаться о полученных доходах).
❗Вернуть налог можно только за три предыдущих года.
В 2026 году можно подать документы на расходы, понесенные в 2025-24-23 годах.
Затраты за 2022 год сгорели 1 января 2026 года.
❗Подавать декларацию можно только на следующий год после оплаты (например, за лечение или учебу в 2025 году — начиная с января 2026 года).
❗Если вы одновременно декларируете доход (например, от продажи машины) и заявляете вычет, то подать общую 3-НДФЛ нужно строго до 30 апреля следующего года.
p.s. Когда некогда самим подать или сложно, пользуйтесь бухгалтерами, кто на этом специализируется. Среди участников канала есть много Профи, например @buhanqel, @AnuytaZ или другие. Пишите запрос в чате, кто-то да откликнется. Профи тут много, в том числе и по рсбу, как Финансистов, так и Accountants (не могу наших называть просто Бухгалтер)
≈≈≈≈≈≈≈
1. Вычет за спорт и фитнес
Об этой льготе мало кто знает, хотя она действует с 2022 г.
• Можно вернуть 13% от расходов на абонементы в фитнес-клубы, бассейны и секции.
До 150 000 руб. в год (лимиты меняются)
Как получить?
Через работодателя (до конца года) или через декларацию 3-НДФЛ в следующем году. Нужны копия договора с клубом и чеки.
2. Многие знают, что можно вернуть деньги за лечение, но забывают про купленные лекарства.
• Возможен возврат 13% за покупку любых лекарств, назначенных врачом.
Как получить?
Через подачу декларации 3-НДФЛ на сайте ФНС.
❗Главный нюанс - рецепт можно не сохранять, если у вас есть чек из аптеки, где указано наименование лекарства, а врач в выписке указал, что вам это лекарство показано. Либо нужен рецепт со штампом «Для налоговых органов».
3. Инвестиционный вычет на ИИС (тип А и Б)
Очень частая потеря денег. Если у вас открыт Индивидуальный инвестиционный счет (ИИС), вы имеете право на вычет.
• Тип А (возврат за взнос): Если вы пополняли ИИС, можно вернуть 13% от внесённой суммы (но не более 400 000 руб. в год, т.е. максимум 52 000 руб. возврата). Главное условие — иметь официальный доход.
• Тип Б (освобождение прибыли): Если не пользовались вычетом на взнос, можно при закрытии счета не платить налог со всей прибыли от торговли.
Как получить?
Только через налоговую (декларация 3-НДФЛ) или через брокера при наличии справки из ФНС, что вы не пользовались вычетом ранее.
4. Вычет за обучение супруга/супруги.
Многие знают про вычет за детей и за себя, но забывают, что можно вернуть деньги за учебу мужа или жены.
Подходит не только вуз/колледж, но и любое учебное заведение с лицензией Министерства образования, например, Учебные центры на ДипИФР.
Как получить?
Договор и чеки + свидетельство о браке. Оформляется через 3-НДФЛ.
❗Условие: Форма обучения — очная (если обучение платное в вузе/колледже). Если учитесь сами — форма не важна (заочка тоже подходит).
5. Вычет за оценку квалификации (независимую).
• Если вы проходили платную независимую оценку квалификации (экзамен по профстандарту), расходы можно вернуть.
Как получить?
Через 3-НДФЛ (договор и чек).
❗Условие: Вы работаете официально и платили за экзамен сами.
6. Налог на вклады (необлагаемый минимум).
Это не вычет в классическом виде, но знание правил экономит деньги.
• Суть: Налогом (13%) облагается не вся сумма процентов по вкладам, а только та, что превышает необлагаемый лимит.
Лимит: 1 млн руб., умноженный на максимальную ключевую ставку ЦБ за год. Например, если ставка 16%, то не облагается налогом доход до 160 000 руб.
Важно: Многие путаются и думают, что налог берут со всех процентов. Нет, только с разницы.
Как получить?
Банки подают информацию о начисленных %, а ФНС рассчитывает налог. Платить налог нужно на основании уведомления из ФНС (до 1 декабря текущего года за предыдущий год).
≈≈≈≈≈≈≈
Подать налоговую декларацию 3-НДФЛ исключительно для получения налогового вычета можно в любой день в течение всего года, жестких ограничений по датам нет (ограничение до 30 апреля касается только случаев, когда вы обязаны отчитаться о полученных доходах).
❗Вернуть налог можно только за три предыдущих года.
В 2026 году можно подать документы на расходы, понесенные в 2025-24-23 годах.
Затраты за 2022 год сгорели 1 января 2026 года.
❗Подавать декларацию можно только на следующий год после оплаты (например, за лечение или учебу в 2025 году — начиная с января 2026 года).
❗Если вы одновременно декларируете доход (например, от продажи машины) и заявляете вычет, то подать общую 3-НДФЛ нужно строго до 30 апреля следующего года.
p.s. Когда некогда самим подать или сложно, пользуйтесь бухгалтерами, кто на этом специализируется. Среди участников канала есть много Профи, например @buhanqel, @AnuytaZ или другие. Пишите запрос в чате, кто-то да откликнется. Профи тут много, в том числе и по рсбу, как Финансистов, так и Accountants (не могу наших называть просто Бухгалтер)