Forward from: Православие и зомби
С православием в странах Балтии сложилась очень интересная ситуация
✅В Латвии как была одна юрисдикция, так и осталась. При этом она находится в каноническом лимбо: формально сейм заставил ЛПЦ объявить независимость, она подчинилась государственной инициативе. Синод РПЦ осудил «действия митрополита Рижского Александра, направленные на разрушение церковного единства», но больше ничего сделать не может. Поэтому у ЛПЦ теперь автокефалия Шрёдингера. Её как бы нет, но она как бы есть.
✅В Литве из-за непродуманного поведения митрополита Иннокентия был создан экзархат Константинопольского патриархата, куда постепенно переходят православные литовцы, беларусы, украинцы и русские, в основном – антивоенные эмигранты. Литовская епархия РПЦ остается несравнимо более многочисленной и по количеству прихожан, и по количеству храмов, но альтернатива существует и будет развиваться.
При этом экзарх назначен из Эстонской апостольской православной церкви – той самой небольшой, но имеющей уже почти 30-летнюю историю, даже если отсчитывать только постсоветский период, юрисдикции Константинополя в Эстонии.
А в Эстонии сейчас самая турбулентная ситуация.
Такая же двойственность, кстати, в Молдове. Но там помимо Молдовской церкви, входящей в РПЦ, присутствует не Константинопольский патриархат, а Румынский.
В идеале им бы всем объединиться внутри себя и создать нормальные не-этничные, а территориальные поместные церкви своих стран и из этой сильной объединенной позиции регулировать свой канонический статус, руководствуясь своими интересами и актуальной исторической и политической ситуацией в Европе, а также Евангелием и этикой, о чем прямо говорит министр внутренних дел Эстонии. Внутри этнические группы могут договариваться об автономии и сохранении своих традиций, от чего всем было бы лучше.
«Один город – один епископ» -- этот древний базовый канонический принцип никто не отменял.
Но психологическая, она же мистическая, зависимость от Москвы и старые конфликты не пускают. К чему это приводит, мы видим на примере трагической ситуации в Украине, от которой не выигрывает ни одна из сторон.
✅В Латвии как была одна юрисдикция, так и осталась. При этом она находится в каноническом лимбо: формально сейм заставил ЛПЦ объявить независимость, она подчинилась государственной инициативе. Синод РПЦ осудил «действия митрополита Рижского Александра, направленные на разрушение церковного единства», но больше ничего сделать не может. Поэтому у ЛПЦ теперь автокефалия Шрёдингера. Её как бы нет, но она как бы есть.
✅В Литве из-за непродуманного поведения митрополита Иннокентия был создан экзархат Константинопольского патриархата, куда постепенно переходят православные литовцы, беларусы, украинцы и русские, в основном – антивоенные эмигранты. Литовская епархия РПЦ остается несравнимо более многочисленной и по количеству прихожан, и по количеству храмов, но альтернатива существует и будет развиваться.
При этом экзарх назначен из Эстонской апостольской православной церкви – той самой небольшой, но имеющей уже почти 30-летнюю историю, даже если отсчитывать только постсоветский период, юрисдикции Константинополя в Эстонии.
А в Эстонии сейчас самая турбулентная ситуация.
Такая же двойственность, кстати, в Молдове. Но там помимо Молдовской церкви, входящей в РПЦ, присутствует не Константинопольский патриархат, а Румынский.
В идеале им бы всем объединиться внутри себя и создать нормальные не-этничные, а территориальные поместные церкви своих стран и из этой сильной объединенной позиции регулировать свой канонический статус, руководствуясь своими интересами и актуальной исторической и политической ситуацией в Европе, а также Евангелием и этикой, о чем прямо говорит министр внутренних дел Эстонии. Внутри этнические группы могут договариваться об автономии и сохранении своих традиций, от чего всем было бы лучше.
«Один город – один епископ» -- этот древний базовый канонический принцип никто не отменял.
Но психологическая, она же мистическая, зависимость от Москвы и старые конфликты не пускают. К чему это приводит, мы видим на примере трагической ситуации в Украине, от которой не выигрывает ни одна из сторон.