Неиностранный русский


Kanal geosi va tili: Rossiya, Ruscha


Пишу о русском языке и креативных приемах его изучения.
Читаю стихи, иногда рекомендую полезные книги.
Влюблен в науку:)
По вопросам сотрудничества, рекламы и творчества - сюда: @RollanDan

Связанные каналы

Kanal geosi va tili
Rossiya, Ruscha
Statistika
Postlar filtri


Новые перлы: ценник в магазине — "филе иудейки"😂😂👍


Ещё раз о феминитивах: мой комментарий

Некоторое время назад меня попросили дать комментарий о том, что я думаю о феминитивах в современном русском языке. Был интересный опыт размышления над этим вопросом, больше даже не столько филологический, сколько культурологический. 👍

Даю вам, дорогие друзья, ссылку на мой комментарий и реплики коллег.

https://gazeta.a42.ru/lenta/articles/feminitivy


​​Творчество учеников

Одному своему ученику я дал задание: придумать рассказ с нарочитыми ошибками по теме "Морфологические нормы русского языка", вот что из этого получилось👍

Публикую с его согласия.


- Поехал однажды Иван Дурак в отпуск!
- Говорит ему его друг Гриша -«Поехай Ванька, возьми ихних абрикос немного, уж больно хочется мне».
- Не вопрос! — говорит Ванька, — Ёщё сливов и дынев прихвачу.

Долго Ваня ехал, увидел большой базар. Зашёл в базар, а там много армянов и турков. Пьют они чай из блюдец. Подошёл к ним Ваня, и говорит:

- Покладите мне в мешков немного фруктов, несколько килограмм.

Как наложат турки Ване сливов, так на всю жизнь хватит. Сказали, чтоб в дороге не проголодался. Поблагодарил их и ихнюю доброту, да и отправился дальше Иван.

Увидел он лавку с оружием, рядом двое монгол стояло. Говорит Иван, высыпьте мне немного пороха для моих ружьёв, я вам за это сливов дам. Согласились монголы. Купил у них ещё Ваня копьев два штуки и отправился домой.

Видит, друг его Гриша стоит. Махает ему, встречает. Дал ему Ваня сливов и копё острое. Все были довольны, все жили хорошо, только кроме автора, видимо, у него совсем проблемы с грамматическими нормами)


​​Тайны языка поэзии

Все мы изучали (или изучаем😊) в школе творчество В.В. Маяковского. Наверняка многие ловили себя на ощущении какой-то странности, непонятности его языка. В школе мне казалось, что он намеренно выделывается, играет с самим собой, читателем и словами. Однако несколько дней назад все перевернулось👍

Я проводил урок с ученицей о творчестве Маяковского. Читая и разбирая вместе с ней его стихи, я вдруг остро почувствовал, а потом и понял, насколько его поэзия лишена границ. У него абсолютно нет барьера между человеком, словом и предметом. Посудите сами: "скрипка издергалась и вдруг заревела", "звезды-плевочки", "млечный путь, перекинув виселицей, вздерни меня, преступника". И таких примеров масса.

Вдруг я понял, что это не просто эмоциональные выкрики, всполохи, а совершенно уникальное умение жить языком и предметом, становится огромными лошадиными глазами или скрипкой.

У Маяковского напрочь отсутствует привычная нам каталогизация понятий: это стол, он мебель, а это звезда — небесная тело. Для него слово — самое прямое орудие, которое не столько звучит, сколько цветет, видится.

Подобное соединение слова, его смысла, выразительности и живописи — уникальный случай в русской поэзии. Как будто за этим словом ничего не стоИт. А в действительности стоИт ставка — жизнь😔

А что думаете вы о Маяковском и как воспринимали его в школе?)


​​Что станет с вами через год, если уделять 5 мин в день ораторскому мастерству?

▫️Будете красиво говорить.
Согласитесь, мало красиво выглядеть, нужно ещё и красиво говорить.

▫️Начнете поправлять друзей в духе "не звОнит, а звонИт".

▫️Создадите свой речевой имидж.

Проект "Я сказал!" создала филолог, к.п.н., доцент кафедры русского языка и культуры речи РГУП Татьяна Кузнецова. Чувствуете уровень? 🤓

Говорите и пишите правильно вместе с @ya_skazal


Перлы последних дней:

1) У одного ученика я записан в Вотсапе как "Денчик", вот уж действительно чувствуешь себя отморозком на районе:))

2) Студент при ответе на экзамене по русской литературе:

— "Старуха Изягриль".

Я:
— Это достойный рекламный слоган.

В ответ тишина и непонимание.

3) Ученик:

— Крупные предложения

Я:

— Это новое открытие в русском языке, подобное крупным рыбам. 😂😂


Русский язык через компьютерные игры

Ни для кого не секрет, что индустрия компьютерных игр сегодня — одна из наиболее развитых. Представление об играх как вредном и не полезном времяпрепровождении давно устарело.

Однажды моя коллега подала мне идею заниматься русским языком через компьютерные игры. Все дело в том, что в условиях интерактивности детям проще осваивать язык через понятное им содержание, которое вызывает определённые положительные эмоции.

И действительно, современные игры порою включают в себя весьма интересные обороты речи, философские концепции или психологические термины. Но дело не только в этом, сам сюжет игр и их замысел могут быть очень интересными.

К сожалению, я не столь хорошо разбираюсь в этой индустрии, потому прибегаю к помощи своих учеников или знакомых. Однако освоение сферы игр — отличный повод апробировать после каникул студию с условным названием "язык через компьютерные игры". И это не фантазия, а реальность сегодняшнего дня, от которой так старательно пытаются убежать даже в топовых школах.


Новогодний язык

Друзья, я очень давно не писал на канал — порою бывает трудно организовать себя на это. Но я увидел, что многие из вас ждут постов и моих рассуждений, а потому я решил возобновить ведение канала.

Итак, сейчас новогодние праздники, а это значит, что меняется и наш язык общения. С условно будничного регистра на праздничный.

Один из моих собеседников даже имеет в своем арсенале выражение отбыть праздники, подобно тому как отбывают наказание. И это только один из характерных примеров.

Вы никогда не задумывались о том, почему в интернете так распространены всевозможные поздравительные открытки с весьма дежурными словами внутри них? Я полагаю, дело в том, что человеку очень свойственно верить в чудо, но при этом механизмов для выражения этого чувства немного. Языковых механизмов. Вот и получается, что часто мы отделываемся стандартными поздравлениями "С новым годом, с новым счастьем", странным образом увязывая эти два понятия.

Массовая школа, к сожалению, тоже прикладывает к этому руку: задав описать свой новый год одному ученику, я получил в ответ практически телеграфный отчёт: приехали, готовили, сели, поели, запустили петарды. Все это, как мне кажется, говорит как раз об отбывании праздников и восприятии их как ритуала.

А что думаете вы, какие нетривиальные поздравления вы делали?)


Современные уроки

Друзья, так сложилось, что я давно ничего не писал на канал: иногда остро не хватает времени, иногда — мотивации. Но вот наконец-то я созрел для поста👍

Итак, теперь я работаю в частной школе, которая построена по модели школа-парк. Там нет уроков в привычном понимании, но есть студии, на которые дети могут прийти в свободном режиме. Нет ограничений на то, что мы будем познавать. Ведь действительно, проку от воспроизведения правил немного, особенно — в современном мире.

Эта концепция мне очень близка, а потому получается заниматься с ребятами самыми разными штуками: например, недавно мы исследовали происхождение слов "портфель", "портфолио", "портмоне". Получилось очень даже интересно: я открыл для себя новые закономерности языка и механизмы освоения заимствований. 😊

Дело в том, что во французском языке существует глагол porter, который переводится как "носить". Все приведенные мною слова имеют общее смысловое ядро: это предметы, которые носят с собой. Будь то папка для бумаг, сумка или кошелек. ☺️

Так лучше начинаешь понимать, что язык — не сборище непонятных правил, которые придуманы неведомыми дядями и тетями, а весьма причудливая система, в которой слова связаны тематически. И, что самое главное, отражают реальность, а не какие-то застывшие представления людей, живших 100 или 200 лет назад.

Ещё более интересная идея для занятий — составить словарь видеоблогера. Ведь не секрет, что многие ребята имеют или хотят иметь блог, а значит, принадлежать к определенной языковой и культурной среде. В каждой среде — свой язык, свой сленг, свой набор понятий. И поисследовать, какие слова в ходу в среде видеоблогеров, лично мне очень интересно. Если такой запрос будет от детей, обязательно этим займёмся:)

А что думаете вы по поводу этих идей? Возможно ли их реализовать в традиционной школе и почему? 😏


​​Игра в феминитивы

Дорогие друзья, наверняка многие из вас встречали забавные коверкания русского языка типа: "авторка", "режиссерка" и даже "коллежанка" (последнее я услышал совсем недавно😁).

Эта тенденция существует в русском языке уже несколько лет: феминитивы активно входят в нашу речь, но это не всегда оправданно и разумно. И вот почему:

1). Пол/гендер и род — разные вещи. Почему-то люди считают, что необходимо все слова, в том числе общего рода, сделать "женскими". Это странное соображение, потому что слово "автор" — достаточно универсальное, чтобы обращаться с ним к людям разного пола.

2). Грамматический род существительных в русском языке — постоянный. Это значит, что "хлеб" остаётся "мужчиной", а "чашка" — "женщиной". Со словами общего рода ситуация не столь однозначная, однако они существуют как раз для того, чтобы обращаться к людям разного пола. Тем не менее часто мы норовим исказить форму слова так, чтобы соблюсти якобы все приличия.

3). Язык и политика — не всегда хорошее сочетание. Очевидно, что слова типа "режиссерка" и "коллежанка" преследуют иную цель, чем советские новообразования типа "врачиха", "бухгалтерша", "мэрша". Слова из кондового прошлого скорее обесценивали личность человека, снижали тональность обращения к нему. Новые же феминитивы — плод сексуальной революции и феминизма. А потому многие носители языка хотят установить гендерное равноправие, вовсе не понимая того, что принудительное насилие над русской грамматикой этому не способствует. 😒

А что думаете вы по поводу появления феминитивов? Нужны ли они в таком количестве? Как они отражаются на нас с вами? Какие забавные случаи употребления феминитивов вы встречали? С удовольствием почитаю ваши ответы, пишите в личку😊


Лис dan repost


Друзья, я долго не вел канал по разным причинам, но сегодня хочу сделать нетипичный пост, он очень личный, но важный для меня и, надеюсь, полезный для вас.

Помимо преподавания русского языка, я пишу стихи. Как во всяком творчестве, они бывают разного качества, о чем я совершенно не жалею. Но сегодня, после возвращения из Израиля, культурой и историей которого я был очень впечатлен, я хочу поделиться с вами своим стихом, а в следующих постах обещаю написать о любопытных языковых наблюдениях, сделанных на Святой земле:)

Хочу всех поименно обнять,
Святая земля,
Мир мамлюков,
Коринфских колонн,
Стык религий и вер,
Штыков и пушек,
Я исходил пятками острые камни,
Питался палящим солнцем,
Хлебом изгнания
И свободой воли.

Море улыбок, счастья,
Вина у берега моря,
У причудливых волн,
В отголоске столетий
И непрерывных войн
Мой мозг расширялся,
Истекал интеллектом,
Кровью любви
И магией общения
Саднящая боль Холокоста,
Как крик Алконоста,
Съедала меня
И навевала слезы.

Трамвайные рельсы смерти
Вели в газовую печь,
В глухонемую фабрику смерти,
В чертоги, где от человека осталась кожа
И кости после сожжения.


А ещё мой паблик теперь можно читать и ВК, скоро я наполню его контентом, а пока переходите по ссылке и подписывайтесь:

https://vk.com/neinrus


Друзья, лето в самом разгаре, а значит — мои ученики сдали ЕГЭ и теперь с нетерпением ждут результатов. Кто-то их уже получил и вполне доволен. Впереди — жаркая пора поступления.

Пока ребята, с которыми я почти сроднился за этот учебный год, поступают, я ищу новых учеников или учительскую работу, работу на подготовительных курсах.

Буду рад любым предложениям и контактам. Как вы знаете, за этот год я написал немало статей для "Мела", а теперь — ещё и для "Инфоурока" (ссылки скоро появятся здесь, на канале). Поэтому любые предложения написать об образовании, русском языке, литературе, нравах современных детей также приветствуются. 😊

Смело пишите с любыми идеями для сотрудничества (на сей раз не рекламными!) в личку на @RollanDan 👍


Подробнее о знаках препинания можно прочесть в двухтомнике Бодуэна де Куртенэ "Избранные труды по общему языкознанию, а также по ссылке:

http://www.znaki-pr.ru/texts/history_of_punctuation_marks.html


​​Русская пунктуация — почему она такая сложная?

Друзья, один из подписчиков попросил меня порекомендовать книги по истории русской пунктуации и вообще объяснить, почему она такая сложная. С удовольствием сделаю это😊

Итак, знаки препинания в русском языке в том виде, в каком мы их знаем теперь, появились не сразу. Как известно, древнерусский язык был связан с греческим, а потому и пунктуация была похожа. Самый древний знак препинания — точка. Позднее стала употребляться и запятая.

А в 16-17 веках выходят первые грамматики русского языка, начинает оформляться система принципов пунктуации. В них содержатся упоминание о двоеточем, точке с запятой, знаке переноса.

Настоящая революция в русской пунктуации — это 18 век, когда Василий Тредиаковский, крупный учёный и поэт, открыл синтаксический принцип пунктуации. Проще говоря, мы ставим знаки не просто так, а с учётом структуры простого и сложного предложений. В дальнейшем этот принцип закрепился в письменной практике.

В 1748 году Михаил Ломоносов выпускает знаменитую "Российскую грамматику", из которой следует, что в пунктуации важны уже два принципа — смысловой и синтаксический. Хрестоматийные примеры типа "казнить нельзя, помиловать" или "брат утешал сестру, которая болела чтением вслух" 😂😂 доказывают это.

Интересно и то, как в русском языке появился знак "тире": его изобрел Н. М. Карамзин. Позднее знак и случаи его употребления были описаны в трудах А. Х. Востокова и других лингвистов.

В современной пунктуации важен и ещё один принцип — интонационный. Действительно, если говорить в стиле Тины Канделаки, то едва ли можно понять, о чём идёт речь.😂😂

Многие писатели-модернисты, например, Джойс, часто экспериментировали с пунктуацией. Для интереса почитайте 18 эпизод романа "Улисс Джойса и убедитесь, как трудно и забавно жить без знаков препинания☺️

#русскаяпунктуация


Мел dan repost
6 июня день Икс — ЕГЭ по русскому языку.

11 пунктов, которые нужно повторить перед экзаменом:

http://amp.gs/kM91


Друзья, за два дня до дня рождения Александра Сергеевича Пушкина, с которым совпадает ЕГЭ по русскому языку на "Меле" выходит мой чек-лист по подготовке к экзамену. О самом главном, что стоит помнить выпускнику, идя на экзамен. Всем, кто в этом заинтересован, советую почитать, буду рад обратной связи:)

https://mel.fm/yege/3276015-ege_checklist


Фестиваль перлов

Друзья, до пресловутого ЕГЭ осталось совсем немного времени, а потому коллекция перлов моих учеников стремительно пополняется. Сегодня я проанализирую некоторые из них.👍

Итак, один мой подопечный выразился в сочинении так: развязалась драка. Однако драка может только завязаться, а развязываются шнурки, узлы, мировые войны, наконец, существует развязка фильма или книги.

Такие внешне неприметные ошибки создают комический эффект, который ловко используют писатели. Например, в рассказе Зощенко "Нервные люди" и вовсе подтвердилась драка.

Другой перл: рассказать причину бедствия — здесь нарушены нормы управления. Ведь обычно рассказываем мы историю, сказку. В этих контекстах винительный падеж без предлога более чем уместен, однако в случае с причиной такой вариант не пройдёт. Уместен предложный падеж с предлогом "о".

Все дело в том, что каждый падеж в русском языке имеет своё грамматическое значение: у винительного — это указание на прямой объект: "взять бутылку", "кинуть камень". Тогда как причина — вовсе не объект, а логическое понятие, поэтому уместен предложный падеж: рассказывая о причинах, мы вводим дополнительную информацию, входим в подробности☺️

А какие забавные случаи в употреблении падежей встречались вам?) Присылайте в личку, я постараюсь их опубликовать и проанализировать:)

#перлыучеников


Дорогие друзья, спасибо вам за многочисленные отклики на пост о заимствованных словах. Ваши реакции подстёгивают меня внимательнее относиться к фактам и словам😊

Итак, один из подписчиков выяснил, что паттерн — изначально слово, относящееся к образцам ткани. Действительно, английское слово pattern имеет разные значения, среди которых — "образец, шаблон, рисунок, узор". Таким образом, можно сказать и о паттернах ткани.

#ошибочкавышла

20 ta oxirgi post ko‘rsatilgan.

599

obunachilar
Kanal statistikasi