Недалёкое темное настоящее


Kanal geosi va tili: Rossiya, Ruscha
Toifa: Bloglar


Много Японии и Вархаммера, в меру культуры, религиоведения и СПГС. Иногда рукоделие и дела житейские.
Для связи - чат канала и личка @Melanotaenia

Связанные каналы

Kanal geosi va tili
Rossiya, Ruscha
Toifa
Bloglar
Statistika
Postlar filtri


Warhammer: Чёрная Библиотека dan repost
​​#рецензия

High tech, low life из далекого будущего и недалекого прошлого

Когда ГВ анонсировали тематическую серию "ваховских детективов", большая часть читателей отнеслась к очередному эксперименту скептически. За детективную составляющую сеттинга до этого отвечали в основном Инквизиция и Арбитес, а в дебютном романе серии "Узы крови" Криса Райта следствие ведёт пробатор (инспектор) планетарной полиции.

Агусто Зидаров, главный герой сюжета, неуловимо напоминает детективов старого нуара и охотника на репликантов Рика Декарда из "Бегущего по лезвию". Это человек средних лет с обычной жизнью небогатого семьянина в мегаполисе с узнаваемыми деталями вроде местной "шаурмы" и утреннего "кофе" под аккомпанемент старого телевизора. Псевдославянский колорит имён и названий (например, пистолет Зидарова называется Tzarina, Царица) невольно создаёт ещё и ассоциации с клюквенными персонажами боевиков времен Холодной войны и внезапно "Улицами разбитых фонарей" из детства времен 90-х. Увы, русскоязычному читателю покажутся дурацкими клюквенные имена вроде "Мордач Терашова" (причём это мужчина).

По качеству это классический крепкий, хотя и несколько стандартный киберпанк-детектив, который понравится всем ностальгирующим по Гибсону и ждущим "Киберпанк 2077". Многие темы и мотивы перекликаются и с линией Некромунды, и с книгами про Рейвенора и Ширу Кальпурнию.

Богатый город и его ветхая изнанка, коррумпированные главы картелей и городские страшилки про черную трансплантологию, которыми в те же 90-е нас пугали жёлтые газеты. Для британских читателей это и новое переживание кризисных 80-х, "удачно" легшее на нынешние волнения из-за Брексита и пандемии.

Сильные стороны книги - неплохо проработанный детективный сюжет и затягивающая городская атмосфера, по стилю схожая с описаниями Нью-Кробюзона у Чайны Мьевиля. Экшна меньше, чем ожидают любители болтерпорно, но темп сюжета вполне выдержан от начальной сцены погони и до самой развязки.

Главный вопрос, который вызвал роман с первых же глав - а, собственно, где здесь Вархаммер? С одной стороны, большая часть сюжета будет понятна даже людям, совсем не знакомым с сеттингом. С другой стороны, по сюжету все-таки рассыпано много привычных деталей от внутрисеттинговых названий вещей до реалий Империума. Криповая изнанка сюжетной интриги отсылает уже к мистическим темам Dark Heresy. Мелкие детали лора вроде локальной версии Имперского Культа добавляют колорита.

Если подвести итог, не одним космодесантом и ксеносами жива БЛ. Можно и для разнообразия почитать про мрачную городскую жизнь как раз ко второй волне ковид-киберпанка.


​​Вархаммер и кассетный футуризм

Как сеттинг, родившийся в конце 80-х, сороковник взял много черт из окружающей действительности того времени. Многие мотивы сохранились до сих пор, хотя постепенно появляется больше "современных" деталей жизни и техники. Кассетный футуризм - один из видов "панка"-ретрофутуризма, в котором будущее сочетается с узнаваемым стилем примерно 70-80-х в технике, одежде, архитектуре.

Самый яркий пример - изображение компьютерной техники. Когитаторы сороковника часто изображаются похожими на монументальные ЭВМ полувековой давности. Данные хранятся на бобинах и перфокартах, с которыми большая часть нынешних поклонников сеттинга вряд ли сталкивалась на практике. Например, в этом ключе выдержано описание "дата-центра" в романе "Вера и Пламя" Сваллоу, написанного уже в нулевые.

Персональные когитаторы и другие личные девайсы часто выглядят тоже весьма олдовыми. Мне ярко запомнился когитатор из "Рейвенора" Абнетта, громоздкий и тяжёлый (размером с большой чемодан), с механической клавиатурой и бронзовыми коленчатыми крепежами для монитора.

Дата-планшеты с артов тоже напоминают о компьютерных экранах 80-х с зелёным текстом на чёрном фоне (это в целом стало самостоятельным тропом, как в "Матрице"). Объем многих планшетов напоминает самые первые дискеты - они могут хранить и воспроизводить только один файл. Сейчас, правда, начали постепенно приближать изображение датаслейтов к привычным для наших современников планшетам.

К старым телеэкранам отсылает визуалка промо-роликов с характерными полосами помех на экране и приглушенными цветами. Видео-логи оформлены как видеовключения в старых телепередачах.

Очень прижились в фэндоме и мемы из серии colorized, часто подпись "пикт в цвете" ставится и просто к артам на темы сороковника.

Много и других примеров старых реалий: автомобили без автоматической коробки передач, печатные машинки для клерков на вполне себе высокотехнологичных мирах, радиопередатчики из ещё более ранних десятилетий. Очень много монофункциональных девайсов. Что забавно, магос со сложными футуристичными имплантами будет соседствовать с аколитом, вручную переносящим в память когитатора данные с перфокарт.

Визуальная эстетика 80-х в артах и описаниях - и трибьют классике киберпанка, и ностальгия многих авторов, но это тема для отдельного поста.

#warhammer40k


​​Креститель и жрица бога войны

После поста о легендах про первых европейцев стоит рассказать и про двух ярких личностей той переходной эпохи. Христианство в Японии изначально было популярно у представителей военной аристократии, менее тесно связанной с синтоистской традицией. Однако герой поста, Отомо Ёсисигэ-Сорин, по происхождению потомок ещё родовой знати.

Род Отомо был одним из самых давних союзников императорской семьи. По легенде, их предком был бог разведки Мити-но Оми-но микото, спустившийся с небес в свите Ниниги, внука Аматэрасу. Отомо были самым воинственным кланом на заре государства, вельможи клана возглавляли походы в Корею. Отомо Табито, фактически глава военной разведки, и его сын Отомо Якамоти стали ещё и родоначальниками литературной поэзии на японском языке.

Род Отомо в эпоху Хэйан вступал в браки с семьёй Фудзивара, а в эпоху сегуната владел землями на Кюсю, где когда-то несли службу предки. Ёсисигэ, глава рода при Тоётоми Хидэёси в 16 веке, принял буддийские обеты с именем Сорин, хотя и не вел полноценной монашеской жизни. Ещё до того с прибытием иезуитов он заинтересовался новым учением, как из любви к религии, так и из практического интереса. Его земли были богатыми, да и с побережья Кюсю было удобно торговать с другими странами.

Оружие "тэндзику-дзин" помогло ему воевать с соперникамм: и кланом Мори (тоже из родовой знати, потомков императора Хэйдзэя), и кланом Симадзу, и кланом Рюдзодзи, и даже войском монахов-жрецов храма Уса. Португальцы называли его королём Бунго, и в итоге он крестился с именем Франциск.

Однако его жена, личность столь же сильная и колоритная, это не одобряла с самого начала. Она принадлежала к семье Ната, потомственным жрецам того самого храма Уса с самого его основания в 729 году. В храме почитали бога войны Хатимана, обожествленного легендарного императора Одзина. Хатиман был родовым божеством семьи Минамото и, как считалось, помог Японии во время вторжения монголов.

Госпожа Ната была жрицей Хатимана и покровительствовала шаманкам, странствующим монахиням и аскетам-ямабуси (в то время синто и буддизм уже долго были переплетены). Она была близка к традиции ямабуси и бродячих монахов из Кумано, в рамках которой существовали и мужские, и женские группы посвящённых. В истории она осталась под данным иезуитами прозвищем Иезавель в честь языческой жены библейского царя Ахава.

Конфликт религиозных симпатий привёл к полноценному столкновению двух властных семей. Храм Уса несколько раз сжигали войска, большая часть членов клана потеряла свои прежние места в свите Отомо Сорина. В 1578 году конфликт закончился разводом. Именно тогда Сорин принял крещение и позже отправил посольство в Рим. На тот момент его соперником оставался только клан Симадзу, от которого он в итоге потерпел поражение, но получил свои земли обратно от Хидэёси.

С бывшей женой они умерли в один год, а их сын, Отомо Ёсимунэ-Константин стал следующим главой клана. Отомо Сорина помнят и чтят японские христиане, а госпожу Ната, чьи родные, даже потеряв земли, сохранили религиозный авторитет, японские традиционалисты уважают как хранительницу и защитницу наследия предков.

#Япония


Сообщество Warhammer в Телеграме не так велико, но именно благодаря вам оно растет и становится совершеннее. В этом списке наши каналы-друзья.

@warhammer_40000 — арты по вселенной. МНОГО!

@wh40k_ru — Литературный Warhammer - новости книжного вархаммера на русском языке и рецензии на свежие произведения

@black_library — любительские переводы книг, рассказов, аудиокниг, кодексов. Читай, слушай, развивайся.

@grighammer — всё о настольных ролевых играх в мире Вархаммера и не только, ну и мемасики по вахе, куда без них. И немножко отсебятины.

@warhammer_info — Здесь ты сможешь прочитать статьи о Вселенной далекого будущего и про «Век Зигмара».

@vanylemp — Блог лучшего сверхчеловека в мире, отца #1 в Галактике, сверхчеловечного ролевика и ГМа настольных ролевых игр. Люблю кидать мемы, обозревать книги, делиться своим мнением.

@warhammer_fun_songs — Народный фольклор, сказания, хохот Темных Богов.

@warhammer — Все о Warhammer40k + живое общение с представителями всех конфессий вселенной :)

@WarhammerToday — Warhammer Today – горячие новости вселенных Warhammer 40000, Horus Heresy, Age of Sigmar и т.д. Мемы, рулбуки, книги. То, чем дышит сеттинг сегодня.

@AstraTelepat — юмор (много юмора), арты и уютный для общения чат, всё ждёт тебя именно здесь, подписывайся и стань частью братства.

@heresyx - разнообразный контент по вахе и не только. Своя ересь с блэкджеком, мемами и ананасами

@typicalwarhammer — Всё что нужно чтобы погрузиться в мир вахи:
- Книги и кодексы.
- Обучающие видео и статьи по покраске.
- Арты и косплеи.
- Юмор и фанфики.

@space_wolves_channel — канал для настоящих Космических Волков:
— Великолепные арты
— Качественный покрас миниатюр и подробные видеоуроки по нему
— Забавные картинки
— Статьи, цитаты и книги о VI Легионе
— Братская атмосфера, мьод и самки🍻!

@warhammer_world — покрас, арты и немного мемов!

@warpthread — тот самый вархаммер категории Г, которого так иногда не хватает.

@scalestuff - маленькие солдатики большой вселенной Вархаммер. Только авторский покрас, эксперименты, рецепты и гайды. Делаем сложные вещи просто!


@podwargame - официальный канал подкаста [POD]покрас в Телеграм. Вы найдете тут новости из мира миниатюр, релизы, обзоры варгеймов, и конечно же свежие выпуски подкаста!


​​Почему я никогда не пойду преподавать в школе

Начался учебный год, полились в сеть кулстори от коллег из вузовского и школьного образования. Последней каплей послужил рассказ @nerpach про проблемные шестые классы. Как водится в современной школе, не из-за детей, а из-за родителей.

Гиперактивные родители с избытком свободного времени и ЧСВ активно полезли в образовательный процесс. Доходит до того, что все домашние задания делают сами, лишь бы деточка не напрягалась. И плевать, что ДЗ специально сделано с тем и в таких объёмах, чтобы самостоятельно работать с материалом.

Отдельный пункт - желание влезть на шкаф, чтобы увидеть баню. Всё, что угодно, может оскорбить чувства великовозрастных снежинок. Мало-мальски скользких тем приходится избегать даже там, где без этого не обойтись (на обществознании, где говорят и про развитие семейных отношений, и про роль религии в обществе). Так скоро дойдем до "неолитическая семья - результат выращивания капусты, когда детей стали находить в капусте. Аистов перестало хватать для роста численности". Хотя бы борцов с эволюцией в духе американских сектантов особо не наблюдается, и на том спасибо.

Хорошие оценки по умолчанию тоже записывают в прейскурант образовательных услуг. Даже заслуженная двойка, которую раньше воспринимали философски, сейчас повод прибежать в школу и угрожать жалобами в РОНО, Минобр и Спортлото. Злой учитель, даёт сложный материал, ругает за лень, расстрелять из зенитки.

К сожалению, это потихоньку проникает и в вузовское образование. Это чистый нонсенс хотя бы потому, что 99% студентов сейчас совершеннолетние. По идее, на кафедре имеют право сразу отправлять лесом родителей, мужей и жён, троюродных дядюшек и тетушек. Но особенно в частных вузах, где родители платят за учёбу, в ходу, например, звонки родителям, если студент прогуливает или плохо успевает.

Несколько лет назад появились дикие идеи делать родительские собрания вплоть до конца второго курса. Рукой подать до родительских собраний на работе и звонков семье накосячившего сотрудника.

Моя позиция по вопросу жёсткая - вуз безусловно для взрослых людей (неплохо было бы эмансипировать студентов, поступающих до 18). Какие-то задания будут особо сложными, какие-то темы легко шокируют непривычного человека. Это не только какая-нибудь криминальная медицина, даже в моих дисциплинах хватает рассказов о брутальном воинском буддизме или сюдо эпохи Эдо. Взрослый на то и взрослый, чтобы работать не только с тем, что ему нравится. Про дисциплину и самодисциплину даже не буду в сотый раз повторять.

#профессиональное


​​Hollow Knight. Жизнь насекомых и Космос против Хаоса.

Несколько лет спустя наконец дошли руки написать про очень впечатлившую в свое время игру, простую по геймплею, но философскую. Фантастических насекомых принято изображать антиподами привычной человеческой индивидуальности, муравейником или роем с коллективным разумом. Так было и в подземном мире насекомых из игры "Полый рыцарь", живших во власти хтонической, лавкрафтовской богини-прародительницы Лучезарности.

В мире глубин символом местной хтони становится огонь, на который летят насекомые. Её мотивы связаны с бессознательным и подсознанием - миром снов. Есть там и классическая "бесформенная порождающая утроба" - изначальная Пустота в самой глубине.

Среди глубинных ходов жили и черви-вирмы, обладавшие предвидением, и один из них, переродившись в жука, стал Бледным Королём, правителем королевства. Божественный правитель-культурный герой, похожий на Лето, сына Пола Атрейдеса из цикла Дюны (черви явно вдохновлены Дюной).

Он подарил своим подданным индивидуальный разум, и те стали строить государство и создавать рукотворный мир вокруг себя. Богиня-праматерь, лишившись поклонения, начала терять силы, уйдя в мир снов. За это она насылает на королевство Чуму, но Король и его не менее архетипическая супруга-Белая Дама создают Сосуды. Это воины, способные запечатать Чуму внутри себя, хоть и не навсегда. Внутри Сосуда две стихии должны уравновесить друг друга.

Король покидает мир из-за Чумы (отчасти в духе истории Лето II), от него остаётся только шкурка в Царстве Снов. Маленький островок упорядоченного потихоньку угасает, оказавшись между двух стихийных сил, Лучезарности и Пустоты. Герои игры поглощены собственными квестами, в которых рациональная цель сталкивается с эмоциональным, подсознательным элементом.

Нашему игровому герою предстоит квест в духе мифа о Мардуке - сразиться с хтоническим началом и при этом использовать мощь хтонического. И Лучезарность, и изначальная Пустота, которую пытался подчинить себе Король - образы и бессознательного, и Хаоса не в современном фэнтезийном, а в древнем смысле Платона и Гесиода. Каждая из концовок, о которых рассказывать отдельно не буду, содержит свой одинаково драматический вариант решения проблемы.

Наверное, это самый красивый из платформеров, которые мне попадались. Изящная графика в сложных тёмных оттенках, трогательно нарисованные персонажи-насекомые, мир, очаровательный своей сказочной условностью. До истории придётся докапываться, по кусочкам восстанавливая прошлое по мере путешествия по остаткам глубинного города. Прекрасное занятие на несколько осенних вечеров.

#культурологическое


​​"Одно из трёх: или вы черти, или инопланетяне, или лаоваи" (с) реальный старичок в китайской глубинке, найдено у френда-китаиста на ФБ

К прошедшему празднику О-Бон напишу про очень необычных персонажей мистических историй эпохи Эдо. Называли их "тэндзику-дзин", то есть "люди из Индии", но отношение к Индии они имели только опосредованно.

Японцы узнают о "стране Тэндзику", родине Будды, в 6 веке, когда в страну приходит буддизм. Позже складывается идея Сангоку, Трёх Великих Стран, куда входили Индия, Китай и сама Япония. "Индийские истории", пересказы джатак, входили в сборники поучительных рассказов, действие некоторых кайданов тоже происходило в Индии.

Когда в 16 веке через индийские колонии в Японию впервые попали европейцы, их приняли за индусов. Тем более, что единственные знакомые японцам хотя бы по изображениям и описаниям европеоиды были индийскими и центральноазиатскими монахами. Христианство считали новой школой индийского буддизма, ещё и потому, что для перевода слова "Бог" иезуиты сначала использовали слово 大日 (Великое Солнце), обозначающее трансцендентного Будду Махавайрочану.

Прибывшие из-за моря странные чужаки были для японцев сродни и магам-чудотворцам из легенд, и фактически ёкаям. Сохранилась история о том, как Франциска Ксаверия японские крестьяне просили остановить снегопад.

Но с началом гонений на христианство в обществе стал преобладать стереотип "черного колдуна из-за моря". Иезуитов "наделяли" губительной силой, иностранцы якобы могли погубить посевы, нагнать мор, похищать и есть детей. Были приметы, как отпугнуть тэндзику-дзин или отвести злые чары. Считалось, что от них помогают нечистоты, одна "скверна" вытесняет другую. Скорее всего, у легенд про страшных иностранных чудищ, нападавших на жителей, была и реальная база - дезертиры, которые могли грабить прохожих.

Голландцы напоминали японцам зверей из-за светлых глаз и волос. Японцы считали, что голландцы не доживают до старости, потому что на торговый форпост приезжали в основном люди средних лет или молодые.

Есть легенда про голландца, который жил в Нагасаки и хранил у себя волшебный камень. Когда он уехал и попросил японца присмотреть за камнем, японец через шесть лет разбил камень из любопытства. Из осколков выпрыгнуло несколько красных рыб. Когда голландец на следующий год вернулся, то сказал, что камень приносил долголетие. Нужно было отполировать грани и любоваться рыбами, чтобы прожить долго. Японец стал просить его найти ещё такой же камень, но голландец отказался.

Такие же мистические свойства приписывали и спутникам коммодора Перри, которые якобы могли при помощи тайного зрения находить сокровища и спрятанные в домах вещи. Так как иностранцев до этого по приказу сёгуна не выпускали за пределы "торговой зоны", японцы стали считать, что появление иностранца приносит неудачу.

Эту тему постмодернистски обыграли в аниме "Гинтама", где "черные корабли" привозят в Японию конца сёгуната инопланетян. Собственно, в сюжете Япония изменилась под влиянием этих самых "аманто", "небесных людей", как под западным влиянием в реальной жизни. Иероглифы для аманто 天人 - намек-игра слов на написание слова "тэндзику-дзин" 天竺人.

Хотя сейчас японцы привыкли видеть западных людей хотя бы на экране, вдалеке от больших городов большая часть людей будет открыто удивляться приезжим-европеоидам.

#Япония

Нэцкэ-голландец:


​​Бывают странные сближенья. Физика с титаномахией.

В начале лета в канале была оживленная дискуссия по поводу деривативной литературы и, шире, про использование готовых тропов в литературе. Следующий вопрос - а как будет выглядеть литература с минимумом привычных нам архетипов и на что она будет похожа?

Сегодня поделюсь с вами вещью, созданной автором-инженером и математиком на основе современной физики. Эпос невиданного размаха в миллиарды лет с военным конфликтом на уровне стихий, рядом с которым Вархаммер выглядит оптимистичным и рациональным, а Лавкрафт - верхом благоразумия. Это "Цикл Ксили" Стивена Бакстера.

Во Вселенной разворачивается конфликт двух богоподобных рас, практически ровесников Вселенной. Птицы Фотино - повелители темной материи. Ксили, в честь которых назван цикл, управляют барионной (из которой сделаны все видимые вещи, например, мы с вами). Как мы помним ещё со школы, исход немного предсказуем - темной материи 85% против 15% барионной.

Человечество продержалось там на удивление долго, потеряв под инопланетной оккупацией большую часть культуры, но в целом бессильно оказать на мир реальное влияние. Самое интересное, что все сюжетные повороты там заданы как раз физикой. При всей фантасмагоричности, это один из самых "твердых" вариантов НФ.

Впрочем, я слукавила, назвав это титаномахией в заголовке. Получившийся мир парадоксально больше всего похож на предания, существовавшие задолго до Древней Греции. Модерну на смену пришли постмодерн и метамодерн. На новом витке культура техносферы воспроизвела сюжеты, характерные для охотников и собирателей.

Здесь нет уже ставшего привычным дуализма дома и внешнего мира, нет идеи важности человеческих героев. Персонажи важны именно как представители групп и общин, и их небольшое по меркам вселенной племя обречено лавировать между воюющими богами. Сами эти "боги и духи", олицетворения стихийных сил, безлики и конфликтуют только за сферу обитания.

Так инуиты, жители сурового Севера, рассказывают о духах-анирниит, части бесформенного духа неба и воздуха Силап Инуа, охватывающего весь мир. Духи окружающей природы, вроде водяных-аглулик, в целом не злы и равнодушны к людям, но и их мотивы далеки от человеческих. Владычица Нижнего мира Седна и насылает злых духов-туурнгаит, и посылает добычу на охоте. Холодный мир, в котором людям приходится выживать от весны до весны.

Это отличается и от "философской фантастики с фэнтезийными элементами" вроде "Дюны", и от классической твердой НФ вроде "Основания" Азимова. В большей части классики фантастики основное внимание всё-таки уделяется человеку и его месту в мире. Авторы пытаются выяснить, как новые технологии влияют на общество, как герои-люди достигают высот. В мире Бакстера - только древнейший из конфликтов "слабые люди против стихии".

Бакстер создал много произведений в рамках цикла, которые рекомендую с осторожностью, особенно читателям, привыкшим к прописанным персонажам и культурным отсылкам. Но познакомиться однозначно стоит, чтобы не забывать, из какой хтони состоит огромная Вселенная за пределами нашего крохотного пузырька. Все множество галактик - только блёстки на темной материи.

#культурологическое


​​Хлеб и вино. Размышления о литературных образах Мортариона и Сангвиния

Они пытались похоронить нас, но не знали, что мы семена (с) Динос Христианопулос

И скорбящих, и заблудших приглашаю я на пир, я вовек единосущен Тем, Кто создал этот мир (с) С. Калугин

Идея поста родилась из бесед с @ZealSight и @Margarita_Baalskaya и из чтения статей к недавнему Лугнасаду. Хлеб и вино появились в нашей жизни в неолите, и именно вокруг них сформировался мифологический цикл смерти и воскресения. Урожай как казнь, посев как погребение, прорастание как возрождение. Хлеб и вино стали плотью и кровью Христа в христианском символизме.

К сожалению, в цикле Ереси пока не появилось отдельного произведения, напрямую сопоставляющего Мортариона и Сангвиния в рамках этой темы, но в отдельных произведениях очень четко раскрыты отдельные аспекты. Особенно тщательно это проработал Дж. Сваллоу.

Ярче всего "хлебная" символика Мортариона видна в недавнем "Погребенном кинжале". "Жнец" показан в изначальной полноте образа - это не столько образ смерти, сколько Сатурн/Кронос, дающий урожай. Мортарион в романе - культурный герой с постоянной фоновой темой земледелия. Он рассудителен и интроспективен, куда трогательнее Сангвиния, лишён зловещей жажды.

Жертвенная тема Сангвиния и мотив крови видны в сеттинге ярче всего. Сангвиний получает образ "стража загробной жизни" по крайней мере для своих детей. В честь его жертвы учреждают праздник, похожий на пасхальные обряды. Он и культурный герой, и создатель красоты, дионисийский персонаж, и мистик-провидец. Как у Диониса, есть у него и "звериная" символика - ярость, Алая Жажда его сынов.

От Императора и Мортариону, и Сангвинию достался аспект Осириса, сходящего в мир мертвых. Сам Император пока что духом пребывает в варпе, а телесно прикован к трону, чтобы удерживать бездну. Хлеб и виноград едины и в образе Осириса, и в образе Диониса. Мортарион - скорее Загрей, Сангвиний - скорее Дионис Младший. Сет, бог пустыни, в мифах Древнего Царства спускался в Нижний Мир, чтобы поразить змея Апопа. В Новом царстве его отождествили с западносемитским Баалом, символика которого досталась Сангвинию.

Оба они и живы, и мертвы одновременно. Сангвиний уже не должен вернуться в мир живых, но действует в загробном мире. Мортарион "Кинжала" застыл в ожидании, приняв власть Нургла и став образом смерти, но готов дожидаться своей весны.

Свинец, металл Сатурна - символ и безумия, и депрессии-"нурглизма", и статичности в хорошем смысле. По Аристотелю, свинец - прокаженное золото. Как замечает Магнус, у Мортариона порча затронула только тело. Нигредо - не завершение его пути, а только зимняя пауза посеянного зерна. Он ждёт под властью Нургла так же, как раньше под властью Некаре. Увы, г-н Хейли в "Чумной войне" радостно заменил печальный образ из "Кинжала" интриганом-повелителем фекалоракет.

Сангвиний прошел свое искушение и свое нигредо, дойдя до стадии "золота", но его "виноградный день" ещё ждёт литературного воплощения. Фанаты и авторы постоянно спекулируют на теме возможного реткона битвы на "Мстительном Духе". В линейке Темного Империума он появляется в видении тяжелораненого Данте, отправляя главу ордена обратно в мир живых. Будем надеяться, здесь у авторов хватит ума не напортачить и не "оживлять" Ангела ради продаж миниатюр.

#warhammer40k


​​Недавно здесь был пост о старинном празднике, посвященном двум из самых ярких звёзд летнего неба в Северном полушарии - Веге и Альтаиру. Сегодня расскажу истории ещё об одной звезде, которую можно увидеть даже в городе. В средней полосе она видна хуже, чем на юге, потому что стоит довольно низко.

Если вечером, как только появятся первые звёзды, встать лицом к восходящей Луне, то по левую руку будут Юпитер и Сатурн у горизонта и Летний треугольник Веги, Денеба и Альтаира. Над горизонтом в южном небе неподалеку от Юпитера будет видна красная яркая звезда, которую легко перепутать с Марсом. Это альфа Скорпиона, которая так и называется - Антарес (соперник Марса).

Со школы известна легенда о скорпионе, ужалившем охотника Ориона или за оскорбление Артемиды, или за желание истребить всех диких зверей. Но со скорпионом стали ассоциировать эту звезду ещё в Древнем Египте, где по восходу Антареса отмечали весеннее равноденствие, начало сухого сезона и сбора урожая.

Селкет или Серкет, богиня, которой был посвящен Антарес, особо почиталась в Нижнем Египте и была связана одновременно с плодородием и жизнью, и с миром мертвых. Ее венец был украшен фигурой скорпиона, похожего и на смертельно ядовитого жёлтого скорпиона, и на водяного скорпиона, дышащего под водой.

Укус жёлтого скорпиона приводит к смерти от анафилактического шока, и богиню, чье имя значит "дающая дыхание", просили избавить от этой опасности и от укусов змей. Она защищала богов и царей от змея Апопа, и два древнейших фараона носили имя Серк, производное от ее имени (по-русски их так и называют - Скорпион).

Почитали Антарес и в Китае бронзового века, особенно в эпоху Шан-Инь. На гадательных костях, найденных в провинции Хэнань, есть упоминания о жертвоприношениях звезде Хо ("Огненной", Антаресу). По легенде, у императора Ку, правнука Жёлтого Императора и великого правителя (ещё и тотемического предка, которого часто изображали птицеголовым), были сыновья, двое из которых постоянно соперничали. Он отправил их управлять звездами, и один стал Антаресом, а другой - звездой Бетельгейзе (китайская версия антагонизма Скорпиона и Ориона).

В средневековой европейской астрологии Антарес был одной из четырех звёзд, связанных с архангелами-хранителями сторон света. Это звезда Уриила, Света Божьего, архангела, дающего озарение и хранящего запад. Он и управляет светилами, и наводит ужас как грозный ангел грома, призывающий к раскаянию, и покровительствует учению и искусству. Антарес был связан уже с осенним равноденствием. Почитание четырех звёзд пришло из Древней Персии.

#культурологическое


К команде подкастов присоединяется гостевой автор. Встречайте: @The_Master_of_Sealkind (Андрей), магос биологис и энтузиаст естественных наук и техники. Вот тизер его дебютной статьи для проекта:

Наука и технология в мире Warhammer как отражение современного взгляда человека на техносферу. Часть 1

К тому моменту, как человек сформировался как вид, орудия труда сопровождали его эволюцию уже более двух миллионов лет. Совокупность орудий труда и обеспечения жизнедеятельности, а также сопутствующей культуры, стали техносферой. Она сопровождает каждого человека с момента рождения (а в нынешнюю эпоху и до его начала) и до самой смерти. Сеттинг Warhammer40k, как квази-sci-fi, не стал исключением, и в нем роль технологии и науки больше, чем в более «просвещенных» сеттингах вроде ЗВ или "Доктора Кто".

В Далеком темном будущем есть только две фракции, само существование которых не зависит полностью от технологий — тираниды и демоны. Все остальные фракции, и варвары орки, и возвышенные эльдары и некроны полностью полагаются на свои инструменты, чтобы выжить в бесконечной войне.

В некотором смысле эта условность является одним из столпов фантастики 80-х. Еще не умерли последние свидетели «мира будущего» 20-х годов, триумф 60-х был всего лишь поколение назад, а на востоке тысячами заводов чадит "безбожный коммунизм". Но первые ростки постиндустриального мира уже пробиваются через руины индустриализации. Тэтчер закрывает шахты и заводы, ликвидирует железные дороги, превращает колыбель Индустриального мира в дикое поле.

Но память о "мире машин и людей-техников" еще остается. Тэтчер не убивает старых рабочих, она просто оставляет их без средств к существованию. Именно в такое переходное время и начали творить Создатели Вархаммера. Их родители еще застали заводы, еще получали образование и работали за станками. А поколению их детей остались лишь память о былом величии и рудиментарные бытовые навыки. Это и сформировало образ науки и технологии в галактике, поглощенной войной.

Технология абсолютно необходима для выживания. За исключением Имперских Святых или других редких Чудес, все, что есть у людей - это инструменты, доставшиеся им от далеких предков. И скромный лазган, и массивный Титан, все это сотворено руками людей. Империум даже более техноцентричен, чем его аналоги из других сеттиингов. В его основании лежат технологии: Астрономикон и Золотой Трон, даже его маги-псайкеры увешаны имплантами, которые удерживают их от гибели.
Император предстает в образе не только великого полководца и харизматика, но и как ученый, великий хранитель знаний древности. Более того, он описан как один из немногих, кто продолжает экспериментировать и создавать новое.

Примархи наследуют способность своего Отца понимать и управлять технологиями и науками. В некоторых это выражено сильнее, как страсть к ремеслам у Вулкана, Ферруса Мануса и Пертурабо, другие же любят больше науки, например Магнус. Но факт остается фактом — среди Примархов нет ни одного примитивиста и луддита, даже среди тех, кто вырос в диких мирах. Таким образом, люди в далеком темном будущем неотделимы от своей технологии. Но они одновременно и отчуждены от нее. Про это в следующей части.

#warhammer40k #guestwriter


К первой годовщине канала представляю долгоиграющую коллаборацию с замечательным каналом @warhammer_audiobooks. Культура, мифология, наука с техникой и все такое в нашем любимом сеттинге.

Часть контента будет эксклюзивной для подкастов и не будет публиковаться в текстовом виде.


https://t.me/smarthammerproject


Примархи и Таро. Окончание

Солнце - вариант для многих неожиданный, но по символике весьма подходящий: Хорус. Самый яркий и активный из всех примархов, которого всю жизнь сопровождали удача и триумф. Он сильно связан с солнечными мотивами, помимо некоторых лунных, он оптимистичный и талантливый вожак, умеющий находить подход даже к одиночкам вроде Мортариона. Хотя перевернутое Солнце означает лишь временные или не особо важные проблемы, Хорус не смог пережить эти сомнения и пришел к своему закату. Однако и тут есть присущее Солнцу смягчение даже самого плохого расклада - он успел раскаяться перед смертью и получить прощение.

Страшный суд, несмотря на название, карта не "страшная" и подойдёт Вулкану, единственному подтвержденному Вечному среди примархов. Она означает возрождение, обновление, пережитие кризиса (Вулкан не поддался внутренней тьме даже после плена у Керза). Это и надежда на лучшее - Вулкан жив и осознает свою важную роль в плане Императора. Есть у карты связь с огнем как стихией и Первоогнем, а также с символикой бога кузни Гефеста-Вулкана. Опасность для Вулкана - застрять в сомнениях и сожалениях о прошлом и прошлых поступках вместо того, чтобы приближать завершение кризиса.

Последний аркан, тесно связанный с первым - Мир - остаётся для самого таинственного примарха Омегона. Величественное завершение большого плана, последний, который, вероятно, станет первым. С ним связаны надежды лояльных Альфа-легионеров и не только на успех в нынешней войне с Хаосом. Что его ждёт - возвращение к истоку-Терре, исполнение тайно раскрытой ему воли Императора, решающая роль в выходе мира из "Дня Сурка"? Его предостережение - запастись терпением дождаться того самого момента для завершения огромной игры длиной в сто веков.

В следующем посте набросаю, как вижу, примерные описания-эскизы

#warhammer40k


​​Примархи и Таро. Продолжение

Отшельник подойдёт Мортариону - отстраненному и терпеливому искателю собственного пути. Он обращён внутрь себя, ищет независимости, способен на мистическое созерцание, хотя и остерегается своей "колдовской" стороны. В перевёрнутом виде уединение превращается в отчужденность, а уязвленная гордость и пережевывание проблем становятся препятствием для роста.

Колесо Фортуны после колебаний решила сопоставить с Ханом. Это странник, всегда открытый новому и готовый играть на удачу. Он постиг план Императора и следует за судьбой, готовый и к взлетам, и к падениям.

Сила подойдёт Ангрону - это потенциал мощи и агрессии, который сдерживает сила духа человека. Истинное лицо Ангрона - стойкий защитник, способный преодолеть любые препятствия и при этом очень эмпатичный. Но в перевёрнутом положении он теряет контроль над гневом, вспышки ярости приводят его к зависимости и бессилию.

Повешенный соответствует Сангвинию, путь которого привел его к статусу сакральной жертвы. Его жертва - ещё и посмертный статус хранителя душ по крайней мере своих легионеров. Также сюда хорошо вписывается символика аркана, связанная с интуитивным озарением, спокойным следованием пути и непротивлением ходу вещей. У него была опасность самому остаться в статусе "императора" и отказаться от предвиденного пути, но он свой выбор в итоге сделал и прошел путь до конца.

Со Смертью тоже было сложно разобраться, но в итоге соотнесла ее с Феррусом. Это трансформация, выход за рамки старой личности (и механическое самосовершенствование ЖР очень кстати). В его образе много и мотивов, связанных со смертью (некромантия, гибель от рук брата), и витальности. Даже его потеря головы - пока что не конец, а переход на новый этап существования с неплохими шансами вернуться. А опасность - потерять личность в постоянном самопеределывании или остаться навсегда блуждающим духом.

Пертурабо подходит Умеренность. Его изначальная личность человечна и гармонична, "ренессансный человек"-мастер всех искусств и ремесел. Он хочет строить спокойную жизнь для людей и не любит нарушения равновесия. Однако в перевёрнутом состоянии этот баланс он потерял, сначала подпав под влияние приемного отца, потом пытаясь подогнать себя под образ жёсткого военачальника. Дисгармония и загнала его в глубокий кризис и фактически затворничество.

Дьявол мог бы подойти 2. Интерес к тиранидам вполне мог появиться как проявление того самого повышенного интереса к телесному совершенству, к материальному. Обуздать животную натуру он не смог, потеряв личность навсегда.

Башня - карта Коракса. Это и революция-освобождение, и наказание свыше за злодеяния, и резкий кризис. Он поднимает восстание и бомбит рабовладельцев, уже после Ереси совершенствует свою ужасную сторону, охотясь на предателей. Вокруг него тоже происходят бедствия и разрушения, которые ему приходится принять, чтобы перейти на новый этап. Его опасность - стать излишне деструктивным, а то и сгинуть под тяжестью рушащегося мира.

Звезда подходит Фулгриму. Это вдохновение, красота и создание красоты вокруг. Он хороший правитель, приумножающий знания и достаток, создающий прекрасные города на месте бесплодной пустыни. Дать надежду он может даже мрачным людям вроде Керза. В перевёрнутом виде его старания обернулись разрушенными надеждами и бессилием - прекрасная иллюстрация этому попытки воссоздать образ Кемоса в новом романе про Байла.

Луна ассоциируется со Львом. Это и двойственность, которая сильно впечатляет фэндом, и связь с диким и природным, и интуиция, и тревога, и застывание в сумерках сна надолго. Он долго странствовал по жуткому лесу, взаимодействовал со зловещей магией и многими тайнами, а теперь его странствия - в мире снов. Предостережение карты - не заблудиться в призрачном лесу навсегда и проснуться тогда, когда его помощь будет нужна.

#warhammer40k


​​Жрицы и три священных начала. Традиционная религия Рюкю

В Японии "синто" называют все виды местного политеизма, в том числе и нирайканай-синко, религиозную традицию островов Рюкю, ставших частью Японии только в конце эпохи Сэнгоку. Рюкюсцы - австронезийская культура, родственная жителям Океании и аборигенам как Тайваня, так и японского острова Кюсю, но испытавшая большое влияние Китая.

Три начала - первопредка в нирайканай-синко - Небо, Земля и Море, похожие по символике на Ранги, Папа и Тангароа у маори. Само слово нирайканай означало потусторонний мир за морем или в глубине земли, и на островах (например, на самом почитаемом в рюкюской религии о. Кудака) остались легенды про богов, прибывших на лодках с далёкого юга.

Рюкюсцы почитают совокупность предков рода (футучи) и многих богов, которых представляют в довольно архаичном виде концентрации жизненной силы мабуй, что встречается во всех австронезийских религиях (черты этого остались и в японском синто). Жрицы, про которых подробнее скажу ниже, могут во время обрядов становиться вместилищем силы божества и действовать или прорицать от его имени.

Очень важно для рюкюсцев понятие утаки, священного места, близкого к понятию мараэ-малаэ у полинезийцев и связанному с многими обрядами и табу. Чаще всего это роща, скала или пещера, место обитания духов, где проводятся обряды и празднества. Много запретов (например, показывать пальцем на место) распространяется и на родовые могилы.

Дом тоже считается священным местом, как и в Японии, домашний культ тесно связан с почитанием очага как центра дома. Есть божества и защитные обряды, завязанные на нежилые пограничные зоны дома (особенно туалет).

Очень заметная черта, отличающая рюкюские верования - религиозные обряды и ритуалы считаются эксклюзивно женской сферой (культ Онаригами). Про более давнюю традицию женского шаманства у многих народов на побережье Тихого океана и Средней Азии есть много работ (Богораз, Дьяконова, Токарев). Как у рюкюсцев, сакральное считалось женским у чукчей, ительменов. На Рюкю существует легенда о божественных брате и сестре, первом гражданском вожде и первой верховной жрице (очень похоже на миф племени ямато, некоторые исследователи считают, что японские племена заимствовали это у аборигенов).

Родство амбилинейное (и по матери, и по отцу), брак воспринимается как духовное объединение семей, и невеста приносит магическую силу сидзи в семью мужа. Очень важны родственные связи братьев и сестер. Ритуалы в семье выполняет, как правило, старшая женщина рода, похожее встречалось во многих анимистических традициях (чукчи, ительмены, многие общины якутов и долган).

Жрицы-каминтю ("люди богов") бывают двух видов: священнослужительницы нуру и шаманки-медиумы юта. Первые считались потомками первобогини Амамикю, сотворившей острова, и возглавляли религиозные общины поселений. Самые почитаемые совершали государственные обряды для вождей и королей в старые времена. Родственница короля Сюри становилась верховной жрицей-духовным главой королевства.

Считалось, что нуру во время обрядов становятся воплощением Онаригами, богини-сестры. Должность передавалась обычно племяннице, дочери брата (в отличие от ямато), а брат жрицы играл административную роль. В некоторые утаки могли заходить только нуру.

Юта были служительницами низовых культов и входили в состояние транса, чтобы общаться с духами или умершими. Они рождаются с шаманской силой, переживают шаманскую болезнь и должны найти себе наставницу для обучения. Потом они лечат, гадают, снимают проклятия. В отличие от нуру, отношение властей к ним часто было плохим, короли могли преследовать их. Часто и сами жители считали, что шаманки могут приносить несчастье.

Мужских культов было мало, они были связаны с "духами-пришельцами" марэбито и часто исполнялись тайно.

#Япония

Жрица нуру:


​​По пожеланиям подписчиков напишу свой взгляд на то, как образы примархов соотносятся с символикой старших арканов Таро. В рамках допущения буду считать Альфария и Омегона отдельными фигурами, а 2 и 11 примархов "тираниднутым" и "варпанутым" соответственно.

Шут/Ученик - олицетворение как самого игрока (point of view, начало пути, фаза потенциала), так и Императора (Самость, изначальная точка, Дионис и Уран, созидание, божественное трикстерство). Игрок так же способен на любой путь в рамках сеттинга и может охватить его взглядом со стороны. Карта по обе стороны четвертой стены.

По поводу Мага, по-моему, едины все подобные расклады - это Магнус с его рациональной магией, поиском высшего знания, властью над стихиями, активной волей. Авторы щедро снабдили Магнуса связанной с архетипом Мага символикой, а любитель писать про ТС Грэм Макнилл тщательно и со знанием дела добавлял неогерметические мотивы в текст. Перевернутый Маг - то, что в итоге создало Магнусу проблемы: эгоизм, неразумное использование сил.

Верховная Жрица подходит Лоргару больше, чем Иерофант, к которому его пытаются подогнать по стереотипу. Мистика Лоргара - эмоциональная и интуитивная, он тонко чувствующий интроверт, стремящийся к скрытой истине. Даже религиозную карьеру он начинает с видений, озарений, вызова старой религии родного мира. "Перевернутый" статус как раз пассивность, опасность от потери ориентира, необдуманные контринтуитивные действия.

Императрица соответствует Гиллиману - опекающей родительской фигуре, домовитому управленцу, главе одной из самых благополучных частей Империума. Он олицетворяет процветание, щедрость, дипломатию (особенно в линейке иннари). Прижимистость и гиперопека - "темные стороны" Императрицы.

Император - Дорн, строгий и холодный руководитель, стоический отец-защитник, "каменная стена". Он организует порядок и оборону, для него важны честь, профессионализм, верность Императору и подопечным. Опасны для него как излишняя жесткость, негибкость, так и потеря концентрации из-за горя и изоляции.

Иерофантом мне представляется 11 - Лоргар видел в одном из потерянных братьев предостережение для себя, и именно этот брат мог быть единственным, кто знал про варп. Если это "духовная" фигура, то уже передающая людям Высшее знание, полученное от Императора, проповедь, направленная на улучшение мира, благословение и озарение. Но в перевернутом виде он сошел с пути, а то и возомнил себя богом.

Влюбленные, карта, символизирующая двойственность и выбор, подходит Альфарию. Альфарию постоянно приходится и выбирать, и сочетать - то человеческое и ксеносское, то лояльность и заигрывания с Хаосом. У него тесная синергия и с братом-близнецом, и с легионом. Однако он в итоге теряет баланс, делает неправильный выбор и гибнет глупее прочих.

По поводу Колесницы пришлось крепко подумать, но в итоге остановилась на Руссе. Это волевое движение вперёд, подчинение воле свыше, как прорыв, так и примирение внутренних противоречий. Русс постоянно старается уравновесить дикое и цивилизованное, он и упорный воин, и странник, отправившийся за Древом Жизни, чтобы вывести мир из застоя. Его опасность - опрометчивые поступки на крутых поворотах, необдуманное применение силы.

Справедливость - Конрад Керз, следящий за соблюдением законов и выносящий приговоры. В норме он должен был быть примархом-"инквизитором", поддерживающим порядок и мораль, но его перевёрнутая сторона - самодурство, осуждение, несправедливые наказания.

Продолжение следует

#warhammer40k


​​色即是空空即是色: «Матрица» и буддизм. Предыстория и общая концепция

Начну серию постов, посвящённую буддийским мотивам в культовой кинотрилогии нулевых и ее спин-оффах. Сразу предупрежу, что буду касаться только «буддийского» символического слоя, а европейские мотивы вроде имени Персефоны оставлю другим комментаторам.

В самую первую очередь надо сказать про то, как вообще появилась идея снять изрядно буддийский по духу фильм и как это связано с модой на буддизм на Западе во второй половине 20 века. Сами Вачовски не скрывали, что сильно вдохновились как киберпанковым аниме родом из культуры с сильным буддийским наследием, так и собственно различными течениями буддизма. Культурологи Андерсон и Харпер считают «воинствующий буддизм» одним из основных трендов американской масс-культуры в нулевых, в том числе и как реакцию на 9/11. Новая версия околобуддийской культуры уже куда менее созерцательная и куда более проактивная в попытках «прекратить страдание».

Сама популярность буддизма и буддийской культуры на современном Западе начинается ещё с ориентализма конца 19 века, а последняя большая волна - разочарование в привычных философских системах и подъем контркультуры после Второй мировой. Жители Запада стали заново читать переводы сутр и джатак, битники пишут прозу с буддийскими мотивами, ушлые японские проповедники издают адаптированные к западному вкусу книги о дзэн-буддизме, хиппи, как их дедушки-модернисты, ищут идеал на Востоке. Постепенно формируется три потока: японский (дзэн), индийский (синкретический интерес к дхармический религиям и культуре), тибетский (колорит эзотерического буддизма, мантры, психоделика).

“Призрак в доспехах», один из основных источников вдохновения «Матрицы», очень много взял из традиционного японского буддизма: отношение к личности в духе анатмавады, цифровая «реинкарнация», воинский буддизм, сам образ Мотоко Кусанаги похож на героинь сборника буддийских историй «Нихон Рёики». В «Матрице» сама модель мира выстроена по буддийским лекалам, причём взяты детали из всех известных на Западе течений буддизма.

Мир-«сансара», в котором живут персонажи, оказывается всего лишь иллюзией, виртуальной реальностью людей, подключённых к системе и спящих в капсулах. Как архаты и тхеравады, и махаяны, человек, осознавший иллюзорность Матрицы, способен нарушать законы физики внутри виртуального пространства и подчинять его своей воле. Выход из сансары, правда, решён в духе именно дзэн-буддизма - одномоментное осознание реальности-пробуждение (сатори). При этом «просветленный» не покидает сансару навсегда, а может возвращаться, чтобы помогать другим. Путь бодхисаттвы, спасающего других, по буддизму махаяны предпочтительнее пути архата.

Дальше по сюжету изначально планировался неожиданный поворот с иллюзорностью и общины «пробудившихся», чтобы обыграть недвойственность сансары и нирваны, но от этого хода Вачовски решили отказаться.

Циклические обновления Матрицы взяты из индийской космологии с кальпами, «днями и годами Брахмы», причём циклические разрушения и восстановления не минуют и сангху-Зион. В каждую новую эру среди людей должен появляться Избранный-Татхагата, воплощение абсолютного Будды, и их шесть вместе с Нео, как в буддийском каноне (Будда Шакьямуни шестой среди «нынешних будд»). Герои не разрушают Матрицу силой потому, что задача бодхисаттвы - поспособствовать пробуждению всех живых существ. Страдание-дуккха удерживает людей в плену и в конечном счете порождает Матрицу.

Чудеса, которые творит Избранный, встречаются ещё в ранних учениях индийской хинаяны, но на Западе стали известны благодаря японским и тибетским рассказам о святых-аскетах ваджраяны. В Японии это воины-ямабуси, которые летают, отражают стрелы, призывают духов. В Тибете это махасиддхи, эксцентричные чудотворцы, напоказ нарушавшие табу, ходившие по воде, приставляющие обратно отрубленные головы и приказывающие богам.

Следующий пост серии будет посвящён буддийской практике в «Матрице».

#культурологическое


​​Танабата. Небесный брак и исполнение желаний

Пост про этот японский праздник, сразу скажу, задержался на день, но даже в Японии его отмечают не только 7 июля. Из Китая ещё в эпоху Нара пришла традиция сезонных праздников сэкку, которые отмечали в нечётные лунные месяцы в число, совпадавшее с номером месяца (1 день 1 луны, 3 день 3 луны и т.д.). В Китае 7 день 7 луны назывался Циси (Седьмая Ночь) и был посвящён персонажам легенды, общей для всего региона.

Пастух (звезда Альтаир) полюбил небесную Ткачиху (звезду Вегу), но небесное божество (в китайской версии - богиня, в японской - Небесный император) разлучает супругов (тоже по разным причинам, в Китае - из-за брака смертного и небесной девы, в Японии - из-за того, что и Волопас, и Ткачиха забросили работу). Только в один день в году они могут встретиться, когда сороки выстроятся в мост над Небесной Рекой (Млечным Путём). Считалось, что если в этот день пойдёт дождь, то Небесная Река разольется, и влюблённые не смогут встретиться.

Первые упоминания о празднике в Японии относятся к правлению императрицы Кокэн (8 век). Как и в Китае, этот день был посвящён молитвам об удачном браке и мастерству ремесленников. Название праздника записывали теми же иероглифами, но стали читать их как Танабата (ткацкий станок): образ Ткачихи из легенды связали с небесными ткачихами из дворца богини Аматэрасу и обрядом изготовления тканой одежды для божеств. Ритуальные станки для ткачества жрицы могли ставить над ручьем для очищения, отсюда близкая японцам интерпретация и образа моста из легенды. По традиционному календарю праздник приходился на наш август и часто был связан с О-Бон, праздником предков.

Общеяпонским праздником Танабата становится в эпоху Эдо, когда широко распространяются многие чисто дворцовые или столичные обычаи. Праздник получает ещё одно название «саса-но сэкку» (сэкку бамбука). На ветки бамбука над рекой вешали бумажные полоски тандзаку, на которых писали желания (есть даже эмодзи в честь этого обычая), обычно одного из пяти цветов-символов пяти стихий. Как в старинных обрядах очищения, ветки с тандзаку могли сплавлять по реке, чтобы с ними «уплыли» все неурядицы. В более раннее время пожелания писали на тутовых или бамбуковых листьев, а чернила разводили росой, собранной с листьев таро.

Праздник отмечается в самое жаркое время года, поэтому основная часть гуляний приходилась на вечер и ночь. Ремесленники, купцы, крестьяне и горожане молились божествам плодородия и ремёсел о процветании, умелом ведении хозяйства и успехе во всех делах. Для праздника складывали фигурки оригами, обычно связанные по символике с процветанием (кимоно, журавль). В наше время с Танабата ассоциируются журавлики-оридзуру, камигоромо-кимоно, корзинки-кудзукаго (символ бережливости), верши-тоами (символ успеха и прибыли), кошельки-кинтяку (символ достатка), длинные полосы-фукинагаси (символическое изображение ритуального полотна). Символом праздника стал и бумажный шар кусудама, который раньше наполняли лечебными травами и вешали в доме, чтобы отогнать болезни. Самый знаменитый фестиваль Танабата в Японии - в городе Сэндай, где его до сих пор отмечают в августе.

В праздник Танабата происходит действие знаменитой пьесы Но «Сэкидэра Комати» (Комати в храме Сэкидэра), где знаменитая поэтесса Оно-но Комати, уже пожилая монахиня, разговаривает с настоятелем храма о прошлом и бренности бытия.

#Япония

Сцена из пьесы:


Сообщество Warhammer в Телеграме не так велико, но именно благодаря вам оно растет и становится совершеннее. В этом списке наши каналы-друзья.

@warhammer_40000 — арты по вселенной. МНОГО!

@wh40k_ru — Литературный Warhammer - новости книжного вархаммера на русском языке и рецензии на свежие произведения

@black_library — любительские переводы книг, рассказов, аудиокниг, кодексов. Читай, слушай, развивайся.

@grighammer — всё о настольных ролевых играх в мире Вархаммера и не только, ну и мемасики по вахе, куда без них. И немножко отсебятины.

@warhammer_info — Здесь ты сможешь прочитать статьи о Вселенной далекого будущего и про «Век Зигмара».

@vanylemp — Блог лучшего сверхчеловека в мире, отца #1 в Галактике, сверхчеловечного ролевика и ГМа настольных ролевых игр. Люблю кидать мемы, обозревать книги, делиться своим мнением.

@warhammer_fun_songs — Народный фольклор, сказания, хохот Темных Богов.

@warhammer — Все о Warhammer40k + живое общение с представителями всех конфессий вселенной :)

@WarhammerToday — Warhammer Today – горячие новости вселенных Warhammer 40000, Horus Heresy, Age of Sigmar и т.д. Мемы, рулбуки, книги. То, чем дышит сеттинг сегодня.

@AstraTelepat — юмор (много юмора), арты и уютный для общения чат, всё ждёт тебя именно здесь, подписывайся и стань частью братства.

@heresyx - разнообразный контент по вахе и не только. Своя ересь с блэкджеком, мемами и ананасами

@typicalwarhammer — Всё что нужно чтобы погрузиться в мир вахи:
- Книги и кодексы.
- Обучающие видео и статьи по покраске.
- Арты и косплеи.
- Юмор и фанфики.

@space_wolves_channel — канал для настоящих Космических Волков:
— Великолепные арты
— Качественный покрас миниатюр и подробные видеоуроки по нему
— Забавные картинки
— Статьи, цитаты и книги о VI Легионе
— Братская атмосфера, мьод и самки🍻!

@warhammer_world — покрас, арты и немного мемов!

@warpthread — тот самый вархаммер категории Г, которого так иногда не хватает.

@scalestuff - маленькие солдатики большой вселенной Вархаммер. Только авторский покрас, эксперименты, рецепты и гайды. Делаем сложные вещи просто!


​​Конец прекрасной эпохи. Электронный вихрь и мощный рывок молекул.

"Неужель он не знает, что живых коней победила стальная конница?" (с) С. Есенин

Технические достижения конца 19 - начала 20 веков создали и новую эстетику с новой философией. "Мир машин" ворвался в размеренную жизнь ещё патриархального села и старого города, создав как индустриальный ад копоти и смога в викторианском Лондоне, который Уильям Блейк сравнивал с адом, так и блистательные техноутопии футуристических зданий из стекла и металла, полета и скорости.

Искусство конца 19 века - красочное вычурное Ар Нуво, символизм и новая мифология, упоение старинными сюжетами, ориентальной экзотикой и хтонью. На сломе эпохи извилистые линии экзотических цветов в искусстве сменяются жёсткими углами заводов и гигантских зданий. Уже в преддверии новой войны, в 1910 году Маринетти выпускает гимн наступающей эпохи - "Манифест футуризма". Нынешние кухонные философы обычно приписывают призывы "разрушить старое до основания" исключительно околосоветской культуре, игнорируя общее настроение целого поколения.

Маринетти провозглашает разрушение "устаревшей" культуры, торжество силы и машины, роль человека как переходного звена между зверем и машиной. Футуризм, поэтика, устремленная в будущее, захватывает и правых, и левых на более чем два десятилетия. Каменский воспевает аэропланы, Маяковский создаёт новаторский стиль и призывает строить новый мир, Хирато Рэнкити добавляет к символике неба и полета японский символ солнца как олицетворение жизненной силы. В архитектуре торжествует утилитарная монументальность от советского конструктивизма до Баухауса.

Восторг перед новой жизнью проникает и в массовую прозу, где вокзалы, автострады, кинотеатры, заводы становятся излюбленными декорациями для фантастических приключений и криминальных драм. У А. Толстого и Эдогавы Рампо разворачиваются интриги зловещих изобретателей, а герои Рютандзи Ю наслаждаются свободой и благами города.

Однако наряду с восторгом перед новым техническим миром поднимается и противоположная волна. Жестокость ПМВ, тяготы 1920-х заставляют многих вспомнить старый, почти ушедший мир. "Метрополис" Ланга показывает изнанку машинного города-улья, создав отдельный троп, который будут вспоминать вплоть до нашего времени. Замятин, сам инженер и активист, будет сводить счёты с собственной юностью в романе "Мы", где покажет в мрачных тонах идеализированный мир футуристов со сциентизмом и обществом-механизмом. Сюжет романа отчётливо воспроизводит актуальный до сих пор конфликт "природа vs машина".

Параллельно возникает "пасторальная" эстетика, хорошо знакомая читателям по поэзии С. Есенина. Идеализированная деревня, красоты природы, грусть человека, оказавшегося в равнодушном огромном городе.

Эту же линию развивает Толкин, тяжело переживавший и уход "старой доброй Англии", и ПМВ. Его отрицательные персонажи сильно завязаны на технику и ремесло, вала Аулэ, отвечающий за технику, самый "сомнительный" из Валар, а его майар Саурон и Курумо-Саруман выбирают разрушение. В видах Мордора угадываются и мрачные виды индустриального Лондона, и "лунный пейзаж" полей ПМВ, армия орков и особенно урук-хаев отчётливо "индустриальная". Ортханк и его окрестности - образ "новой архитектуры" и расширения промзон. Диктатура Сарумана в Шире - "механизированная агрокорпорация" в противовес старой деревне.

Сейчас этот конфликт снова всплывает на волне противостояния "зелёных" и "технократов". Одни строят проекты глобальной роботизации, другие мечтают об анархо-примитивизме. Бок о бок сосуществуют гаджетомания и маркетинг молочных продуктов с домиками в деревне. А что ближе именно вам?

#культурологическое

Картина Ф. Мариани в жанре "аэроживописи":

20 ta oxirgi post ko‘rsatilgan.

1 007

obunachilar
Kanal statistikasi