Три испытания веры.
Первое испытание веры – это молчание Бога.
Мы молимся, мы вопием к Небесам, мы изливаем свою душу, мы ждем ответа – и ничего не происходит. Бог молчит, и мы не знаем, слышит ли Он нас вообще. Мы не знаем, как расценивать это молчание. Мы не знаем, как реагировать на него.
Чаще всего мы склонны в таких обстоятельствах обвинять Бога. Бог молчит, потому что: Он нас не слышит; Он нас не любит; Он безразличен к нашим проблемам; Он не желает нам помочь. Одни говорят, что Бог злой, другие возражают – нет, Он добрый, просто следить за всем не успевает. Есть и такие, которые воспринимают Бога как некое энергетическое поле, которое интересует только сохранение энергии во Вселенной. Если вам плохо, то кому-то в этот момент хорошо, таким образом - баланс не нарушен. В конце концов, наше разочарование может привести к самому крайнему выводу: Бога нет. Если бы Он был, Он бы не молчал, Он бы обязательно ответил.
Неопределенность нас выводит из себя. Молчание Бога порой для нас горше смерти.
Пс.27:1 «К Тебе, Господи, взываю: твердыня моя! Не будь безмолвен для меня, чтобы при безмолвии Твоем я не уподобился нисходящим в могилу»
В одном из современных переводов этого стиха сказано: «…ибо если Ты молчишь, мне лучше сдаться и умереть». Однако есть и иные толкования этих слов Давида: не молчи, Господи, чтобы я не умер смертью грешных; чтобы я не привык ко злу и не считал его обычным делом; чтобы я не стал жить так, как живут безбожники в этом мире.
Очень часто молчание Бога приводит к радикальным заявлениям и действиям. Например, в 1999 г. ортодоксальный еврей Меир Баранес инициировал проведение демонстрации против Бога у Стены Плача в Иерусалиме. Он выступил со следующим заявлением: «Господь мира, что Ты имеешь против евреев? Ты, святой Бог, должен вернуться к вере. Это наглость, что Ты до сих пор не избавил нас. После 2000 лет жизни в диаспоре и после уничтожения шести миллионов евреев в Холокосте мы требуем от Тебя, чтобы Ты сейчас же послал нам Мессию, прежде чем мы начнем демонстрацию против Тебя перед Стеной плача».
Сказано довольно откровенно и грубо, не правда ли? Но чаще бывают менее радикальные проявления несогласия с тем, что Бог не отвечает на молитвы. Виктор Семенович Рягузов вспоминает, как однажды он посетил больную пожилую сестру, которая попросила помолиться о том, чтобы Господь сделал одно из двух: либо исцелил ее, либо забрал к Себе. На это служитель Божий сказал: «А ведь есть и третье решение, кроме того, чтобы выздороветь либо уйти в небо, – поболеть. Пусть Господь решит, что лучше». Сестра обиделась на этот третий вариант – поболеть. Такое суровое решение для нее было неприемлемо.
Когда мы обвиняем Бога в том, что Он нам не отвечает, мы забываем о другом Его молчании.
Ис.53:7 «Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих»
Он молчал, когда терпел на себе поругание за наши грехи. Он не оправдывался, не угрожал, никого не обвинял. Бог и сегодня зачастую молчит, когда люди творят беззаконие, проявляя этим свое долготерпение к ним. Он ожидает их покаяния.
Один фермер однажды написал проповеднику письмо, в котором были такие слова: «Я сею в воскресенье, убираю урожай в воскресенье, пашу в воскресенье. Сейчас октябрь и у меня, по сравнению с другими фермерами, самый большой счет в банке. Как вы это объясните?» Проповедник ему ответил: «Бог не платит по счетам в октябре. Он расплатится с неспасенными у Белого Трона в Судный День. Тогда вы посмотрите, что из этого получится».
Возможно, Бог не отвечает на наши вопросы, потому что желает, чтобы мы успокоились и доверились Ему. Бог не обещал, что Он избавит нас от всех проблем. Он обещал, что будет с нами в любых обстоятельствах. Мы часто воспринимаем Бога как некую обезличенную силу, которая обязана вмешаться в нашу жизнь всякий раз, когда мы об этом просим, а затем молча отойти и не мешать нам жить. Но Бог – это Личность, и Он ищет постоянных близких отношений с нами.