Зоопарк из слоновой кости


Kanal geosi va tili: Rossiya, Ruscha


Руководство по выживанию в науке, полезные советы начинающим, новости из научной жизни и просто околонаучный треп
Версия VK: https://vk.com/ivory_zoo
Версия ЖЖ: ivory-zoo.livejournal.com
Вопросы? Предложения? @ivory_zoo

Связанные каналы  |  Похожие каналы

Kanal geosi va tili
Rossiya, Ruscha
Statistika
Postlar filtri


#мы_ушли_из_зоопарка

Welcome to the prestigious Bullshit Scientific Journal, where we specialize in publishing groundbreaking research that is completely made up and based on pure nonsense. Our editorial board consists of esteemed scholars who excel in the art of fabricating data and manipulating results to create compelling yet utterly false conclusions.

We are currently accepting submissions in a wide range of fields, including astrobiology, quantum physics, and cryptids studies. Our only requirement is that your research must be completely fabricated and devoid of any actual scientific merit.

Join us in pushing the boundaries of pseudo-science and spreading misinformation in the name of academic excellence. Submit your bullshit research to the Bullshit Scientific Journal today!

ChatGPT по запросу "Bullshit Scientific Journal"

3k 0 44 13 108

Что: Science Slam Химия будущего

Где и когда: 26 мая в 17:00 в павильоне «Дом полимеров» на ВДНХ, в День химика

Пять молодых ученых из Москвы, Петербурга и Нижнего Новгорода расскажут о своих исследованиях в области химии будущего. Задача каждого - всего за 10 минут представить свою работу так, чтобы она была понятна зрителям.

Зрителей ожидает праздник науки и подарки за лучшие вопросы спикерам!

Ученые расскажут как никель изменит мир, как связаны губки и водоросли, какими будут реакторы будущего, об эволюции инсулинотерапии и о многом другом 🧪

Вход свободный, по регистрации


#зоопарк_из_слоновой_кости

Зоопарк просвещающий - продолжаем отвечать на запросы трудящихся, оставленные для нашей рубрики #по_писькам_читателей в комментах вот под этим постом.

Нас просят "контента прям для совсем инкубатора, типа для студентов 2-3 курса, пришедших в свое первое СНО" - ну ок, давайте попробуем начать с "как правильно писать литобзор".

Легко. Для этого нужно взять простой советский литобзор из диссера твоего научрука.... стоп, не, не то. Если у наурука диссер на похожую тему, то прочитать его, может, и стоит, но копипастить -нет, ибо, во-первых, это нехорошо, во-вторых, это палево.

Делай так:

1) Иди к научруку и посоветуйся насчет темы литобзора. Даже если тебе кажецца, что ты 100% ее уже знаешь, все равно нужно поговорить, ибо тут есть нюансы - ему виднее.

Если научрук тебя постоянно динамит с разговорами, тебе с ним не повезло (напомним, у нас есть полезный мануал "как выбрать научрука и не облажаться" - если ты еще совсем юный падаван, прочитай, пригодится). Если такое случилось, то иди чистить карму к тому человеку из лабы, который с учетом вышеупомянутого мануала тебе кажется достаточно добрым, чтобы тебе помочь - один фиг потом все равно придется формально согласовать это с научруком, но хотя бы что-то у тебя уже будет.

2) В норме к моменту написания диссера ты уже умеешь пользоваться библиографическими базами данных (ББД) - Scopus, Web of Science, Google Scholar как минимум; если ты гуманитарий, то РИНЦ тоже может пригодиться. Если еще не умеешь - учись, посмотри видео на ютубе и потыкайся сам, там все интуитивно понятно, хватит максимум пары часов, чтобы разобраться.

3) Освой какой-нибудь из reference managers (запоминай слова - Mendeley, Zotero, EndNote). Про них напишем как-нибудь отдельно, а пока иди на тот же ютуб. Поверь, это сильно сэкономит время и нервы, и пара часов изучения матчасти здесь окупится многократно.

4) Если ты естественнонаучник, то иди в ББД и ищи пару свежих (!) обзоров по теме, которую ты определил в п.1. Для самых маленьких: обзор (review) - это особый вид научной статьи, дайджест-выжимка, где коротко и по существу описаны все достижения по такой-то теме за такой-то период (иногда за все время, иногда за последние годы - это обычно упоминается во введении).

Прочитай их, выбери пару-тройку самых хороших, прочитай, скомпилируй, переработай, убери лишнее (обычный литобзор в кандидатской редко когда превышает 50 страниц). Все, основа у тебя есть. Чего делать НЕ надо - это:

а) тупо передирать текст без изменений. Это палево, и это тупо. Прочитай, подумай головой, переосмысли (мы не про рерайт),

б) НЕ давать ссылку на обзоры. Золотое правило: пользуешься источником - сошлись. А еще лучше - честно напиши в самом начале литобзора, что активно пользовался вот этими работами.

5) Посмотри в ББД, кто ссылался на обзоры. Все чаще бывает, что там полно бессмысленных цитирований в общей куче, но твоя задача - понять, что нового появилось в теме с момента выхода этих работ. Отследи такие статьи, прочитай, обдумай, если надо, то упомяни у себя в тексте и их тоже.

6) На всякий случай пройдись по ББД еще разок с поиском по нужным словам - возможно, найдешь еще какие-то работы, где на эти reviews НЕ ссылались. Здесь важно взять достаточно узкий запрос, чтобы не утонуть, твоя задача на этом этапе уже скорее дополировать свой креатив.

7) PROFIT!

P.S. Замечание для душнил, которые сейчас начнут напоминать, что "кандидатская - это квалификационная работа, которая демонстрирует в том числе умение проводить литературный поиск", следовательно, брать чужие обзоры нельзя.

Идите лесом. Если человек применяет теорему Пифагора, он не обязан начинать работу с ее доказательства. Если кто-то уже проделал работу по анализу литературы, пользоваться чужим трудом не просто можно, а нужно, потому что это рационально.

Брать из открытых источников можно что угодно. Нельзя выдавать чужое за свое.

P.P.S. Рецепт, как добывать доступ к ББД с ограниченным (ну то есть типа платным) доступом, лежит вот тут. А вот тут коллеги собрали данные о бесплатных или полубесплатных альтернативах.

4.1k 1 159 16 142

#обозревая_происходящее #историческое

Возникли два новых пароходства, и они вместе со старинными, прежними, неистово конкурировали друг с другом, перевозя груз и богомольцев. В конкуренции они дошли до того, что понизили цены за рейсы с семидесяти пяти копеек для третьего класса до пяти, трех, двух и даже одной копейки. Наконец, изнемогая в непосильной борьбе, одно из пароходных обществ предложило всем пассажирам третьего класса даровой проезд. Тогда его конкурент тотчас же к даровому проезду присовокупил еще полбулки белого хлеба.

Куприн, "Яма".

Вот что мы имеем вспомнить по поводу раздачи денег вузами поступающим стобалльникам. Кстати, пишут, что этим балуется не только Физтех.

Да и хватит уже об этом, пожалуй.




#обозревая_происходящее #зоопарк_одобряет

В Саратовском университете @saruniversity есть очень хорошая научная школа химиков-аналитиков, и вот очередная статья, вернее, обзор в крутом журнале TrAC Trends in Analytical Chemistry (IF = 13.1). Речь там идет о свежих достижениях в области люминесцентных наносенсоров на антибиотики. Эта тема интенсивно изучается по всему миру - постольку, поскольку специалистам (особенно врачам и ветеринарам) нужны быстрые и хорошие тест-системы на антибиотики, и соревнование на тему "удобнее-дешевле-точнее" тут не прекращается. Обзор получился довольно большой и представительный (148 ссылок)

https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0165993624002577


#обозревая_происходящее

Онлайн-школа Алгоритмика запускает бесплатные интенсивные промо-мини-курсы по программированию для детей (и подростков)!

Обучение с нуля, можно начинать с любыми навыками. Есть три направления:

✅ Программирование на Scratch (8-10 лет),

✅ Геймдизайн в среде Roblox Studio (10-11 лет),

✅ Python (12-17 лет).

Записаться можно тут: https://s.algoritmika.org/1vbd5my

Реклама ООО "Алгоритмика", ИНН 7704386240, Erid: 2VtzqwKmNE7


#фейспалм

Официальные новости Нижегородского университета:

Решением Президиума Российской Академии Естествознания профессору кафедры финансов и кредита Института экономики ННГУ Владимиру Чернову присвоено Почётное звание «Основатель научного направления».

Если кто вдруг не в курсе: "Российская академия естествознания" (РАЕ) - одна из так называемых "общественных академий наук" (подробнее об этом феномене мы писали довольно давно, но актуальности это не потеряло).

Ждем от ННГУ других интересных новостей - поздравлений сотрудников с награждением орденом "Лучший дедушка на свете", медалью "Душа компании" и другими высокими знаками отличия.

P.S. Мы бы еще поняли, если бы новость вышла в каком-нибудь затрапезном "вузе третьей категории". Но за ННГУ обидно - как ни крути, а это один из лучших классических университетов страны. По крайней мере, раньше он им точно был.

10.5k 3 93 22 124

#асы_пиара #крамольные_мысли

Прошлогодний снег как инфоповод, или еще раз о вузовских мероприятиях

Мысли по мотивам общения в личке нашего Зоопарка, уже не первый раз.

Итак, ваш вуз или институт собирается проводить какое-то мероприятие (конференцию, публичные лекции или что-то там еще) и вы хотите его пропиарить. Если ваша предполагаемая тусовка открытая, то ее анонс может быть интересен, то есть стучаться в релевантные по тематике каналы имеет прямой смысл. Список каналов у smm должен быть всегда (в голове, на листочке, в файле - неважно). Здесь обычно нет правила "первой брачной ночи" - закидывать инфу можно всем, хуже не будет.

Когда мероприятие уже прошло, в 99% случаев известие об этом не интересно никому. Понятно, для чего пишутся новости типа "у нас тут была конференция" - чтоб начальство похвалило, чтоб все видели, что у вас там люди не фигней страдают, а что-то там делают, для, не к ночи будь помянут, М-рейтинга, чтоб его. Для остальных же эта информация по ценности не сильно отличается от постов мамочек "мы покушали" и "у нас режутся зубки" в ленте соцсетей.

Конечно, бывают истории, когда на конфе произошло что-то любопытное для ширнармасс (было принято какое-то эпохальное решение, докладчик набил морду председателю секции, welcome party переросла в разнузданную оргию и видео попало в тикток...). Еще вариант - когда после конференции остался годный содержательный контент (видеозаписи лекций). Тогда да, пост-релиз может быть интересен. В остальных случаях - нет.

В общем, принцип простой: если вы хотите закинуть свой пост-релиз в чей-то канал (или СМИ, короче, куда-то, кроме ваших домашних медиа), задайте себе вопрос, будет ли это кому-то интересно. И если ответ "нет", то не стоит тратить на это время.


#кросскультурная_коммуникация

Отдел газет Российской национальной библиотеки подготовил классные гайды, которые помогут не только разобраться в многообразии отечественной прессы, но и с минимальными усилиями узнать что-то новое о своей семейной истории.

Вот они:

Как пресса может помочь в генеалогическом поиске: инструкция

Часть I. Краткий обзор истории отечественной прессы


Часть II. Что может найти генеалог в газетах и журналах


Часть III. Как работать с периодикой


Инджой.


Русский research dan repost
Гуманитарные проблемы

После моей заметки об учебнике обществознания за 6 класс в комментариях развернулась большая дискуссия, и я пообещал высказать несколько мыслей в дополнение. Так вот.

На мой взгляд, одна из базовых проблем школьного образования — это создание ложного образа гуманитарного мышления, которое не нуждается в логике, где можно лить бессвязные помои примерно по теме, а в крайнем случае допустимо изъясняться междометиями в стиле "ах, ну это же Пушкин". Отсюда и идиотский стереотипный образ гуманитария как мешка с фактами и мнениями, которые вываливаются в виде ассорти по запросу или без оного. Виноваты тут в первую очередь не учебники (их качество — лишь следствие), а скорее бедственное положение гуманитарных и общественных наук как таковое.

В норме всё должно быть наоборот: гуманитарное мышление — это, прежде всего, способность логично мыслить, упорядочивать сложные факты, приводить понятные тезисы, доходчиво высказываться и правильно категоризировать. В каком-то смысле в социогуманитарных науках требуется лучшее владение логикой, чем в физике или математике (где помогает сама структура понятий), поскольку нужно строить суждения относительно не вполне определённых или, скажем так, расплывчатых объектов. Но это не означает, что для них нельзя выдвигать гипотезы, искать закономерности и пытаться связывать факты. В конце концов, мы с вами живём во вполне гуманитарном мире и непрерывно строим такого рода модели людей, коллективов и процессов на основе своего опыта.

Для иллюстрации возьмём самых прикладных гуманитариев — пиарщиков. Профессиональный пиарщик действительно оперирует образами, текстами, архетипами, аллюзиями и метафорами как топором или лопатой. К тому же, он должен иметь внушительную эрудицию, дабы не повторяться и просто не сесть в лужу со своим креативом. Гуманитарнее некуда. Однако пиарщику недостаточно плавать в культурном супе и иногда выплёвывать его в интернет, он по роду деятельности должен продвигать конкретный бренд, моделируя отклик аудитории и оптимизируя арсенал примочек при заданном бюджете. Итого, на входе и выходе есть вполне измеримые рубли, охваты и проценты, но между ними находится социогуманитарная машина, которую нужно понимать, анализировать и улучшать.

В этот же ряд можно поставить политтехнологов, пропагандистов, журналистов и даже управленцев. Все они должны строить и прогнозировать сложные общественно-культурные процессы, а также доносить информацию о них в нужном ключе и вызывать нужную реакцию.

Если двинуться ближе к науке, то можно обнаружить, что в выдающихся гуманитарных исследованиях также нет никакой каши и отсебятины, а есть ясная логика и понятные примеры. Такие работы, собственно, и двигают науку вперёд, открывая новые факты и закономерности или просто впервые описывая (вводя в оборот) явления, которые раньше никто не замечал. Это касается и истории, и литературоведения, и культурологии. Не говоря уже лингвистике, которая по большей части является точной наукой. Но, к сожалению, сегодня сформировался целый пласт людей с гуманитарным бэкграундом, которые не чувствуют разницу между доказательством и мнением, между аргументом и аналогией, между научным текстом и публицистикой.

Мне кажется, что в прикладных областях представление о стереотипном гуманитарии быстро выветривается из-за необходимости достигать измеримых результатов, а вот в академической среде оно живёт и процветает. И, говоря приземлённо, пока в журналах из списка ВАК можно публиковать напыщенное эссе вместо научной работы, ситуация вряд ли изменится. Но, так или иначе, хотя бы школьные учебники должны показывать, что социогуманитарные науки не сводятся к списку определений и поучениям между ними, а способны находить и осмысливать сложные культурные и социальные феномены.

4k 0 55 13 225



#обозревая_происходящее

Разработчики из Южного федерального университета (ЮФУ) работают над аналогом игр серии Diablo, который получил название «Первый богатырь». Приключенческая ролевая игра выполнена в древнеславянском сеттинге. Её выход состоится в середине следующего года.


Как говорят коллеги из @smallpharm, ГОЙДА! А учитывая, что на скриншотах есть капибары, это МЕГАГОЙДА!

https://habr.com/ru/news/815547/

6.3k 3 91 16 159

#обозревая_происходящее

Внимание, питон в Зоопарке!

Совсем скоро (1 июля) стартует курс «Python для анализа данных в науке» от Blastim, проверенных экспертов по части хороших онлайн-курсов.
Кому пригодится:

✔️ новичкам в кодинге или тем, кто хочет освежить и расширить знания,
✔️ желающим освоить наиболее востребованный язык в современной науке,
✔️ «карьеристам», которые ищут новые возможности в биоинформатике.

Курс заточен под «естественников» — практика на реальных кейсах из молекулярной и структурной биологии, весьма комфортный вечерний формат, полноценный онлайн с интерактивами, вопросами и обсуждениями, поддержкой в чате.

👉 Подробности тут: ссылочка

... и еще подарок для наших подписчиков: минус 20% по промокоду SNAKEINZOO

(кстати, кто в курсе без гугла, кто на картинке и почему?)


#обозревая_происходящее

А мы напомним, что сегодня в 17:30 (московское время) состоится самый первый Большой Семинар AIRI.

Открывает цикл мероприятий выступление хорошо известного, пожалуй, всем химикам России В.П. Ананикова @ananikovlab. Тема - "Искусственный интеллект в химии". Присоединиться к трансляции можно на YouTube-канале или в группе ВКонтакте.


#их_нравы

Поскольку в США собираются окончательно запретить TikTok в масштабах страны (кто сказал "цензура"?), Nature решил поговорить с учеными и "коммуникаторами" и узнать их мнение на этот счет.

В принципе, предсказуемо: TikTok, как и другие соцсети, не только используется для научпопа и образовательных целей в самом широком смысле, но и, например, выступает инструментом или объектом исследований для разнообразных представителей общественных наук. Ну, а кто-то на этом зарабатывает, что уж там. И, конечно, люди недовольны, хотя и о-о-о-очень хорошо выбирают выражения, ну или это уже результат цензуры адаптации со стороны Nature.

https://www.nature.com/articles/d41586-024-01388-8


#обозревая_происходящее

Зарекались комментировать ситуацию по ИППИ, но последние новости таки заставляют нас кое о чем напомнить.

У нашего Зоопарка пока еще неплохая память - практически слоновья, а если вдруг наступит амнезия, то пользоваться поиском мы пока не разучились. Вот и сейчас мы полезли в наши же посты и не ошиблись.

Напомним два интересных момента. Когда в ИППИ только-только снесли прежнее руководство, мы писали об этом - дело-то было почти год назад.
Инициатива тогда исходила из РАН, которая не согласовала кандидатуру г-на Соболевского (теперь уже экс-директора). Минобр в этой ситуации был вынужден подчиниться, поскольку есть Постановление №521 от еще 2014 года, времен ФАНО - именно оно регламентирует согласование в РАН, и его никто не отменял.

Спустя буквально пару недель, в августе 2023 г., академик Кулешов, ректор Сколтеха и экс-директор ИППИ, дает комментарии прессе, где открытым текстом заявляет, что он принял самое активное участие в смещении Соболевского. Мало того - еще и говорил, что "продавливал" этот вопрос в Минобре, хотя, как сказано выше, они в любом случае не могли принимать решение без РАН.

По-русски говоря, Кулешов сам тогда публично признал, что заварил всю эту кашу. Просто потому что мог и считал это целесообразным.

Почему мы сейчас об этом вспоминаем? Да потому что мы откровенно ржем с того, как те, кто сейчас раскручивает ситуацию с ИППИ в медиаполе, обходят этот щекотливый момент стороной. А если какой-нибудь нехороший и нечуткий провокатор вдруг вспоминает про Кулешова, то все вдруг подается таким образом, будто он и сам в шоке от ситуации и вообще за то, что было год назад, никоим образом не отвечает.

В общем-то, с простой житейской точки зрения мы все понимаем. Одно дело - ссориться с начальством, которое тебе платит условные 10% твоего дохода, и совсем другое - с тем, от кого зависит 90% (напомним, Кулешов - ректор Сколтеха). Дурных нема.

6.8k 0 34 69 117

#возвращаясь_к_напечатанному

Отвечая на один из комментариев к нашей "диванной Scopus-аналитике". Конечно, правильный подход - с нормировкой публикационных показателей на численность сотрудников вуза, но даже и тут есть много нюансов - кого считаем? Научников? Преподавателей? Их вместе? А совместители как? В общем, есть над чем подумать.

Тем не менее, вот как выглядит топ-10 вузов по числу публикаций 2023 года, если исключить Москву, МО и Питер:

1) УрФУ (Екатеринбург)
2) КФУ (Казань)
3) НГУ (Новосибирск)
4) ТГУ (Томск)
5) ЮФУ (Ростов-на-Дону)
6) ТПУ (Томск)
7) ДГТУ (Ростов-на-Дону)
8) СФУ (Красноярск)
9) ЮУрГУ (Челябинск)
10) ННГУ (Нижний Новгород)

Если убрать также федеральные и национальные исследовательские университеты, то получается так:

1) ДГТУ (Ростов-на-Дону)
2) НГТУ (Новосибирск)
3) Уфимский университет науки и технологий (соответственно, Уфа)
4) АГУ (Барнаул)
5) ТюмГУ (Тюмень)
6) ВГУ (Воронеж)
7) СибГМУ (Томск)
8) УГНТУ (Уфа)
9) СибГУ Решетнева (Красноярск)
10) СамГМУ (Самара)

6.7k 0 43 30 59

#пост_по_регламенту

Поздравляем Русский Research @trueresearch с рубежом в 15000 подписчиков!

Кто ещё не читает - подпишитесь, не пожалеете. Это один из самых интересных каналов о жизни российской науки, не всегда согласны с автором, но чаще да


#мы_ушли_из_зоопарка

Зоопарк решил сэкономить время "проектным офисам" и "дирекциям развития" университетов и написал Незаменимое пособие для сочинения юбилейных статей, табельных фельетонов названий для вузовских конференций.

Пользоваться им очень просто: столбец 1 + столбец 2 + столбец 3 + выбрать 2-3 варианта из столбца 4. Например:

"Естественные науки в Магаданской области: актуальные проблемы, задачи и тренды"

"Меджисциплинарные исследования для достижения технологического суверенитета: угрозы, вызовы и достижения"

"Евразийская наука в меняющемся мире: молодежь, инновации, прогресс"

"Актуальные исследования на рубеже эпох: тенденции, достижения, молодежь"

Налетай!

20 ta oxirgi post ko‘rsatilgan.