Конституционный Суд


Kanal geosi va tili: Rossiya, Ruscha
Toifa: Huquq


Новости Конституционного Суда Российской Федерации
Неофициальный канал.
По всем вопросам: @zakupkiAdmin или @pravo_ru_bot
Купить рекламу: https://telega.in/c/ksrf_ru

Связанные каналы  |  Похожие каналы

Kanal geosi va tili
Rossiya, Ruscha
Toifa
Huquq
Statistika
Postlar filtri


Примирение с потерпевшим не всегда освобождает обвиняемого от наказания – КС

24 мая - РАПСИ. Факт примирения потерпевшего с обвиняемым не всегда позволяет освободить последнего от уголовной ответственности вне зависимости от категории преступления и наличия рецидива. Об этом говорится в изученном РАПСИ Определении Конституционного суда (КС) РФ № 891-О/2024, которым было отказано в рассмотрении жалобы Павла Решетникова, осужденного за кражу с проникновением в жилище.

Примирение не спасло

При вынесении приговора Решетникову суд указал, что совершенное им деяние образует особо опасный рецидив преступлений, поскольку он уже имел судимости за совершение тяжких преступлений. Потерпевшая просила прекратить уголовное преследование Решетникова в связи с примирением сторон, но суд отправил осужденного в колонию особого режима на три с половиной года. Вышестоящие суды согласились с этим решением.

В этой связи Решетников просил КС РФ признать статью 76 (освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим) Уголовного кодекса РФ и статью 25 (прекращение уголовного дела в связи с примирением сторон) Уголовно-процессуального кодекса РФ не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они не допускают прекращения – в связи с примирением с потерпевшим и возмещением причиненного вреда – уголовного дела о тяжком преступлении в отношении лиц, ранее совершивших преступление.

Недостаточность наказания

КС РФ отметил, что установленные в УК РФ и в УПК РФ критерии освобождения от уголовной ответственности направлены на учет обстоятельств, свидетельствующих о том, что лицо своими действиями снизило степень общественной опасности совершенного им преступления до минимума, позволяющего отказаться от его уголовного преследования и прекратить уголовное дело.

Тяжкие и особо тяжкие преступления, по мнению КС РФ, отличаются повышенными характером и степенью общественной опасности, как и повторное совершение запрещенного законом деяния, что подтверждает недостаточность использованных уголовно-правовых средств для предотвращения рецидива.

"Поэтому факт примирения с потерпевшим сам по себе – безотносительно категории преступления и факта рецидива (повторности) преступлений – не означает снижения общественной опасности содеянного до того минимума, который позволял бы полностью освободить такое лицо от уголовной ответственности", – сказано в Определении КС РФ.

Таким образом, КС РФ указал, что оспариваемые нормы не могут расцениваться в качестве нарушающих его конституционные права.


24 мая 2024 года Конституционный Суд РФ принял Постановление №24-П по делу, рассмотренному в соответствии со статьей 47.1 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»

Конституционный Суд РФ постановил устранить неопределенность в вопросе территориальной подсудности жалоб на решения административных комиссий, образованных в соответствии с законом субъекта РФ
. Дело о проверке конституционности пункта 4 части 1 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассмотрено в связи с запросом Костромского областного суда. Постановление​ основано на ранее вынесенных правовых позициях Суда.

История вопроса

Административная комиссия города Костромы оштрафовала гражданина А. за нарушение предусмотренного правилами благоустройства обязательства по своевременному ремонту домовладений. Суд по месту нахождения комиссии направил заявление А., обжалующего это постановление, на рассмотрение по месту его жительства как лица, привлеченного к ответственности. Кассационный суд указал на нарушение правил территориальной подсудности, согласно которым дело должно было рассматриваться по месту нахождения комиссии. Районный суд постановление административной комиссии отменил, но она обжаловала это решение. Костромской областной суд приостановил производство по делу, полагая, что оспариваемая норма не позволяет определить территориальную подсудность рассмотрения жалобы на не вступившее в законную силу постановление административной комиссии, и направил запрос в КС РФ.

Позиция Суда

Гарантированная Конституцией РФ судебная защита прав и свобод подразумевает право граждан на обжалование решений и действий органов власти, местного самоуправления и общественных объединений. При этом каждое дело рассматривается судом, компетенция которого должна быть нормативно определена до возникновения конфликта. Нарушение правил подсудности дел нарушает и конституционное право на судебную защиту.

Буквальное прочтение оспариваемой нормы свидетельствует о том, что территориальная подсудность жалобы на постановление административной комиссии должна определяться местом фактического рассмотрения дела, обычно совпадающим с местом нахождения комиссии, но может и расходиться с ним в случае проведения выездных заседаний.

Однако практика применения судами установленного КоАП РФ порядка обжалования не вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях, вынесенных городскими комиссиями, позволяет заключить, что они по-разному решают вопрос о территориальной подсудности таких жалоб. Это находит отражение во многих судебных актах, подтверждающих, что жалобы на указанные постановления могут рассматриваться районным судом по месту совершения правонарушения, по месту расположения городской административной комиссии либо по месту фактического принятия оспариваемого постановления.

Различное истолкование правовых норм не может служить бесспорным аргументом их конституционной дефектности. Но если в судебной практике широко распространена прямо противоположная интерпретация тех или иных законоположений, порождающая фактическую легализацию ее взаимоисключающих вариантов, такие нормы не могут быть признаны отвечающими критериям однозначности и непротиворечивости правового регулирования. Это относится и к обжалуемой норме, вследствие чего она признана не соответствующей Конституции РФ.

Законодателю необходимо незамедлительно принять меры по устранению неопределенности в данном вопросе. До этого КС РФ счел целесообразным определять территориальную подсудность рассмотрения жалоб на вынесенные административной комиссией постановления по делу об административном правонарушении по месту нахождения комиссии.

Пресс-служба Конституционного Суда РФ


Наличие семьи в России не обеспечивает мигрантам иммунитета от выдворения - КС

23 мая - РАПСИ, Михаил Телехов. Наличие у мигрантов семьи в России не обеспечивает им после истечения срока пребывания здесь иммунитета от выдворения и от других законных принудительных мер соразмерных правонарушению. Об этом говорится в определении Конституционного суда (КС) №830-О/2024, которым было отказано в рассмотрении жалобы гражданина Республики Молдовы Валерия Атаманчука.

Не принял во внимание

Как следует из материалов дела, заявитель незаконно находился в России с октября 2021 года до июля 2022 года. За нарушение срока пребывания ему был назначен штраф с выдворением за пределы Российской Федерации. Аргументы Атаманчука о том, что здесь у него остается жена, имеющая вид на жительство, двое их детей, брат и отец-инвалид, являющиеся гражданами России, а также о том, что он выплачивает ипотеку за квартиру, не произвели впечатление на Московский районный суд Петербурга. При этом суд даже не принял во внимание, что ранее Гагаринский районный суд Москвы признал эти доводы состоятельными и отменил решение органа внутренних дел о запрете въезда Атаманчука в Россию.

В итоге заявитель попросил КС РФ проверить конституционность части 3.1 статьи 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП).

Точность и ясность правил

Но КС РФ отметил, что оспариваемая норма предусматривает обязательное выдворение иностранцев за пределы Российской Федерации за соответствующие нарушения режима пребывание мигрантов в России, а точность и ясность правил назначения наказаний "предотвращают излишнее усмотрение и злоупотребления в процессе применения административных санкций".

Также, по мнению КС РФ, довод заявителя о том, что его семейные обстоятельства как установленные ранее состоявшимся в отношении него судебным решением по административному делу были проигнорированы судом, рассмотревшим его дело об административном правонарушении, не свидетельствует о неконституционности оспариваемых им норм.

Исключительно вопросы права

То есть суд в Москве установил факт чрезмерного вмешательства в личную и семейную жизнь Атаманчука, разбирая основания для отказа на въезд в Россию после двойного нарушения им ПДД. А суд в Петербурге изучал соразмерность назначенного заявителю наказания.

"Что предполагало самостоятельное исследование и оценку судами всей совокупности обстоятельств, включая его семейное положение в контексте данного административного правонарушения", - подчеркнул КС РФ, отметив, что он сам не имеет права исследовать конкретные обстоятельства дела, а решает вопросы исключительно права.

А право, как считает КС РФ, говорит о том, что наличие семьи не обеспечивает иностранным гражданам бесспорного иммунитета от законных принудительных мер миграционной политики, соразмерных опасности миграционных правонарушений, особенно массовых.


Конституционный Суд разъяснил особенности привлечения к административной ответственности за недостоверное таможенное декларирование
https://legalbulletin.online/konstitucionnyj-sud-razjasnil-osobennosti-privlechenija-k-administrativnoj-otvetstvennosti-za-nedostovernoe-tamozhennoe-deklarirovanie/

Постановлением Конституционного Суда РФ от 5 марта 2024 года № 9-П рассмотрено дело о проверке конституционности положений ч. 2 ст. 16.2. КоАП РФ в части возможности привлечения к административной ответственности декларанта либо таможенного брокера за предоставление в таможенной декларации недостоверных сведений о весе импортируемых товаров.

Мнение эксперта

Позиция Конституционного Суда РФ о недопустимости трансформации административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2. КоАП РФ представляется весьма обоснованной и справедливой.

На сегодняшний день проблема привлечения к публично-правовой ответственности декларантов и таможенных брокеров за недостоверное декларирование товаров, даже если заявленные в ДТ сведения не повлекли негативных последствий для бюджета государства является достаточно актуальной.

К сожалению, единообразная судебная практика по указанному вопросу в настоящее время отсутствует. Уже на протяжении нескольких лет отдельными арбитражными судами преимущественно игнорируется законодательное разграничение формального состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2. КоАП РФ, от материального – ч. 2 ст. 16.2. КоАП РФ, вследствие чего декларантов и таможенных брокеров незаконно привлекают к административной ответственности.

Однако встречаются и законные положительные решения, в которых суды встают на сторону декларантов и указывают, что привлечение к ответственности по данному составу возможно только в случае причинения ущерба бюджету Российской Федерации в виде недополученных таможенных платежей.

Очевидно, что отсутствие единообразия судебной практики по данному вопросу влечет за собой неизбежное нарушение принципа правовой определенности, в соответствии с которым участники правоотношений должны иметь возможность в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения.

Как показывает практика, в подобных делах основным риском для декларантов и таможенных брокеров является не назначенное административное наказание в виде штрафа, а сам факт привлечения к ответственности, который будет являться отягчающим обстоятельством в случае совершения компанией однородного административного правонарушения.

Более того, привлеченный к административной ответственности хозяйствующий субъект даже при условии последующей формальной правомерности своего поведения будет вынужден в дальнейшем претерпевать усиление мер таможенного контроля, которые могут привести к дополнительным временным затратам, ухудшая тем самым положение декларанта по сравнению с конкурентами при осуществлении импорта товаров.

Представляется, что указанное Постановление способно в значительной степени минимизировать подобные риски и в некоторой степени обезопасить участников таможенных правоотношений.

Позицию Конституционного Суда, направленную на либерализацию ответственности за совершение обжалованного заявителями правонарушения, можно и нужно оценивать как положительную. Представляется, что благодаря указанному решению в подобных спорах таможенные органы будут вынуждены более корректно применять нормы материального права, а арбитражные суды стремиться активнее соблюдать принцип единообразия судебной практики учитывая данное Постановление.

Юрист таможенной практики Московской коллегии адвокатов «Аронов и партнеры» Пипко Михаил.


📚 Законопроекты РФ – наш новый канал, в котором размещаются ссылки на актуальные проекты нормативных правовых актов Правительства РФ, Банка России, Минфина, Минтруда и других министерств и ведомств.

🔗 Присоединяйтесь!


Конституционный Суд рассмотрел вопрос возвращения платы за рассмотрение обращения финансовым уполномоченным
https://legalbulletin.online/konstitucionnyj-sud-rassmotrel-vopros-vozvrashhenija-platy-za-rassmotrenie-obrashhenija-finansovym-upolnomochennym/

Конституционный Суд в постановлении от 12.03.2024 г. № 10-П предписал урегулировать вопрос о возврате платы при прекращении рассмотрения обращения финомбудсменом.

Мнение эксперта

Довольно интересное постановление вынес Конституционный суд РФ. В постановлении суд затронул сразу несколько аспектов.

Одним из них является недовольство деятельностью лиц, скупающих право требования к страховым компаниям, из-за которых граждане, ввиду своей недостаточной осведомленности, недополучают компенсации. И поскольку их деятельность нельзя запретить, законодатель установил плату за обращение к финансовому уполномоченному.

Также суд рассуждал на тему правовой природы платы за обращение к финансовому уполномоченному. Если это госпошлина, то в ряде случаев она подлежит возврату, если обращение не привело к юридически значимому результату. В других случаях – предусмотрен частичный возврат.

Однако, незачем тут рассуждать, публично-правовой характер соответствующих правоотношений предполагает точное и однозначное указание на правовые последствия прекращения рассмотрения. И если таких последствий законодатель не предусмотрел, то нужно предусмотреть.

Сложно сказать, что по итогам предусмотрит законодатель. Лица, которым уступлено требование, ведут профессиональную деятельность, а значит должны проявить должную осмотрительность и понять, был ли их цедент потребителем. От этого зависит нужно ли вообще обращаться к финансовому уполномоченному.

Возможно, было бы справедливым рассмотреть механизм частичного возврата платы, как это предусмотрено в гражданском процессе при прекращении производства по делу мировым соглашением.

Старший юрист Yalilov & Partners Амир Хасанов.


Конституционный Суд напомнил о возможности судов уменьшать ростовщические проценты
https://legalbulletin.online/konstitucionnyj-sud-napomnil-o-vozmozhnosti-sudov-umenshat-rostovshhicheskie-procenty-2/

Конституционный Суд в постановлении от 25.12.2023г. №60-П напомнил о возможности судов уменьшать ростовщические проценты.

Мнение эксперта

Довольно интересное постановление вынес Конституционный суд РФ. В постановлении суд затронул сразу несколько аспектов.

Одним из них является недовольство деятельностью лиц, скупающих право требования к страховым компаниям, из-за которых граждане, ввиду своей недостаточной осведомленности, недополучают компенсации. И поскольку их деятельность нельзя запретить, законодатель установил плату за обращение к финансовому уполномоченному.

Также суд рассуждал на тему правовой природы платы за обращение к финансовому уполномоченному. Если это госпошлина, то в ряде случаев она подлежит возврату, если обращение не привело к юридически значимому результату. В других случаях – предусмотрен частичный возврат.

Однако, незачем тут рассуждать, публично-правовой характер соответствующих правоотношений предполагает точное и однозначное указание на правовые последствия прекращения рассмотрения. И если таких последствий законодатель не предусмотрел, то нужно предусмотреть.

Сложно сказать, что по итогам предусмотрит законодатель. Лица, которым уступлено требование, ведут профессиональную деятельность, а значит должны проявить должную осмотрительность и понять, был ли их цедент потребителем. От этого зависит нужно ли вообще обращаться к финансовому уполномоченному.

Возможно, было бы справедливым рассмотреть механизм частичного возврата платы, как это предусмотрено в гражданском процессе при прекращении производства по делу мировым соглашением.

Старший юрист Yalilov & Partners Амир Хасанов.


Одни и те же обстоятельства могут по-разному оцениваться судами - КС

21 мая - РАПСИ. Одни и те же обстоятельства в их правовой сущности по-разному могут оцениваться арбитражными судами и судами общей юрисдикции в делах об административной ответственности юридических и должностных лиц.

Об этом говорится в изученном корреспондентом РАПСИ Определении Конституционного суда (КС) РФ №827-О/2024, которым было отказано в рассмотрении жалобы гендиректора общества с ограниченной ответственностью (ООО) Олеси Куниной.


Третейский суд не имеет права осуществлять администрирование арбитража – КС

21 мая – РАПСИ. Даже частичное осуществление третейским судом, образованным сторонами для разрешения конкретного спора, функций постоянно действующего арбитража, может нивелировать силу его решения и повлечь за собой отказ государственного суда в его принудительном исполнении.

Об этом говорится в изученном корреспондентом РАПСИ Определении Конституционного суда (КС) РФ № 826-О/2024, которым было отказано в рассмотрении жалобы Павла Каркачева на некоторые положения статьи 44 федерального закона "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации", регулирующие порядок образования и деятельности третейских судов и постоянно действующих арбитражных учреждений

При этом КС РФ не исключил право федерального законодателя уточнить критерии, которые позволят с большей определенностью отграничить действия, осуществление которых допускается самостоятельно третейским судом ad hoc (для данного случая), от действий, которые должны осуществляться постоянно действующим арбитражным учреждением.


Конституционный суд разберется в занижении зарплат учителям
https://www.vedomosti.ru/society/articles/2024/05/21/1038388-konstitutsionnii-sud-razberetsya-v-zanizhenii-zarplat-uchitelyam

Конституционный суд (КС) рассмотрит жалобу учительницы из Архангельской области Елены Харюшевой. Оплата ее труда осуществлялась исходя из ставки, установленной в размере менее минимального размера оплаты труда (МРОТ). При этом для достижения минимального уровня оплаты труда работодатель «дотягивал» ее зарплату с помощью выплат за дополнительную работу (классное руководство, проверку письменных работ, заведование учебным кабинетом и внеурочные занятия). Педагог решила оспорить нормы, позволяющие работодателю незаконно включать такие выплаты в состав зарплаты для целей ее сравнения с МРОТ.

Споры о том, совокупность каких именно выплат должна быть по закону не менее МРОТ, ведутся уже без малого два десятка лет. ТК не дает четких указаний, может ли оплата за сверхнагрузку и дополнительные выплаты включаться в МРОТ или должны выплачиваться сверх него, отметила управляющий партнер Key Consulting Group Анастасия Зыкова.

🔜 Нюанс трудового спора, имевшего место в случае с Харюшевой, заключается в неопределенности статуса тех дополнительных выплат, которые и позволили говорить о том, что ее заработная плата превышает МРОТ.

Как пояснила «Ведомостям» эксперт службы правового консалтинга компании «Гарант» Анна Кикинская, нормативные акты не дают четкого ответа на вопрос о том, относятся ли выплаты за классное руководство, проверку письменных работ, заведование учебным кабинетом и внеурочные занятия к выплатам компенсационного или стимулирующего характера.


КС пояснил, могут ли политические партии собирать подписи вблизи мест выдачи пенсий и иных выплат
https://www.advgazeta.ru/novosti/ks-poyasnil-mogut-li-politicheskie-partii-sobirat-podpisi-vblizi-mest-vydachi-pensiy-i-inykh-vyplat/

17 мая Конституционный Суд вынес Постановление № 23-П, в котором пояснил, что офис политической партии может размещаться в одном или нескольких помещениях здания, в котором наряду с партией или ее подразделением могут располагаться и другие организации, в том числе осуществляющие выдачу зарплаты, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат.

Суд указал, что размещение отделения партии в здании, в котором находится помещение организации, осуществляющей денежные выплаты, не лишает ее права собирать подписи избирателей, если не установлены факты целенаправленного использования запрещенных мест.

В комментарии «АГ» представитель заявителя жалобы отметил, что КС в очередной раз показал недостатки формалистского подхода к нормам Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ, который бытует и в избирательных комиссиях, и в судах. Эксперты считают, что Конституционный Суд сформулировал очень важную и взвешенную правовую позицию, направленную в том числе на необходимость соблюдения баланса интересов участников избирательного процесса.


Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17.05.2024 № 23-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 37 и 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и части 3 статьи 37-2 Закона Республики Северная Осетия – Алания "О выборах депутатов Парламента Республики Северная Осетия – Алания" в связи с жалобами Регионального отделения Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ ДЕЛА" в Республике Северная Осетия – Алания
http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202405200001

Номер опубликования: 0001202405200001; Дата опубликования: 20.05.2024


ВЕДОМОСТИ dan repost
КС признал за партиями право собирать подписи вблизи мест выдачи пенсий

🔨 Конституционный суд разрешил политическим партиям собирать подписи в непосредственной близости с местами выдачи зарплат и пенсий, говорится в постановлении суда.

С жалобой об оспаривании норм закона об основных гарантиях избирательных прав в КС обратилась Партия дела предпринимателя Константина Бабкина. Причиной для обращения стал отказ партии в регистрации списка кандидатов из-за недостаточного количества достоверных подписей избирателей на выборах в 2022 году в заксобрание Северной Осетии.

🔴«Ведомости» писали со ссылкой на материалы жалобы, что 13,5% подписей были признаны недействительными, а еще 5% собраны в местах, где сбор запрещен. Речь идет о штабе регионального отделения партии, расположенном в местном офисном центре. В этом же здании арендует помещение «Почта России». Сборщик Партии дела был оштрафован по ст. 5.47 КоАП за сбор подписей в местах выдачи пенсий, т. е. поблизости от почтового отделения.

Рассмотрев жалобу, наивысшая инстанция встала на сторону заявителя. Кроме того, говорится в решении, избирательные комиссии должны избегать предвзятого отношения и не создавать преимуществ для одних партий в ущерб интересам других. Партия дела сможет обратиться за компенсацией. В политическом объединении заявили, что довольны решением КС.

🔴При этом, как отметил политический юрист Олег Захаров, суд не усмотрел необходимость уточнения самой нормы закона, предсказуемо оставив выяснение вопроса о соблюдении смысла этого запрета – не создавать преференций и не увязывать сбор подписей с выдачей денег – на усмотрение правоприменителя. Кроме того, в постановлении КС фактически закреплено право комиссии не соглашаться с выводами судебных инстанций. Это открывает новые возможности для судебного прессинга в электоральной юриспруденции.

@vedomosti


17 мая 2024 года Конституционный Суд РФ принял Постановление №23-П по делу, рассмотренному в соответствии со статьей 47.1 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»

Конституционный Суд РФ не исключил для политических партий возможность сбора подписей в непосредственной близости от мест выдачи зарплат, пенсий и иных выплат
. Дело о проверке конституционности некоторых положений статей 37 и 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и части 3 статьи 37.2 Закона Республики Северная Осетия-Алания «О выборах депутатов Парламента Республики Северная Осетия-Алания» было рассмотрено в связи с жалобами регионального отделения Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в Республике Северная Осетия – Алания. Постановление основано на ранее вынесенных правовых позициях Суда.

История вопроса

В августе 2022 года Центральная избирательная комиссия Республики Северная Осетия – Алания отказалась зарегистрировать список кандидатов в депутаты Республиканского парламента, выдвинутых региональным отделением «ПАРТИИ ДЕЛА». Председателя отделения по постановлению мирового судьи оштрафовали за сбор подписей в запрещенном месте – в здании с почтой, где выдавались пенсии и другие выплаты. Более 5% подписей были признаны недействительными. Оспаривая это решение в суде, заявитель указал, что подписи собирались не в самом помещении почтовой службы, а в офисе партии, находящемся с оператором почтовой связи в одном здании и по тому же адресу, однако дело проиграл.

Позиция Суда

Законодатель обязан соблюдать конституционные принципы реализации избирательных прав граждан и политических партий, гарантировать их защиту и не допускать произвольного ограничения. Запреты, установленные оспариваемыми нормами, призваны предотвратить неправомерное давление на избирателей в процессе сбора подписей, а также исключить их принуждение к поддержке тех или иных кандидатов. В законодательстве отсутствуют подробное описание или закрытый перечень мест, в которых запрещен сбор подписей, что само по себе не свидетельствует о неопределенности правового регулирования. Вопрос о распространении этого запрета должен решаться избирательной комиссией или судом на основе оценки выявленных фактов. Соответственно, оспариваемый запрет как таковой не выходит за рамки полномочий законодателя и согласуется с Конституцией РФ.

Действующее законодательство не препятствует политическим партиям выбирать любое помещение для размещения своего аппарата или структурного подразделения, в том числе в зданиях, где могут также находиться и организации, осуществляющие выдачу различных денежных выплат. Соседство с такими помещениями не лишает партию права собирать подписи избирателей, соблюдая предусмотренные законом условия. Иное противоречило бы роли политических партий как инструмента выражения электоральной воли граждан посредством участия в выборах.

При проверке подписей, собранных в указанных местах, в обязанность избирательных комиссий входит комплексная оценка всех обстоятельств, сопровождавших их сбор в каждом конкретном случае. Если установлены факты целенаправленного использования запрещенных мест, сбор подписей может быть признан нарушающим запрет, а сами подписи – недействительными. При этом избирательные комиссии должны избегать предвзятого отношения и не создавать преимуществ для одних партий в ущерб интересам других.

Суды, разрешающие жалобы по мотивам сбора подписей в упомянутых местах, также должны в каждом конкретном случае исследовать фактические обстоятельства и не могут ограничиваться формальными требованиями закона, чтобы конституционное право на судебную защиту не оказалось ущемленным.

Оспариваемые нормы, как не предполагающие признания недействительными подписей избирателей только потому, что они были собраны в отделении партии, расположенном в одном здании с помещениями, где выдают какие-либо социальные выплаты, по своему смыслу не противоречат Конституции РФ.

Заявитель имеет право на компенсацию.

Пресс-служба Конституционного Суда РФ


Регулярное вымогательство может квалифицироваться как единое преступление — КС

17 мая - РАПСИ. Регулярное вымогательство является единым длящимся преступлением, поэтому начало течения срока давности уголовного преследования за него начинает отсчет с последней выплаты потерпевшим денежных средств, а размер полученного имущества высчитывается из совокупности таких выплат. Об этом говорится в описательной части Определения Конституционного суда (КС) РФ № 812-О/2024, которым было отказано в рассмотрении жалобы Дениса Спиридонова, отбывающего наказание за вымогательство денег у таксистов-частников.

Как следует из материалов дела, Спиридонов с подельниками вымогал деньги у таксистов города Микуна, работавших у железнодорожного вокзала, отказывавшихся платить угрожали избить или повреждали им автомобили.

Спиридонов посчитал неконституционным, что вмененные ему эпизоды вымогательства были квалифицированы, как единое длящееся преступление. Это, как говорилось в жалобе, мешало увеличить срок давности уголовного преследования и опротестовать определение размера имущества, полученного от потерпевших, как крупного. В итоге он попытался обжаловать нормы, определяющие понятие вымогательства в УК РФ.

Но КС РФ, сославшись на разъяснения, данные в постановлениях Пленума № 43 Верховного суда (ВС) РФ "О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о длящихся и продолжаемых преступлениях" и Пленума № 56 "О судебной практике по делам о вымогательстве", напомнил о едином умысле продолжаемых преступлений, в том числе и требования, направленного на периодическое получение имущества от потерпевших.

"Тем самым получение вымогателем от потерпевшего денежных сумм, которое хотя и обусловлено первоначальными требованием и угрозой, но носит регулярный или периодический характер, свидетельствует о сохранении умысла у лица, продолжающего свое преступление, что не лишает его возможности предвидеть правовые последствия своего противоправного поведения, представляющего собой преступную деятельность, складывающуюся из нескольких тождественных деяний", — сказано в определении КС РФ.

Таким образом КС РФ посчитал, что оспариваемые нормы не нарушают конституционных прав заявителя.


⚖️ КС РФ: налоговики нарушили сроки контрольных мероприятий – начисление пеней за этот период законно

Жалобу о неконституционности ст. 75 НК РФ КС РФ рассматривать не стал.

Налогоплательщик считал, что норма позволяет начислять пени за те периоды просрочки уплаты налога, которые возникли из-за нарушения инспекцией сроков контрольных мероприятий.

Суд указал: пеню начисляют за каждый день просрочки. Вовремя платить налоги и отвечать за неисполнение этой обязанности должен налогоплательщик. Поэтому именно он компенсирует ущерб государству путем уплаты пени.

Документ: Определение КС РФ от 28.03.2024 N 603-О

© КонсультантПлюс


12 – 14 мая 2024 года судьи Конституционного Суда РФ принимали участие в Саммите верховных и конституционных судов государств-членов «Большой двадцатки»

12-14 мая 2024 года в городе Рио-де-Жанейро (Бразилия) состоялся глобальный форум органов конституционного контроля J20, объединяющей высшие суды стран «Большой двадцатки», Европейского союза и Африканского союза. Саммит был организован Бразилией как страной, председательствующей в G20 в 2024 году. Конституционный Суд Российской Федерации представляли судьи Андрей Бушев и Михаил Лобов.

Мероприятие было посвящено обмену идеями и инициативами в области правового регулирования в актуальных для современности сферах. В рамках прошедших дискуссий затрагивались вопросы роли судебной власти в продвижении гражданственности и социальной интеграции, судебной практики по проблемам климата и устойчивого развития, а также цифровой трансформации и использования современных технологий для повышения эффективности судебной системы. Участники обменялись опытом, высказали мнения о возможных путях решения проблем в отмеченных сферах, а также констатировали важность существования профессионального диалога между судебными органами разных стран.

В обсуждениях приняли участие представители Верховного Суда Аргентины, Высокого Суда Австралии, Федерального Верховного Суда Бразилии, Верховного Суда Канады, Верховного Народного суда КНР, Конституционного Совета Франции, Федерального Конституционного Суда ФРГ, Верховного Суда Индии, Конституционного Суда Италии, Конституционного Суда Кореи, Верховного Суда Мексики, Министерства юстиции Саудовской Аравии, Конституционного Суда ЮАР, Конституционного Суда Турции, Верховного Суда Соединенного Королевства, Конституционного Суда Португалии, Конституционного Суда Испании, а также Африканского Суда по правам человека и народов и Суда Европейского Союза.

Пресс-служба Конституционного Суда РФ


⚖️ КС РФ: срок взыскания задолженности не продлевают из-за несвоевременных действий налоговой инспекции

Компания оспорила конституционность положений НК РФ о сроках взыскания за счет денег на счетах, иного имущества, сроках направления требования и вынесения решения по проверке. Организация посчитала, что такие нормы позволяют налоговикам взыскивать долг без учета нарушения ими сроков контрольных мероприятий и вынесения решения. КС РФ отказался рассматривать жалобу. Он отметил:
🔹в этих нормах нет неопределенности, они не предполагают произвольного применения, в т.ч. в части сроков;
🔹несоблюдение инспекцией отдельных сроков налогового контроля не меняет порядок исчисления сроков для взыскания долгов;
🔹суды учитывают сроки в той длительности, которую установил НК РФ;
🔹несвоевременные действия по взысканию налоговых долгов не продлевают совокупный срок принудительного взыскания.

Напомним, суд уже делал аналогичные выводы. Минфин также пояснял, что нарушение сроков налогового контроля не изменяет сроки взыскания долгов.

Документ: Определение КС РФ от 28.03.2024 N 576-О

© КонсультантПлюс


КС пояснил нюансы оценки преюдициальности любых судебных актов
https://www.advgazeta.ru/novosti/ks-poyasnil-nyuansy-otsenki-preyuditsialnosti-lyubykh-sudebnykh-aktov/

Конституционный Суд опубликовал Определение № 827-О/2024 по жалобе на неконституционность ч. 1.1 ст. 6.7 «Нарушение разрешенного использования земельного участка» Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях.

Он указал, что одни и те же обстоятельства в их правовой сущности по-разному могут оцениваться арбитражными судами и судами общей юрисдикции в делах об административной ответственности юридических и должностных лиц.

Один из экспертов «АГ» отметил, что КС подтвердил принципиальную допустимость разного итога судебных разбирательств по оспариванию привлечения к ответственности организации и ее единоличного исполнительного органа. Другая считает, что Конституционный Суд лишь подтвердил давно сформировавшуюся практику.


Как исполняются решения КС РФ: отчет за 2023 год
https://www.garant.ru/news/1719006/

По данным отчета, всего в 2023 году Конституционным Судом РФ принято 60 итоговых решений (постановлений) и 3719 определений (для сравнения – в 2022 г. их было 59 и 3690 соответственно). Как следствие, возросло и число постановлений, предполагающих необходимость изменения правового регулирования. Всего в 2023 году было принято 28 таких решений (Информационно-аналитический отчет....(подготовлен Секретариатом КС РФ в соответствии с пунктом 2 §67 Регламента Конституционного Суда РФ)).

Подавляющее число итоговых решений КС РФ 2023 года, как и в предыдущие годы, было принято по обращениям граждан на нарушение их конституционных прав нормативными положениями, примененными в конкретном деле при исчерпании средств ординарной судебной защиты. При этом возросло число решений, принятых по запросам судов: в 2023 г. было принято 7 таких постановлений и 5 определений (в 2022 г. – 4 постановления и 5 определений).

Отдельное внимание в отчете обращено на наметившуюся позитивную динамику в исполнении постановлений Конституционного Суда РФ. Как следует из отчета, количество неисполненных недавно принятых постановлений сокращается. Например, по состоянию на 25 апреля 2024 г. уже исполнены 12 постановлений Конституционного Суда, принятых в 2023 году, причем три из них были реализованы в течение того же года. Это обусловлено тем, что федеральный законодатель стал активнее. Вместе с тем сохраняется проблема, связанная с принятием федеральных законов, направленных на исполнение постановлений КС РФ, вынесенных до 2019 года. Но все же число таких решений в 2023 году сократилось до 10.

В целом по результатам анализа правотворческой и правоприменительной деятельности в отчетный период КС РФ остался доволен вниманием к соответствующей проблематике со стороны компетентных государственных органов.

20 ta oxirgi post ko‘rsatilgan.