nationalism studies


Гео и язык канала: Россия, Русский
Категория: Книги


обратная связь: @stigliz

Связанные каналы

Гео и язык канала
Россия, Русский
Категория
Книги
Статистика
Фильтр публикаций


Подавайте заявки!


Репост из: Stuff and Docs
Сегодня исполняется 10 лет со дня начала войны в Южной Осетии. Я мог пропустить начало войны — мог задержаться в деревне под Пушкинскими Горами в Псковской области. Но я вернулся в Петербург — и сразу же узнал, что Россия воюет на Кавказе. Война закончилась слишком быстро, чтобы я успел совсем уж шокироваться, но все равно ощущения были очень необычные, во многих отношениях.

И в этот день я вам советую изучить проект Сергея Карпова для "Таких дел", выпущенный специально к годовщине тех событий.

https://080808.takiedela.ru/

Вот, например, мемуар русского солдата:

"Мы ехали в сторону Цхинвали, а потом нас накрыли грузины минометным огнем. У нас тогда погибли два человека, мы попрыгали в машины и отступили. Остановились в селе, и целые сутки я оттуда смотрел, как по серпантину ехала колонна техники нашей. Огромная колонна, никогда такого не видел. Потом мы ушли в лес, потому что над головой у нас летали грузинские «сушки». Звучала команда: «Воздух!» — и мы бежали врассыпную. Наши разведчики вывели миротворцев и часть населения. Детей, женщин и стариков вывозили на «КамАЗах». Все вещи они побросали. Мы на третий день войны зашли в дом, а там телевизор работает, плита горит. Народ в чем был, в том и выбежал.

Когда уже ехали на зачистку, то по запаху трупы чувствовались, такой запах ни с чем не перепутаешь, приходилось платками половину лица прикрывать. Мне лично никого убивать не пришлось, и я очень этому рад. Хотя с миномета мы, конечно, стреляли, но не могу сказать, в кого там попало. Ребята-медики рассказывали, что они как-то раз забежали в дом, а там грузины сидят. Эти на них автоматы навели, те на них автоматы. И, короче, никто не стреляет. Страшно же, ну. В итоге грузины выпрыгнули в окно и убежали."


Добавлю, что прийти надо.


Глядя на эту цифру, задумалась, почему в прекрасной России настоящего нет группы вроде Mumford&Sons со всем их пафосом древесности.
Потом хлопнула себя по лбу, конечно же.
У нас есть Любэ.




Репост из: Смирнов
Вот полезный канал про уголовки за репосты и картинки.

Но тут такое дело. Во время собеседований в Вышке на факультет журналистики 80% абитуриентов сказали, что ВКонтакте их основная соцсеть. Поэтому призыв уходить из ВКонтакта по-хорошему не работает.

Мало того, не будет ВКонтакта эшники будут заводить уголовки за Одноклассники и даже Танчики. Дело же не в конкретной социальной сети, а в законодательстве

https://t.me/zalayk/2


Репост из: sacred violence
5. Наконец, личное. Читатель написал мне, что сам принимал участие в их событиях и поэтому натыкается в своей голове на некое «табу», неспособность думать об этом «здраво и холодно». Но ведь именно так, по Жирару, и работает миф, нарратив об учредительной жертве: это как бы «ложная память», которая заслоняет настоящие события их осмыслением, интерпретацией. Собственно, в этом нет ничего стыдного или позорного – наверное, это работает так всегда, и «настоящие события» – это гибель людей, в которую будто бы нельзя не вложить какой-то смысл, нельзя просто забыть и не найти в ней чего-то «полезного». Мученичество – не само событие, а его интерпретация: оно рождается в дискурсе, обсуждении и практиках памяти. Я немного почитал украинский интернет и часто видел, что авторы сетуют – имена из «Небесной сотни» забываются, а на их место приходит абстрактный культ. Но ведь так оно всегда и было – и так и будет, пока на место старого учредительного мифа не придет новый.


Репост из: sacred violence
МАЙДАН И ГРАММАТИКА МУЧЕНИЧЕСТВА

Один читатель предложил мне написать про Майдан. Тема эта – очень важная и интересная, я мало что по ней знаю, но что-то сказать смогу, и лучше всего издалека и по порядку.

1. Майдан – безусловно, учредительное событие, «день рождения» нового государства. Для национальных государств Нового времени в роли такого, неизменно жертвенного, события выступали либо революции, либо войны, но и в тех, и других должны быть мученики. Для России таким событием стал не распад СССР и события 1991 г., а «Великая отечественная война». Выяснить это нетрудно – достаточно обратить внимание на дату на всякого рода плакатах: там будет написано не «25 лет новой России», а «65, 70 и т.д. лет с Великой победы».

2. Прототип всех «жертвенных» революций – Французская 1789-го (aka «Великая») – сначала там почитали «мучеников Бастилии» – т.е. людей, погибших при ее штурме, – а потом ряд личностей, погибших за Республику – прежде всего Марата и Лепелетье. Идеология Французской революции определила всю последующую грамматику «секулярного» мученичества, хотя и возникла на пересечении католического культа и греко-римской идеи «благородной смерти». Основные черты этой грамматики таковы:

а) Мученик – не пассивная жертва насилия, а активный борец, убитый «врагами» - и мы должны продолжать его борьбу, сражаться за «общее дело»;

б) Его кровь и смерть изменила реальность, позволила возникнуть чему-то новому;

в) После гибели он продолжает участвовать в «общем деле», всячески помогает его сторонникам и жаждет возмездия за свою смерть (в эпоху Французской революции был популярен культ «манов» – «теней», духов мучеников, которые мстят сами и должны быть отомщены);

г) Мученичество отражается не только в идеологии, но и в культе: мученикам строят мемориалы, называют в их честь улицы, площади и города, посвящают им дни в календаре и т.д.

Однако при всех нюансах эта идея «жертвы основания» – в основе своей христианская: например, у Оригена «Церковь начинается на Голгофе», у Тертуллиана – «кровь христиан – это семя». Сам подвиг ранних мучеников – это агон, борьба (прежде всего с дьяволом), а без особого плата с частицей мощей мученика до сих пор нельзя служить литургию. До христианства идея, видима, была несколько другой – не мученичество, а учредительное убийство, но это отдельный вопрос.

3. После XVIII века эта грамматика проявилась во множестве других войн и революций – скажем, в Войне за независимость США, Пасхальном восстании 1916-го, Пивном путче НСДАП 1923-го, венгерской революции 1848-го, китайской, корейской, кубинской и т.д. Везде – одно и то же: освященные кровью стяги, мемориалы, памятные кладбища, новые ордена и схожая идеология, которая используется либо для продолжения борьбы (как в Ирландии), либо для легитимации нового государственного образования как «освященного кровью».

4. Совершенно та же грамматика проявилась и в Майдане в образе «Небесной сотни»: в основном это активисты, погибшие 20 февраля 2014-го, но к ним присоединяли и других людей, погибших при более или менее сомнительных обстоятельствах. Соответственно, они отдали жизнь за «новую Украину», их называют мучениками, им сочинили акафист, посмертно наградили, учредили в их честь орден, проводят шествия с их портретами, до сих пор приносят на импровизированный памятник цветы и свечи, а в 2017-м, кажется, нашли место под мемориал. И несмотря на то, что их смерть была «необходима» для создания новой реальности, в их убийстве кто-то виноват – в частности, Виктор Янукович и бойцы «Беркута». Остальное, наверное, каждый может додумать сам по мере поступления материала. Добавлю, что «Небесная сотня» продолжает расширяться за счет погибших бойцов АТО – т.е. этот образ продолжает легитимировать и освящать нынешнюю борьбу, которая еще далеко не окончена.


К сожалению, так и не разобралась, как посмотреть работы конкурса «Русская цивилизация», проводимого ФАДН, но вообще, конечно, в восторге от названия.

Официальный сайт сообщает:

"Цель фотоконкурса - гармонизация межнациональных отношений и этнокультурного развития народов России посредством привлечения внимания граждан к истокам и традициям русской культуры."

Как любит говорить nixelpixel, не у всех у нас есть высшее образование, но цивилизация это ваще-т закат культуры!!!


Надеюсь, "Протестантскую этику и дух капитализма" запретят раньше, чем кто-либо соберётся её прочитать.


Как быстро вычислить ультраправую заразу:

Rather than a balance of powers and regular elections to curb the inherent possibility of abuse of power, the cypherpunks and crypto-anarchists accept, often without appearing even to realize it, the far-right, libertarian/anarcho-capitalist definition of government that extends from the German social theorist Max Weber (who famously and tendentiously defined the state as a “monopoly of the legitimate use of physical force within a given territory”).


хатчинсон в "национализм и война" пишет, что после холокоста вести войны, способные вызывать нужный (объединительный) отклик, стало так сложно, что теперь приходится всё время ссылаться на холокост ("мы должны сейчас, чтобы никогда более"), чтобы достичь хоть какого-то консенсуса.

а теперь следите за руками:

"- вы убивали людей!
- а вы устроили [бесконечный либеральный] холокост!"

люди работают, в общем.

https://www.youtube.com/watch?v=wLU9Nlst2bE
«Что вы чувствовали, когда убивали? — Ничего, это работа». Дебаты Собчак и Прилепина
Полная версия дебатов на Дожде: https://tvrain.ru/s/sqm/ Дебаты на Дожде — экс-кандидат в президенты, член политсовета «Партии перемен», журналист Ксения Соб...


Политико-правовая сторона нации как согражданства достаточно ясна, и те индексы, которые используют обычно для анализа уровня демократичности, при всем их несовершенстве, так или иначе отражают степень зрелости гражданской нации в политико-правовом отношении. Но вся сложность в том, что нация – это не только политико-правовой институт, это еще и социокультурное сообщество. Зачинатель всей теории нации Эрнест Ренан в 1882 году в своей знаменитой лекции сформулировал понятие нации как духовной солидарности.

http://international.gaidarfund.ru/articles/3095/tab1


Если мы не говорим, в чем наши интересы, мы должны, во-первых, знать, что это неправда, что это ложь по отношению к другим людям, что мы тем самым ставим себя выше других людей. Во-вторых, мы должны знать, что эти мотивы все равно будут придуманы за нас, и не нужно удивляться, когда они придумываются, когда говорят, что вы, якобы, заботитесь о нас, вы выходите протестовать и так далее, потому что вам заплатили, потому что вы хотите для себя того-то и того-то. Это то пустое пространство высказываний о своем благе, которое заполняется только потому, что мы его оставили пустым, потому что мы не сказали, что нам нужно.

http://gefter.ru/archive/20479




Репост из: sacred violence
4. Cavanaugh W.T. The Myth of Religious Violence. Oxford University Press, 2009.

Название этой работы говорит само за себя. Центральный тезис Уильяма Кавано таков: никакого специфически религиозного насилия не существует – это модерный миф секулярных обществ, изобретенный с целью сделать из религии козла отпущения за то насилие, к которому на самом деле гораздо чаще обращаются «светские» режимы. Автор заявляет, что до Нового Времени – да и то лишь на Западе, – говорить о «религии» как о чем-то отдельном от политики и культуры нельзя, и поэтому маркировать те или иные события и процессы как «религиозные» значит быть ангажированным: крестовые походы или религиозные войны – явления и религиозные, и политические, и культурные, и какие угодно еще, и выделять эту первую их составляющую в качестве приоритетной бессмысленно. В сущности, автор выступает лишь против убеждения, что религия более склонна к насилию, чем агенты секуляризма, и с этим поспорить сложно. Однако если «религиозное насилие» – это миф, то насилие, к которому обращаются религиозные люди, руководствуясь специфической мотивацией и обращаясь к священным текстам – реальность, что делает тезис автора несколько менее убедительным.

Кавано – профессор теологии, и это чувствуется: вслед за тем же Рене Жираром он говорит о необходимости проповедовать примирение и очищать священное писание от ложных «насильственных» интерпретаций (которые, видимо, иногда все же случаются). С другой стороны, критика автора в адрес секуляризма зачастую оказывается прозорливой в том смысле, что он прекрасно видит в светских национализмах отголоски того, что принято считать «религией» – это касается, например, культа мучеников. Важно и то, что эта апологетическая работа повлияла на многие другие, в т.ч. и популярные – поэтому, скажем, мгновенно переведенные на русский язык «Fields of Blood» Карен Армстронг (2015) воспроизводит тезис, заявленный именно в ней.


Первые концепции строительства нации модерного типа, которые возникают в XIX веке, носят не столько аналитический, сколько перспективный характер. Они одновременно описывают происходящие политические процессы и стремятся повлиять на них, определить логику происходящего. Это очень заметно в одном из самых известных текстов, посвященных природе нации и логике национального строительства, — в «Речи к немецкой нации» Иоганна Готлиба Фихте.


https://postnauka.ru/video/87849


Наше видео про migration studies :

https://www.youtube.com/watch?v=IdyP8MLuHqg&feature=youtu.be
Формирование границ и исследования миграций


Репост из: sacred violence
И напоследок сегодня : наткнулся вот на такой вот замечательный труд доктора политических наук, депутата Госдумы 4-го созыва. Название будто бы намекает нам на то, что "образы врага" будут нещадно критиковать, но не тут-то было: он реальный, реальный расист, говорит что вражда имеет биологический характер, печатает контуры черепов и говорит, что русской расе нужно вспомнить, что против нее ведется расовая война (депутат 4-го созыва). Но дело даже не в этом, а в том, что в один прекрасный момент он ссылается на Рене Жирара с его концепцией "учредительного убийства" и говорит, что вот, поглядите, какую прекрасную штуку изобрел человек по сравнению с животным! Если не будем убивать "чужака", скатимся в хаос и всякую неразличимость. Из Ж. часто делали апологета жертвоприношений, но чтобы с таким вкусом - никогда не видел.

UPD: коллега кинул ссылку на аналогический вывод, сделанный господами из Wotan Jugend: http://wotanjugend.info/sacredviolence. Gosh, that's godam serious!


Не стадиз, но кейс, конечно, уникальный.

@septicscepsis тут шутит про внутрипартийное восстание, возглавляемое несгибаемой Поклонской.

Учитывая историю с пророссийским активистом в Крыму 2005 года, я даже не удивлюсь.

Партийный резерв, как писали в фб.

https://t.me/septicscepsis/449

Показано 20 последних публикаций.

573

подписчиков
Статистика канала