F1 от Бориса Захарова


Гео и язык канала: Россия, Русский
Категория: Спорт


F1 и всё, что ездит (+ думы о бытии и ностальгия). Пишет вам @NeTvoi_VotIBesishsya "гонщик - он и на диване гонщик" (с)

Связанные каналы  |  Похожие каналы

Гео и язык канала
Россия, Русский
Категория
Спорт
Статистика
Фильтр публикаций


Я надеюсь, что за весь этот крошеный карбон заплатят из своего кармана мудрецы из руководства гонки. Я вообще не вижу, как могло обойтись без этого бардака в ситуации, когда была возобновлена гонка, которую можно было не возобновлять.

Гоночная традиция работает безотказно: один идиотизм обязательно приводит к другому идиотизму.


После Джедды и промаха Алонсо мимо стартовой «колодки» я вспоминал, как в Спа 98 Михаэль Шумахер умудрился встать на старте чуть по диагонали, заранее целясь в центральный «коридор» (чтобы максимально долго двигаться исключительно вперед без поворота руля, но оказываться при этом поближе к середине трассы).

Михаэля тогда не наказали, и даже не рассматривали. Времена были другие, но главное - стартовые позиции позволяли поместиться с запасом. Посмотрите, сколько места у Хаккинена с Култхардом в первом ряду. Рядом с МакЛареном поместится по мопеду с каждой стороны. И не удивительно, тогдашняя ширина машин - 1,8 метра против нынешних двух. Удивительно другое: болиды увеличивались в размерах (хотя, прибавь я 200 кг, по мне было бы заметнее) и наконец в 2023-м кто-то вспомнил о том, что стартовые позиции бы тоже неплохо увеличить…

Честно говоря, история с «+10 сантиметров с каждой стороны» выглядит как попытка прикрыть календариком с цветочками дырку на стене: FIA два этапа подряд штрафовала пилотов за нарушения стартовой процедуры, которые не влияли ни на что. Да ещё и штрафовала не всех, а тех, кого успела разглядеть. Историю со штрафом Алонсо затмила ещё более дурная история со штрафом за домкрат. Но по поводу того, что мимо стартовой позиции встали ещё как минимум четверо, вменяемых заявлений так и не последовало.

Помню, в Малайзии Джанкарло Физикелла однажды перепутал своё место на старте. Задумался, и приехал не туда, откуда начинал прогревочный круг, остановился поперёк стартового поля… это нарушение. И это была не придуманная проблема: стартовать так было нельзя, пришлось давать ещё один прогревочный круг. На что повлияли те пара сантиметров в Джедде в исполнении Алонсо?… Не поверю, что ближе к стене пит-лейн вне траектории держак был настолько лучше, что пары сантиметров за белой линией хватило для пушечного старта. Остальные (не)проштрафившиеся не показали ничего сверхъестественного.

Но ведь раз где-то есть судьи, должны и они что-то производить. То штрафы, то выражение глубокой озабоченности. Пока чемпионат ещё не набрал обороты - пусть резвятся, не жалко. Посмотрим, как пойдут пересмотры по апелляциям во второй половине сезона.

Лишнее утешение - в Мельбурне Алонсо достаточно будет просто встать аккуратно позади Расселла. И просто надеяться, что он не промазал…






Человек, который медленно спустится с горы

Иногда хочется зафиксировать мираж, пока не то сама жизнь, не то капризный мартовский ветер не развеял его. Давно не было в Ф1 такого единодушного ожидания успеха одного пилота. Все как будто договорились, притянули доводы, достигли консенсуса относительно того, что в Мельбурне должен непременно победить Алонсо. Тут тебе и 101-й подиум, который должен превратиться в победу, потому что «всегда так было», и «третий подиум подряд на старте сезона – только в чемпионские годы». В общем, хорошая такая попытка отмодерировать жизнь. И знаете что – чёрт его знает, может и получится. Вызывали же когда-то дождь! Говорят…

Есть человек, который определенно слушает эти разговоры, и делает это расслабленно, с удовольствием. Человеку этому 41 год, и все переживания, волнения за результат – всё это осталось где-то там, в эпохе «едва за тридцать» и GP2-моторов. Зрелость – это способность получать удовольствие от жизни. Не от каких-то эфемерных великих дел! Нет. От тех самых, которые с тобой здесь и сейчас, которые укрепляют в мысли, что ты всё в общем-то сделал правильно. Не к ночи будь помянут Коля Усков с его кумкватовым джемом на фестфальском хлебе. Простые радости – они другие. Проснуться утром. Вспомнить, что надо на самолёт. Подумать о том, что этот самолёт унесёт в далёкую страну, где ты сядешь за руль одной из самых быстрых машин на планете. И будешь получать удовольствие. А волнуются пусть все эти молодые и голодные. У тебя уже есть всё. И то, что будет дальше – это по определению бонус.

Приятно оставлять нервы дома. Напоминать себе, что ты здесь для того, чтобы принять вызов. Однажды на соревнованиях мне попался в отборах прекрасный соперник, Сергей Николаевич Симовских. Мой тренер не раз говорил про него, что он один вообще знает, как надо по-настоящему фехтовать. Я бы волновался перед десятью боями из десяти. Но в тот раз я стоял на дорожке с оружием в руке, ждал соперника, и улыбался. Я был искренне счастлив тем, что судьба наконец-то нас свела.

Не стоит путать спокойствие с безразличием. Когда в Джедде Алонсо сообщили, что он получил штраф, он был лаконичен: «ок». Когда Перес получил наконец право открыть крыло, Фернандо даже намёка не сделал на оборону – зачем убивать шины на дистанции, в борьбе с более быстрой машиной, если можно за ней уехать от остальных. И Алонсо надолго засел в зоне ДРС Переса, уезжая от Рассела. Очень спокойно. Когда адреналин чуть меньше плещет в уши ритмом сердца, мир видится яснее. Алонсо и в молодости-то был пилотом умным (спокойным был далеко не всегда), а уж теперь!... Опыт – незаменимая вещь. Но ещё ценнее – отсутствие свойственного молодости страха что-то упустить (fear of missing out), чего-то не добиться, за чем-то не успеть. Вспоминая ту некрасивую сцену с Джонни Хербертом, который восемь лет назад поспешил предложить Фернандо пенсию, - посмотрите, насколько поспешил!

Да, есть фактор машины. У Михаэля Шумахера в его 41 год такого болида не было. И у Фернандо не было бы, останься он в Альпин. Пусть команда пока не выглядит идеально работающим механизмом, но сейчас AMR23 – реально вторая машина чемпионата. Надолго ли? Полагаю, что Феррари и Мерседес превзойдут Лоуренс Стролл Рэйсинг в темпах развития болида. Но стоит вспомнить интересную строку из биографии Алонсо: он взял оба своих титула, выиграв столько же гонок, сколько основной соперник, не больше. Рено оба раза проигрывала борьбу за развитие машины. Алонсо умудрялся сохранить преимущество. Думаю, эта способность никуда не делась.

На Алонсо обрушились всеобщие надежды, а он оказался счастливо расположен между недостижимыми и догоняющими – как раз настолько хорошо, чтобы оказываться на подиумах и в первых рядах на случай проблем у лидеров. Да, Ред Булл быстры, но никто не идеален, и на каждый MP4/4 найдётся свой Жан-Луи Шлессер. Фернандо умеет ждать. И умеет получать удовольствие. И когда Лэнс Стролл со всеми своими переломами несётся в паддок, и говорит «Фернандо, давай, сбежим с горы, сядем в наши быстрые машины, и…», Фернандо отвечает: «Нет, парень. Мы медленно спустимся с горы, и…»


Во-первых, здравствуйте! С началом нового чемпионата!

Во-вторых, не пугайтесь, канал не продан злым корпорациям, автор – всё тот же, автору просто надоело ходить с приставкой «не».

Когда я завёл канал, это было приятным способом выпускать энергию, который кому-то показался интересным. Название родилось очень просто: самый популярный в 17-м году телеграм-канал назывался НЕЗЫГАРЬ, что было отсылкой к работе популярного журналиста Михаила Зыгаря. Шутить так в тему, - так появилось название НЕПОПОВ. Но автору в какой-то момент подумалось: сорок лет, ну какие тут непоповы… В общем, брендинг успел поднадоесть. Поэтому, к вашим услугам, Захаров Борис Леонидович.

Я всё так же мало интересуюсь аналитикой, цифрами, техникой и результатами. Поэтому никогда не делаю ставок, не гадаю по итогам тестов, и совершенно наплевательски отношусь к тому, кто же выиграет гонку, чемпионат, кубок и тд. И всем того же желаю. Для меня автоспорт не о результатах, а о людях, об их жизненном пути. Человеческая жизнь, к сожалению, слишком хорошо укладывается в классический канон драмы. Герой, обстоятельства, перипетии, преобразование героя… И каким-нибудь, условно, закрылком, даже двойным диффузором, я могу восхищаться исключительно с позиции того, что он создан человеком, который смог пойти иным, чем остальные, путём.

Так вот, коль скоро мы о людях, - я принёс текстов про людей. Людей, которых мы оставили в 2022-м. Людей, которые сошли со сцены за кулисы, возможно даже навсегда. Я не писал о Россе Брауне, о Пэте Симмондсе – они всё-таки уходили уже из кабинетов FIA и Liberty Media. А Мик Шумахер, Николас Латифи, Дэн Риккьярдо, Маттиа Бинотто – они были с нами весь прошлый сезон. Простым ни для кого из них он не был, и сейчас, оглядываясь назад, хочется проявить немного сочувствия к незнакомцам. Как всегда, много букв, всё субъективно. Чтение на вечер, как отшумят заезды.


Репост из: F1 from Elmir Valeev
Началась первая официальная тренировка, а с ней дан старт и всему сезону 2023 года. Самое время опубликовать прогнозы блогеров и журналистов на чемпионат! Конечно, в ход пошли только самые интересные вопросы.

Свои прогнозы сделали ведущие автоспортивные блогеры и журналисты топовых изданий: Эльмир Валеев, Евгений Сафронов, Евгений Кустов, Мстислав Петров, Валентин Хорунжий, Борис Захаров, Александра Шубина, Ярослав Загорец, Иван Беликов и Михаил Смирнов. Разброс мнений, как видите, достаточно велик, за исключением самого первого вопроса :)

Подробнее с прогнозами можно ознакомиться по ссылке.


Ожидание непредсказуемого сезона теперь выглядит как-то так)


Так и не понял, в чём смысл сравнивать новый Хаас с прошлогодним. Ведь гораздо интереснее сравнить его с прошлогодней Феррари.

По этому поводу нашел архивное фото: шасси Хаас 1999-го на первых тестах.


Оказывается, презентации Феррари последних лет были не так и плохи. Тот случай, когда старомодное, пусть даже вычурное, оказывается лучше, чем никакое. Я правда хочу на презентации увидеть сначала машину под покрывалом, а потом машину без покрывала. Всё. Мне не интересно, что скажут, например, спонсоры… Им самим, думаю, тоже не особо интересно. Все всё понимают: мы тут реализуем маркетинговую стратегию, за которую наш вице-президент уже поймал свой бонус. Прошедшее мероприятие, мало того, что было скучнейшим зрелищем, было полно несуразности. Ну ладно, ведущий умудрился за первые две минуты дважды назвать Кристиана Хорнера братом. Чуть не стыкуется с образом человека с поместьем и парой осликов в красивейшей английской глуши, но в целом ненаказуемо. Подумаешь, назначили ведущим человека из Свидетелей Иеговы… Но остальные-то!?

Вместо машины под покрывалом и машины без покрывала я разглядываю каких-то людей, не имеющих никакого отношения к Ф1. Некоторые реально не могли пары слов связать. [Видимо, прознав, что я буду смотреть презентацию, позвали даже фехтовальщика – один чёрт, я его всё равно не знаю]. Почему эти люди на презентации команды Ф1? Просто потому, что Ред Булл пытается осветить блеском славы пусть и популярные, но нишевые активности? Почему вместо них не позвать Джеки Стюарта, который когда-то основал эту команду на деньги Форда, потом продал её Форду же, который затем скинул её Ред Булл? Плохие ассоциации?

Может быть, уже отогнать пресс-секретарей подальше от пилотов? Чтобы они хоть пару слов выдавали не из учебника по изящному заполнению времени. Освободившиеся у пресс-служб силы можно было бы направить на подготовку ведущих, чтобы те не задавали совсем уж идиотских вопросов типа «Макс, а ты уже успел протестировать новую машину?». Ну, или раз уж это звучит, – пусть и Макс бы ответил от души: «не с этим грёбаным регламентом».

А задавать Дэну Риккьярдо вопросы о новой коллекции фирменной одежды Ред Булл – насколько это хорошая идея?... Хотя, учитывая номер Дэна в команде, видимо, ему стоит привыкать.

В общем, всё это прошло бы незамеченным, если бы это не была первая презентация сезона. Честно, мы просто засиделись в тоске. Возвращение Форда сенсацией тоже не стало. Если ко мне подойдёт на улице человек, и скажет: через три года я дам тебе миллион долларов – я вряд ли буду впечатлён. Это не совсем то же, что протянутый чемоданчик с деньгами. Это объявление не о завтрашнем даже, о послезавтрашнем дне. Доживём – обязательно порадуемся и за Форд, и за Ред Булл.

На самом деле, за кого можно бы порадоваться уже сейчас это Liberty Media. И возвращение Форд, и презентация в Нью-Йорке, и гонки в Майами и Лас-Вегасе – это хорошее усиление позиций на американском рынке. В период бодания с FIA это своевременная демонстрация успешности и полезности. Тем более, что у Либерти получается то, что не получилось у Экклстоуна – реальная экспансия в Штаты. Видимо, на это был способен только американский промоутер. Странно на этом фоне выглядело приглашение Стефано Доменикали на сцену, по итогам которого Стефано на сцену не вышел. Позднее было объявлено, что и не выйдет… [seriously, wtf?!]

Итог дня: машину более-менее показали, Форд объявили. Никаких сенсаций. Презентация была душераздирающе скучным зрелищем. За исключением одного момента: было интересно понаблюдать за Серхио Пересом в тот момент, когда Кристиан Хорнер рассказывал, как он рад возвращению Дэна Риккьярдо «домой», и как здорово, что у команды теперь три таких классных пилота. На две машины.

P.S. Президент Форда выглядел бы значительно лучше, если бы вылез из того недоразумения с шильдиком «Мустанг» и пожал руки гонщикам, а не просто прошел мимо.








Вы знаете эти кадры. Вы видели эту гонку, даже если родились через несколько десятков лет после финиша. Дижон, последние круги, Рено и Феррари в бешеном поединке, Вильнёв и Арну на грани, и уже немного за гранью. От них словно летели искры, как от двух оголённых проводов, оказавшихся рядом. Мир вокруг – нет, он не замер, он вопил от восторга, когда они раз за разом ударялись колёсами, ныряли в повороты на заблокированной резине, пылили по обочинам. От людей, которым показываешь эту борьбу впервые, слышишь вопрос: так кто из них выиграл ту гонку? Ни один из них…

Жан-Пьер Жабуи родился в оккупированном Париже, в 42-м году. Он был на пять лет младше Брюса МакЛарена… При чём здесь Брюс? Просто я всегда воспринимал Жабуя именно как французскую версию МакЛарена. Кто знает, как повернулась бы судьба новозеландца, будь у него на родине мощный автоконцерн… Джек Брэбэм – ещё один человек похожих качеств: отличный инженер, педантичный и работоспособный тест-пилот, отличный гонщик. Вот и Жабуи был той же породы. Бывают богом данные таланты: Жан-Пьер был инженером от бога, хотя образование получил гуманитарнее не придумаешь, - специалист по современной живописи… По-своему забавно, что стараниями этого художника в Ф1 закрепились турбомоторы. За Рено выступали пилоты быстрее Жан-Пьера, работали инженеры умнее, - но благодаря бешеной работоспособности именно он стал мостом между конструкторским бюро и трассой в тот тяжелый период, когда абсолютно всем казалось, что турбоавантюра Рено обречена на провал. А период этот длился не день, не два, а несколько лет, которые всем участникам проекта надо было не просто пережить, а вынести на себе.

Придя из тест-пилотов, Жабуи так и не стал в привычном смысле слова звездой. Что не мешало ему оставаться одним из самых уважаемых людей в любом паддоке, куда бы ни заносила его гоночная судьба. Да, он оставался чуть в тени даже в те дни, когда побеждал, как в тот раз в Дижоне, где он принёс турбомоторам первую победу. Но перед этим человеком всегда было за что снять шляпу. 1942-2023




Перепалки между FIA и Liberty нужно рассматривать как столкновение интересов промоутера и регулятора. Идёт борьба за деньги. И проблема здесь, на мой взгляд, в той ответственности, которую промоутер на себя когда-то не взял… Берни Экклстоун, которого принято ностальгически нахваливать, будто старый свитер из далёкого детства, знал точно: работающая схема основана на симбиозе. Когда 2+2=5. Наученный опытом долгих войн с президентом Балестром, Экклстоун несколько лет убирал его из офиса не просто для того, чтобы в Ф1 одним старым пнём стало меньше, а для того, чтобы посадить в его кресло своего ставленника. Макса Мосли. Макс был важен для Берни как человек, с которым можно быстро и к обоюдному удовольствию договариваться. Он не лез в дела промоутера, отважно светил пиджаком с эмблемой FIA, когда надо, и этим сильно помогал Берни строить ту самую Ф1, которая в итоге досталась Liberty Media. Надо сказать, что и на посту Макс пробыл примерно столько, сколько совпадали его и Берни интересы. Американцы в первые годы своего правления проявили некоторую наивность, полагая, например, что достигнутые некогда Берни договорённости с организаторами этапов, унаследуются ими автоматически. Вера в контракты – это хорошо, но мало. В итоге промоутер вспомнил о том, что он промоутер, и некоторые вопросы нуждаются в ручном управлении – и с владельцами трасс договорились. При этом стоит отметить, Liberty настолько хорошо отработала эту историю, что в дальнейшем смогла выдать совершенно выдающийся финт: когда в 2020-м весь мир уселся по уши в ковид, Liberty Media сумели провести чемпионат с приличным количеством этапов, и не потерять по ходу ни одной команды!

Но и президентство тишайшего Жана Тодта на площади Согласия американцы вновь восприняли как должное. Ценить те годы их и учит Мохаммед бин Сулайем. Это человек, во-первых, из среды, которая любит противопоставлять себя американцам, и во-вторых, Сулайем – наследник не Тодта, а Мосли. 2008-й год, оргии в подвале уже стали достоянием прессы. Макс идёт на выборы президента FIA, и уверенно побеждает за счёт голосов национальных федераций стран третьего мира, которые количественно перебивают засидевшихся в FIA европейцев, зато покупаются гораздо легче. Сам бин Сулайем отметил собственные заслуги в прессе: «Да, я обеспечил ему значительное количество голосов». Собственно, в 2008-м году бин Сулайем, занимавший пост представителя автомобильных федераций ОАЭ в FIA был назначен вице-президентом FIA… И вот, промоутер проморгал момент, когда на ключевой пост регулятора попал человек, чьи интересы и потребности порегулировать явно превышают безопасный для промоутера предел допустимого вмешательства.

Да, Liberty Media – владелец чемпионата. Это деньги, телевидение, реклама, аудитория и контакты с автопроизводителями. Но FIA – это та самая контора, которая имеет все возможности эту вечеринку испортить, не прилагая толком усилий. Вспомнить хотя бы финал 2021-го. Или включить бюрократию в вопросах регламента, отпугнув автоконцерны. Поэтому здесь критически важен симбиоз. Вместо него мы ещё в прошлом году получили попытку Федерации вытрясти из промоутера побольше денег и, возможно, аккуратный выстрел в Ред Булл с их перерасходом бюджета. Выстрел исключительно предупредительный, призванный напомнить: не важно, сколько вы потратили, важно, как мы посчитаем.

То, что прорывается сейчас – это лишь пена дней борьбы за власть и деньги. Это демонстрации того, как стороны могут усложнить друг другу жизнь. Подумаешь, наехал на бин Сулайема британский парламент… Вытащила британская пресса Дэвида Ричардса. Это тоже предупредительный выстрел. Но реальных рычагов для «рокировки» просто нет. Были бы – может, и у Макса Мосли обошлось бы без подвала. Эти рычаги промоутеру надо было отращивать раньше. Что же касается перспектив отставки президента FIA – бин Сулайема свергнет не Париж, его свергнут Эмираты. Если так будет угодно Аллаху! Заявлениями про коммерческую сторону Ф1, бин Сулайем мог играть в пользу ближневосточных инвесторов, которые ведут переговоры о выкупе Ф1 у Liberty. А мог и перейти кому-то дорогу.




«Дорогой Марк!...»

Коллега с F1Insider неожиданно подтолкнул к клавиатуре вопросом о том, что я думаю про ситуацию с президентом FIA, его выступлениями, ответами Liberty Media, и прочим шумом вокруг. Спасибо за предоставленный повод провести немного времени с текстом!


Репост из: Evkus Racing | Формула-1
Вы просили - и вот они, наши средние оценки за сезон. Правда, "наш" чемпионат начался с Гран-пи Австрии - думаю, это сильно повлияло на оценки Леклера, Магнуссена и Боттаса, но глобально все равно показательно.

Интересно посмотреть, как гуляют наши оценки от пилота к пилоту.

@evkus


Ну, раз уж ставили весь сезон оценки, то чего уж теперь, надо и посмотреть, что получилось!

Показано 20 последних публикаций.

3 540

подписчиков
Статистика канала