Дорожный вопрос все активнее входит в региональную повестку. В массиве жалоб местных жителей начинают преобладать претензии к качеству дорожного покрытия, несвоевременного или некачественного ремонта. Например, состояние дорог
оказалось на первом месте среди жалоб жителей Воронежской области. Ранее Центр управления регионом (ЦУР) составил рейтинг жалоб воронежцев через систему «Инцидент Менеджмент». Всего с начала года жители подали более 34 тыс. обращений. 29,6% из них или более 10 тыс. — по теме дорог, в том числе их состояния, а также уборки в зимний период.
Можно предположить, что проблема обострилась по объективным причинам: на фоне происходящих геополитических и экономических изменений именно автомобильный транспорт стал доминировать в перевозке грузов внутри страны. Отдельные направления начали испытывать колоссальное напряжение из-за возросшего трафика, что в свою очередь отразилось на скорости разрушения дорожного полотна. Кроме того, свою негативную роль сыграл и съеживающийся бюджет регионов и муниципалитетов – многим стало просто не по карману реализовывать качественный дорожный ремонт.
Между тем, дорожный вопрос сегодня становится одной из ключевых точек напряжения. С одной стороны, бизнесу нужны дороги для комфортной работы, с другой – население также заинтересовано в том, чтобы городские и региональные магистрали находились в нормативном состоянии. Кроме того, без качественных дорог и всей сопутствующей инфраструктуры невозможно вести речь о развитии
внутреннего туризма. Ранее заместитель руководителя Росавтодора заявлял об обеспечении достижения целевых показателей: к концу 2024 года доля улично-дорожной сети городских агломераций, находящейся в нормативном состоянии, должна составить 85%, доля дорог регионального значения ― 54%, опорной сети ― 70,6%.
Таким образом, дорожный вопрос превращается для регионов в дополнительный вызов, наряду, например, с проблемами экологии и ЖКХ, а также важнейший социальный раздражитель.
Очевидно, что в этой ситуации региональные управленческие команды должны выработать свои механизмы реагирования. Например, во Владимирской области практикуется силовое воздействие: так, в Коврове
возбудили уголовное дело о хищении более 28 млн рублей при строительстве дороги. Проверка, инициированная прокуратурой Владимирской области, выявила значительные нарушения в ходе выполнения муниципального контракта. В Ярославской области после проверки более половины гарантийных дорог оказались с дефектами. В регионе реализуется национальный проект «Безопасные качественные дороги». Эксперты проверили 137 объектов, отремонтированных в рамках проекта. 98 из них оказались с дефектами, об
этом рассказал министр дорожного хозяйства Роман Душко. И это, как можно предположить, тоже повод для интереса со стороны правоохранительных органов.
Любопытным представляется опыт, реализуемый в Тамбовской области. В регион активно применяются меры против недобросовестных подрядчиков в дорожном строительстве. Так, глава Тамбовщины Максим Егоров
заявил о намерении принять жесткие меры в отношении подрядных организаций, не выполняющих свои обязательства по ремонту дорог. Егоров указал, что контракты с недобросовестными подрядчиками, которые не исполняют свои обязательства, будут расторгаться. По его словам, ремонт дорог в регионе не может быть доверен организациям, которые срывают сроки уже на начальном этапе работ.
Такая практика видится справедливой, поскольку дорожный вопрос сегодня – это целый комплекс проблем, от которых зависит уже не только социальное самочувствие граждан, но и экономическая стабильность регионов.