#смотритесами
Евгений Наумов о выставке Petro «Система энтропии» в Ruarts. Часть 2:В том, что серия «Система энтропии», как и предыдущие работы Petro вплотную подходит к решетке, сомневаться не приходится. Несмотря на то, что своих произведениях он использует квази-объемные фигуры, которые, казалось бы, разрушают плоскость холста, превращая его в воображаемое пространство, при более внимательном рассмотрении становится понятна разница между перспективой и изометрией. Перспективные построения действительно вводят глаз человека в заблуждение, но используемая в математике изометрия подчеркивает условность изображения. И даже обратив внимание на то, что одни фигуры в картинах Petro перекрывают другие — зритель все равно понимает, что они остаются прилипшими к плоскости носителя.
После того как Краусс констатирует, что не видит других способов говорить о решетках, кроме как с позиций материализма, она замечает парадоксальное стремление самих художников объяснять ее в трансцендентных категориях. «Мондриан и Малевич не пишут о холсте, пигментах, графите или какой-либо иной материи. Они пишут о Бытии, о Сознании и о Духе. С их точки зрения, решетка — это лестница в Универсальное». Также и кураторы выставки Petro связывают приближающуюся к решетке, математически рассчитанную живопись с предельными категориями порядка и хаоса. Возможно, что на самом деле никакого парадокса в этом нет, как нет ничего абсурдного в попытках систематизировать энтропию. Мир чисел и геометрических фигур — это виртуальная область платоновских идей, мало связанная с реальностью.
Осознанно или бессознательно, самостоятельно или вдохновившись художниками XX века — Petro воспроизводит архетипический путь модернизма. Геометрические фигуры, разделенные на равные сектора холсты, рассчитанные ритмы и пропорции можно встретить и в более ранних работах, например, в тех, что были представлены на
«Выставке Достижений Современных Художников», показанной в галерее ГУМ-RED-LINE в 2022 году. В серию «Система энтропии» добавлены цифры, то есть знаки специфического математического алфавита, а также некоторые элементы, отсылающие к интерфейсу графических программ. Подобные элементы не встречаются в большинстве работ классиков геометрической абстракции. Одним из немногих, но наиболее ярких исключений является художественный язык Александра Панкина. И хотя его цветовая палитра менее аскетична и включает яркие цвета (синий, желтый, красный, оранжевый) — общая композиция холстов оказывается более строгой и математически выверенной. Произведения Панкина оставляют у зрителя ощущение абсолютной закономерности положения каждого элемента, в то время как у Petro все еще остается пространство для произвольности. Энтропия оказывается упорядоченной не до конца, что оставляет потенциальную возможность для дальнейшего творческого роста.