Энергетические стратегии


Гео и язык канала: Россия, Русский
Категория: Технологии


- аналитика, влияющая на энергостратегию стран СНГ, Европы, Азии, Америки
- значимые тренды и новости энергополитики
- актуальные тенденции и новые технологии на рынках нефти, газа, электроэнергетики, угля, водорода, аммиака
- влияние экологии на ТЭК

Связанные каналы

Гео и язык канала
Россия, Русский
Категория
Технологии
Статистика
Фильтр публикаций


Репост из: МИГ России
В Сочи завершил свою работу международный форум "Атомэкспо-2024", уже давно превратившийся в важнейшее событие в мировой атомной индустрии. В "изолированную" Россию в гости к Росатому, являющемуся хозяином Форума, приехали 4500 делегатов из 75 стран. Этот интерес легко объяснить. Темой Форума стали технологии атомной энергетики нового, четвертого поколения. А именно Росатом является в них лидером и законодателем мод.

Что такое четвертое поколение? Так называют реакторы на быстрых нейтронах с металлическим теплоносителем. Это замкнутый ядерный топливный цикл, предполагающий извлечение плутония из отработавшего ядерного топлива и изготовление из него нового топлива для быстрых реакторов. За время топливной кампании нарабатывается столько же плутония, сколько и сгорает, так что цикл можно повторять практически бесконечно - это по-сути вечный двигатель.

Технологии четвёртого поколения позволяют выделять из отработавшего топлива самую вредную и опасную его составляющую, так называемые минорные актиниды, и дожигать их в быстрых реакторах. Это в тысячи раз уменьшает долгосрочный риск, связанный с хранением радиоактивных отходов, образующихся после работы реакторов. И, самое главное, четвертое поколение - это абсолютная невозможность радиационных катастроф, подобных чернобыльской или фукусимской, требующих эвакуации населения.

Россия одновременно развивает две технологии четвертого поколения - натриевые и свинцовые быстрые реакторы. По натриевым у нас огромный задел. Опытно-промышленные БН-350, БН-600 и БН-800 совокупно отработали почти 80 лет. Если добавить сюда ислледовательский БОР-60, то более 130. Технологии отработаны в деталях, сегодня пришло время их серийного строительства.

Проект БН-1200 завершен и проходит процедуру лицензирования, он оптимизирован по экономическим показателям, разработчикам было предъявлено требование об ограничении стоимости строительства на уровне серийных ВВЭР-1200. Само строительство начнется в 2027 году на площадке Белоярской АЭС в Заречном, недалеко от Екатеринбурга. Ввод в экслпуатацию - в середине 2030-х годов.

Сооружение революционного свинцового реактора четвертого поколения БРЕСТ-300 под Томском идет полным ходом. Первый бетон залили в 2021 году. Два месяца назад начался монтаж корпуса реактора, а в понедельник в время церемонии открытия "Атомэскпо - 2024" в режиме телемоста запустили первую технологическую линию по производству ядерного топлива для инновационного реактора.

Запуск в эксплуатацию намечен на 2027 год. БРЕСТ строится сразу со всей "обвязкой". Это не только реактор, но и производства по переработке отработавшего топлива и изготовлению из него нового. По сути это целый комплекс технологий четвертого поколения, который должен продемонстрировать работоспособность замкнутого ядерного топливного цикла.

После того, как он отработает несколько лет и докажет право на существование свинцовой технологии, будет принято решение о сооружении по ней больших промышленных реакторов, аналогичных БН-1200. Вероятно, их запуск произойдет ближе к концу 2030-х годов.


#H2 #Швейцария #США

Итак, всем скептикам на заметку. Поезд модели Flirt H2 на водородных топливных элементах проехал почти 3000 км без дозаправки, - сообщил его производитель швейцарская компания Stadler.

Flirt H2 проехал 1741 милю (2803 км) по испытательному треку в Колорадо, США за 46 часов. Поезд начал испытания с полным баком и не дозаправлялся всю поездку, а машинисты компаний Stadler и Ensco посменно управляли локомотивом.

Расстояние в 2803 км более чем в шесть раз превышает заявленный производителем запас хода в 460 км для Flirt H2 (технические данные на сайте Stadler). Вероятно, производителю удалось оптимизировать работу поезда, и на испытательном треке он двигался по ровной поверхности без торможений и ускорений.

В 2022 году водородный поезд Coradia iLint от французской Alstom проехал 1175 км без дозаправки в нормальных эксплуатационных условиях в Германии.


#ТЭС #стратегия #Россия

России необходимо обновить Энергостратегию, чтобы понять какие типы генерации в складывающемся энергобалансе будут требовать мер поддержки, прежде всего, в рамках преодоления тенденции к технологическому отставанию. Источников финансирования для такой поддержки может быть несколько, в том числе, третий ДПМ, -заявила в ходе конференции газеты «Ведомости» председатель набсовета «Совета производителей энергии» Александра Панина.

«Как преодолеть тенденцию технологического отставания? Такая тенденция наметилась еще на рубеже веков, когда весь мир начал активно внедрять ПГУ, а у нас был застой... В 2023 году мы делаем третий, вынужденный, подход к высокотехнологичному оборудованию. Я говорю, прежде всего, о газовых турбинах большой мощности. Нам нельзя его не делать. Газовые турбины дают 17% выработки и 14% по установленной мощности. Это большой объём, который приносит генераторам основную прибыль», - сообщила г-жа Панина.
По её словам, генераторам жизненно важно иметь такой тип оборудования как ПГУ, но нужно развивать и различные типы низкоуглеродной генерации – ВИЭ, АЭС и ГЭС. Здесь встаёт вопрос о финансировании строительства новых энергомощностей или модернизации существующих.
«Нельзя говорить о том, что мы сможем перейти на современные технологии, когда у нас рост (энергоцен – ред.) будет в пределах инфляции. Это первая проблема, с которой мы столкнёмся. Как с этим справится? Необходимо обновить Энергостратегию с тем, чтобы понять какие типы генерации в энергобалансе мы поддерживаем. Второй момент – нужно понять какой будет цена на газ при формировании энергобаланса. Чем выше цена на газ, тем более окупаемыми становятся любые низкоуглеродные источники. При формировании Энергостратегии нужно понять возможности нашего промышленного сектора – оборудование для каких типов генерации он может производить и в какие сроки. После того как у нас появится этот базовый документ, что конкретно мы поддерживаем, мы, наверное, начнём обсуждать источники (финансирования – ред.)», - пояснила Александра Панина.
Она отметила, что просматриваются три источника инвестиций.
«Во-первых, это наш родной ДПМ, видимо, ДПМ-3 на обновление мощностей. Понятно, что потребители будут не очень рады. Есть и другие, более правильные источники, например, бюджет. Тот же Китай, который вводил сейчас огромные проекты по ВИЭ 11 лет всё финансировал из бюджета, это были государственные деньги. И третий вариант, который у нас слабо использован – механизмы дополнительных льгот, налоговых, кредитных и пр. Может быть, когда мы начнём обсуждать источники, мы найдём смесь между всеми тремя механизмами. Мы, как генераторы, хотим, конечно, летать на самолётах, а не ездить на паровозах, и надеемся, с помощью нашей промышленности решим эту задачу. Но тут важен ещё и срок. Мы живём надеждой, не обостряем вопрос, но к 2027 году 13 ГВт мощностей пройдут рубеж в 100 тыс. часов наработки и по многим объектам уже сейчас обостряется вопрос сервиса и обслуживания. И тут не просто вопрос к энергетическому машиностроению, но и вопрос сроков, просто потому, что оборудование может не дождаться счастливого 2030 или 2031 года. Но, надеюсь, что мы все сложности преодолеем», – заявила Александра Панина.

Источник: Переток


#э.э. #DR #Россия

Еще одна попытка внедрить в России систему управления спросом для конечных потребителей.

«Минэнерго может предложить населению участвовать в снижении спроса на
электроэнергию: в определенное время отключать бытовые приборы, что должно привести к
разгрузке энергосистемы и уменьшению цен»,- пишет Ъ.

Для этого придется перейти на тарифы
коммерческих предприятий, которые в среднем на 34% выше цен для населения, получив взамен скидки в цене.

Минэнерго хочет привлечь население на рынок управления спросом на электроэнергию (demand
response, предполагает снижение потребления в пиковые часы нагрузки), следует из проекта
плана мероприятий по вопросам эффективного функционирования электроэнергетики ("Ъ" видел
документ). Для этого бытовому потребителю (владельцу квартиры или дома) придется
"добровольно отказаться от покупки электроэнергии по регулируемым тарифам", говорится в
проекте плана.
ФАС совместно с другими ведомствами может разработать проект соответствующего
федерального закона к началу 2025 года, говорится в плане. В ФАС пояснили "Ъ", что разработку
проекта плана ведет Минэнерго. В Минэнерго сообщили, что "дорожная карта" "находится в
проработке".
Идея привлечь население на рынок управления спросом принадлежит "Системному оператору", говорят источники "Ъ".
Физлицам
экономически невыгодно участвовать в разгрузке потребления и в целом в экономии
электроэнергии, в том числе из-за искусственно сниженных тарифов. СО предложил применять
нематериальные стимулы, например, через "персональную коммуникацию" (через приложения)
или через "специальное тарифное меню при подключении бытового оборудования к системе
дистанционного управления", говорится в презентации организации.
В СО пояснили "Ъ", что ведется разработка
концепции и переговоры с гарантирующими поставщиками (ГП) о проведении экспериментов "с реализацией элементов проекта". Источники "Ъ" добавляют, что ГП в бытовом секторе могут стать
агрегаторами, которые будут управлять потреблением физлиц.
В Минэнерго сообщили "Ъ", что "идея заключается в снижении собственного потребления
электроэнергии на заявленный уровень в указанные часы и получении за счет этого
вознаграждения". В "Совете рынка" «Ъ" сказали, что прорабатывать
инициативу целесообразно только после запуска целевой модели управления спросом. Проект постановления правительства о целевой модели находится в Белом доме. Документ
подразумевает запуск механизма управления спросом на оптовом рынке для крупных
коммерческих потребителей.
Вовлечение бытовых потребителей в систему управления спросом будет крайне проблематичным
из-за отсутствия явной экономической мотивации при текущих низких тарифах, говорит директор
Центра исследований в электроэнергетике НИУ ВШЭ Сергей Сасим. Средний по стране тариф для физлиц составляет 5,3 руб. за 1 кВт-ч, что ниже экономически обоснованного на 34%,
подсчитал он. Коммерческие потребители доплатят за сниженные тарифы физлиц в текущем году 300,6 млрд руб., отмечает эксперт.
Для стимулирования
потребителей к участию в программе выгода должна превышать резкое увеличение тарифа, но в
текущих условиях рынка источники таких выгод неочевидны. Добровольный отказ бытовых
потребителей от регулируемого тарифа может быть приемлем только в тех регионах, где регуляторы снижают перекрестное субсидирование и цены сравнительно высокие (например, в Москве).
Игорь Чаусов из центра "Энерджинет" считает, что расширение механизма управления спроса за
счет населения необходимо энергосистеме, потому что на стороне таких потребителей находятся
значительные возможности по управлению электропотреблением. С прошлого года в
Индии в пилотном проекте участвуют 55 тыс. жителей с совокупным потреблением 75 МВт, а в следующем году будет собрано уже 200 МВт.
Чаусов продолжает: "Если программы будут сделаны с креативом, они будут интересны городской молодежи как один из способов активного участия в значимых для общества
делах, к тому же связанных с модными климатической и экологической темами".
5,3 рубля за 1 кВт-ч составляет средний по России тариф за электроэнергию для граждан».

Источник: ИД «Коммерчантъ»


#ТЭС #энергомашиностроение #Россия

России необходимо обновить Энергостратегию, чтобы понять какие типы генерации в складывающемся энергобалансе будут требовать мер поддержки, прежде всего, в рамках преодоления тенденции к технологическому отставанию. Источников финансирования для такой поддержки может быть несколько, в том числе, некая третья волна ДПМ, заявила в ходе конференции газеты «Ведомости» председатель набсовета «Совета производителей энергии» Александра Панина.

«Как преодолеть тенденцию к технологическому отставанию? Такая тенденция есть и она наметилась даже не сейчас, а на рубеже веков, когда весь мир начал активно внедрять ПГУ, а у нас был застой... В 2023 году мы делаем третий, вынужденный, подход к высокотехнологичному оборудованию. Я говорю, прежде всего, о газовых турбинах большой мощности. Нам нельзя его не делать. Газовые турбины дают 17% выработки и 14% по установленной мощности. Это большой объём, который, во-вторых, приносит генераторам основную прибыль», - сообщила г-жа Панина.
По её словам, генераторам жизненно важно иметь такой тип оборудования как ПГУ, но нужно развивать и различные типы низкоуглеродной генерации – ВИЭ, АЭС и ГЭС. Здесь встаёт вопрос о финансировании строительства новых энергомощностей или модернизации существующих.
«Нельзя говорить о том, что мы сможем перейти на современные технологии, когда у нас рост (энергоцен – ред.) будет в пределах инфляции. Это первая проблема, с которой мы столкнёмся. Как с этим справится? Необходимо, как и обещало Минэнерго, обновить Энергостратегию с тем, чтобы понять какие типы генерации в энергобалансе мы поддерживаем. Второй момент – нужно понять какой будет цена на газ при формировании энергобаланса. Чем выше цена на газ, тем более окупаемыми становятся любые низкоуглеродные источники. При формировании Энергостратегии нужно понять возможности нашего промышленного сектора – оборудование для каких типов генерации он может производить и в какие сроки. После того как у нас появится этот базовый документ, что конкретно мы поддерживаем, мы, наверное, начнём обсуждать источники (финансирования – ред.)», - пояснила Александра Панина.
Она отметила, что просматриваются три источника инвестиций.
«Во-первых, это наш родной ДПМ, видимо, ДПМ-3 на обновление мощностей. Понятно, что потребители будут не очень рады. Есть и другие, более правильные источники, например, бюджет. Тот же Китай, который вводил сейчас огромные проекты по ВИЭ 11 лет всё финансировал из бюджета, это были государственные деньги. И третий вариант, который у нас слабо использован – механизмы дополнительных льгот, налоговых, кредитных и пр. Может быть, когда мы начнём обсуждать источники, мы найдём смесь между всеми тремя механизмами. Мы, как генераторы, хотим, конечно, летать на самолётах, а не ездить на паровозах, и надеемся, с помощью нашей промышленности решим эту задачу. Но тут важен ещё и срок. Мы живём надеждой, не обостряем вопрос, но к 2027 году 13 ГВт мощностей пройдут рубеж в 100 тыс. часов наработки и по многим объектам уже сейчас обостряется вопрос сервиса и обслуживания. И тут не просто вопрос к энергетическому машиностроению, но и вопрос сроков, просто потому, что оборудование может не дождаться счастливого 2030 или 2031 года. Но, надеюсь, что мы все сложности преодолеем», – заявила Александра Панина.

https://peretok.ru/


Репост из: Графономика
Согласно оценкам Минэнерго США мировой рынок нефти до конца года будет дефицитным. Растущий спрос будет превышать ограниченное предложение. Это будет первый дефицит на рынке нефти с 2021 года.

Напомним в тот год благодаря совместным усилиям ОПЕК+ удалось ограничить предложение сырой нефти. В результате цены на нефть выросли с 50 до 80 долл./барр., даже несмотря на агрессивное противодействие со стороны США, распечатавших стратегический резерв (SPR) чтобы сгладить эффект нехватки нефти.

Размер нефтяного дефицита в этом году будет значительно меньше, чем в 2021 году, однако этого будет достаточно чтобы котировки на нефть ползли вверх.

Впрочем, цены на нефть регулируются не только предложением, но и спросом. А этот фактор сейчас менее предсказуем: США находятся на грани банковского шока, не здоровится Китаю, Европа уже находится в экономическом кризисе. Все это в отдельности может привести к просадке спроса. Вместе – к ценовому коллапсу рынка нефти.


Репост из: Графономика
Грузопоток через Суэцкий канал рухнул в 2 раза в годовом исчислении и на 72% относительно декабря 2023 года. Что интересно, атака йеменских хуситов менее всего отразилась на сухогрузах – везущих самый дешевый насыпной груз: песок, уголь, руду и в лучшем случае зерно. То есть грузовладельцы готовы рискнуть и судном, и грузом и проплыть вдоль берегов Йемена. Тащить дешевый насыпной груз в обход Африки - часто нецелесообразно, да и утопить балкер – это надо постараться.

В то же время не готовы брать на себя риск атаки владельцы очень дорогих газовозов. Их понять можно – небольшое повреждение танка с СПГ приведет к потере всего судна: выгорающий газовоз невозможно потушить.

Вторая пострадавшая группа – контейнеровозы, везущие самую дорогую номенклатуру товаров. Грузовладельцы и страховые компании – боятся потерять даже не само судно, но утратить перевозимый груз – это дорого, поэтому лучше оплыть Африку. Однако это заметно дольше, а значит существенно дороже.


#термояд #Германия

Германия выделит более 1 млрд евро на создание электростанции на основе ядерного синтеза к 2040 году. Будет это промышленная электростанция или демонстрационный блок - не сообщается. Видимо, как пойдет…

Федеральный министр исследований Германии Беттина Штарк-Ватцингер объявила о новой программе финансирования исследований в области термоядерного синтеза, цель которой - проложить путь к строительству первой термоядерной электростанции в Германии к 2040 году. Программа получила название Fusion 2040 
Министерство образования и научных исследований (BMBF) уже давно поддерживает термоядерные исследования, проводимые в Институте физики плазмы имени Макса Планка (IPP) в Гархинге и Грайфсвальде, в Технологическом институте Карлсруэ (KIT) и в Исследовательском центре Юлиха (FZJ).
Как говорится в заявлении министра,  "целью финансирования проектов является развитие технологий, компонентов и материалов, необходимых для термоядерной электростанции на первом этапе к началу 2030-х годов. На втором этапе основное внимание будет уделено их интеграции в конструкцию электростанции". Подчеркивается, что программа финансирования открыта для различных имеющихся направлений осуществления термоядерного синтеза – как технологии магнитного удержания (используемой, например, в токамаках, таких как сооружаемый сейчас международный термоядерный реактор ИТЭР), так и лазерного термоядерного синтеза.
В целях ускорения реализации программы планируется использование государственно-частного партнерства. Проекты по конкретным отдельным частям программы будут выполняться совместно исследовательскими институтами, университетами и промышленностью. По словам представителей министерства, это позволит использовать новые результаты исследований на ранних стадиях и передавать полученные позитивные результаты для дальнейшего использования в промышленности.
Ранее, в сентябре 2023 года, Штарк-Ватцингера объявил, что Германия значительно увеличит финансирование исследований в области термоядерного синтеза, выделив дополнительно 370 миллионов евро в течение следующих пяти лет. В общей сложности министерство намерено выделить для термоядерных и смежных с ними исследований более 1 миллиарда евро до 2028 года.
Планы Германии о создании термоядерной энергетики выглядят особенно символично на фоне произошедшего в Германии сворачивания "традиционной" атомной энергетики. Напомним, в 2011 году, после аварии в Фукусиме, в Германии был принят закон о постепенном закрытии всех АЭС. Три последних находившихся в эксплуатации блока германских АЭС были остановлены в апреле 2023 года прошлого года. На территории Германии никогда не было производства атомных станций - только энергомашиностроение для тепловой генерации на газе, угле, мазуте и для ВИЭ.
Источник:
Атомная энергия 2.0


Репост из: Молекулы Добра
🔥🔥🔥 Четвертый год подряд наша команда выпускает справочные материалы по российской СПГ отрасли 🔥🔥🔥

⭐⭐⭐ В подготовке активно принимают владельцы проектов и производители оборудования.⭐⭐⭐
Благодаря их широкой поддержке в СПГ карте России содержится самая достоверная информация.

Печатные материалы можно будет получить на СПГ конгрессе 2024 в г. Москве.

⚡⚡⚡ Наши подписчики, традиционно, первыми в стране получают возможность скачать электронные версии ⚡⚡⚡:
📗Справочные материалы СПГ карта 2024 https://disk.yandex.ru/i/IkHFLBvpwpiwOQ
🌏 СПГ карта 2024 https://disk.yandex.ru/i/rxktS5NqBEtoQw
📈 Электронные таблицы https://disk.yandex.ru/i/TWTyIzr6dUwYxg
📁 Стратегии, программы, дорожные карты https://disk.yandex.ru/d/l8xS9zvClAmpoQ
💰 Атлас инвестиционных возможностей МТСПГ https://disk.yandex.ru/i/To_kwlYBBVahnw

#СПГкарта


Репост из: ЭнергоPROсвет
ГАЭС в мире_март 2024.pdf
2.2Мб
Установленная мощность ГАЭС в России – 1,3 ГВт. Ещё около 800 МВт – в проекте.

🤔 А как у них?
Задались таким вопросом эксперты Совета рынка и исследовали мировой рынок ГАЭС.

❗️Выяснилось:

✅ ГАЭС работают в 37 странах

✅ мощность действующих ГАЭС в мире оценивается в более чем 150 ГВт

80% сосредоточены в США, ЕС, Китае и Японии

✅ на конец 2022 года в мире на разной стадии реализации было 363 проекта ГАЭС (286 ГВт), на стадии строительства – только 56 (52 ГВт)

✅ практически все проекты реализуются госкомпании либо при активном участии государства

💸 Среди механизмов возврата инвестиций в ГАЭС:
▫️Арбитраж на разнице цен на электроэнергию (“energy arbitrage”, “time shifting”)
▫️Системные услуги
▫️Услуги по предоставлению мощности

📎 Масштабное строительство ГАЭС в 1970-х годах происходило как дополнение к строительству АЭС для компенсации "негибкости" атомной генерации и выравнивания пиков в энергосистеме. С 1990-х годов вводы ГАЭС практически остановились, потребность в гибкой генерации обеспечивали новые газовые станции. Возвращение технологии продиктовано необходимостью балансирования генерации на ВИЭ. Большая часть новых станций строятся в Китае: 8 из 10 ГВт новой мощности, введённой в 2022 году.

📖 Подробнее о специфике развития ГАЭС в различных странах мира – в аналитическом обзоре Ассоциации "НП Совет рынка" "Гидроаккумулирующие электростанции. Статус развития и механизмы возврата инвестиций"☝️

Больше полезных материалов о зарубежных рынках электроэнергии и мощности – в Информационной фонде на сайте Совета рынка.

@npsr_real


#нефть #энергопереход #СА

Нефтяники все громче заявляют о провале мировой стратегии энергоперехода и необходимости инвестиционного разворота к старым добрым углеводородам.

Генеральный директор Saudi Aramco Амин Насер, что энергетический переход терпит неудачу, и политикам следует отказаться от «фантазий» о поэтапном отказе от нефти и газа, поскольку ожидается, что спрос на ископаемое топливо будет продолжать расти в ближайшие годы.

«В реальном мире нынешняя стратегия перехода явно терпит неудачу на большинстве фронтов, поскольку она сталкивается с пятью суровыми реалиями», — сказал Насер во время панельного интервью на энергетической конференции CERAWeek, проводимой S&P Global в Хьюстоне, штат Техас.

«Срочно необходима перезагрузка стратегии перехода, и мое предложение таково: мы должны отказаться от фантазий о поэтапном отказе от нефти и газа и вместо этого инвестировать в них, адекватно отражая реалистичные предположения о спросе», — сказал генеральный директор под аплодисменты аудитории.

Международное энергетическое агентство в прошлом году прогнозировало, что пик спроса на нефть, газ и уголь наступит в 2030 году. Насер сказал, что спрос вряд ли достигнет пика в ближайшее время, не говоря уже о том, что это может произойти в этом году. Насер предположил, что МЭА фокусируется на спросе в США и Европе, тогда как ему необходимо сосредоточиться и на развивающихся странах. Стоим отметить, что МЭА открывает офис в Сингапуре - видимо, именно с этой целью.

Насер заявил, что альтернативные источники энергии не смогли заменить углеводороды в больших масштабах, несмотря на то, что за последние два десятилетия мир инвестировал в них более $9,5 трлн. По его словам, ветровая и солнечная энергия в настоящее время обеспечивают менее 4% мировой энергии, а общее проникновение электромобилей составляет менее 3%.

Стоит напомнить, что Saudi Aramco в начале этого года заявляло о смене корпоративной стратегии, предусматривающей отказ от наращивания объема добычи нефти с 12 до 13 млн барр/сутки, развитие нефтепереработки и возобновляемых источников энергии с целью трансформации нефтяной компании в энергетическую.

Подобный путь трансформации из углеводородных в энергетические компании уже прошли западные мейджоры нефтяного мира. Европейские Вp, Shell, ряд американских корпораций. В этом году они также сделали первые шаги для разворота обратно к привычным углеводородам. Пусть и не столь радикально.

Каждый описывает тот мир, который оправдывает необходимость привлечения инвестиций в его сферу интересов. И статистики сейчас достаточно под описание любой картины мира. Поэтому нам представляют порой не только прямо противоположные перспективы, но и частично взаимоисключающую реальность.

Спор нефтяников и «зеленых» в мире мог бы успешно разрешить первый промышленный термоядерный реактор. Если бы была возможность кратно увеличить объем инвестиций и привлечь на порядок больше специалистов в развитие этого направления энергетики. Доработка прорывной технологии (в частности, получение стабильного потока энергии из сфокусированного луча расщепляющихся атомов) позволила бы создать промышленный образец и реально перейти на новый технологический уклад в энергетике. Но для ее реализации нужны реальные изобретения и активное движение по пути технического прогресса. А мир, по ходу, застрял в стадии бесконечной борьбы пропагандистов и рискует утратить реальность в искаженных очертаниях PR-прорывов и точечных порой псевдопрогрессивных достижений.

Возможно, на горизонте 2050 года появится какой то иной третий путь развития. Потому что нефтепродукты - это не только бензин, это еще и шины автомобилей, выбросы от которых загрязняют воздух мегаполисов не меньше, чем выхлопы от бензина и дизеля. А по ряду исследований - куда значительнее. И никто не готов заменить шины на что-то иное. Этого соломонова решения пока не видно, а мы сегодня наблюдаем очередной виток борьбы за перераспределение инвестиций в разные отрасли ТЭК.


Репост из: Internet of Energy
Цифровой двойник энергосистемы в деле - 2
#событияEnergyNet
Наши коллеги - специалисты Центра компетенций НТИ в МЭИ - приняли участие в создании Интеллектуальной лаборатории цифровых сетей ПАО «Россети», открытой на днях в ОЭЗ г. Санкт-Петербург. Они ввели в работу мощнейший испытательный комплекс на базе ПАК ЦДЭС (Цифровой Двойник ЭнергоСистемы).

Комплекс состоит из 6 серверных стоек и обеспечивает возможность работы не только с цифровыми системами защиты и автоматики, но и с силовым оборудованием за счет оснащения мощными 4Q-усилителями. Благодаря применению усилителей тока и напряжения, рассчитанные в ЦДЭС, инжектируются в реальную испытательную электрическую сеть. Таким образом реализуется принцип кибер-физического моделирования PHIL (Power Hardware In the Loop).

Видеорепортаж об открытии Интеллектуальной лаборатории цифровых сетей можно посмотреть здесь.


#атом #ММР #мир

Собственно, как прогнозируют ключевые аналитические агентства мира и о чем пишу я, начиная с 2019 года, атомный ренессанс в мире идет по пути развития малых модульных реакторов.

Как видно на диаграмме, строительство атомных электростанций малой мощности (АСММ) осуществляется преимущественно в России и КНР. Тогда как география запланированных АСММ охватывает ряд стран ОЭСР, в том числе США, Японию, Великобританию и Канаду, где на стадии проектирования находятся несколько десятков новых объектов.


Репост из: Глобальная энергия
🇯🇵 Япония в 2015 г. приступила к перезапуску атомных реакторов, приостановленных после аварии на АЭС «Фукусима-1»: к февралю 2024 г. регулярную выработку электроэнергии начали 12 реакторов на 11 гигаватт (ГВт) «чистой» мощности, в том числе первый и второй энергоблоки АЭС «Такахама», перезапуск которых произошел в августе и сентябре 2023 г. соответственно.

👍 При этом ещё 5 реакторов получили разрешение на повторный ввод в эксплуатацию и ещё 10 ожидают финального разрешения регуляторов. Как следствие, АЭС будут в лидерах по темпам прироста электрогенерации в Японии в 2024-2026 гг.


Репост из: Экология | Энергетика | ESG
Италия тестирует беспилотный поезд на магнитной подвеске Ironlev

Дебютный тест новейшей системы беспилотного поезда на магнитной подвеске под названием Ironlev - прорыв в области транспортных технологий. Реализация проекта обещает радикально изменить представления о путешествиях на большие расстояния, предлагая высокоскоростные и экологически чистые перевозки.

Ironlev использует передовые технологии магнитной левитации для поднятия поезда над рельсами, что позволяет достигать значительно больших скоростей по сравнению с традиционными железнодорожными системами, сокращая время в пути и уменьшая трение. Отличительной особенностью системы является ее способность к автономной работе без участия машиниста, что снижает вероятность человеческой ошибки и увеличивает эффективность транспортного потока.

Помимо технических инноваций, проект выделяется своей экологичностью. Благодаря использованию магнитной левитации и отсутствию необходимости в традиционных топливах, Ironlev значительно снижает выбросы углекислого газа, внося вклад в борьбу с изменением климата и повышение устойчивости транспортной инфраструктуры.


Репост из: Глобальная энергия
👍 Компания Getech предложила цифровое решение для геологоразведки водорода естественного происхождения, которое сводится к картографированию участков земной коры, наиболее благоприятных для добычи H2.

👉 Природный водород (также получивший название «белый») может формироваться за счёт разложения органических веществ, а также серпентинизации (гидратации богатых железом минералов) и радиолиза (расщепления молекул воды при радиоактивном распаде урана или тория). Последние два метода требуют присутствия магматических горных пород, таких как ультрабазиты и гранитоиды. Эти породы отличает высокая магнитная восприимчивость, что облегчает их картирование.

👍 «Ключом» может быть и температура тех или иных участков земной коры, с учётом того, что формирование H2 происходит при температуре от 160 до 250 градусов Цельсия. При этом уже образовавшийся водород может стать источником пропитания для некоторых бактерий, наиболее активных при температуре от 60 до 100 градусов Цельсия.


Репост из: Глобальная энергия
🇻🇳 Вьетнам в ближайшие полтора десятилетия будет лидером среди стран Юго-Восточной Азии по темпам прироста собственной газодобычи, что обеспечит меньшую зависимость от импорта сжиженного природного газа (СПГ), чем у Бангладеш, Таиланда и Филиппин.

📈 При этом для всех четырёх стран будет характерен стремительный прирост энергоспроса: к 2040 г. суммарное потребление электроэнергии во Вьетнаме, Таиланде, на Филиппинах и в Бангладеш превысит уровень 2020 г. более чем вдвое.


Репост из: Coala
В Росстате подсчитали финансовые результаты угольщиков за 2023 год:

• Сальдированная прибыль компаний за год упала на 53,8% до 374,7 млрд руб.

• Убытки угольщиков выросли на 45,1% до 82,5 млрд. А прибыль упала на 47,3% до 457,2 млрд.

• Доля прибыльных угольных компаний немного поднялась до 68,5% с 67,3% в 2022 году.


Репост из: NEV news
В Калининградской области заработал сервис электротакси

К перевозкам пассажиров приступили электромобили АМБЕРАВТО А5, произведённые на калининградском предприятии АВТОТОР. В четверг, 14 марта, пять таких машин были продемонстрированы журналистам. До конца апреля парк калининградского электротакси достигнет полусотни электромобилей.

Проект создания первого в регионе электротакси реализует компания «КЁНИГ - РЕНТ», которая на сегодняшний день по данным сервиса «Яндекс такси» является крупнейшим автопарком в Калининградской области и насчитывает около 300 автомобилей.

«Если всё пойдёт по плану, то уже через два года половина нашего автопарка будут электрическим. Это наше будущее», – считает владелец компании «КЁНИГ-РЕНТ» Александр Навагин. Помимо предоставления машин для перевозок такси, предприниматель планирует организовать в Калининградской области эко-каршеринг.


Репост из: Пронедра
Первая “умная” угольная шахта оборудована в Китае

Угольная шахта Цаоцзятань, принадлежащая Shaanxi Coal Group, является одной из крупнейших шахт в Китае с мощностью 25 млн тонн в год. Недавно она была модернизирована и стала первой в мире “умной” угольной шахтой 5G-A.

Модернизация разработана и проведена компанией Huawei и включает в себя: 6 интеллектуальных угольных забоев, система транспортировки и продаж с беспилотным управлением и загрузкой автомобилей, въезжающих на станцию, а также отображением данных о продажах в режиме реального времени, мониторинг и удаленное управление транспортными средствами в режиме реального времени с мобильного телефона.

В результате модернизации удалось сократить количество сотрудников с 17 до 7 человек. Кроме этого, как подчеркнули в Shaanxi Coal Group, безопасность на объекте значительно повысилась.

Ожидается, что в 2023 году китайский рынок интеллектуальных горнодобывающих услуг, уже оцениваемый в более чем 300 млрд юаней, продолжит расти, а внедрение “умных” систем управления добычей и транспортировкой будет расширяться на все новые объекты.

⚡️ Пронедра/Подписывайся

Показано 20 последних публикаций.