Банки ответят за спам
Определение от 18.02.2025 № 5-КГ24-144-К2
Фабула дела:
Истец обратился в суд с иском к
Банку о признании действий по обработке персональных данных незаконными и взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование
Истец ссылался на то, что в 2023 году ему поступали звонки от
Банка с предложениями оформить кредит в банке, хотя клиентом банка он не являлся.
Данные звонки доставили ему изрядное неудобство и причинили беспокойство.
Такие звонки продолжались и после вручения
Банку письменной претензии с требованием прекратить звонки, которые отвлекали его от личных дел, причиняли беспокойство и нравственные страдания.
Позиции судов:
🔸 Суд первой инстанции отказал
Банком не осуществлялась обработка персональных данных
Истца, поскольку между сторонами каких-либо договорных отношений не имелось, номер телефона сам по себе не позволяет идентифицировать субъекта, следовательно, поступившая от
Банка информация не носила персонализированный, уникальный характер, звонки на номер телефона
Истца совершены по технической ошибке, а
Истцом не представлено доказательств принадлежности данного номера телефона.
🔸 Апелляция и кассация согласились
Позиция Верховного суда:Законом о рекламе предусмотрено, что распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.
Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.
Из установленных судом обстоятельств, следует, что звонки рекламного характера от
Банка поступали
Истцу и после получения последним требования об их прекращении.
При таких обстоятельствах доводы судов об отсутствии противоправности в действиях
Банка не соответствуют нормам права. При этом вина
Банка в причинении морального вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Довод как
Банка, так и суда об ошибочном включении телефонного номера
Истца в перечень телефонных номеров клиентов
Банка для распространения рекламы не опровергает вины
Банка и не является обстоятельством, исключающим его ответственность.
Доводы возражений
Банка о том, что
Истец ссылался на положения законодательства о персональных данных, а не на статью 151 ГК РФ и Закон о рекламе, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении кассационной жалобы.
Суд определяет, какие нормы права следует применить к установленным обстоятельствам. Суд также указывает мотивы, по которым не применил нормы права, на которые ссылались лица, участвующие в деле. В связи с этим ссылка
Истца в исковом заявлении на не подлежащие применению в данном деле нормы права сама по себе не является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Как изложено выше, в исковом заявлении
Истца ясно и недвусмысленно указано на нарушение звонками рекламного характера неприкосновенности его частной жизни, причинение нравственных страданий, беспокойства, неудобства, на отвлечение от личных дел.
С учетом изложенного отсутствие в исковом заявлении указания на какие-либо нормы права и ссылка на законодательство о персональных данных сами по себе основанием для отказа в иске о компенсации морального вреда являться не могли.
Постановления судов отменить, дело направить в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
Судебная практика СКГД ВС РФ
_
Кафедра – бесплатные вебинары для судебных юристов