Образование по-другому


Гео и язык канала: Россия, Русский
Категория: Образование


Мы видим образование по-другому.
Приглашаем к партнерству экспертов отрасли, вузы, EdTech.
Контакт для связи — @educate_differently_bot

Связанные каналы  |  Похожие каналы

Гео и язык канала
Россия, Русский
Категория
Образование
Статистика
Фильтр публикаций


Репост из: Преобразование образования
⚡️ 24 мая в 15:00 (11:00 мск) на нашем канале состоится прямой эфир с директором Института образования ТГУ Еленой Сухановой

Разговор приурочен к году участия университета в проекте «пилота» – государственной программы изменения системы высшего образования в России. Институт образования является непосредственным участником этого процесса, проводит огромную исследовательскую и аналитическую, методическую, экспертно-консультативную работу.

Кроме того, на базе Института уже второй год существует собственная, во многом экспериментальная, программа бакалавриата «Образование в новой социокультурной и цифровой реальности». А в 2024-2025 уч. гг. стартует программа магистратуры «Аналитика и междисциплинарные исследования в образовании». Реализация таких программ позволяет преобразовывать образование в полном контакте с непосредственными участниками процесса.

Елена Анатольевна ответит на вопросы о пилотном проекте и роли Института образования в его реализации, о планах на будущее и собственном видении пути трансформации образования.

❗️Свои вопросы вы также можете оставить в комментариях к данному посту.


Круглый стол дискуссионного клуба Ecumene «Абитуриент-2024: лучшее для лучших»

17 мая в редакции «Комсомольской правды» при поддержке Ассоциации «Глобальные университеты» состоялось обсуждение предложений вузов для абитуриентов, популярности целевого обучения, а также потенциала выбора будущей профессии для будущего студента. На мероприятии присутствовали ректоры ведущих российских университетов.

Сегодня собрались ректоры ведущих университетов нашей страны, и они очень разные. Когда мы вкладываем в слово «ведущие» разные смыслы, это еще раз говорит о том, что абитуриентам и их родителям предлагают огромный спектр выбора. О возможностях такого выбора, о тех новациях, которые предложат университеты уже в этом году, мы сегодня и поговорим. – Ирина Карелина, вице-президент НИУ ВШЭ исполнительный директор Ассоциации «Глобальные университеты».


В качестве одной из самых проблемных фраз, которые приходится слышать выпускникам вузов, участники отметили следующую: «Забудьте все, чему вас учили в университете». Актуальная задача образования, идущего в ногу со временем, – поставлять кадры, которые будут востребованными современными отраслями экономического сектора. Важна гибкость образовательных программ, тесное взаимодействие между университетами и работодателями, возможность для студентов выбирать интересную и востребованную рынком специализацию.

Каждый университет при этом пока выбирает свой инструментарий. Так, например, ДонГТУ перестроил свою структуру. Студенты, вне зависимости от выбранного направления, учатся первые 1,5 года по одной образовательной программе. Затем выбирают направление, согласно своему интересу.

УрФУ тесно сотрудничает с Уральским заводом гражданской авиации. Совместно они запускают для студентов образовательные траектории с теми навыками, которые необходимы для будущей работы.

ЮФУ сделал ставку на наличие широкого спектра профессиональных программ, благодаря чему студенты в рамках основной образовательной программы могут получить несколько квалификаций. Реализуется это с помощью таких инструментов как цифровые кафедры, проектное обучение, неформальное образование как возможность получения профессиональных компетенций

Об этих и других новшествах вузов подробнее читайте в материале КП о работе дискуссионной площадки.

Образование по-другому -> @newwayofedu


Индивидуализация как способ реализации вариативности и адаптивности высшего образования

Ранее мы говорили о том, что вариативность – непременное условие современного образования. Наблюдается общий тренд на взаимодействие с реальным сектором экономики, на возможность получать профессию, которая только зарождается или прямо сейчас претерпевает кардинальные изменения, на необходимость специалистов под абсолютно разные конкретные задачи в рамках одной сферы или профессии.

Университеты стали понимать, что без разветвлений и множественных выборов не обойтись. Поэтому необходимо развивать механизмы для сглаживания этого пути студента, осознанного его прохождения, рациональной профессионализации. В последние годы активно развиваются такие инструменты сопровождения индивидуальных образовательных траекторий как институт тьюторства, технологии организации образовательных пространств, вспомогательные платформы для индивидуализации (напр., Modeus).

Интерес к теме есть, показателем этого являются и дискуссии на полях ИОТ-слёта, посвященного индивидуальным образовательным траекториям. Мероприятие пройдет в Москве 30-31 мая, но уже сейчас в чате можно ознакомиться с основными фокусами обсуждения.

Образование по-другому -> @newwayofedu


Вариативность образования – вызов, на который реагируют университеты

Наличие любого типа вариативности в образовательных программах (разные сроки обучения, курсы по выбору, ранняя профессионализация и введение карьерных треков, выбор языка для изучения и проч.) предполагает риск дезориентации студента, родителей. Это объяснимо: на множестве этапов обучения случаются развилки и появляется необходимость выбора (см. карточку).

Да, это может пугать, представлять дополнительные сложности, но без деятельностного участия самого студента в образовательном процессе никакой субъектности добиться не получится, сделать образование индивидуализированным, адаптивным, отвечающим запросам рынка –тоже. Значительные усилия требуются и от университета для того, чтобы, с одной стороны, обеспечить возможность выбора для студента. А, с другой стороны, важно сохранить качество образования, найти ресурс для вариативности, обеспечивать функционирование и своевременное обновление образовательных программ, разрабатывать необходимый инструментарий и форматы.

От уже знакомых курсов по выбору и возможности самостоятельно выбирать место практики нужно переходить к более комплексным и эффективным решениям. С какими форматами индивидуализации образования знакомы вы?

Образование по-другому -> @newwayofedu


Рубрика «‎Глоссарий образования»‎ сегодня посвящается термину «гибкость образования»‎

Выше мы говорили о том, что получение высшего образования, вероятно, в скором времени будет градуировано по срокам обучения. За счет чего это происходит? Факторов множество, один из них – гибкость как качественная характеристика образовательной программы. Она заключается в способности оперативно изменять содержание, результаты и формы образовательной деятельности в зависимости от изменений запроса основных участников отношений в сфере образования.

Гибкость как характеристика образовательного процесса тесно связана с персонализацией высшего образования. Т.е. программы должны иметь потенциал конструирования и реконструирования образовательных блоков в процессе. Такая возможность актуальна и для разработчиков (взаимозаменять модули под запрос индустриального партнера или в результате корректировки замысла, целей программы), и для студентов (конструировать программу под свой персональный запрос).

#глоссарийобразования

Образование по-другому -> @newwayofedu


Бакалавриат: быть или не быть?

В соцсетях ярко прозвучало заявление Министра науки и высшего образования Валерия Фалькова о том, что бакалавриата в российской системе образования больше не будет. Вместо этого появятся такие категории как «‎высшее образование»‎ и «‎специализированное высшее образование»‎. Наделавшая шума новость, на самом деле, не такая революционная и внезапная, как может показаться. Это результат эксперимента и исследований, проводимых в рамках пилотного проекта по совершенствованию системы образования.

Одно из самых больших различий будет заключаться в том, что высшее образование постепенно уходит от жестких временных рамок обучения. Запрос на дифференциацию сроков обучения был обозначен и университетским сообществом, и партнерами вузов из реального сектора экономики. Есть разные позиции, которые еще предстоит «подружить» между собой. Но повсеместный бакалавриат, введенный в 2010 г. подошел не для всех направлений подготовки. Где-то не хватает времени, чтобы сформировать, например, инженерные компетенции, а где-то можно раньше переходить на такие вещи как узкая специализация, исследовательский трек и т.д.

‎Позицию одного из университетов-участников пилотного проекта читайте в карточке.

Образование по-другому -> @newwayofedu


В день радио вспоминаем о том, как радио было связано с образованием

Сегодня, 7 мая, в России отмечается День радио. В 1895 году А.Попов продемонстрировал первый радиоприемник. В советский период радио имело огромное значение и осталось в истории как культурный феномен. Подобно тому, как сегодня мы рассуждаем о возможности использовать новые технологии в образовании (искусственный интеллект, интерактивное оборудование и проч.), можно было говорить об использовании радио в ХХ веке.

Во-первых, вспоминаются программы для детей, играющие не только развлекательную, но и воспитательную роль. К их числу относятся: «Радионяня», «Ровесники», «Клуб знаменитых капитанов» и др. В них в игровой, песенной форме детям объясняли основы естествознания, помогали запомнить правила русского языка и дорожного движения, рассказывали о героях своего времени и даже учили писать стихи! Это ли не полезный контент и геймофикация образования.

Во-вторых, этот образовательный эффект (вполне в духе современного «образование через всю жизнь») существовал и для взрослых. По радио можно было услышать произведения классиков литературы, а затем и целые радиоспектакли, которые были очень популярны среди слушателей. Конечно, знакомили советского гражданина и с музыкальными произведениями мировой и отечественной музыки. Нельзя обойти стороной то, что бы мы сейчас назвали микрообучением, – короткие рубрики с советами или инструкциями по какому-то небольшому навыку.

Некоторые программы оцифрованы и доступны сейчас. Рекомендуем ресурс для ностальгии и приятного времяпрепровождения.

Все меняется, но в чем-то преемственность остается.
А какие радиопередачи помните или о каких знаете вы?

Образование по-другому -> @newwayofedu


Правительство РФ расширило перечень направлений подготовки и научных специальностей, по которым осуществляется реализация «пилота»

12 мая исполнится ровно год с момента подписания Указа Президента РФ «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования». Этим указом был дан старт пилотному проекту по изменению уровней профессионального образования, в который тогда вошли шесть университетов с частью своих образовательных программ. Однако со временем стало понятно, что перечень программ подготовки, которые готовы на эксперимент, расширяется. Кроме того, по словам Министра науки и образования В.Фалькова, необходимо постепенно тиражировать накопленный опыт на всю систему высшего образования.

Обновленный перечень в Постановлении Правительства РФ является логичным закреплением этой необходимости. В него включены, например, математика, компьютерные и информационные науки, физика и астрономия, биологические науки, прикладная информатика, сельскохозяйственные науки, лингвистика и др. За счет этого уже в 2024 г. начнется апробация новых интструментов преодоления тех барьеров, которые на сегодняшний момент не позволяют качественно продвинуться в улучшении механизмов взаимодействия с профсообществом, оценки качества образования, актуальности направлений подготовки и проч.

Напомним, что реализация пилотного проекта началась 1 сентября 2023 г. Основная задача – переход к новым уровням высшего образования. Предполагается, что станут возможны вариантивные сроки обучения: для высшего образования – от 4 до 6 лет, а для магистратуры – от 1 до 3 лет (в зависимости от направления подготовки, специальности или профиля подготовки либо от конкретной квалификации, отрасли экономики или социальной сферы). Пилотный проект продолжится до конца 2025/2026 учебного года.

Образование по-другому -> @newwayofedu


Учителя школ выступили за налаживание системного взаимодействия между общеобразовательными учреждениями и вузами

Совсем недавно мы рассказывали о том, как университеты стремятся систематизировать свои отношения со школами, чтобы, с одной стороны, заполучить себе талантливых абитуриентов (и способствовать развитию их талантов на раннем этапе), а, с другой стороны, иметь возможность влиять на самоопределение школьников при выборе будущей профессии, сдаваемых экзаменов. И вот университетам вторят школы – такие отношения нужны!

И да, учителя также поддерживают идеи популяризации естественных наук среди школьников, плавного перехода от одной ступени образования к другой. Именно это обсуждали участники съезда Национальной ассоциации учителей естественных наук, в котором приняли участие порядка 400 представителей регионов. А уже 22 апреля НИЦ «Курчатовский институт», Минобрнауки, Минпросвещения и общероссийское движение детей и молодежи «Движение первых» подписали соглашение о сотрудничестве.

Глава Минпросвещения С.Кравцов отметил, что забывать про гуманитарные науки никто не планирует. Но нужно подумать, как усилить межпредметные связи, синхронизировать изучение нескольких дисциплин для бОльшего образовательного эффекта. Что касается естественно-научного образования, С.Кравцов призвал создать стратегию его развития в тесном взаимодейтсвии школ и университетов. Тем более, что в конце 2023 г. президент подписал Указ о развитии природоподобных технологий. В рамках его мероприятий будет, в том числе, создана научная инфраструктура.

Уже на Съезде была принята резолюция, предлагающая создать совет по развитию естественно-научного образования, совершенствовать систему повышения квалификации учителей физики, биологии, химии и создать условия для реализации программ естественно-научных предметов в тесном взаимодействии с наукой и научными организациями. Также предполагается создание в регионах профильных классов и классов с углубленным изучением учебных предметов естественно-научного цикла в соответствии с запросами экономики региона.

Образование по-другому -> @newwayofedu


Репост из: Преобразование образования
Пилотные программы ТГУ презентовали преподавателям российских вузов

Подходит к концу первый год реализации пилотного проекта по совершенствованию национальной системы высшего образования. Некоторые итоги своей работы в рамках «пилота» представил Томский госуниверситет на конференции «Проектное наследие и трансформация университета».

Напомним, в пилотный проект в 2023 году вошли 6 российских вузов. Основной вектор движения в рамках «пилота» – преодоление разрыва между вузом и работодателем. По многим новым профессиям квалификационных рамок еще не создано. Их обсуждение с лидерами отрасли может стать выходом в экосистемные отношения с рынком труда.

Как отметили участники дискуссии в ТГУ, трансформация образовательных программ в вузах усиливает практикоориентированность, взаимодействие с партнерами по реальным кейсам, расширяет проектную деятельность. Вузы должны уделить внимание построению индивидуальных треков для студентов, им необходимо создавать образовательную среду, которая позволит обучающимся формировать собственный компетентностный профиль.

В ТГУ в пилотный проект сначала вошли 13 программ, в 2024 году список пополнился до 36 (25 программ высшего, 11 — специализированного высшего образования). В основу модели преобразования легли идеи гибкости и междисциплинарности. В университете в ходе работы над пилотными программами сформировалось сильное экспертное сообщество, внутри которого происходит обсуждение возникающих сложностей. Его представители выступили с презентацией обновленных программ магистратуры.

— Программа специализированного высшего образования «Юридическая лингвистика» построена в формате мастерской.
— На программе «Цифровой медиамаркетинг» студенты в течение года работают как коммуникационное агентство.

Участники дискуссионной площадки задали множество вопросов, на часть из которых не удалось ответить сразу, т.к. они касаются пока нерешенных аспектов, связанных с переходом к новой системе высшего образования. Однако все они были зафиксированы модераторами для дальнейшего обсуждения с шестью вузами-участниками пилотного проекта на площадке Минобрнауки РФ.

Подробнее на сайте


Продолжаем про искусственный интеллект

Итак, при его помощи уже сегодня решается ряд задач в сфере образования. Перечислим лишь некоторые из них:

📍Создание поддерживающих образовательных инструментов на основе ИИ. Так, например, студентка Казанского федерального университета разработала телеграм-бот, который оказывает помощь студентам и преподавателям. Он может мотивировать обратившегося к нему человека на действия, помочь найти нужную информацию в Интернете, проверить или отредактировать файлы. Кроме того, бот может общаться сразу на нескольких языках и, следовательно, помогать иностранным студентам.

📍Геймификация на основе ИИ: для образовательных целей можно генерировать персонализированные игры, которые помогают ускорить процесс обучения. Саму процедуру создания игры или ее фрагментов (легенды, персонажей, заданий) можно отдать на аутсорс ИИ, задавая параметры и внося индивидуальные особенности участников игры, корректируя результат.

📍Аналитика качества, адаптивности образования, контроль за усвоением информации и состоянием студентов на основе анализа больших данных. Так, например, в ТГУ планируют создать на основе ИИ такой инструмент, который мог бы диагностировать депрессивные и предсуицидальные состояния студентов с целью их быстрого выявления и корректировки.

📍Обучение работе с ИИ. Как говорит ряд деятелей сферы образования: чтобы ИИ не зашел в образование с «черного входа», нужно самим возглавить процесс его внедрения. Тогда технология будет сопособствовать образовательному процессу, а не мешать ему. В начале 2023 г. все новостные паблики облетело сообщение, что московский студент написал дипломную работу с помочью чата GPT, прошел проверку преподавателей, антиплагиат и защитился на «удовлетворительно». В ответ на это МГПУ, например, разрешил студентам пользоваться этим инструментом, но взял на себя задачу обучать студентов грамотному использованию ИИ.

Технологии, связанные с ИИ, довольно молодые, но используются все больше и больше. Кажется, что каждый может при помощи собственного креатива в решении рабочих задач придумать свой способ внедрения ИИ в повседневную жизнь в качестве эффективного помощника. Однако стоит понимать, что грамотному использованию ИИ тоже стоит учиться.

Предлагаем пару ссылок для ознакомления для большего погружения в мир ИИ:
ChatGPT: как пользо­ваться нейросетью и что она умеет?
Что умеет Chat GPT? Как пользоваться в России?
Искусственный интеллект в образовании: изучаем реальную практику
Как искусственный интеллект меняет обучение в школе и университете


Искусственный интеллект в образовании – абсолютный тренд

В голосовании за интересные темы победил Искусственный интеллект (ИИ), поэтому наш текст про него. Сомнений в том, что ИИ способен глобально изменить мир нет, но если ИИ когда-то и заменит полностью целые профессии, то самыми последними останутся те, которые связаны с межличностными отношениями, эмпатией, обменом опытом и т.д. Образованию рано бояться, но абсолютно точно стоит активно использовать технологию во благо.

Что такое искусственный интеллект?
ИИ – это целое направление компьютерных наук, где разрабатываются такие системы, которые способны анализировать информацию и решать задачи так, как это мог бы сделать человек. ИИ принимает решения на основе анализа огромного количества данных, выявления в них закономерностей. Эксперты прогнозируют стремительный рост ИИ, а также сопутствующее ему усиление образования, банковского дела, телекоммуникаций в перспективе ближайших 20-40 лет.

Где мы взаимодействуем с ИИ?
В своем смартфоне или на другом «умном устройстве»: говорящие помощники работают на основе ИИ, отвечая на ваши вопросы, подбирая необходимую информацию или просто поддерживая беседу. На маркетплейсах и в поисковиках: технология распознавания картинок, лиц и проч. (фотографируете предмет, растение, животное – поисковик выдает информацию о нем).

В последнее время одним из самых популярных способов взаимодействия с ИИ стали чаты GPT (можно найти прямо в ТГ, или зайти на специализированные ресурсы в Интернете), которые могут помочь, например, составить план занятия, подготовить статью по теме, написать тематическое стихотворение или подобрать упражнение под задачу.

Искусственный интеллект в образовании
По результатам исследования английского Института образовательных технологий в Открытом университете, (которое адаптировала Высшая школа экономики), ИИ – один из десяти мировых трендов образования в российском контексте–2024. «Спектр инструментов генеративного ИИ постоянно расширяется и включает в себя приложения для создания презентаций, чат-ботов, краткого изложения статей, генерации изображений и т.д.». Авторы исследования утверждают, что ИИ не заменит учителя, преподавателя, но сможет взять на себя многие операционные задачи.

С 2019 г. в России действует федеральный проект «О развитии искусственного интеллекта в РФ», в рамках которого предусмотрена грантовая поддержка вузов с целью разработки и реализации профильных программ магистратуры и бакалавриата в сфере ИИ. Обучать работе с ИИ планируется и школьников. Уже сейчас при помощи искусственного интеллекта можно решать ряд задач в образовании – от масштабных до вполне предметных и конкретных.

Подробнее об этом в нашем завтрашнем материале.


Образование по-другому -> @newwayofedu


Примите участие в опросе В современном образовании, как и в мире вообще, одновременно развивается множество тенденций. Проголосуйте за те темы, о которых было бы интересно почитать в наших следующих материалах:
Опрос
  •   использование искусственного интеллекта (ИИ) в образовании
  •   геймофикация образования
  •   microlearning: как делать «маленькое» обучение
  •   персонализированное обучение
  •   смешанное обучение, как «замешать» так, чтобы эффект был
  •   непрерывное образование
119 голосов


Вузы стремятся выстроить систематическое взаимодействие со школами

Студент – это вчерашний школьник, который провел 11 лет своего образовательного опыта в стенах школы, разносторонне развивался, выбирал предметы для сдачи ЕГЭ и думал о своих возможных профессиональных траекториях. В этом отношении его доуниверситетское прошлое непосредственным образом влияет на будущее. Гонка за абитуриентом среди университетов – не секрет. Вузы хотят получить на свои программы тех, кто бы соответствовал их представлениям. И, конечно, в их интересах как можно раньше начать выстраивать свои отношения со школами.

Кроме того, в последние годы наметилась тенденция разрыва между желанием вузов и возможностями школ. Первые увеличивают количество контрольных цифр приема на приоритетные направления, такие как, например, «Инженерное дело, технологии и технические науки». А школьники тем временем все реже выбирают для сдачи физику и профильную математику. По данным Обрнадзора, с 2018 по 2023 гг. динамика количества выпускников школ, сдающих ЕГЭ по физике, снизилась на 48%, по профильной математике – на 33%. Причин может быть множество, но сложно отрицать тот факт, что у школы нет приоритетной задачи усиливать именно технических трек.

Поэтому в вузах все чаще можно услышать о программах взаимодействия с будущими абитуриенатами. Так, например, Высшая школа экономики с момента своего основания занимается вопросами общего образования: организует олимпиады и конкурсы, предметные школы, а также лектории, клубы и проекты.

Балтийский федеральный университет (г. Калининград) открывает на базе городских школ ресурсные центры, организует летние профильные школы. На базе университета проводятся олимпиады и конференции для школьников, в рамках которых участники знакомятся с учебным заведением, а победители получают дополнительные баллы при поступлении.

Томский государственный университет предлагает школьникам помочь построить индивидуальную траекторию знакомства с университетом через разные точки входа (дни открытых дверей, экскурсионные встречи, программы довузовской подготовки, образовательные проекты для школьников Центра развития современных компетенций).

Все чаще университеты говорят про использование IT-технологий в процессе привлечения абитуриента. Например, big data и анализ цифрового следа будущих студентов помогают вузам в создании такого образа бренда университета, который бы привлекал «тех самых» студентов.

В перечисленных выше и многих других университетах собраны как стандартные и понятные нам практики взаимодействия, так и инновационные форматы. Однако сейчас активно намечается тенденция систематизации и унификации этой работы, чтобы сделать процесс перехода из одной образовательной среды в другую, а затем и в профессиональную жизнь выпускников, более комфортным для всех участников процесса.

Образование по-другому -> @newwayofedu


Дискуссии о современном университете и его роли продолжаются

Еще на одной площадке была запущена дискуссия о сути целевой модели университетов и роли образования в общественном и научно-техническом прогрессе. Обсуждение состоялось в московском Центре социологических исследований (Социоцентр) с участием ректоров ряда российских университетов.

Ниже приведем ряд цитат из выступлений представителей вузов о их видении роли университетов в жизни общества.

«Мы переживаем переходный период не просто из одной модели университета в другую модель. Идет постановка новой парадигмы, это цивилизационный процесс. Менялась ключевая цивилизационная задача, которая стояла перед университетами, они удерживали и транслировали разные модели мышления и представления о картине мира. Переходя к будущему университету, мы должны сохранять идею о том, какие модели мышления будут удерживать новые университеты, какую картину мира транслировать?» – Сергей Зенин, к. ю. н., доцент, проректор Тюменского государственного университета.

«Один из больших вызовов для университетов сегодня
– начать разговаривать внутри себя о том, чем университет является, чем бы хотел себя видеть, как к этому будущему двигаться. В этой дискуссии разговор о целевом видении университета играет определяющую роль. Университет – чрезвычайно сложная институция с нелинейными связями, взаимопроникновением видов деятельности. Чтобы с таким объектом работать, нужно положить в основу декомпозицию этой системы», – Павел Волегов, проректор по приоритетным проектам Пермского национального исследовательского политехнического университета.

«Задачи университетов по разнообразию очень широки. И по ресурсам, которые имеют университеты в России, они колоссальны. Если нам консолидировать эти ресурсы, то мы можем вполне эффективно решать и задачи экономики, и задачи промышленности, и задачи развития государства. Для их решения типологизация университетов является крайне важным аспектом», – Вячеслав Вавилов, руководитель передовой инженерной школы «Моторы будущего» Уфимского университета науки и технологий.

Полная запись семинара доступна по ссылке. Организаторы заявили, что это лишь начало диалога, который будет продолжен в будущем


«Университеты должны выйти из себя, перестать быть собой», «Университет принадлежит следующим поколениям», или каким должен быть «Университет будущего»?

Такие фразы звучали на конференции для преподавателей «Проектное наследие и трансформация университета» (9 апреля 2024 г.), которая была организована Фондом Потанина совместно с Томским государственным университетом. На пленарном заседании четыре ректора вузов поделились своими представлениями о том, как они видят развитие университета в долгосрочной перспективе. Конечно же, говорили и о пилотном проекте, цель которого – выработать те самые модели трансформации высшего образования и определить роль университетов в развитии страны.

Цитаты от ректоров вузов-участников конференции в наших карточках.

@tomskuniversity
@bfunews @fedorov_bfu
@tusur_prioritet @RulevskyTUSUR
@t_central_university
@fondpotanin

Образование по-другому -> @newwayofedu


Ядро высшего образования формируется здесь и сейчас

Не так давно мы публиковали пост о том, как важно университетам определиться с неким единым стандартом высшего образования, который бы работал по всей стране и способствовал мобильности студентов и кадров. В основу такого стандарта могло бы лечь так называемое «ядро высшего образования», но его наполнение – тоже дискуссионный вопрос.

Что же есть кроме вопросов? Есть определение ядра, с которым, кажется, согласны более-менее все. Ядро высшего образования — содержательно-структурный элемент высшего образования, направленный на формирование у обучающихся надпрофессионального и профессионального мировоззрения как части целостной картины мира, ценностных установок, обеспечивающих защиту национальных интересов, технологический суверенитет страны.

Есть споры по поводу того, из каких компоненотов ядро состоит. На макроуровне можно выделить два главных фокуса – фундаментальное ядро и профессиональное ядро. Первое определяет подготовку специалиста который обладает системным и критическим мышлением, способен к развитию профессиональной деятельности и саморазвитию, соответствует культурным и ценностным нормам общества. Второе – отражает актуальные требования рынка труда к подготовке специалистов в конкретной отрасли. Участие в его формировании наравне с вузами должны принимать профессиональные сообщества.

Обсуждаются также термины «социогуманитарного» и «естественнонаучного» слоев ядра, которые обычно либо включаются в фундаментальное, либо выделяются в качестве отдельных. Дискуссия продолжается.

Сложилось понимание, что ядро – это не только и не столько про отдельные дисциплины, а скорее про содержание, технологии. Т.е. нельзя вложить условное ядро в какой-то единый для всех, ограниченный по количеству список дисциплин. Некоторые составные части этого ядра будут распределены по разным дисциплинам в виде, например, форм образовательной деятельности, другие – закреплены лишь как планируемый образовательный результат.

Работа над наполнением и конкретизацией понятия «ядро высшего образования» продолжается.

Образование по-другому -> @newwayofedu


Канал «Образование по-другому» попал в подборку о вузах и высшем образовании от ТГ-канала «Наука и университеты»

А это значит, что можно подписаться на целую папку с полезными материалами из мира высшего образования! Тем более, что многие каналы из списка мы сами читаем регулярно, а другие – стали для нас открытием.

➡️Подписаться на всю папку можно здесь


Ассоциация ведущих университетов запустила свой Телеграм-канал

Сама Ассоциация была основана в 2010 г. для объединения усилий образовательных и научно-исследовательских организаций по развитию и повышению конкурентоспособности и качества образования, научных исследований и инновационной деятельности в России. В состав входит 46 ведущих вузов страны. Подробнее о цели, миссии и составе Ассоциации можно узнать на сайте.

А вот самые актуальные новости из жизни университетов-членов Ассоциации, а также аналитику и тренды из сферы образования читайте в ТГ-канале.

Образование по-другому -> @newwayofedu


Новая неделя – новое понятие в рубрике «Глоссарий образования»
Микроквалификация или микростепень

В условиях быстро меняющихся рынков, динамичной политической и социальной реальности, вузам нужны гибкие и вариативные инструменты подготовки специалистов. Одним из них может стать внедрение системы микростепеней и микроквалификаций. На этапе проработки этих понятий они часто используются как синонимичные. Однако, вероятно, «степень» предполагает больший упор на стандарты высшего образования, а «квалификация» – на профстандарты.

Прямо сейчас над наполнением этих понятий работают университеты-участники пилотного проекта. Но уже можно говорить, что микроквалификация – это составная часть профессиональной квалификации, которая характеризуется владением неким навыком, технологией, инструментом. А также определяется способностью выполнять одну конкретную трудовую функцию или некий ограниченный набор функций. Не стоит смешивать микроквалификацию с дополнительной квалификацией, т.к. первая гораздо уже и специализированнее.

Микроквалификация может осваиваться во время получения основного образования, но в более короткие сроки. Таким образом, это инструмент, который донастраивает квалификацию будущего специалиста под актуальные запросы работодателя или рынка. Многие сходятся во мнении, что эта идея в сущности своей не нова: в образовательных программах университетов есть цельные, завершенные модули. После их прохождения студенты зачастую могут выполнять некоторые профессиональные задачи на адекватном уровне. Этим они пользуются, устраиваясь на стажировку или работу на старших курсах.

Однако необходимо разработать единые и прозрачные для всех заинтересованных сторон (в том числе работодателей) стандарты таких микростепеней, способов аттестации по ним. Отличительной особенностью должен стать независимый профэкзамен, принимает который комиссия в составе представителей отрасли. Также предметом обсуждения является то, как сделать этот инструмент по-настоящему гибким и адаптивным по отношению к меняющейся действительности.


#глоссарийобразования

Образование по-другому -> @newwayofedu

Показано 20 последних публикаций.