CoachingTeams


Гео и язык канала: Россия, Русский
Категория: Психология


Елена Канавина @ekanavina, сертифицированный международный коуч PCC ICF, рассказывает обо всех лайфхаках коучинга:
- как коучить себя
- как коучить свою команду
- как вдохновлять людей на изменения

Связанные каналы  |  Похожие каналы

Гео и язык канала
Россия, Русский
Категория
Психология
Статистика
Фильтр публикаций


Иерархия и холархия🌐

С момента выхода книги о бирюзовых организациях Лалу в российской бизнес-среде возникла диада: демократия против тоталитаризма на рабочем месте. По неведомым причинам виды управления разделили на черное и белое, где белое - это когда начальник самоустранился, а черное - это где он присутствует и затягивает гайки. Мне видится такое течение мысли попыткой пересмотреть иерархию в организации, то есть выяснить отношения власти между людьми и начальником.

Предложу посмотреть на организационное и идеологическое устройство компании с другой позиции. Кен Уилбер дает интересный термин: холархия. Он обращает внимание на то, что помимо иерархии, придуманной человеком, есть еще и естественная иерархия - холархия, которая имеет целью упорядочить мир и обращает внимание только отношения частного и общего. Поясню. По мнению Уилбера, миропорядок устроен через объединение частностей в общее: верховенство получает то явление, которое способно в себя включить другие, малые.

Если смотреть на идею холархии через призму корпоративной жизни, то получится, что главными становятся не люди или начальники, а команда как явление более масштабное по отношению ко всем, кто в нее входит (в том числе лидер). Командная синергия дает возможность получить эффект, который будет превышать сумму эффектов ее участников по принципу 1+1=11 (а не 2). Именно атрибуты команды будут управлять умами, не ее участники по отдельности.

В чем же тогда будет состоять задача лидера? Как раз в том, чтобы создавать нечто большее, что будет превышать его собственную формальную власть: «тело» команды, состоящее из людей, ролей, функций; смыслы команды, заключенные в общей цели, ценностях, миссии; жизнь команды через ее процессы. На мой взгляд, формирование системы команд очень сильно повлияет на процессы постоянного передела власти и конкуренции в компании.

Как-то я читала книгу «Лестница в небо» и вся книга была посвящена тому, как простроить карьеру в компании, приближаясь к тем, кто обладает большей властью. Я даже расстроилась, что на эту тему был написан такой большой труд, ведь такая схема поведения - это именно то, что каждый лидер должен изжить ради эффективности достижений компании. Тем не менее, то, что написано в книге, - правда жизни, поскольку именно так мыслят многие и многие сотрудники - результатами борьбы за власть, а не результатами работы.

И поэтому еще раз: команды, команды, команды…. отдайте власть им! Они умеют быть более гибкими, более разнообразными, более глубокими и более результативными, чем один человек.


__________________
Моя книга "Команда для лидера, лидер для команды"


Общество будущего

На прошлой неделе делала с одной классной командой сессию по теме общей цели. Ребята были амбициозны и захотели посмотреть не в цифры, а в смыслы - им это принципиально важно для вовлеченности.

Обсуждали, конечно, образ будущего и тренды и в очередной раз вылез важный вопрос: какими должны быть отношения человека и общества в будущем?

Поверхностно посмотрим на историю: увидим, что с 20 века идеи коллективизма и превалирования общественного над частным взяли верх. Рядовому человеку было важно быть "как все". Сейчас это звучит немыслимо, но тогда быть похожим на кого-то давало психологический комфорт того, что ты все делаешь правильно. Именно в период модернизма появилось массовое производство модной одежды (которая обеспечивала одинаковый внешний вид), знаки отличия были принципиальны для социалистического строя, а стихи Маяковского про "хорошо и плохо" мы до сих читаем нашим детям, чтобы они впитывали общественную мораль.

В период постмодернизма (который, возможно, до конца так и не случился в России) возник запрос на ценность индивидуальности. Наверное, пиком этого тренда стали соц. сети, в которых каждый получил платформу для демонстрации своей уникальности.

Но сейчас, на мой взгляд, люди как будто устали быть не такими, как все (от этого как-то одиноко), но и вернуться к формату полного растворения в коллективном тоже не могут. Наступила эра малых сообществ.

Каждый бренд, каждая компания сейчас пытается сформировать свою идентичность, чтобы привлекать единомышленников, а не просто клиентов. А покупатели хотят купить не только товар, но и статус принадлежности к какой-то группе (к умным, или богатым, или неформалам...). Нам больше не хочется одиночества, нам надо быть частью команды.

Рабочая среда может как нельзя лучше удовлетворить эту потребность через создание команд. В этих сущностях есть все: возможность создать свою культуру, найти свои уникальные смыслы, получить удовлетворение от социализации, от общения с такими же, как ты.

Хорошая причина взглянуть на свою компанию как на систему команд, и начать работать над ней с моей книгой "Команда для лидера, лидер для команды".


"Люблю говорить – это помогает думать."
Томас Стернз Элиот, английский поэт

#цитатавыходногодня

Психолингвисты и нэлперы уверяют нас в том, что все, что мы из себя представляем, мы всегда выражаем в том, как мы говорим. Речь каждого из нас уникальна: значение слов, манера их употребления, словосочетания и фразеологизмы, привычки речи, - все это может многое рассказать о том, как мы видим мир, себя и как мы думаем и работаем. Скажем, есть люди с привычкой говорить "описательными" словами, которую очень трудно поменять на привычку говорить целями. Или есть люди-глаголы, которые затрудняются назвать больше десяти качественных прилагательных.

Понятно, что широта мысли достигается широтой речи. Эллочка выглядит комичным персонажем для нас, поскольку не могла связать двух слов. Как развивать речь (и свою картину мира)? Очень простой ответ: надо больше разговаривать с другими людьми и читать книги.

Но сейчас как будто бы обогащение через общение стало роскошью. Между тем, кто говорит, и тем, кто воспринимает, появилась стена из маркетологов и копирайтеров, из судей культуры отмены и пророков нетоксичного общения.

Между интересным взглядом на мир и слушателем есть посредник: выхолащенный язык стандартов и формализмов, умный и бесцветный. Какой-то морок нейтралитета, через который не видно ни самобытности, ни эмоций, ни жизни.

Я всегда называла свой блог "отсебятиной" и до сих пор думаю, что меня читают люди, которые хотят разговора с живым человеком. Все, что я пишу - это действительно те мысли, которые увлекают меня в моменте. У меня нет плана постов, нет копирайтера и продюсера.

Когда я решила написать книгу, я думала, что мне нужен редактор, и этим вопросом я замучила всех друзей. Редактора я так и не нашла, поэтому каждое предложение в книге стало тоже моей "отсебятиной". Каждая цитата в эпиграфе, пример и сравнение - это личная история, это эмоции и приключения. Спасибо большое, что поддерживаете меня)

Мне бы хотелось, чтобы больше людей писали книги: хорошие и плохие, какие есть, просто для того, чтобы дать остальным возможность увидеть другую жизнь, другие мысли, другие убеждения. Это отодвигает горизонты, и мы все в этом нуждаемся.


_______________
Моя Книга "Команда для лидера, лидер для команды"


Репост из: Андрей Черногоров
⚡️ внимание - молния! Моя жена НАПИСАЛА КНИГУ! Это даже не укладывается в голове, что еще вчера мы как-то хи-хи ха-ха в институте, а потом вжух и вот - предзаказ на Читай Город.

Книга «Команда для лидера - лидер для команды» - это единственная сегодня на рынке полноценная инструкция по построению команды, с учетом всех современных реалий и страновых особенностей.

Эта книга - результат огромной практической и теоретической работы длиной в 10 лет, в том числе некоторого количества экспериментов над коллективами моих компаний. Я во многом обязан успехом своего бизнеса сегодня тем идеям, которые отражены в этой книге. Они реально и неоднократно сработали.

Но я был только одним из подопытных - гораздо больше работы Елена проделала с коллективами не менее достойных компаний: Самокат, Яндекс Лавка, Сибур, Сбер Еаптека и Мегамаркет, Мос.ру.

В общем, если вы - руководитель любого уровня и хотите начать получать удовольствие и результаты от своей роли - читайте и будет вам счастье!

А жене своей передаю бесконечные лучи восхищения и гордости 💥🚀🫶


Вот это прямо приятно🥹 муж хороший постик написал🫶🏻


У меня выходит книга!!! Ура! Она обо всем, что так важно знать сегодня каждому руководителю. Она о новой компетенции - об управлении командами. Поверьте, как специалист я знаю, как мало есть адекватных книг по этой теме (и все они на английском), это и побудило меня написать свою.
Оказалось, что это для меня большая и очень трудная задача, ведь я не писатель, но пришлось формулировать весь текст самостоятельно.

Оформляйте предзаказ, пожалуйста, вы получите книгу первыми и по минимальной цене. И если предзаказов будет много, то мы устроим встречу с вашими вопросами и моими автографами🫶🏻


По дороге из желтого кирпича🌪️

Поскольку я не только коуч, но еще и мать, то вынуждена слушать детские сказки до состояния обморока - по стопятьдесят раз одну и ту же. Сейчас у нас период Волшебника Изумрудного города, и, на мой взгляд, это самая настоящая коучинговая сказка.

Начнем с того, что в завязке есть демо постановки целей: Элли хочет, чтобы в мире жили волшебники, которые клали бы детям пряники под подушку, дарили красивые башмаки и вообще - с ними интереснее. Налицо и конкретика, и эмоциональная предпосылка цели.

Далее в сказке случается «переход», ураган, который сопряжен с болезненным и пугающим расставанием с прошлой жизнью (к которой Элли постоянно хочет вернуться - это ее сопротивление изменениям). Волшебный помощник - фея Виллина - помогает составить план действий, и говорит о том, что Элли для возвращения нужно собрать команду и пройти «путь», то есть пройти испытания, пережить что-то. Башмаки и сладости дарятся.

Элли собирает команду по интересным принципам: она берет только тех, у кого есть особенное, заветное желание. Герои идут за ней, так как она как лидер обещает им удовлетворение их индивидуальных желаний в процессе достижения ее видения. И Элли сразу объясняет общую цель: надо дойти до Изумрудного города. Потом цель несколько меняется, но всегда присуствует в отношениях героев.

Оказывается, что каждый из участников может предложить команде особые навыки - и от этого в команде появляется комплементарность и взаимная зависимость.

Интересны и истории героев. Мозгов хочет самый умный. Сердца хочет самый чувственный. Храбрости хочет самый воинственный. Это так глубоко! Только умный человек знает, что он на самом деле ничего не знает, только чувствующий человек понимает, что может дать больше тепла, только воин понимает, для чего нужна храбрость.

По мере преодоления препятствий каждый в команде развивает именно те качества, которые он хочет получить от Гудвина. Это развитие дает перспективы - каждого участника команды приглашают быть правителем какого-то народа, они соглашаются, но откладывают эту возможность до реализации целей Элли (лидера). Для меня этот факт примечателен, поскольку рано или поздно настает время для фаундера бизнеса идти дальше (например, в новый бизнес) для освоения новых горизонтов, и умение оставить после себя не руины, а сильнейших людей - это вау.

В конце истории выясняется, что все, о чем мечтали все герои, у них уже давно есть. Почему такой странный конец? как будто и читать не за чем, если все и так само собой сбылось. Мытарства Элли и ее друзей кажутся бессмысленными. Но иногда, чтобы осознать и раскрыть в себе лучшее, недостаточно просто что-то знать. Надо это прожить. Эта идея очень соотносится с коучинговым мировоззрением: мы верим в то, что у клиента есть все ресурсы для достижения его целей. Ресурс - это не так важно, как важен опыт жизни.

Завершу свой анализ моей любимой цитатой про коучинг, которая иллюстрирует мое отношение к сказке про Волшебника Изумрудного города.

Коуч — это тот, кто говорит тебе то, что ты не хочешь слышать, показывает тебе то, что ты не хочешь видеть, чтобы ты стал тем, кем ты всегда знал, что можешь стать. Том Лэндри.


Обратная связь🤫

Таким красивым, мирным, не конфликтным словосочетанием принято сейчас называть совсем не то, что реально является обратной связью. Обратная связь на то и обратная, что она должна происходить в ответ на импульс и существовать в рамках этого импульса.

Приведу пример. Я получила задачу от руководителя, выполнила ее, предъявляю результат - и получаю его мнение, которое касается результатов выполнения этой задачи. Или я знаю, какие есть ожидания в компании от моих компетенций (это прописано в моем ИПР), демонстрирую их в течение какого-то периода и получаю ОС в виде опроса 180 градусов. Все в рамках понятных целей и абсолютно обоснованно. На деле же под термином «обратная связь» скрывается оценочное мнение человека по поводу и без повода.

«Ты делаешь неправильно, делай правильно» - если вы обозначили только результат, то зачем обсуждаете процесс? - это просто эмоция.

«Почему это не сделано?» - замечание, недовольство, раздражение.

«Добавьте в свое КП побольше про услугу» - это не обратная связь, а просьба расширить КП.

«Такой продукт никому не нужен» - спасибо за мнение, а не за обратную связь.

«Этот проект лучше делать в другом фреймворке!» - это совет (хорошо, если прошенный).

и так далее.

Под тегом ОС скрывается много критики и оценки, много эмоций и желания доказать, кто умнее, и всегда, когда клиент ко мне приходит с темой того, как давать ОС, я в первую очередь спрашиваю его: а зачем вам это делать? Если есть цель помочь человеку развиваться, то отпадает необходимость на него злиться и высказывать ему все, что вы о нем думаете. Если есть цель доработать свое видение, то можно просто собирать идеи с благодарностью и не спорить, не доказывать, не выяснять, чья самая классная. И во многих, во многих случаях, когда просто хочется вылить эмоции, наконец станет понятно, что можно ничего и не говорить.

Мне кажется, что гораздо проще называть вещи своими именами, и тогда вот эта маска обратной связи спадет, выяснится суть коммуникации и можно будет над ней поработать. Совершенно неэффективным будет так вот аккуратненько вуалировать критику, оправдывая всплески эмоций и конкуренцию. Формальная вежливость лжива и не ведет к успеху.

______
Kanavina.ru


#цитатавыходногодня

"Я знаю, что они болваны, но мне нужно, чтобы они хотели жить как я - понимаешь? Жить как я живу" - реплика героя Ди Каприо из фильма "Волк с Уолл Стрит"


"Волк с Уолл Стрит" - один из классных фильмов Ди Каприо, где он раскрывает образ лидера. На первый взгляд, нам кажется, что главный герой Джордан Белфорт в картине берет свое с помощью наглости, агрессии и безнаказанности со стороны системы. Но мне кажется, что его фигура намного интереснее.

Белфорт демонстрирует почти невыносимую уверенность в себе, огромное количество энергии (подпитываемое запрещенными веществами) и качество жизни, выкрученное до постоянного пика. Чем дальше, тем увереннее его речи, тем больше людей влюблены в него - как в секте. Каким бы порочным он ни был, его сотрудники хотят внимать каждому его слову.

И вот здесь есть важный момент: кажется, что он просто богатый, поэтому такой привлекательный. Всех завораживает, сколько он заработал. Нет! Никакие достижения и успехи не сравнятся с тем, какой кайф от жизни он демонстрирует. Людей привлекает не успех в вакууме, а успех, который делает человека счастливым нон-стоп.

Белфорту совершенно необязательно было нарушать закон и стремиться заработать все деньги мира для того, чтобы люди хотели быть как он. Можно было просто стать невероятно довольным жизнью человеком.

Мне кажется интересным именно такой разбор образа Волка с Уолл Стрит, потому что он как бы намекает: если сейчас я не получаю удовольствия от того, что делаю, как живу, то я никогда не стану примером для подражания. Я не смогу вдохновлять людей своим вечно раздраженным видом, не смогу мотивировать дергающимся глазом, не смогу внедрять изменения, от которых мне самой тошно. Если мне надо быть лидером и ролевой моделью, то я обязана сначала найти свой кайф от жизни, стать счастливой в каждом дне. И только тогда за мной захотят идти.

___________
Kanavina.ru

ПиЭс
Работает и с детьми: дети все видят и знают, что надо повторять ту модель, которая выглядит наиболее счастливой, и не повторять ту, которая выглядит несчастной. Дети - не дураки, и речами про "в жизни тебе нужно..." вы их не убедите.


9 мая💐

Не понимаю тех, кто негативно высказывается по поводу этого праздника. Считаю, что праздновать этот день надо обязательно, потому что:

🟫🟧🟫 У нас в целом очень мало национальных идей и объединяющих праздников. Новый год, масленица, Пасха и 9 мая. В эти дни мы все едины. Все остальное - это какие-то непонятные выходные. Для такой большой страны каждый день объединения важен.

🟫🟧🟫 Праздник 9 мая - это ретроспектива коллективного прошлого. Если сейчас все ходят к психологу и обсуждают свое личное прошлое, то почему бы раз в год не обсудить нашу общую историю?

🟫🟧🟫 Идея праздника в том, чтобы с уважением отнестись и помнить о той боли, которую пережили наши предки. Мне очень нравится близка эта тема. Сейчас принято расставаться с детскими травмами (или делать вид, что расстался), но на самом деле настоящее освобождение приходит, когда мы любим прошлое и благодарны ему за то, кем стали. Вспоминать боль, которую мы преодолели (в данном случае так еще и коллективными усилиями), можно и иногда даже нужно.

🟫🟧🟫 9 мая - это нарративный праздник, который рассказывает нам мифы о героях и подлецах, о цене победы и о горечи поражений, о целях борьбы, о правде, силе и много еще о чем. В этот день мы переносимся на уровень ценностей, формируем их список для себя. Жизнь с пониманием того, что тебе важно, - это другое качество всего, что мы делаем.

🟫🟧🟫 Бессмертный полк - моя любимая инициатива. Семья для меня является большой ценностью, она учит нас принятию, любви. Семья - это опыт долгосрочных отношений с другими мирами, причем протекать эти отношения должны в любви и согласии. Это совсем непросто - любить инаковость, но мы это делаем. И получаем любовь наших недостатков взамен. Бессмертный полк напоминает нам о том, сколько энергии в нас вложили предки, сколько счастья пытались передать, даже если сами его не испытывали.

На мой взгляд, аргументов достаточно. С праздником!!
__________
Kanavina.ru


"Нам же нравится одно и то же..."
- песня группы "IOWA"

Запоздалая #цитатавыходногодня имеет для меня двоякий смысл.

С одной стороны, она предполагает объединение людей по принципу нашей похожести друг на друга, как бы говорит о том, что все хотим одного и того же.. и это успех, счастье, процветание, любовь.

С другой стороны, эта формулировка содержит еще и иной смысл: она про наше "застревание" на знакомом и понятном. Мы постоянно выбираем то, что ложится на наши фильтры реальности, а значит постоянно выбираем одно и то же..!

Предыдущий пост про культуру - иллюстрация того, что не только человек индивидуально, но и общество коллективно имеет привычку любить одно и то же. Слегка углубимся в теорию...

Адольф Бастиан, этнограф, путешественник и философ, создал теорию "элементарных идей", на основе которой впоследствии было создано множество других эволюционных теорий. Суть работы Бастиана заключается в том, что существует ряд объединяющих все человечество идей, которые развиваются и трансформируются под влиянием географической среды в "народные идеи". То есть у нас всех есть с рождения некий набор тэгов, которые дополняются в процессе взаимодействия с нашей средой и отличают одни народности от других.

Тезис спорный, потому что многим людям до сих пор кажется, что можно стать "гражданином мира" и что десятилетия, проведенные в одной народности, никак не влияют на мировоззрение. На это я отвечу, что теория Бастиана впоследствии была развита Юнгом в его учении об архетипах, а еще взята Кэмпбэллом при создании универсального мифа. Наше стремление все поменять постоянно тормозится желанием жить в понятном мире с понятными нам людьми.

Примерю эти идеи к управлению командами: для меня каждая команда - это суб-культура, малая народность, которая существует в контексте большей народности всей корпорации и народа страны, в которой функционирует компания. Проходя через эту воронку контекстов, "элементарные идеи" обрастают иногда полезными дополнениями, а иногда - ненужными хвостами. То, о чем думает команда, то, как подходит к делу, что выбирает, что отрицает - это ее "элементарные идеи". Каждая команда быстро начинает "любить одно и то же" и, объеднияясь все сильнее, теряет скорость своих изменений, перестает быть гибкой и адекватной внешним вызовам.

На мой взгляд, особенно востребуемый сегодня навык гибкости - это история про то чтобы уметь любить разное. Нужно уметь преодолевать привычки, конфликтовать и искать интерес во всем, что предлагает мир, не отрицая корней, и не сопротивляясь чужому.

Кстати, какие свои "элементарные идеи" вы давно не пересматривали?

__________
Kanavina.ru


Культурный код русского человека🇷🇺

Давно хотела погрузиться в современные реалии русской культуры. Хотелось понять, что еще есть у русских, кроме Шишкина - чем вообще сейчас занята наша культура. Явно же, что не Шаманом единым. Сделала много интересных выводов по вопросу того, а что вообще есть русский культурный код - предлагаю на обсуждение!

Первым стал вывод о том, что в поисках самоидентичности мы в первую очередь пытаемся найти, что же мы придумали с нуля. Когда я исследовала тему «что значит быть русским», мне тоже хотелось ухватиться за какие-то первоисточники, какие-то теги, по которым можно точно сказать - это русское. Но оказалось, что иконы, кокошники, гжель и прочие традиционные наши «ценности» на самом деле являлись результатом заимствования. Я поняла, что наша идентичность вовсе не в том, что мы придумали первыми, а в том, что мы взяли в свою "коллекцию" и во что это преобразовали.

Вторым выводом стала такая мысль: в русской культуре заложен иррационально-эмоциональный способ восприятия мира. В итоге всех наших переплетений с другими культурами нет никакой логики по вопросу, что мы заимствуем, а что - нет. Нет у нас также и какого-то меркантилизма забирать только выгодное, высокомерия забирать что-то как трофей и рационализма внедрять только полезное при заимствовании. Мы совсем не про культурную апроприацию, которая обычно обесценивает и унижает другие народы. Мы наоборот, забираем все с искренним интересом, с эмоциональным ответом, с любовью, а потом делаем на основе мешапа что-то свое.

Третьим выводом стал факт высокой литературности мышления. Неудивительно, что твиттер нам не зашел, а в запретграмме мы фотки подписываем длиннющими постами. Русскому человеку свойственна рефлексия и свойственно общаться с миром через тексты. Русский язык - это язык эмоций. Мы их проживаем через текст, а картинки для нас вторичны.

Четвертым выводом стала постоянное присутствие хтони в нашем сознании. Хтонь - это не мрак и депрессия, как сейчас иногда принято говорить. Хтонь - это стремление к истокам, тема потустороннего, неопределенности мира и статуса человека в нем. Русская хтонь - это тема пути, тема постоянного поиска своей идентичности, «самости», существование в мире «между», в сумерках, в неопределенности. Мы всегда живем между Востоком и Азией, всегда мечемся между человеком и обществом, хотим материального благополучия и спасения души, мы рациональны и чувственны, мы все время чего-то ищем, от чего-то бежим и не любим однозначные догмы, а еще мы всегда - всегда - не уверены в будущем, живем в неизвестности. Богатыри нашей хтони - это и Саша Белый, и Данила Багров, и Святослав Вернидубович и много кто еще - и совсем не Супермен и Паук, которые устроены гораздо проще.

А пятым выводом я назову очень жизнеутверждающий факт: "за хвост" русскую культуру поймать не удается ну никак! Она настолько разнообразна, что нет никакой возможности сделать какую-то четкую рамку как в китайской культуре или индийской. Это как паззл, в котором какие-то части подходят друг другу, какие-то прилеплены липким скотчом и какие-то - крепким клеем "Момент".

Я работаю по русским, американским и европейским методикам, хожу на йогу, пью китайский чай и недавно купила крутой борок у мастера русского исторического костюма. Попробуйте доказать, что я - не русская.

___________
Kanavina.ru

PS Всем, кому нравится, когда красиво и по-русски, рекомендую посмотреть Дочь рыбака художницы Юлдус Бахтиозиной. Мое открытие месяца.
Дочь рыбака — на Иви!
Смотри в лучшем качестве на любом устройстве: фантастическая комедия о продавщице рыбы, получившей шанс стать царевной и избавиться от проблем.


Нервы, нервы...🫨

У меня двое сыновей и они очень по-разному воспринимают мир и себя: один вечно витает в облаках и придумывает безумные концепции бытия, ходит на цыпочках или просто натурально скачет по земле; второй - несмотря на то что совсем малыш - прекрасно чувствует свое тело, озвучивает все свои потребности, знает, что хочет, а что - нет. В быту многие бы сказали, что у них разные характеры, но на самом деле у них разные процессы функционирования нервной системы.

Тип нервной системы (темперамент) - это то, что мы не можем в себе "заменить", проработать и тому подобное. Мы можем только принять и научиться с этим жить. Я скептически отношусь к любой типизации, но только не к этой, так как против природы (генов) не попрешь.

Итак, всего есть четыре типа темперамента:

Сангвиник
Вы легко взбуждаетесь, но при этом довольно быстро успокаиваетесь, не фиксируетесь на негативе слишком долго, можете долго терпеть раздражители, в целом быстро адаптируетесь к любой ситуации. Это самый приятный, на мой взгляд, тип, так как ему всего-то и надо, что найти классную идею - он будет увлечен и будет забивать на неудачи.

Флегматик
Вы можете хорошо загореться чем-то и можете так же с удовольствием расслабляться, но, в отличие от сангвиника, вам тяжело дается переключение с одного на другое. Вам нравится делать что-то одно, на чем можно сосредоточиться долгое время, пребывая в спокойствии. Тяжело иметь дело с ситуацией "семь пятниц на неделе". Типичный мой малыш, который не очень-то любит смену обстановки,но сосредоточен, спокоен и внимателен к себе.

Холерик
Легко возбуждается, тяжело тормозит. Это мой старший сын, которого я стараюсь учить разным доступным его пониманию техникам снижения нервного возбуждения: спорт, шахматы, чтение - любые занятия, которые требуют долгой концентрации, таким детям даются сложнее, но учат со временем справляться со своей тревожностью. Счастье такое моему ребенку досталось от мамы: я - жуткий холерик.

Меланхолик
"Что воля, что неволя" - состояние, когда возбуждение слабое и торможение слабое. Меланхоликам тяжело скакать конем, выполнять сто активностей, пускаться в страсти и переживания, адаптироваться к новым условиям (и не нужно этого от них требовать). Такому типу нужно время и собственные механизмы наращивания энергии к действию.

Я описала эти четыре типа не просто так, а для того, чтобы мы понимали, что мы можем требовать с себя (а также с других людей и со своих детей), а что не можем. Мы все разные! Не надо всех пытаться сделать одинаковыми.


Понимание своей нервной системы дает нам и принятие, и очерчивает зоны роста. То есть:

..если я холерик, то у меня должно быть заготовлено стопятьдесят лайфхаков по теме "как успокоиться"

..если я - флегматик, то мне нужна тренировка переключения

..если я сангвиник, то мне нужно дело, чтобы пустить энергию в правильное русло

..если я - меланхолик, то мне нужны инструменты адаптации и разгона своего "драйва"

Теперь понимаете, насколько персонализированными должны быть все "курсы личностного роста"?)
_________
Kanavina.ru


#цитатавыходногодня

Значительная сторона того, как люди общаются, выражается в том, как они друг к другу обращаются.
Не могу не сказать, что в нашей сегодняшней каждодневной жизни мы ощущаем утрату этих формул. Мы не знаем, как друг к другу обращаться. ...Это только свидетельствует о разрушении важного социального ритуала.

Социальные отношения на самом простом уровне - это предмет большой культуры, культурного созидания. Мы оказываемся без элементарных средств понять друг друга. А как для нас важно друг друга понять, не стоит и говорить.


-Юрий Лотман, цикл лекций "Беседы о русской культуре"

Эти слова вызвали много чувств! Я всегда мучаюсь, когда не знаю, как было бы правильно обратиться к человеку. Как будто бы через обращение, через первое слово в предложении, которое я адресую человеку, должно стоять самое правильное, самое важное...

Вот например, обращение "женщина" или "мужчина": вроде бы всем не нравится... видимо потому что сводит функцию человека к его полу.

Еще вариант - "девушка" и
ли "молодой человек", но они как будто не всегда уместны тоже.

"Извините, пожалуйста" - как будто бы просишь прощения, что не используешь никакого обращения.

У меня есть кейсы, когда клиента надо называть по имени и отчеству, тогда как официальнее, чем Елена, меня никто не называет.

Или вот кейс с "ты" и "вы". Как-то одна девушка, моя ровестница, с которой нас познакомил общий знакомый, специально попросила обращаться к ней на "вы", тк она из Питера. Это для меня было очень странно, видимо москвичи привыкли "тыкать"...

Это все частности, которые показывают тренд: сейчас людям не очень хочется одинаковости друг с другом, и хочется отстраняться, а не объединяться. Раньше обращения сразу ставили определенный статус, выдавали какие-то типичные атрибуты, присоединяли человека к определенному роду других людей. Сегодня каждый сам по себе и один такой на целом свете.

Хорошо ли это? Хм....🤔

_______
Kanavina.ru


Как принимать хорошие решения?🧐


Приматолог и нейробиолог Роберт Сапольски скандализировал общественность своими открытиями: его исследования показали, что решения человека созревают в голову еще до того, как он их сам себе озвучивает. Ох и ах! Подорвана вера в свободу воли и в то, что человек осознанно может управлять своей судьбой.

Но на самом деле, на мой взгляд, приписываемый Сапольски детерминизм - не более чем маркетинговый ход, который должен просто быстро вызвать резонанс, чтобы раскупили все его книжки. На мой взгляд, его исследования подтверждают скорее мысль о том, что хорошие решения не принимаются в моменте. Хорошие решения принимаются умными людьми в состоянии эмоционального равновесия.

Поясню.

Если решения возникают на базе реакции гормонов, а те, в свою очередь, являются результатом работы миндалины, то стоит разобраться, а как учится миндалина принимать решения? Тут оказывается, что на нее влияет два фатора:

👉🏻1️⃣ прошлый опыт, который чем разнообразнее, тем аккуратнее помогает поддать нужного гормона

и

👉🏻2️⃣ физическое состояние организма в целом

Становится ясно, что чем лучше мы умеем анализировать и превращать в новые действия идеи и вообще все, что с нами происходит, чем разнообразнее наша жизнь и чем больше новых опытов, эмоций и стрессов мы себе создаем, чем больше мы заботимся о своем здоровье и объеме психологического ресурса, тем богаче "библиотека" миндалины.

Сконцентрирую свою идею в простых примерах: человек, который прочитал в своей жизни одну книжку будет принимать решения хуже, чем человек, прочитавший сто любых книжек; человек в состоянии болезни хуже решает, чем здоровый; человек, у которого узкий круг общения и однообразная жизнь придумывает менее эффективные решения, чем тот, кто социализируется, путешествует, пробует новые активности.

Да, возможно, Сапольски прав в том, что в отношении конкретного решения нам трудно превзойти инерцию миндалины. Но мы можем ее обучать опосредованно, а в моменте просто доверять себе и своей интуиции. Это сложнее, но разве классные решения должны приниматься легко?


_____________
Kanavina.ru


Офис или удаленка?

Ковидные времена оставили компаниям в наследство обязанность предоставлять возможность сотрудникам работать удаленно. Вроде бы как считается, что это хорошо, так как дает свободу - птичек выпустили наконец из корпоративной клетки. Но, на мой взгляд, есть и обратный эффект для психики. Приведу свои аргументы против удаленки.

1️⃣⏩️Во-первых, из "удаленных" сотрудников очень сложно сформировать команду и очень сложно ее поддерживать. Отсутствие невербального общения через простое физическое соприсутствие рушит доверие, рушит множественные коммуникации "все со всеми", рушит единообразие восприятия своей коллективной идентичности. По-просту, сотрудники больше общаются один на один, получают меньше информации, им сложнее угадывать настроение друг друга и сложнее чувствовать принадлежность к единой культуре, потому что она, как минимум, не окружает их физически. Результаты для компании неутешительны, как и для сотрудника - ведь меньше доверия равно больше тревоги.

2️⃣⏩️Во-вторых, тревога сотрудника в ситуации удаленки множится еще и от нашей физиологической реакции на одиночество. Если мы не чувствуем "плеча" нашего единомышленника ("соплеменника"), то нам кажется, что мы в большей опасности, поэтому инстинктивно подключается стрессовый режим. Нам реально нужно чаще быть рядом со "своими" и чувствовать их кожей, ушами и глазами, невербально, просто чтобы знать, что племя поможет нам выжить.

3️⃣⏩️ В-третьих, чем больше мы принадлежим сами себе и не нуждаемся в адаптации к обществу, тем сильнее закрепляются наши привычные стратегии мышления. На удаленке сотрудники работают в трусах, не включают камеры, едят и пьют за компом. Уровень социализации падает и необходимости быть адекватным коллективу нет. С одной стороны, это облегчение - и именно этого хочется. С другой стороны, это стагнирует развитие и закрепляет не самые эффективные паттерны. Другие люди заставляют нас сталкиваться с другими мирами, заставляют адаптироваться и пробовать новое. Баланс присутствия в одиночестве и в обществе просто необходим, чтобы мы не деградировали.

4️⃣⏩️ Ну и наконец, из-за отсутствия или сведения к минимуму неформального и рабочего общения мы утрачиваем навык коммуникаций. Мы больше концентрируемся на негативе, чаще конфликтуем, нас раздражают те слова, которые раньше не имели значения. Если вы требуете от всех коллег "ненасильственного" подхода к общению с вами и стали на них чаще обижаться из-за того, что с вами не так что-то ответили, то скорее всего, вы очень мало социализируетесь. Так можно совсем разучиться находить с людьми общий язык, а это, извините, принципиальный навык для счастья и успеха.

В общем, на мой взгляд, общение с коллегами гораздо больше помогает сохранять рассудок, чем индивидуальная работа на удаленке. Кому-то покажется это парадоксом, а кто-то завтра все же сходит в офис😉

__________
Kanavina.ru

1k 0 13 4 14

#цитатавыходногодня

"Должен вам сказать, что мы вовсе не хотим завоевывать космос. Мы хотим расширить Землю до его границ. Мы не знаем, что делать с другими мирами. Нам не нужно других миров… Нам нужно наше отражение... Человеку нужен человек."

- Станислав Лем, "Солярис"


Все на свете, что мы видим, мы стремимся уподобить себе. Животные у нас живут не инстинктами, а вполне себе разнообразно мыслят и чувствуют. Святой дух, религиозные и магические сущности изображаются и ведут себя антропоморфно. Фантазии на тему гуманоидов тоже не блещут разнообразием: как минимум все они рассуждают по-человечески, ищут контакта или хотят всех спасти, или завоевать. Да что уж там, мы и с ясенем можем поболтать как с другом, чтобы найти любимую.

Куда бы мы ни смотрели, нам везде мерещится наше отражение. Как будто мы все время пытаемся найти себя в другом.

Печаль такого восприятия в том, что нам не просто нужен человек, нам нужен такой же, как мы. И поэтому другие люди, с одной стороны, являются источником нашего счастья, а с другой - источником боли и одиночества.

Кажется, что пост депрессивный. Но нет! Я хотела с его помощью рассказать о простой идее: чтобы боли было меньше, а счастья больше, нужно просто больше общаться с людьми. Чем лучше мы социализируемся, тем больше шансов найти что-то объединяющее с абсолютно каждым человеком.

Навыки коммуникации - краеугольный камень благополучия во всех смыслах.

Хороший повод для активной светской жизни на этих выходных🥂
_________________
Kanavina.ru


Дитя перестройки.

Я родилась в СССР, и воспитала меня очередь в первый Макдональдс. Не улица, но тоже кое-что💪🏻


Слово - не воробей🦅

Коучинг во многом дает эффект клиентам через работу со словами и формулировками. Когда мысли роятся в голове, их очень трудно дисциплинировать, от этого возникает тревога. А еще подбор более ресурсных слов и проговаривание их вслух помогает рефреймить отношение к своим проблемам.

Конечно, не секрет, что эта нлпшная техника сложилась из ряда исследований психологов и социологов. В одном из них знаменитый эксперимент "дилеммы заключенных" проводили, меняя название самой игры. Если игра называлась "содружество", то "преступники" объединялись и не шли на сделку, а если игра называлась "Уолл-стрит", то запускалась тенденция сдать подельника, чтобы выиграть самому.

Еще пример: исследования о поведении американских судей выяснили, что они склонны соглашаться больше с той стороной, которая наиболее красочно рассказала свою версию. Если прокурор нагнетал больше ужаса и использовал более эмоционально-окрашенные формулировки вкупе с блестящими ораторскими способностями, то, увы, подсудимым везло гораздо меньше...

Интереснее дела обстоят с русским языком и с тем, как мы с его помощью говорим с собой. У нас сложный, очень гибкий, неточный и эмоциональный язык. Неудивительно, что нам очень требуется время на формулирование, на поиск такого нарратива, который будет пополнять нашу энергию, а не растрачиватьее на пустомыслие. Для иллюстрации этого тезиса вот классный пост про то, как виснет чат GPT с русского.

В общем, вывод простой: выбираем слова покрасивее, поресурснее, поразнообразнее. Богатство речи - это богатство мышления.
_______________
Kanavina.ru


Сегодня на йоге один из преподов озвучил такой текст:
"Если выпустить мышь на поле, то она начнет бегать и будет двигаться от периферии к центру, чтобы обойти все пространство поля. Она это делает (внимание!), потому что в мышь заложен искренний интерес к развитию!"

🤯🤯🤯
😂😂😂

"Мдааа," - подумала я. "Даже мышь искренне развивается, а ты - нет."

Показано 20 последних публикаций.