ФНС разъяснила порядок доплаты НДФЛ при использовании прогрессивной шкалыhttps://www.v2b.ru/2026/10/09/fns-razyasnila-poryadok-doplaty-ndfl-pri-ispolzovanii-progressivnoy/Ведомство напомнило, как работает исчисление подоходного налога по прогрессивной шкале, введенной с 2025 года. Повышенная ставка применяется не ко всей сумме дохода, а только к той его части, которая превышает установленные пороги (от 13% для доходов до 2,4 млн руб. до 22% для сумм свыше 50 млн руб.).
Ключевая особенность механизма заключается в том, что налоговые агенты (например, работодатели или Социальный фонд России) рассчитывают и удерживают налог только с тех выплат, которые производят самостоятельно. Они не видят и не учитывают доходы гражданина из других источников.
Окончательный расчет производится самой налоговой инспекцией по итогам календарного года на основе совокупного дохода со всех поступивших источников. Если фактическая сумма налога по прогрессивной шкале окажется больше той, что уже удержали агенты в течение года, разницу придется доплатить гражданину.
В качестве
примера ведомство приводит ситуацию:
В 2025 году налогоплательщик получил доходы из двух источников:
— заработная плата от организации-работодателя — 3 300 000 руб.;
— пособие по временной нетрудоспособности от СФР — 40 000 руб.
Совокупный годовой доход: 3 340 000 руб.
Как налог рассчитала налоговая инспекция по итогам года:
— с суммы до 2,4 млн руб. (по ставке 13%): 2 400 000 руб. × 13% = 312 000 руб.;
— с суммы превышения (940 000 руб.) по ставке 15%: 940 000 руб. × 15% = 141 000 руб.
Итого сумма налога к уплате: 312 000 + 141 000 = 453 000 руб.
Как налог удержали в течение года:
— работодатель (с зарплаты 3 300 000 руб.): 2 400 000 руб. × 13% (312 000 руб.) + 900 000 руб. × 15% (135 000 руб.) = 447 000 руб.;
— СФР (с пособия 40 000 руб., так как сама выплата не превысила порог, ставка составила 13%): 40 000 руб. × 13% = 5 200 руб.
Итого удержано агентами: 447 000 + 5 200 = 452 200 руб.
Сумма, подлежащая доплате по налоговому уведомлению, составила 800 руб. (453 000 руб. – 452 200 руб.).
Срок уплаты такого налога установлен не позднее 1 декабря.