Записки в подполье


Channel's geo and language: Russia, Russian
Category: Blogs


Короб опавших листьев

Related channels

Channel's geo and language
Russia, Russian
Category
Blogs
Statistics
Posts filter


Мне по этому случаю вспоминается чудная история. Была такая игра лет двадцать назад – "Хоббит", выпущенная не по киновселенной, а по книжной лицензии. Тут надо сделать оговорку, что лицензии на вселенные Толкина были у двух юрлиц – Tolkien Estate и Tolkien Enterprise, и вот студия Vivendi работала как раз с Толкин Энтерпрайз. В игре был уровень, на котором нужно было собирать помидоры с кустов, и представители Толкин Энтерпрайз выели весь мозг геймдизайнерам: ведь вселенная Средиземья основана на романо-средневековой Европе, а томаты завезли из Нового Света, это не исторично! Пришлось срочно переделывать помидорки на ягоды. Ровно такая же история, но уже с тыквами, была у создателей игры "Властелин колец: Содружество кольца".

Всё бы ничего, но

1) Каждый, кто дочитал "Властелин колец" хотя бы до второй главы, знает, что Толкин целиком посвящает её "трубочному зелью", то есть табаку. Который попал в Европу из Нового Света.
2) Негры-эльфы это ок, а помидоры с тыковками в Средиземье это ужасно – главное, не перепутать!

"Нельзя так просто взять и высадить помидорную рассаду в Мордоре".




К новой экранизации "Мастера и Маргариты" у меня ровно две фундаментальные претензии:
а. Коровьев в исполнении замечательного актёра Юрия Кололкольнкова всё-таки слишком гротескно фиглярен, словно Пеннивайз;
б. Линия мастера, которому вроде как причудились события написанного им романа, а вроде бы и не причудились, получилась избыточной.

Ход интересный, но в оригинале есть московские главы и параллельные им ершалаимские, в которых рассказывается одна и та же история, и роман в романе это чрезвычайно удачная находка автора, без которой история в Москве теряет глубину. Вообще тема творения, которое выходит из под контроля творца, это важная тема для Булгакова ("Собачье сердце", "Роковые яйца"), но тут, кажется, слегка перемудрили. Зрители в зале уже на середине фильма утыкались в телефоны. Впрочем, конечно, проблема не в самом кино.

Лет пять назад я говорил, что гипотетическая экранизация "Мастера и Маргариты" должна быть этаким инфернальным "Великим Гэтсби", потому что у Булгакова всё это было — и фокстрот "Аллилуйя", и ревущие 20-е нэпа, и вечеринки в "Грибоедове". Всё это в новом фильме есть, и выбор актёров довольно удачен, особенно, конечно, хорош Воланд в исполнении Аугуста Диля — кажется, это первый раз, когда его играет немец, хотя идея-то на поверхности. Построенные все сразу сталинские мега-высотки выглядят ожившим Пандемониумом с картин Джона Мартина, ну а то, что несколько сюжетных линий оказались не закончены или скомканы — это было и в оригинале. Это несущественно. Снять фильм по "Мастеру и Маргарите", уместив на экран два временных слоя, философский подтекст, многочисленные отсылки, сатиру над современностью, и чтобы актёры играли, и чтобы красиво, и чтобы смотреть не скучно, и всё это уложить в два-два с половиной часа — задача невозможная. Вероятно помог бы сам Михаил Афанасьевич, для сцены переписавший "Белую гвардию", но чего не случилось, того не случилось. Но фильм стоящий.


Forward from: Клио
Вот вам список кого нынче почитываю:

Криптодискурс:
@ti_fl_gs
@MI6jamesbond
@outrageous_profan
@notestounderground

История:
@conprivilegio
@kodor_history

Психология:
@neuropsy_applications
@metaprogramming
@es_and_ego

Не придумать категории:
@hyperhistory
@mmanifolds
@prooptiki

Комментарии про насущное:
@a_kaminsky
@pravak_online

Диванная философия (авторский термин):
@vecetti_light

Мемы:
@emperor_of_pepe
@mikaprok_news

Игры:
@goldenkey_game
@pizzecantrop

Около-архитектурный контент (тут люди совсем не в дего-теме, но интересно ведь, что там вне пузыря):
@archispilka
@goroddictionary
@gdedenezki
@artemvuk
@criticumtheory


Merci c’est très gentil, Николай!


Forward from: Inseparabiles
Блж. Августин об имущественных правах женщины:

«В промежуток между второй и последней карфагенской войною, был издан известный закон Вокония, запрещавший кому бы то ни было делать наследницей своего имущества женщину, хотя бы даже единственную дочь. Не знаю, можно ли издать или придумать постановление более несправедливое, чем этот закон».

Augustinus Aurelius. De civitate Dei III, 21 // PL. 41. Col. 103.

См. также:
О возможности женщин к управлению у свт. Амвросия Медиоланского
О равной ответственности мужчин и женщин у Цезария Арелатского


…погонщик возник неизвестно откуда.

В пустыне, подобранной небом для чуда,
по принципу сходства, случившись ночлегом,
они жгли костер. В заметаемой снегом
пещере, своей не предчувствуя роли,
младенец дремал в золотом ореоле
волос, обретавших стремительно навык
свеченья — не только в державе чернявых,
сейчас, но и вправду подобно звезде,
покуда земля существует: везде.

Иосиф Бродский
25 декабря 1988


Как-то раз с товарищем пришли к мнению, что бар с названием "Мицва" обязательно должен существовать (и оказалось, в Москве такой есть). Но я ни за что не поверю, что никто не догадался открыть кошерный ресторан "Курочка ребе".


Зацепился за тему местонахождения человеческого сознания — уже некоторое время я пережёвываю в голове идею фантастического рассказа на отдалённо смежную тему: трансплантация мозга.

Почти 10 лет в СМИ периодически появляются публикации с заголовками "итальянский хирург готов пересадить голову русскому программисту", последний потом сменился на китайца. Идея "технически" кажется простой — если человеческое сознание это всего лишь свойство организма, то простая "пересадка головы" даст возможность организму продолжить существование за счёт нового тела (в своё время об этом писал ув. Игорь). Ведь если источник сознания в голове, то за счёт пересадки можно продолжить жизнь в новом теле, не так ли?

Синопсис: поздний СССР, советская закрытая военно-секретно-медицинская научная лаборатория. Посторонним, разумеется, вход воспрещён. Главный герой — средних лет военврач с обширной хирургической практикой, которого ответственные органы приглашают поработать "в одном очень важном проекте". Оказавшись на месте, он обнаруживает, что проект подразумевает пересадку головы члена Политбюро на молодое тело физически крепкого и пока живого человека — например, спортсмена-уголовника (организовать уголовника из спортсмена несложно), причём эта пересадка взаимна, никого убивать не планируют. Партийца можно оставить абстрактным анонимом, а можно назвать какого-нибудь Пельше [1], не суть. Первые опыты проходят на крысах и обезьянах (успешно), на очереди люди. А затем, как это всегда бывает, что-то идёт не так...

Ну и дальше можно расписать хоть в духе мистического хоррора, хоть a la банальный зомбицид в позднесоветских декорациях. Почему-то мне кажется, в сюжете "сознание уголовника сохранилось в теле даже после пересадки головы партийного чиновника" что-то есть. Если в ближайшее время не набросаю хотя бы черновик — считайте, идею подарил.

[1] Можно сделать и историю с хэппи-эндом. Внимательный читатель может вспомнить единственного в СНГ ныне живущего политика, успевшего в своё время побывать членом Политбюро :)


А если меч предательский восстанет
И снова дни кровавые вернет,
И Англия кровавыми слезами
Вновь обольется, - меч, Господь, разбей,
Не дай увидеть торжество обмана.
Междоусобий затянулась рана.
Спокойствие настало. Злоба, сгинь!
Да будет мир! Господь изрек: аминь!

(уходят)


Реальность развивается в правильном направлении!


Кинематограф, возникнув как занятное развлечение, весь XX век старательно притворялся серьёзным искусством. Как говорится, fake it till you make it, и в конце концов таким искусством кино действительно стало. Годар, Тарковский, Феллини, Трюффо, Калатозов, Вертов, Скорсезе, Кубрик — все они действительно создавали искусство, но характерно, что из перечисленных (случайным образом) только последние два широко популярны, и то потому что один постоянно мелькал в прокате с гангстерскими лентами, а другой снимал добротные экранизации известных произведений.

Кино как жанр постепенно сместилось к тому, чем было при рождении — это развлечение, аттракцион, но снимать аттракционы могут не все (попробуйте найти деньги, чтобы снять "Мстителей"), поэтому зрителей приходится развлекать резкими поворотами сюжета, кровищей, откровенными сценами, персонажами-фриками и другими несложными приёмами. Кино плавно перетекло с больших экранов на домашние телеприставки, и теперь "Голливуд" это Нетфликс, HBO, Амазон и т. п. Сериал (собственно, "шоу") снимается по другим драматургическим законам, отличным от большого кино, и неслучайно многие люди говорят, что им проще посмотреть целый сезон любимого сериала, чем полнометражный двухчасовой фильм. Вдобавок через приставку удобно получать обратную связь производителю — где зритель чаще всего включает повтор, что перематывает, какие эпизоды не пользуются популярностью. Всё это щедро добавляется в сценарии следующих проектов, производство которых ведётся конвеерным методом. В этом смысле "пиратящие" зрители неудобны производителю не потому что "воруют", а потому что с них невозможно собрать любую аналитику — нет данных, нет понимания, что добавить в сериал, а что убрать.

На одном литературном семинаре ещё в дочумную эпоху мне рассказывали, как происходит написание сценариев к какому-нибудь популярному шоу — в комнатке собирается группа "писателей" и методом коллективного мозгоштурма создаёт эпизод за эпизодом. Это прикладное мастерство, станок.

При этом в кино всё увеличивается зазор между всё большей достоверностью картинки и всё меньшими психологическими достоверностью и реализмом. Когда на сцене театра эльф машет картонным мечом это понятная условность. Когда тот же эльф машет тем же картонным мечом в 4D, а актёрская игра и достоверность ситуации остаётся где-то на том же уровне кружка самодеятельности, на этом свете, господа, становится скучно.


Рождественский обед. Ярославль. 1900-е.


«У меня была идея в свое время, когда мне было 24–25 лет… на каждое Рождество писать по стихотворению… У меня семь или восемь рождественских стихотворений… Это был 1972 год. В те времена я относился к этому более, так сказать, «систематически»…

В холодную пору, в местности, привычной скорей к жаре,
чем к холоду, к плоской поверхности более, чем к горе,
Младенец родился в пещере, чтоб мир спасти;
мело, как только в пустыне может зимой мести.
Ему все казалось огромным: грудь Матери, желтый пар
из воловьих ноздрей, волхвы — Бальтазар, Каспар,
Мельхиор; их подарки, втащенные сюда.
Он был всего лишь точкой. И точкой была Звезда.
Внимательно, не мигая, сквозь редкие облака,
на лежащего в яслях Ребенка издалека,
из глубины Вселенной, с другого ее конца,
Звезда смотрела в пещеру. И это был взгляд Отца.

Иосиф Бродский, 24 декабря 1987


Если бы Льва Николаевича вызвал Александр III и наорал на него, это было бы наиболее гуманным, справедливым и благородным решением всего этого "толстовского вопроса". Толстой был по своему воспитанию монархистом, обычным офицером русской армии. И почти всё царствование Александра II и всё царствование Николая II это, в сущности, надругательство над его личностью. Когда был сдан Порт-Артур, Толстой был взбешён и стал стучать кулаком по столу: взорвать надо было к чёртовой матери, взорвать - в моё время так не поступали. Ошарашенный гость-толстовец пробовал осторожно возражать: "Но при этом был бы уничтожен оставшийся гарнизон!" - Что?! Да вы понимаете, что такое военный долг?! Присяга?!!

(БТ, 878)


Продолжая ранее начатую тему занятных "рыночных механизмов" я встану на сколький путь, достав с полки пыльный диплом, полученный когда-то в шахтёрской академии ("ракетное ПТУ" ;) ).

Известно, что существует две основных концепции происхождения нефти. В одном случае – это биогенная теория, – нефть происходит из остатков динозавров древних простейших организмов, водорослей и зоопланктона. По понятным причинам такие запасы нефти ограничены. В другом случае – это абиогенная теория, её придерживался Менделеев и тогдашние научные круги Европы, – нефть возникает в результате процессов в глубине Земли; под высоким давлением и при высокой температуре вода вступает в реакцию с карбидами железа, отсюда образуются оксиды железа и углеводороды. Обе теории, в общем, верны, но вопрос в другом.

Нетрудно заметить, какие выводы следуют из второй теории: абиогенный синтез можно повторить в лабораторных условиях. Кому тогда будут нужны "сложнорасположенные месторождения" (добыча из которых зачастую экономически убыточна)?

Тут я сверну чуть в сторону и приведу другой пример, занимавший меня ещё во время учёбы: синтетические ("искусственные", "поддельные") драгоценные камни существуют не первое десятилетие. Физически они ничем не отличаются от "природных" камней, однако цена "природного" камня и выращенного в автоклаве будет сильно отличаться. Почему? "Так договорились".

"Пилите, Шура, пилите".


По мотивам одного разговора о книгах и книгоиздательстве (а также иных, ничуть не менее важных вещах) мне вспомнилась одна история.

В одной бывшей социалистической стране — назовём её, допустим, страна У, чтобы никто не догадался, — в первые постсоциалистические годы "дикого" "капитализма" образовался довольно широкий рынок переводческих услуг. Этой стране после перехода от социализма достались во множестве высококвалифицированные кадры, но не было большого книгоиздательского рынка, который мог бы на это предложение ответить большим спросом (переводы на государственный язык долгое время оставались экзотикой). Однако такой спрос был в соседней, более главной постсоциалистической стране (некоторые даже называли её метрополией, но мы не будем повторять эту ошибку), на книжный рынок которой лавиной хлынуло всё, что не печаталось при развитом социализме.

Проблема была только в издателях, которые занижали гонорары переводчикам из страны У в несколько раз. Это был сверхвыгодный бизнес: качество перевода плюс-минус не страдало (школа была одна), а денег можно было платить гораздо меньше. Некоторые переводчики возмущённо говорили, что им, можно сказать, и не платили вовсе. В общем, "рыночек порешал".

Было бы большой ошибкой полагать, что такое положение вещей осталось в прошлом веке. Насколько мне известно, оно прекратилось только совсем недавно. Буквально в этом году.


Forward from: ну огощи и огощи
La reine est mort, vive le roi


Меня давно интересовало, назовут ли наш век – от Второй мировой войны и Битлз до Интернета, – "елизаветинской эпохой", подобно викторианской и эдвардианской? Вот и узнаем.


Пользователи @begleita и @Life_on_Pluto вполне справедливо вспоминают об исторической раздробленности германской и испанской наций. Те, с кем мы знакомы ещё со времён молодёжного интернет-журнала с картинками ("где вы были 8 лет?"), знают о моём интересе к истории Югославии (оставшемуся, впрочем, где-то там же). Вот о ней бы и хотелось поговорить, да и повод, кажется, есть.

Первая же экспозиция в Белградском военном музее на Калемегдане представляет посетителю карту "Великой Сербии" — мега-проекта расширения границ Сербии, включающего в себя территорию ещё нескольких сопредельных государств. Точно такие же претензии, зафиксированные в виде конкретных планов, есть, разумеется, у всех сопредельных государств — Хорватии, Словении, Болгарии, Албании и даже у маленькой Македонии. Это норма: государства фиксируют свои претензии друг к другу в конкретной форме. С этого можно начинать диалог и как-то договариваться.

В том же музее от зала к залу со мной передвигалась супружеская пара из России. Они не знали, что я их понимаю, поэтому диалог вели вполне открыто (жена — очень нервно, муж флегматически-отстранённо):

— Коля, тут фотография, тут написано "король Югославии", это как? Какой король, у них же социализм был?
— Ну-у-у... ты знаешь, у нас же тоже "царь".

На уровне массового сознания даже русского обывателя не отрефлексировано, что сама идея государства, объединяющего в себя сербов, хорватов и словенцев (а также македонцев и боснийцев) появилась задолго от Тито, причём разных проектов было много. В конечном счёте всё упиралось в то, кто возьмёт верх в мировой войне. Важно отметить, что исторически югославские народы жили под разной властью: Австро-Венгерской и Османской империй, при этом даже внутри этих государств имели разный статус, не говоря уже о религиозных отличиях. Соединить всех южных славян под одной властью было весьма нетривиальной задачей.

В конечном счёте Карагеоргиевичам навязали не самый выгодный для Сербии вариант объединения словенцев, хорватов и сербов на равных правах. "Югославянснкий комитет", с которым шли переговоры, как вы уже догадались, имел штаб-квартиру в Лондоне. ;) Короля Александра, попытавшегося в конце 1920-х замкнуть на себе линии правления, спустя несколько лет застрелил в Марселе болгарский "Ли Харви Освальд" — это было первое в мире политическое убийство, зафиксированное на плёнку. Французская сторона почему-то не предоставила королю должный кортеж, водитель ехал в 4 раза медленнее нужного, а полицейские стояли спиной к дороге. Вот ведь как бывает!

Пришедший к власти по итогам Второй мировой войны Тито (человек с выдуманной биографией и смутным происхождением) быстро зачистил под себя политическое поле, расправившись с четниками Дражи Михайловича. Тогда же были прочерчены границы будущих независимых государств, составивших Югославскую федерацию. Чтобы этого не было мало, каждая республика получила свою домашнюю армию: югославская военная доктрина строилась на отражении удара извне, переходу к партизанщине и мобилизации сил федеральной ЮНА. Для партизанщины формировались специальные "территориальные обороны" ( ;) ), которые после 1991 года послужили основой для собственных армий каждой из республик. Впрочем, не обошлось без помощи извне — например, словенский спецназ был создан по образцу германской "Группы 9".

Из сказанного напрашивается какой-то вывод-мораль. Вот, пожалуйста: искусственной нации "югославы" не получилось не потому что она искусственная (да, но не более многих других), а потому что сценарий развития изначально был "не про то": Большой Северный Брат выбыл из игры и развитие Младшего Южного пошло так, как было нужно другим державам.

20 last posts shown.