ПРО ОБЗЕРВАЦИИ В GAPONOVA SCHOOL
Как это проходит в GS рассказывает наша DOS Мария Волкотруб:
Мы создали такую систему, в которой преподаватель на испытательном сроке (3 месяца) проходит обзервации раз в 2,5 недели. Иногда у преподавателя бывает 6 обзерваций за семестр. После успешного прохождения испытательного срока – 4 раза, а потом у кого-то 2-3 раза за семестр.
Примерно за неделю до обзервации мы согласовываем день и группу, которую надо посмотреть, потому что иногда нужно посмотреть урок в определенной группе, а иногда – посмотреть урок определенного типа, например, урок чтения, урок грамматики или урок лексики. Бывает, что преподаватели сами пишут, что они испытывают сложности со студентами или с каким-то типом урока, просят посмотреть и дать рекомендации.
Далее преподаватель пишет подробный план урока, где четко прописывает тайминг, виды заданий, последовательность, прописывает обязательные стадии урока и то, что можно будет убрать в случае чего. Важно прописать детальный план урока. На самой обзервации я не присутствую, смотрю все в записи, потому что бывает по 4 обзервации в день, и я просто физически не смогу быть на каждой.
Важный пункт в обзервации – рефлексия. Вместе с видеозаписью урока преподаватель пишет рефлексию, где объясняет, что, как и почему пошло так/не так на уроке, рассказывает какие-то свои впечатления, делает выводы. Меня очень расстраивает, когда преподаватели заполняют рефлексию на «отвали», типа «все было окей, окей, окей, окей». Во-первых, так не бывает, во-вторых, всегда есть, что можно улучшить.
Итак, мне присылают план урока до самого урока, а после – присылают видео и рефлексию, и мы назначаем встречу. Стараемся назначать ее в ближайшее время, пока преподаватели еще помнят, что было и у них свежи переживания, эмоции, сомнения. Мы обсуждаем и проговариваем, что вышло классно, что получилось, что удалось, какие были сомнения, что пошло не так, но преподаватель, например, смог с этим справиться. А потом мы обсуждаем уже какие-то моменты, которые можно было улучшить.
Когда я смотрю урок, я часто вижу несколько проблемных ситуаций, но я всегда выбираю две (максимум три) глобальные проблемы, на которые я хочу акцентировать внимание, и мы проговариваем только эти две темы. Это происходит не в формате лекции с моей стороны, а скорее как обсуждение, плюс я задаю какие-то наводящие, уточняющие вопросы. Обязательно даю советы и рекомендации, как можно решить эти проблемы. Чаще всего я даю несколько вариантов, потому что одной группе зайдет один вариант, а другой – второй. Мы проговариваем дальнейшие шаги. Нашу следующую обзервацию мы начинаем с обсуждения, удалось ли нам проработать те шаги, о которых мы говорили в прошлый раз. Я не ожидаю, что преподаватели будут идеально справляться с подобными ситуациями, но я хочу увидеть прогресс и то, что преподаватели двигаются в правильном направлении.
Сами обзервации тоже записываются на видео и хранятся на Геткурсе, так у преподавателей всегда есть возможность пересмотреть, чтобы лучше понять и закрепить информацию.
Наглядность материала. На обзервации я всегда показываю, как я делала какие-то задания со своими группами, со своими студентами. Мне кажется, это очень важно, чтобы видели, как можно применить знания на практике, а не только теорию из книги.
Обзервация – это супер-полезный инструмент для работы, который помогает нашим преподавателям расти в профессии и повышает качество занятий в Gaponova School.