ПсихоСова - заметки психолога


Channel's geo and language: Russia, Russian
Category: Psychology


Психолог КПТ/РЭПТ о психологии наглядно. Я закончила МИП, член АКПП, сертифицирована о повышении квалификации в подходах КПТ, ACT, CFT, DBT.
Беру запросы: депрессия, тревога, обида, гнев, прокрастинация и т.д.
Запись в личку: @PsykhoSova

Related channels  |  Similar channels

Channel's geo and language
Russia, Russian
Category
Psychology
Statistics
Posts filter


🦉ПТСР и его виды

По сути, ПТСР - это способ нашего тела сказать "я больше не позволю никому так жестоко со мной обращаться" (с)

Тревожная форма характеризуется постоянным беспокойством, раздражительностью. Человек напряжён и ни при каких условиях не чувствует себя в безопасности. Он может страдать от нарушений сна и навязчивых страхов.

Астеническая форма ПТСР отличается изменениями в поведении человека: он становится аморфным, пассивным, бесчувственным и безразличным к тем вещам, которые ранее могли вызывать яркие эмоции и ощущения. Наблюдается депрессивное настроение.

Дисфорическое ПТСР проявляется агрессией, постоянным недовольством, неконтролируемыми вспышками гнева, замкнутостью.

Соматоформный тип отличается не только психологическими, но и физическими симптомами — учащённым сердцебиением, болью в груди, чувством удушья, нарушением работы желудочно-кишечного тракта.


В ближайшие дни обучаемся с @Mrs_Backstab на 10-м, юбилейном форуме Ассоциации Когнитивно-Поведенческих психотерапевтов в Петербурге.

Каждый раз с кайфом окунаюсь в атмосферу профессиональной тусовки. Лекции просто восторг, очень много ценного опыта коллег и полезных протоколов работы, присутствуют очень колоритные зарубежные спикеры. Вдохновляюсь на новые тексты и обязательно вернусь сюда в следующем году)


Самогазлайтинг - это негативное поведение, при котором человек систематически принижает и унижает себя.

Типичные признаки самогазлайтинга:
📌 Постоянное недоверие себе
Вы не доверяете собственным выводам, интуиции, суждениям, Вы считаете, что другие всегда правы, а Вы - априори нет.
📌 Считаете себя слишком чувствительным
Вам ранее внушили стыд за Ваши эмоции, и теперь Вы подавляете любые "неудобные" чувства (стыд, грусть, гнев)
📌 У Вас постоянные требования к себе и своим эмоциям на уровне долженствований:
"Я не должна это чувствовать", "Меня не должно ничего беспокоить", "Я не должна грустить".
📌 Обесценивание собственных чувств:
Вместо того, чтобы принять и прожить Ваши чувства, Вы отмахиваетесь от них и говорите: "Это ерунда", "Другим ещё хуже","Я слишком остро реагирую".
📌 Вы оправдываете поведение токсичных людей и ищете причину их поступков в себе

294 0 11 3 24

🦉Простая дыхательная техника для снижения тревоги и снятия стресса:

💚 Сделайте диафрагмальный вдох, сказав самому себе: «Вдохни».
💚 Задержите ненадолго дыхание, перед тем как выдохнуть.
💚Сделайте медленный и глубокий выдох, говоря себе: «Расслабься».
💚Сделайте паузу перед следующим естественным вдохом.
💚В то время как вы делаете медленный вдох, а затем на мгновение задерживаете дыхание, обратите внимание на те части тела, где появляется напряжение.
💚 Выдыхая, ощутите, как напряжение естественным образом уходит из тела. С каждым выдохом вы будете ощущать все большее и большее расслабление.
💚 Если какие-либо мысли, чувства и ощущения отвлекают ваше внимание, просто отметьте, что они существуют, и вернитесь к
дыхательным упражнениям.
💚Практикуйте упражнение от 5 до 20 минут за один раз.


🦉А теперь о том, как правильно обозначать свои границы:

📌Первый и самый главный шаг — признать свое право на них.
Дайте себе право сказать «нет» или отказаться от чего-то без чувства вины, право рассчитывать на уважительное отношение к себе, право думать в первую очередь о своих желаниях и интересах. Это минимум, который определяет здоровые личные границы.

📌Говорите прямо и открыто о нарушении Ваших границ
Люди могут не осознавать, что они нарушают Ваши границы. покажите им, как с Вами нельзя обращаться. Лучше всего использовать здесь «Я-высказывания», которые фокусируются на ваших чувствах, а не на поведении другого.

📌Если человек не реагирует на Ваши сообщения о личных границах - попробуйте привлечь третью сторону (начальство, например, если нарушитель - коллега), или держать дистанцию (если это в семье происходит например).

Не забывайте, что защита личных границ - прежде всего Ваша ответственность. Только Вы можете знать, что для Вас приемлемо, а что нет. Это нормально, если другим это не очевидно, именно поэтому крайне важно научиться проговаривать и обозначать свои границы.

387 0 12 3 21

Очень важное напоминание. Не вините себя за отсутствие сил, лучше дайте себе возможность их восполнить ❤️


Различия между избыточной (стрессовой) и здоровой (функциональной) тревогой


🦉Четыре способа неправильно сообщить о своих границах:

Пассивный:
⚡ У вас есть проблема, но вы ничего не говорите.
⚡Вы позволяете людям делать и говорить то, с чем вы не согласны.
⚡Вы игнорируете вещи, которые выводят вас из себя.

Агрессивный:
⚡Унижение других с целью доказать свою точку зрения
⚡Использование криков, обзываний и ругательств для выражения своего мнения
⚡Использование ошибок прошлого, чтобы пристыдить людей
⚡Громкие доказательства своей правоты (выдумывание «фактов», чтобы притвориться правым)
⚡Споры с целью затеять драку
⚡Использование циничного юмора для высмеивания

Пассивно-агрессивный:
⚡Проявлять словесную агрессию, не связанную с текущей ситуацией
⚡ Быть угрюмым по неизвестной причине (часто)
⚡Вспоминать ошибки прошлого
⚡Постоянно сводить разговор к жалобам
⚡Сплетничать о вещах, которые вы могли бы исправить, но не делаете этого

Манипулятивный:
⚡ Создание впечатления, что проблема, которая возникла у вас с кем-то, – это полностью его вина (манипулирование сознанием).
⚡ Просьба о помощи в последнюю минуту с фразой «У меня нет никаких других вариантов!».
⚡ Истории, направленные на то, чтобы вызвать жалость.
⚡Умалчивание важной информации, чтобы вас поддержали.
⚡ Сдерживание привязанности, чтобы заставить кого-то чувствовать себя плохо или изменить свое поведение.
⚡ Использование отношений в качестве причины, по которой вы «должны» делать определенные вещи. Например, «жены должны готовить».


🦉10 причин, по которым вы не можете уверенно установить границы:

📌 Вы боитесь показаться злым или грубым человеком.
📌 Вы боитесь обидеть другого человека и берёте на себя ответственность за его обиду.
📌 Вам необходимо угождать людям.
📌 Вы беспокоитесь о последствиях установления границ.
📌Вы чувствуете себя бессильным (и не уверены, что границы помогут).
📌 Вы считаете своей главной ценностью помощь другим.
📌 Вы проецируете свои чувства от отказа на других людей.
📌 Вы понятия не имеете, с чего начать.
📌 Вы считаете, что не можете (не имеете права) иметь границы в определенных типах отношений.

745 0 13 4 38

🦉Что такое тревога на самом деле?

В тревожном мышлении можно выделить четыре главных элемента, которые отвечают за возникновение тревоги:

Преувеличение вероятности опасности:

«Я буду говорить одни глупости на предстоящем свидании!»

Преувеличение серьёзности опасности:
«Если я скажу глупость, это разрушит мою карьеру!»

Недооценка способностей справиться с тревожащими или проблемными ситуациями:
"Я не справлюсь с этой ситуацией и чувствами в ней"

Недооценка степени безопасности:
"Именно в этот раз всё будет плохо!"

651 0 11 2 21



Ваши любимые каналы по психологии в одной папке!

✅Если вы интересуетесь психологией и психотерапией и ищете тематические каналы
✅Если у вас разбегаются глаза, и вы не знаете, на что подписываться.
✅Если вы цените свое время.

Вы можете выбрать те, что вам ближе, или подписаться сразу на все:

Клик


🦉Типы нарушенной привязанности, соотнесенные с классификацией Мэри Эйнсворт:

Негативная (невротическая) привязанность — ребенок постоянно
«цепляется» за родителей, ищет «негативного» внимания, провоцируя родителей на наказания и стараясь раздражить их. Появляется как в результате пренебрежения, так и гиперопеки.

Амбивалентная — ребенок постоянно демонстрирует двойственное отношение к близкому взрослому: «привязанность-отвержение», то ластится, то грубит и избегает. При этом перепады в обращении являются частыми, полутона и компромиссы отсутствуют, а сам ребенок не может объяснить своего поведения и явно страдает от него. Характерно для детей, чьи родители были непоследовательны и истеричны: то ласкали, то взрывались и били ребенка — делая и то, и другое бурно и без объективных причин, лишая тем самым ребенка возможности понять их поведение и приспособиться к нему.

Избегающая — ребенок угрюм, замкнут, не допускает доверительных отношений со взрослыми и детьми, хотя может любить животных. Основной мотив — «никому нельзя доверять». Подобное может быть, если ребенок очень болезненно пережил разрыв отношений с близким взрослым и горе не прошло, ребенок «застрял» в нем; либо если разрыв воспринимается как «предательство», а взрослые — как «злоупотребляющие» детским доверием и своей силой.

Дезорганизованная — эти дети научились выживать, нарушая все
правила и границы человеческих отношений, отказываясь от привязанности в пользу силы: им не надо, чтобы их любили, они предпочитают, чтобы их боялись. Характерно для детей, подвергавшихся систематическому жестокому обращению и насилию, и никогда не имевших опыта привязанности.


Сегодняшнее напоминание о том, что крайне важно научиться говорить о своих чувствах (любых), мыслях, потребностях, желаниях, потому что другие люди не просто не умеют читать мысли, они в принципе это делать не должны.

Заставляя других играть с вами в угадайку, вы обрекаете себя на ненужные страдания, жить без которых было бы значительно приятнее и проще.


🦉Три уровня самовалидации по Шери Ван Дейк:

Самовалидация - это принятие и признание своих эмоций, которое очень важно для облегчения состояния. Ведь осуждая себя за чувства, вы себя в итоге чувствуете только хуже и усугубляете свое состояние.

💚 1. Распознавание:
Первый уровень самовалидации - это признать эмоцию. Просто признайте, что она у вас есть, и не оцениваете при этом. Например: "сейчас я чувствую грусть". "Сейчас мне тревожно" и т.п.

💚2. Разрешение:
Второй уровень самовалидации - это разрешить себе испытывать чувство, которое вы в себе признаете. Это нормально, что Вы чувствуете тревогу, печаль, гнев и т.п. Вам может не нравиться это чувство, но признайте, что само его наличие - норма, ведь вы живой человек, а люди могут испытывать совершенно разные чувства, потому что они живые и у каждого свои особенности работы психики.

💚3. Понимание:
Самый высокий (и самый сложный) уровень самовалидации - это понимание. На этом уровне вы осознаёте, что Ваши чувства логичны и возникают не просто так, для их возникновения есть определенные причины.
Например, Вы испытываете тревогу, потому что Вам кажется, что есть какая-то угроза. Вы злитесь, потому что задето что-то важное и ценное. Или Вы грустите, потому что не имеете того, что хотелось бы иметь.

Именно понимание своих чувств даёт внутреннее право чувствовать то, что чувствуете и возможность не ругать себя за это.


🦉Важное напоминание:

Если ваш ребёнок может решать задачи по олимпиадной математике, говорить на трёх языках, получать самые высокие отметки, но не может справляться со своими эмоциями, не умеет решать конфликты, не справляется со стрессом, ничто из перечисленного в начале не имеет никакого смысла.

793 0 11 2 68

Психолог - моё второе образование, а по своему первому я переводчик художественной литературы. У меня был потрясающий учитель, мастер, которого мы с однокурсниками с теплом вспоминаем. Сейчас его уже к сожалению нет с нами, и 9 мая - повод вспомнить про него ещё раз. Он был настоящим героем, хотя никогда не считал себя им.

Александр Михайлович Ревич
- профессор Литературного института, поэт, переводчик, герой-фронтовик, прошедший Сталинград. В Одесской области он попал в плен, бежал, прошёл пешком всю оккупированную немцами Украину, затем снова был захвачен в плен при попытке перейти линию фронта в районе Таганрога, но и оттуда он смог сбежать и добраться до своих. В декабре 1941 года Особым отделом Южного фронта осуждён, попал в штрафбат. Тяжело ранен при переправе через реку Донец, восстановлен в офицерских правах. Демобилизован после третьего ранения. Награждён орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды (за побег из плена), 24 медалями, в том числе «За оборону Сталинграда». Александр Михайлович был прекрасным, добрым, очень светлым человеком. И сегодня искренне хочу сказать ему спасибо за всё, что он делал.

С праздником, друзья. Не забудем тех, кто совершал для нас настоящие подвиги.

Очень рекомендую к просмотру:
Экранизация "Поэмы о единственном дне" Александра Михайловича Ревича, поэта и переводчика, участника Сталинградской битвы.
Текст читает заслуженный артист России, актёр МХТ им.А.П.Чехова - Анатолий Белый
Автор проекта Ксения Позднякова, выпускница Литературного Института им.А.М.Горького
https://vimeo.com/658745859


Нашла в тик-токе шикарное видео про формирование детских травм.
Кто узнал себя?

866 0 23 3 50

🦉Функциональные и дисфункциональные эмоции в РЭПТ

Мы не делим эмоции на хорошие и плохие, но выделяем как полезные и адаптивные (функциональные), так и дисфункциональные, создающие нам лишний дискомфорт.

Дисфункциональные эмоции ухудшают нам состояние и ничем не помогают. Функциональные же необходимы и важны и в то же время вполне переносимы.

В процессе терапии мы учимся заменять дисфункциональные эмоции на функциональные:
подавленность (депрессивное состояние) ➡ грусть
тревога ➡ обеспокоенность, легкое волнение
стыд ➡ смущение
вина ➡ сожаление, раскаяние
гнев ➡ легкое раздражение
обида ➡ грусть, разочарование

#рэпт


Вы когда-нибудь видели молодого Альберта Эллиса, создателя РЭПТ (Рационально-Эмотивно-Поведенческой терапии)? Теперь видели.

Потрясающий был мужик. Учил делать то, что страшно и действовать вопреки тревоге, и показывал своим примером, что это работает. Эллис сам страдал социофобией и страхом публичных выступлений, и только регулярная практика того, что страшно, вместо постоянного избегания, хотя и принесла ему дискомфорт, но помогла навсегда побороть фобии.
"Не бойся ничего, что не представляет реальной опасности и что ты не делал раньше. Ты создаёшь ужас в собственной голове. Этот опыт не является невыносимым, это ты делаешь его таким".


#РЭПТ

20 last posts shown.